Мастер-класс для педагогов «Использование игровой ритмизации для развития речи детей старшего дошкольного возраста»
материал (старшая группа)

Ерина Елена Николаевна

МАСТЕР-КЛАСС с целью повышения профессиональной компетентности педагогов по использованию игровой ритмизации, пропаганда и распространение нетрадиционных приёмов работы в развитии речи старших дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_dlya_peddagogov.docx25.63 КБ

Предварительный просмотр:

 

Мастер-класс

«Использование игровой ритмизации для развития речи детей старшего дошкольного возраста»

 

Цель проведения мастер-класса: повышение профессиональной компетентности педагогов по использованию игровой ритмизации, пропаганда и распространение нетрадиционных приёмов работы в развитии речи старших дошкольников.

Задачи:

1. Познакомить участников мастер-класса с использованием игровой ритмизации, способствующих развитию речи старших дошкольников.

2. Отработать совместно с участниками мастер-класса последовательность действий и приемов игровой ритмизации по применению работы с детьми.

Категория слушателей мастер-класса: воспитатели старших групп общеразвивающей и компенсирующей направленности для детей с ТНР.

Оборудование:  раздаточный материал по количеству участников:  предметы (музыкальные ложки, звучащий молоточек, логоптичка, поросенок) и ритмические карточки (схемы); музыкальная ритмизированная игра (интернет-канал Елена MUSICWAY); деревянные ритмические палочки (клавесы); пособия «Ритмическая парковка» и «Ритмический круг».

Содержание мастер-класса:

Добрый день! Я рада поделиться с вами своим опытом и провести небольшой мастер-класс по теме «Использование игровой ритмизации для развития речи детей старшего дошкольного возраста».

Ритм – широкое понятие. Есть ритм смены частей суток, времён года, ритм сердца, дыхания, ходьбы. Ритм даёт движение, жизнь. Речь тоже обладает ритмом. Уже в самых ранних проявлениях лепета обнаруживается ритмическая повторяемость однородных слогов, затем чередование разнородных.

Использование игровых ритмических упражнений дает положительные результаты:

- улучшается фонематический слух и восприятие;

- развивается общая, мелкая моторика и координация движений;

- развивается артикуляция, чёткость речи;  

- правильно воспроизводится ритмический рисунок слов, т.е. слоговая структура.

- даёт возможность педагогам увлекательно и более качественно вести коррекционную работу.

Предлагаю вам со мной поиграть, обещаю, вы не будете скучать!

1. Воспроизведение ритмов с опорой на наглядность, на схемы «Отстучи ритм»

Е.Н.: Посмотрите на предметы и карточки с ритмическим рисунком, которые находятся у вас на столах. Отстучите предложенный ритм. Участники выполняют задание.

А теперь ещё с ударением. Большому знаку должен соответствовать более громкий звук, маленькому - тихий. Участники выполняют задание.

2. Музыкальная ритмизированная игра «Повтори ритм» с использованием звучащих жестов (интернет-канал Елена MUSICWAY)

Е.Н.: Звучащие жесты - это игра звуками своего тела, игра на его поверхности: хлопки, шлепки по бёдрам, груди, притопы ногами. Добавим к жестам музыку.

Внимание на экран: смотрим и выполняем. Участники выполняют задание.

3.  Ритмизация с помощью палочек (клавесов)

Е.Н.: Еще хочу вас познакомить с клавесами - это простейший кубинский народный ударный инструмент африканского происхождения: две палочки из твёрдого дерева, при помощи которых задается основной ритм ансамбля. Если их нет, можно воспользоваться карандашами или палочками для суши. Итак, палочки весёлые в руки мы возьмём и с этими палочками мы игру начнём:

