Мастер - класс для педагогов на тему: "Использование приёмов мнемотехники для развития речи детей старшего дошкольного возраста"
презентация
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mnemotehnika_master_-_klass.docx | 25.31 КБ |
mnemotekhnika.pptx | 1.55 МБ |
Предварительный просмотр:
Мастер - класс для педагогов на тему:
"Использование приёмов мнемотехники для развития речи детей старшего дошкольного возраста"
Тип семинара: практический.
Целевая аудитория: педагоги групп старшего дошкольного возраста.
Цель семинара:
Познакомить педагогов с мнемотехникой. Показать приёмы развития речи детей с помощью мнемотехники.
Задачи семинара:
- обучить педагогов работе по мнемотаблицам;
- расширить представление педагогов о приёмах работы по развитию речи с помощью мнемотехники;
- формировать умение активного общения, сопровождая речью игровые действия.
Материал к занятию:
Мультимедийная установка, презентация, мнемотаблицы, картинки для игр
Современный образовательный процесс требует от педагогов ДОУ нового подхода к собственной деятельности, использование новейших форм, методов и технологий воспитания, развития и обучения детей.
Слайд № 2
В центре воспитательного процесса находится ребёнок, т.е. происходит смещение акцентов с активности взрослого на активность самого ребёнка. Дошкольный возраст – самый благоприятный для закладывания основ грамотной, чёткой, красивой речи, что является важным условием развития ребёнка.
Слайд № 3
В настоящее время проблема развития речи становится особенно актуальной. Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человеческого общения зависимостью от компьютера. Недостаток общения родителей со своими детьми, игнорирование речевых трудностей лишь увеличивает число дошкольников с недостатками речи. На сегодняшний день образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста - явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем, таких как: ограниченный словарный запас, грамматически неправильное построение фразы, фонетико-фонематическое несовершенство, отсутствие навыков культуры речи. Поэтому педагогическое воздействие на развитие речи дошкольников – очень сложное дело.
Слайд № 4
Чтобы помочь детям в овладении грамотной речью и облегчить этот процесс, используется приём мнемотехники. Определение Вы видите на слайде. Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: Воробьёва В.К. называет эту методику сенсорно- графическими схемами; Ткаченко Т. А. – предметно-схематичными моделями, Глухов В, П. – блоками-квадратами, Большова Т.В. – коллажем, Ефименкова Л.Н. – схемой составления рассказа.
Слайд № 5
Мнемотехника очень древняя наука, которая имеет свою историю. Термин был введён Пифагором ещё в 6 веке до нашей эры.
А феноменальная память, которой владел Юлий Цезарь – это результат применения мнемотехники.
А вот использование мнемотехники для развития речи – это новое направление.
Слайд № 6
Самые простые примеры мнемотехники, которые показаны на слайде, всем Вам хорошо известны и отлично помогают, чтобы запомнить любую информацию. У дошкольников память носит непроизвольный характер, т.е. лучше запоминаются предметы, события, явления близкие к жизненному опыту ребёнка, с которыми он активно вступает во взаимодействие. Этому-то и способствует мнемотехника.
Слайд № 7
Слова К.Д.Ушинского, которые Вы видите на слайде, подтверждают, что наглядный материал у дошкольников усваивается лучше, использование мнемотаблиц на занятиях по развитию речи, позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию. Применение мнемосхем помогает ребёнку в обогащении связного высказывания.
Слайд № 8
Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже – к мнемотаблицам.
Суть мнемосхем заключается в следующем:
на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы-рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.
Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать:
- связность, последовательность,
лексико-грамматическую наполняемость рассказа.
Работа по мнемотаблице состоит из следующих этапов:
- Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
- Преобразование из абстрактных символов в образы.
- Пересказ с опорой на символы (образы).
Мнемотаблицы – это дидактический материал. Их можно использовать для: обогащения словарного запаса;
обучения составлению рассказов; пересказов художественной литературы; отгадывания и загадывания загадок;
заучивания стихов.
Слайд № 9
Используя мнемотехнику, мы учим детей:
- Добывать информацию, проводить исследование, делать сравнение, составлять чёткий внутренний план умственных действий, речевого высказывания;
- Учим формулировать и высказывать суждения, делать умозаключения;
- Развиваем у ребёнка психические процессы: внимание, память, мышление.
Слайд № 10
На слайде приведён пример мнемотаблицы для заучивания стихотворения. Как Вы уже успели заметить, на каждую строчку стихотворения создан свой мнемоквадрат, и, дети, имея перед глазами такую карточку-символ, быстро запоминают стихотворения и любые тексты.
Слайд № 11
На этом слайде Вашему вниманию представлена мнемотаблица, которая служит планом по составлению описательного рассказа. С помощью такой мнемотаблицы ребёнок сможет рассказать о любом животном.
Слайд № 12
Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра. И Вашему вниманию представлены игры, которые созданы на основе приёмов мнемотехники.
Слайд № 13
Игра «Цветик-семицветик», на слайде указана цель игры.
Дети получают сердцевину цветка с символом действия, задача ребёнка подобрать нужные картинки и озвучить свой ответ.
Например:
кошка мяукает;
корова мычит;
волк – воет;
тигр – рычит;
лошадь – ржёт;
поросёнок хрюкает;
собака – лает, воет.
Слайд № 14
Игра «Поезд». Цель игры показана на слайде. Перед игрой дети рассматривают вагончики. Внимание детей обращается на окошки поезда, они все разные по размеру. Затем картинка ставится в окошко среднего вагона, а затем работаем со словом: уменьшаем его, и затем увеличиваем.
Например:
Коса, косичка, косища; Дом, домик, домище;
Сапоги, сапожки, сапожища.
