МАСТЕР–КЛАСС «Использование технологии «Синквейн» для развития речи детей старшего дошкольного возраста».
материал по развитию речи (подготовительная группа)
Проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день и является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного общения с окружающими.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya_sinkvey.docx | 650.81 КБ |
tehnologiya_sinkvey.docx | 650.81 КБ |
Предварительный просмотр:
МАСТЕР–КЛАСС
«Использование технологии «Синквейн» для
развития речи детей старшего дошкольного возраста».
Технология: мастер-класс.
Цель: обмен профессиональным опытом, повышение профессионального мастерства педагогов - участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения.
Задачи:
1. Познакомить участников мастер-класса с технологией «Синквейн».
2. Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, их мотивацию на системное использование в практике технологию «Синквейн» для речевого развития.
Оснащение: альбомные листы по количеству участников, фломастеры, авторучки, черный маркер, ватман.
Ход мастер-класса:
Вступительный.
Добрый день уважаемые коллеги! Тема моего мастер-класса «Использование технологии «Синквейн» для развития речи детей старшего дошкольного возраста».
Проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день и является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного общения с окружающими.
Традиционная методика обучения дошкольников рекомендует использовать в качестве основного приема обучения образец рассказа педагога. Но опыт показывает, что дети воспроизводят рассказ воспитателя с незначительными изменениями, рассказы бедны выразительными средствами, лексический запас слов мал, в текстах практически отсутствуют простые распространенные и сложные предложения. Но главным недостатком является то, что ребенок сам не строит рассказ, а повторяет уже только что услышанное. За одно занятие детям приходится выслушивать несколько однообразных однотипных рассказов. Детям этот вид деятельности становится скучным и неинтересным, они начинают отвлекаться.
Принятие ФГОС ДО требует от воспитателя более глубокого продумывания методов и приёмов к организации образовательной деятельности, так как роль воспитателя является направляющей, развивающей. Поиск подходов к повышению эффективности образовательного процесса вызывает необходимость уделять большое внимание применению инновационных педагогических технологий.
Одним из эффективных интересных методов который позволяет активизировать познавательную деятельность и способствует развитию речи, является работа над созданием нерифмованного стихотворения, синквейна.
Синквейн для дошкольников – это:
• средство творческого самовыражения ребёнка;
• игровой способ обогащения словарного запаса;
• подготовка к краткому пересказу;
• владение понятиями: слово-предмет (живой-неживой, слово-действие, слово-признак;
• умение выделять главную мысль, формулировать идею, подбирать синонимы, правильно понимать и задавать вопросы, согласовывать слова в предложении;
• увлекательное занятие, благодаря которому каждый дошкольник может почувствовать себя гением-творцом.
2.Практическая часть.
Сегодня, я познакомлю вас с составлением синквейнов. Вам знакомо это слово? Давайте сначала вместе с вами произнесем это необычное и незнакомое слово «синквейн».
Что же означает это необычное для нашего слуха слово «синквейн»? Оно происходит от французского слова «пять» и означает стихотворение, состоящее из 5-ти строк и написанное по определенному правилу (алгоритму).
Алгоритм составления синквейна.
Синквейн состоит из пяти строк, его форма напоминает елочку.
Первая строка – это заголовок, тема, состоящие из одного слова (обычно существительное, означающее предмет или действие, о котором идёт речь).
Вторая строка – два слова. Прилагательные. Это описание признаков предмета или его свойства, раскрывающие тему.
Третья строка обычно состоит из трёх глаголов, описывающих действия предмета.
Четвёртая строка – это словосочетание или предложение, состоящее из нескольких слов, которые отражают личное отношение автора синквейна к тому, о чем говорится в тексте.
Пятая строка – последняя. Одно слово – существительное для выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, синоним первого слова.
Приступим к составлению совместного синквейна, и вы легко запомните это правило. Пододвиньте, пожалуйста, поближе к себе лист бумаги и положите его вертикально к себе, как я. В левом нижнем углу напишите цифры от 1 до 5 столбиком (показываю). Чтобы не ошибиться, цифры можно написать в обратном порядке - снизу вверх: от 5 до 1.
Теперь мы вместе с Вами выберем тему, над которой будем работать. Темы синквейнов могут быть самые разнообразные, это могут быть профессии, одежда, транспорт, фрукты, овощи, животные, природа и явления природы и погоды и т. д.