ЗАШАГАЛИ НОЖКИ ПО СНЕЖНОЙ ДОРОЖКЕ - ударять поочерёдно палочками по полу (столу)
ПОБЕЖАЛИ НОЖКИ ПО СНЕЖНОЙ ДОРОЖКЕ, 
- быстро ударять поочерёдно палочками по полу (столу)
ПОСКАКАЛИ НОЖКИ ПО СНЕЖНОЙ ДОРОЖКЕ,
- ударять двумя палочками справа - слева по полу (столу)
ЗАПЛЯСАЛИ НОЖКИ ПО СНЕЖНОЙ ДОРОЖКЕ, -
ударять по очереди разными концами палочек о пол (о стол)
ОТДЫХАЮТ НОЖКИ НА СНЕЖНОЙ ДОРОЖКЕ, 
- положить палочки на пол (на стол), катать палочки от себя - к себе по полу (по столу),
БОЛЬШЕ НОЖКИ НЕ СТУЧАТ, ПОТОМУ ЧТО КРЕПКО СПЯТ. 
- палочки лежат на полу (на столе), ручки под щёчки

4. Включение ритмических рядов «Весёлые ритмы» (пособия «Ритмическая парковка» и «Ритмический круг»)  

Е.Н.: С пособиями «Ритмическая парковка» и «Ритмический круг» работу нужно начинать с выкладывания рядов в определенной последовательности. Выкладывания ритмических рядов могут быть в разных комбинациях: 1-2, 2-1, 1-3, 2-3, 3-1, 3-2, 3-3 и т.д. Далее накладываем моторную программу - жесты (просим отхлопать, оттопать, отстучать, отзвенеть количество звуков равное количеству элементов, лежащих в одной ячейке) и речь (звуки, слоги, слова).

Итак, на парковке ритмический ряд 1:2, добавляем движения (1 предмет – 1 хлопок в  ладоши, 2 предмета – 2 стука кулаком). Участник выполняет задание.

Тот же ряд 1:2, автоматизируем звук Л в слогах (1 предмет – произносим слог ЛА и сжимаем руки в кулачки 1 раз, 2 предмета – произносим слог ЛА и сжимаем руки в кулачки 2 раза). Участник выполняет задание.

На круге ряд 1:1, автоматизируем звук Р в начале слова (картинка – её переворачиваем и называем, фишка -хлопок). Участник выполняет задание.

На парковке задан ряд 1:1, дифференцируем звуки по твёрдости и мягкости (синий помпон выкладываем - произносим РА, зелёный помпон выкладываем - произносим РЯ). Участник выполняет задание.

Е.Н.: Итак, мы  заканчиваем наш мастер-класс. Важно помнить, что у человека слышат не только уши, но и каждая клетка организма. И, совершенно неважно, учитель-логопед вы или воспитатель, важно   развивать чувство ритма у детей. Я благодарю всех за внимание и участие в нашем мероприятии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование сюжетно-ролевых игровых технологий в развитии речи детей старшего дошкольного возраста»

Выступление на муниципальном методобъединении. Форма проведения - семинар-практикум....

МАСТЕР–КЛАСС «Использование технологии «Синквейн» для развития речи детей старшего дошкольного возраста».

Проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день и является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к пр...

Мастер класс для педагогов использование технологии синквейн для развития речи детей старшего дошкольного возраста

Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, их мотивацию на системное использование в практике технологию синквейн для речевого развития детей старшего дошкольного возраста....

Мастер - класс для педагогов на тему: "Использование приёмов мнемотехники для развития речи детей старшего дошкольного возраста"

Практический материал для целевой аудитории: педагоги групп старшего дошкольного возраста....

МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ПРИЕМОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ПРИЕМОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...

Мастер-класс для педагогов «Использование дидактических игр в развитии речи детей старшего дошкольного возраста»

Цель: Демонстрация опыта работы по речевому развитию дошкольников с использованием словесных и дидактических игр в образовательном процессе ДОУ. Задачи:Повысить профессиональный уровень педагогов...

Мастер-класс для педагогов: «Использование кубика Блума для развития речи детей старшего дошкольного возраста»

Цель: повысить профессиональное мастерство педагогов в процессе активного педагогического общения по проблеме развития критического мышления детей дошкольного возраста....