Слайд № 15
Игра «Волшебный круг». Даю устные объяснения.
Слайд № 16
Игра «Сосчитай-ка». Даю устные объяснения.
Слайд № 17
А сейчас, уважаемые коллеги,
мы с Вами попробуем поработать практически с мнемотаблицами.
Сейчас я предлагаю Вам разделиться на две группы. «Солнышко» и «Ромашка», согласно рисункам.
Первое задание.
Каждой группе предлагается мнемотаблица, необходимо составить небольшой рассказ, опираясь на мнемотаблицу. Время для подготовки – 5 минут.
(включить музыку)
(убавить звук на колонках, когда рассказывают)
Второе задание.
Вам предлагается текст, необходимо зарисовать мнемотаблицу к данному тексту. Время на подготовку - 5 минут. (Музыку на колонках включить).
(убавить звук на колонках, когда рассказывают). Третье задание.
По мнемотаблице рассказать о животном. Время на подготовку 5 минут. (Музыку на колонках включить).
(убавить звук на колонках, когда рассказывают). Четвёртое задание.
Нужно придумать игру с использованием приёма мнемотехники. Время на подготовку 5 минут. (Музыку на колонках включить).
Пригласить одного – двух человек (по желанию), чтобы рассказали о том. Какую игру придумали. (убавить звук на колонках, когда рассказывают).
Слайд № 18
Итак, приёмы мнемотехники позволяют повысить интерес детей к занятиям, а соответственно повышается их эффективность.
Слайд № 19
Для тех, кто заинтересовался сегодняшней темой, и, желает использовать этот метод в своей практике, предлагаю ознакомиться с буклетом, в котором дана литература и интернет-сайты по этой теме.
Слайд № 20
И в заключение, семинара предлагаю Вам ответить на вопросы небольшой анкеты.
Благодарю за внимание!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Что такое мнемотехника Мнемотехника – это техника развития памяти. Слово происходит от греческого « mnemonikon » - искусство запоминания. Мнемотехника представляет собой совокупность правил и приёмов, облегчающих запоминание сохранение и воспроизведение информации.
С помощью мнемотехники можно решать следующие задачи: Развивать связную речь . Развивать у детей умение с помощью графической аналогии понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи. Обучать детей правильному звукопроизношению. Развивать у детей сообразительность, умение сравнивать, выделять существенные признаки.. Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память .
Мнемотехника строится от простого к сложному: мнемоквадрат мнемодорожка мнемотаблица
Мнемоквадрат - одиночное изображение, которое обозначает одно слово, словосочетание или простое предложение .
Мнемодорожка – ряд картинок (3-5), по которым можно составить небольшой рассказ в 2 - 4 предложения.
Мнемотаблица – это целая схема, в которую заложен текст ( рассказ, стих, сказка и т. п.)
Мнемотаблицы служат дидактическим материалом для развития связной речи и используются с целью: Изображения последовательности умывания, одевания, сервировки стола и т. д Заучивания стихов, потешек ; При отгадывании и загадывании загадок; При пересказе текстов; При составлении описательных рассказов
Мнемотаблицы , отображающие последовательность действий .
Отгадывание загадок
Проговаривание чистоговорок СА-СА-СА – меня ужалила оса, СО-СО-СО – стал мой нос как колесо, СЫ-СЫ-СЫ – не боюсь я злой осы, СУ-СУ-СУ – я осу в руке несу!
Проговаривание скороговорок, заучивание потешек .
Заучивание стихотворений В руки фрукты мы берем И в корзинку их кладем: Слива, персик, апельсин, Груша, киви, мандарин.
Пересказ художественных текстов
Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: Коллаж ( Большева Т. В.) Предметно – схематическая модель (Ткаченко Т. А.) Сенсорно – графическая схема (Воробьёва В. К.) Схема составления рассказа ( Ефименкова Л. Н.) Блок – квадрат ( Глухов В. П.) (
Коллаж – это объединение на одном листе ( фланелеграфе ) картинок, букв, цифр, фигур, которые должны быть связаны одной темой и целью.
Предметно-схематические модели Ткаченко Т.А. схема описания игрушки
Схемы составления рассказов
Сенсорно - графические схемы Воробьёвой В. К.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер - класс «Использование мнемотехники для развития речи детей старшего дошкольного возраста»
Мнемотехника для старших дошкольников и взрослых!...
Тема: "Использование мнемотехники в развитии речи детей старшего дошкольного возраста"
Консультация для родителей " Разучивание стихов с помощью мнемотехники"...
Мастер-класс «Знакомство с волшебной книгой Виммельбух - как инновационной технологией развития речи детей старшего дошкольного возраста ».
Мастер-класс «Знакомство с волшебной книгой Виммельбух - как инновационной технологией развития речи детей старшего дошкольного возраста ». Цель: повышение профессионального маст...
Мастер-класс «Мнемотехника для развития речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР»
Мастер-класс «Мнемотехника для развития речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР» К. Д. Ушинский писал: “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он ...
Мастер-класс для педагогов на тему: "Использование массажных мячиков как средство развития речи детей дошкольного возраста"
Цель: повысить уровень профессиональной компетентности педагогов по использованию массажного мяча в работе с детьми дошкольного возраста....
Мастер-класс для педагогов ДОУ по проведению игр, направленных на развитие речи детей старшего дошкольного возраста "Развиваем нашу речь"
Мастер-класс для педагогов ДОУ "Развиваем нашу речь" по проведению игр, направленных на развитие речи детей старшего дошкольного возраста....
Конспект открытого занятия по развитию речи Использование приёмов мнемотехники для развития речи детей старшего дошкольного возраста Тема «Зимняя книга» Подготовительная группа
Использование приёмов мнемотехники для развития речи детей старшего дошкольного возраста...