На первый раз предложу вам сама тему: «цветы», например. Нарисуйте, пожалуйста, любой цветок в центре Вашего листа, можно схематично.
1. На 1-й строке, под цифрой 1 - напишите слово, обозначающее тему, т. е. название цветка (я пишу - ромашка).
2. На 2-й строке - напишите два имени прилагательных, описывающих эту тему. Слова нужно подбирать наиболее красочные и интересные (я пишу-белая, очаровательная).
3. На 3-й строке – напишите три глагола, описывающих действия этого предмета в рамках темы (растет, завораживает, манит).
4. 4-я строка – запишите предложение, состоящее из 3-х и более слов, выражающее отношение к теме. Можно использовать любые части речи.
(Как я люблю собирать ромашки)
5. 5-я строка – нужно подобрать одно слово, являющееся синонимом или ассоциацией темы (любовь)
- Записали? Ну, а теперь будем читать получившиеся стихи. Первой прочту свой синквей я:
«Ромашка. Белая, очаровательная. Растет, завораживает, манит. Как я люблю собирать ромашки! Любовь!»
-Ну, а теперь прочитайте, вы свои стихи.
-Скажите, пожалуйста, для закрепления, как называются стихи, которые мы сейчас с вами писали? (синквейны). Кому из вас понравились такие стихи?
Наш мастер-класс подошел к концу.
Я благодарю всех за внимание и участие. Творческих вам успехов!
Предварительный просмотр:
МАСТЕР–КЛАСС
«Использование технологии «Синквейн» для
развития речи детей старшего дошкольного возраста».
Технология: мастер-класс.
Цель: обмен профессиональным опытом, повышение профессионального мастерства педагогов - участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения.
Задачи:
1. Познакомить участников мастер-класса с технологией «Синквейн».
2. Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, их мотивацию на системное использование в практике технологию «Синквейн» для речевого развития.
Оснащение: альбомные листы по количеству участников, фломастеры, авторучки, черный маркер, ватман.
Ход мастер-класса:
Вступительный.
Добрый день уважаемые коллеги! Тема моего мастер-класса «Использование технологии «Синквейн» для развития речи детей старшего дошкольного возраста».
Проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день и является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного общения с окружающими.
Традиционная методика обучения дошкольников рекомендует использовать в качестве основного приема обучения образец рассказа педагога. Но опыт показывает, что дети воспроизводят рассказ воспитателя с незначительными изменениями, рассказы бедны выразительными средствами, лексический запас слов мал, в текстах практически отсутствуют простые распространенные и сложные предложения. Но главным недостатком является то, что ребенок сам не строит рассказ, а повторяет уже только что услышанное. За одно занятие детям приходится выслушивать несколько однообразных однотипных рассказов. Детям этот вид деятельности становится скучным и неинтересным, они начинают отвлекаться.
Принятие ФГОС ДО требует от воспитателя более глубокого продумывания методов и приёмов к организации образовательной деятельности, так как роль воспитателя является направляющей, развивающей. Поиск подходов к повышению эффективности образовательного процесса вызывает необходимость уделять большое внимание применению инновационных педагогических технологий.
Одним из эффективных интересных методов который позволяет активизировать познавательную деятельность и способствует развитию речи, является работа над созданием нерифмованного стихотворения, синквейна.
Синквейн для дошкольников – это:
• средство творческого самовыражения ребёнка;
• игровой способ обогащения словарного запаса;
• подготовка к краткому пересказу;
• владение понятиями: слово-предмет (живой-неживой, слово-действие, слово-признак;
• умение выделять главную мысль, формулировать идею, подбирать синонимы, правильно понимать и задавать вопросы, согласовывать слова в предложении;
• увлекательное занятие, благодаря которому каждый дошкольник может почувствовать себя гением-творцом.
2.Практическая часть.
Сегодня, я познакомлю вас с составлением синквейнов. Вам знакомо это слово? Давайте сначала вместе с вами произнесем это необычное и незнакомое слово «синквейн».
Что же означает это необычное для нашего слуха слово «синквейн»? Оно происходит от французского слова «пять» и означает стихотворение, состоящее из 5-ти строк и написанное по определенному правилу (алгоритму).
