Мастер-класс для педагогов «Использование дидактических игр в развитии речи детей старшего дошкольного возраста»
методическая разработка
Цель: Демонстрация опыта работы по речевому развитию дошкольников с использованием словесных и дидактических игр в образовательном процессе ДОУ.
Задачи:
- Повысить профессиональный уровень педагогов по использованию игр для развития речи воспитанников.
- Сформировать мотивацию и познавательную потребность в реализации представленного опыта по речевому развитию детей.
- Осуществление индивидуального подхода по отношению к каждому участнику мастер - класса, обобщение позитивных результатов деятельности каждого педагога.
Планируемые результаты:
Участники активно и доброжелательно взаимодействуют друг с другом при выборе дидактических игр по речевому развитию, с интересом участвуют в обсуждении представленного опыта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2p.docx | 27.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
«Детский сад «Аленка»
Мастер-класс для педагогов
«Использование дидактических игр в развитии речи детей старшего дошкольного возраста»
воспитатели: Зуева И.А., Пылаева Н.И.
Поселок Тюльган.
2021г.
Цель: Демонстрация опыта работы по речевому развитию дошкольников с использованием словесных и дидактических игр в образовательном процессе ДОУ.
Задачи:
- Повысить профессиональный уровень педагогов по использованию игр для развития речи воспитанников.
- Сформировать мотивацию и познавательную потребность в реализации представленного опыта по речевому развитию детей.
- Осуществление индивидуального подхода по отношению к каждому участнику мастер - класса, обобщение позитивных результатов деятельности каждого педагога.
Планируемые результаты:
Участники активно и доброжелательно взаимодействуют друг с другом при выборе дидактических игр по речевому развитию, с интересом участвуют в обсуждении представленного опыта.
Оборудование:
проектор, экран, ноутбук.
Ход мастер-класса
Прекрасна речь, когда она, как ручеек, Бежит среди камней чиста, нетороплива, И ты готов внимать ее поток и восклицать:
«О, как же ты красива!»
Е. Щукина.
Вступительное слово педагога: (Слайд 1)
Грамотная речь – важнейшее условие всестороннего развития личности ребенка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
Речь формируется в деятельности. Игра является ведущим видом деятельности, через нее дети отражают полученные знания, впечатления. Игра – естественное состояние ребенка! Она способна полностью удовлетворить его потребности в жизнерадостных движениях. Игра – всегда инициатива, фантазия, эмоции. А. М. Горький писал: «Игра – путь к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить».
В речевой игре от ребенка использует приобретенные ранее знания в новых связях, новых обстоятельствах. Играя, он самостоятельно решает разнообразные мыслительные задачи, описывает предметы, выделяет их характерные признаки, находит сходства и различия, отгадывает по описанию, группирует предметы по различным свойствам.
В соответствии с этим, мы подобрала игры, направленные на активизацию речевой деятельности. И хотим сегодня представить их Вам.
Организационный момент.
Для этого, уважаемые коллеги, мы предлагаем Вам поиграть.
Итак, начнем мы с вами с мимики, т. к. мимика тесно связана с артикуляцией, поэтому, стимулируя, ребенка изображать на лице различные эмоции, мы способствуем развитию у него не только мимической, но и артикуляционной моторики в частности развитию подвижности мышц губ и щек.
Игра «Эмоции». (Слайд 2)
Воспитателям раздаются изображения «лиц» с разными эмоциями. Каждый из них по очереди изображает разное выражение лица, все остальные должны догадаться и назвать эмоцию (радость, грусть, злость, испуг, удивление)
Игра с предметом «Звуковая эстафета» (Слайд 3)
Передавая друг другу мяч, называть слово, в котором звук (н) – твердый и стоит в середине слова.
Слова: ванна, луна, банка, фонтан, сено, бант, кнут, окно.
Игра «Любопытный» (Слайд 4)
На любой вопрос нужно отвечать быстро, только словами, начинающими со звука (К)
- Как вас зовут? (Карина, Катя, Ксюша, Кира, Клеопатра)
- Кем вы работаете? (кондитер, кладовщик, консультант, корреспондент, каменщик)
- Назовите ваше любимое блюдо? (каша, котлеты, кекс и т. д.)
- Какой у вас любимый напиток? (кофе, какао, коктейль и т. д.)
Игра «Доскажи словечко». (Слайд 5)
Задание: вспомните героев любимых сказок и отгадайте про них загадки.
- Коли есть печка, не нужен диван, щукой командует в сказке…
(не Иван, а Емеля)
- Дернуть за веревочку –такой для входа код. Съел бабушку и внучку голодный серый… (не Кот, а Волк)
- В Людоедах знает толк, съест, как мышь, любого… (не Волк, а Кот в сапогах)
- Озорник, хвастун, крепыш, подлетел к окну… (не Малыш, а Карлсон)
- Волка не пускают, Волка братья злят, крепкий дом построен у троих… (не козлят, а поросят)
- Плетью бьет всех, кто шалит, мучит кукол… (не Айболит, а Карабас)
- Стрела у Ивана упала в болото и в лапы попала она… (не бегемота, а Лягушки)
- Лягушка со стрелою – печальная картина. Женой квакушка станет теперь для… (не Буратино, а для Ивана-царевича)
- Из полена Карло вырезал фигурку, существо ожившее он назвал… (не Снегуркой, а Буратино)
- У попа работник родом из крестьян, за щелчки работать нанялся… (не Иван, а Балда).
Я вам сейчас буду задавать вопросы, а вы должны ответить на него полным ответом, используя слова «потому что».
- И так, начнем.
Игра «Почемучки». (Слайд 6)
- Почему улетают птицы?
- Почему зимой нельзя купаться?
- Почему весной тает снег?
- Почему летом не носят шубы?
- Почему люди берут зонты?
- Почему пришел врач?
- Почему деревья мокрые?
- Почему мяч катится?
- Почему ребята не едят яблоки?
Данное упражнение направлено на формирование навыков связных речевых высказываний, развитие умения отвечать полным предложением на поставленный вопрос, учитывая установку воспитателя.
Немаловажную роль в развитии речи, также играет дидактическая игра.
Применение дидактических игр является одним из наиболее продуктивных средств обучения Д.И. позволяет, во-первых, учить детей весело, радостно, без принуждения. Во-вторых, помогает наряду с формированием и развитием фонематического восприятия организовать деятельность ребенка, обогащает его новыми знаниями, активизирует мыслительную деятельность, внимание, а главное, стимулирует речь. В-третьих, игру можно применять в различных вариантах, обновляя при этом речевой материал и включая в нее дидактический материал разного характера.
Мы вам покажем несколько дидактических игр которые мы используем в своей практике. (поиграем в некоторые из них).
(Слайд 7-11)
А остановиться мы хотим на игре «Цветик-речецветик».
(Слайд 12-13)
Актуальность: Дидактическая игра дает возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной для дошкольников. В процессе игры интеллектуально пассивный ребенок способен выполнить объем учебной работы, какой ему совершенно недоступен на обычном занятии.
Цель: Развивать у детей восприятие цвета, память; наблюдательность, логическое мышление; умение сравнивать и анализировать; концентрировать внимание, связанную речь.
Дидактические задачи: Развивать умственные способности, зрительное восприятие, сообразительность и находчивость. Воспитывать настойчивость, терпение, стремление к успешному выполнению задания.
Данное пособие можно использовать при закреплении звуков.
А вам мы предлагаем изготовить игру «Цветик-речецветик» по русским народным сказкам.
Цветик состоит из лепестков и сердцевины. Из цветного картона разных цветов вырезать лепестки, из белого картона кружочки (сердцевину). Вырезать картинки с разнообразными предметами, наклеить их на лепестки.
Изготовление продукта «Цветик-речецветик».
В итоге хотелось бы отметить, что чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности познать действительность, полноценнее будущие взаимоотношения с детьми и взрослыми, а, следовательно, и его личность в целом.
Спасибо за внимание!
(Слайд14)
Список использованных интернет-источников:
http://marpos.cap.ru/news/2018/12/05/su-dzhok-terapiya-v-detskom-sadu
https://www.maam.ru/detskijsad/rechevye-igry-dlja-detei-doshkolnogo-vozrasta-960678.html
https://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya-pedagogika/library/2012/03/01/rechevye-igry
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация мастер-класса "Использование дидактической игры для развития у детей старшего дошкольного возраста интереса к родному городу"
Презентация мастер-класса "Использование дидактической игры для развития у детей старшего дошкольного возраста интереса к родному городу"...
МАСТЕР–КЛАСС «Использование технологии «Синквейн» для развития речи детей старшего дошкольного возраста».
Проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день и является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к пр...
Мастер класс для педагогов использование технологии синквейн для развития речи детей старшего дошкольного возраста
Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, их мотивацию на системное использование в практике технологию синквейн для речевого развития детей старшего дошкольного возраста....
Мастер - класс для педагогов на тему: "Использование приёмов мнемотехники для развития речи детей старшего дошкольного возраста"
Практический материал для целевой аудитории: педагоги групп старшего дошкольного возраста....
Буклет для педагогов и родителей "Игры для развития речи детей старшего дошкольного возраста с использованием технологии ТРИЗ". Авторы: Яценко Ольга Викторовна, воспитатель, Холмогорова Анна Игоревна, воспитатель
Буклет для педагогов и родителей "Игры для развития речи детей старшего дошкольного возраста с использованием технологии ТРИЗ". Авторы: Яценко Ольга Викторовна, воспитатель, Холмогорова Анна...
Методические рекомендации “Использование дидактических игр в развитии речи детей старшего дошкольного возраста”
quot;Игра- это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности»В.А. Сухомлинский. Одним из основных направлений работы детского сада является - социализация лично...
Мастер-класс для педагогов: «Использование кубика Блума для развития речи детей старшего дошкольного возраста»
Цель: повысить профессиональное мастерство педагогов в процессе активного педагогического общения по проблеме развития критического мышления детей дошкольного возраста....