Алгоритм составления синквейна.
Синквейн состоит из пяти строк, его форма напоминает елочку.
Первая строка – это заголовок, тема, состоящие из одного слова (обычно существительное, означающее предмет или действие, о котором идёт речь).
Вторая строка – два слова. Прилагательные. Это описание признаков предмета или его свойства, раскрывающие тему.
Третья строка обычно состоит из трёх глаголов, описывающих действия предмета.
Четвёртая строка – это словосочетание или предложение, состоящее из нескольких слов, которые отражают личное отношение автора синквейна к тому, о чем говорится в тексте.
Пятая строка – последняя. Одно слово – существительное для выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, синоним первого слова.
Приступим к составлению совместного синквейна, и вы легко запомните это правило. Пододвиньте, пожалуйста, поближе к себе лист бумаги и положите его вертикально к себе, как я. В левом нижнем углу напишите цифры от 1 до 5 столбиком (показываю). Чтобы не ошибиться, цифры можно написать в обратном порядке - снизу вверх: от 5 до 1.
Теперь мы вместе с Вами выберем тему, над которой будем работать. Темы синквейнов могут быть самые разнообразные, это могут быть профессии, одежда, транспорт, фрукты, овощи, животные, природа и явления природы и погоды и т. д.
На первый раз предложу вам сама тему: «цветы», например. Нарисуйте, пожалуйста, любой цветок в центре Вашего листа, можно схематично.
1. На 1-й строке, под цифрой 1 - напишите слово, обозначающее тему, т. е. название цветка (я пишу - ромашка).
2. На 2-й строке - напишите два имени прилагательных, описывающих эту тему. Слова нужно подбирать наиболее красочные и интересные (я пишу-белая, очаровательная).
3. На 3-й строке – напишите три глагола, описывающих действия этого предмета в рамках темы (растет, завораживает, манит).
4. 4-я строка – запишите предложение, состоящее из 3-х и более слов, выражающее отношение к теме. Можно использовать любые части речи.
(Как я люблю собирать ромашки)
5. 5-я строка – нужно подобрать одно слово, являющееся синонимом или ассоциацией темы (любовь)
- Записали? Ну, а теперь будем читать получившиеся стихи. Первой прочту свой синквей я:
«Ромашка. Белая, очаровательная. Растет, завораживает, манит. Как я люблю собирать ромашки! Любовь!»
-Ну, а теперь прочитайте, вы свои стихи.
-Скажите, пожалуйста, для закрепления, как называются стихи, которые мы сейчас с вами писали? (синквейны). Кому из вас понравились такие стихи?
Наш мастер-класс подошел к концу.
Я благодарю всех за внимание и участие. Творческих вам успехов!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Краснова Ирина Викторовна - Мастер - класс «Использование активных методов обучения для развития речи детей младшего дошкольного возраста»
Краснова Ирина Викторовна - Мастер - класс «Использование активных методов обучения для развития речи детей младшего дошкольного возраста» ...
Мастер-класс: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА МОДЕЛИРОВАНИЯ В РАЗВИТИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Цель мастер-класса:- ознакомление педагогов с методом наглядного моделирования как способом развития речи, памяти и мышления дошкольников, обеспечивающего эффективное запоминание, сохр...
«Использование ТРИЗ и РТВ технологий в развитии речи детей старшего дошкольного возраста»
основные принципы, этапы решения творческих изобретательных задач...
«Использование сюжетно-ролевых игровых технологий в развитии речи детей старшего дошкольного возраста»
Выступление на муниципальном методобъединении. Форма проведения - семинар-практикум....
Мастер-класс «Использование игрового ландшафтного стола для речевого развитие детей младшего дошкольного возраста».
Цель мастер-класса – трансляция педагогического опыта использования игрового ландшафтного стола для речевого развития детей младшего дошкольного возраста....
Мастер-класс "Использование игровых приемов ТРКМ в развитии речи детей младшего дошкольного возраста"
Мастер-класс предназначен для педагогов с целью дать представление об инновационных приемах ТРКМ для развития речи, о значении этих приемов в обогащении и активизации глагольного словаря, словар...
ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ «Инновационные технологии в развитии речи детей старшего дошкольного возраста
совмесная работа воспитателей группы, логопеда, музыкального руководителя, родителей воспитанников подготовительной группы...