Мастер - класс для педагогов на тему: "Использование приёмов мнемотехники для развития речи детей старшего дошкольного возраста"
презентация

Бойцова Елена Рудольфовна
Практический материал для
 целевой аудитории: педагоги групп старшего дошкольного возраста.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mnemotehnika_master_-_klass.docx25.31 КБ
Файл mnemotekhnika.pptx1.55 МБ

Предварительный просмотр:

Мастер - класс для педагогов на тему:

"Использование приёмов мнемотехники для развития речи детей старшего дошкольного возраста"

 

Тип семинара: практический.

Целевая аудитория: педагоги групп старшего дошкольного возраста.

Цель семинара:

Познакомить педагогов с мнемотехникой. Показать приёмы развития речи детей с помощью мнемотехники.

Задачи семинара:

  • обучить педагогов работе по мнемотаблицам;
  • расширить представление педагогов о приёмах работы по развитию речи с помощью мнемотехники;
  • формировать умение активного общения, сопровождая речью игровые действия.

Материал к занятию:

Мультимедийная установка, презентация, мнемотаблицы, картинки для игр

Современный образовательный процесс требует от педагогов ДОУ нового подхода к собственной деятельности, использование новейших форм, методов и технологий воспитания, развития и обучения детей.

Слайд № 2

В центре воспитательного процесса находится ребёнок, т.е. происходит смещение акцентов с активности взрослого на   активность самого ребёнка.        Дошкольный возраст – самый благоприятный для закладывания основ грамотной, чёткой, красивой речи, что является важным условием развития ребёнка.

Слайд № 3

В настоящее время проблема развития речи становится особенно актуальной. Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человеческого общения зависимостью от компьютера. Недостаток общения родителей со своими детьми, игнорирование речевых трудностей лишь увеличивает число дошкольников с недостатками речи. На сегодняшний день образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста   - явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем, таких как: ограниченный словарный запас, грамматически неправильное построение фразы, фонетико-фонематическое несовершенство, отсутствие навыков культуры речи. Поэтому педагогическое воздействие на развитие речи дошкольников – очень сложное дело.

Слайд № 4

Чтобы помочь детям в овладении грамотной речью и облегчить этот процесс, используется приём мнемотехники. Определение Вы видите на слайде. Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: Воробьёва В.К. называет эту методику сенсорно- графическими схемами; Ткаченко Т. А. – предметно-схематичными моделями, Глухов В, П. – блоками-квадратами, Большова Т.В. – коллажем, Ефименкова Л.Н. – схемой составления рассказа.

Слайд № 5

Мнемотехника очень древняя наука, которая имеет свою историю. Термин был введён Пифагором ещё в 6 веке до нашей эры.

А феноменальная память, которой владел Юлий Цезарь – это результат применения мнемотехники.

А вот использование мнемотехники для развития речи – это новое направление.

Слайд № 6

Самые простые примеры мнемотехники, которые показаны на слайде, всем Вам хорошо известны и отлично помогают, чтобы запомнить любую информацию. У дошкольников память носит непроизвольный характер, т.е. лучше запоминаются предметы, события, явления близкие к жизненному опыту ребёнка, с которыми он активно вступает во взаимодействие. Этому-то и способствует мнемотехника.

Слайд № 7

Слова К.Д.Ушинского, которые Вы видите на слайде, подтверждают, что наглядный материал у дошкольников усваивается лучше, использование мнемотаблиц на занятиях по развитию речи, позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию. Применение мнемосхем помогает ребёнку в обогащении связного высказывания.

Слайд № 8

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже – к мнемотаблицам.

Суть мнемосхем заключается в следующем:

на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы-рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать:

  • связность, последовательность,

лексико-грамматическую наполняемость рассказа.

Работа по мнемотаблице состоит из следующих этапов:

  • Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
  • Преобразование из абстрактных символов в образы.
  • Пересказ с опорой на символы (образы).

Мнемотаблицы – это дидактический материал. Их можно использовать для: обогащения словарного запаса;

обучения составлению рассказов; пересказов художественной литературы; отгадывания и загадывания загадок;

заучивания стихов.

Слайд № 9

Используя мнемотехнику, мы учим детей:

  • Добывать информацию, проводить исследование, делать сравнение, составлять чёткий внутренний план умственных действий, речевого высказывания;

  • Учим формулировать и высказывать суждения, делать умозаключения;

  • Развиваем у ребёнка психические процессы: внимание, память, мышление.

Слайд № 10

На слайде приведён пример мнемотаблицы для заучивания стихотворения. Как Вы уже успели заметить, на каждую строчку стихотворения создан свой мнемоквадрат,   и,   дети, имея перед глазами такую карточку-символ, быстро запоминают стихотворения и любые тексты.

Слайд № 11

На этом слайде Вашему вниманию представлена мнемотаблица, которая служит планом по составлению описательного рассказа. С помощью такой мнемотаблицы ребёнок сможет рассказать о любом животном.

Слайд № 12

Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра. И Вашему вниманию представлены игры, которые созданы на основе приёмов мнемотехники.

Слайд № 13

Игра «Цветик-семицветик», на слайде указана цель игры.

Дети получают сердцевину цветка с символом действия, задача ребёнка подобрать нужные картинки и озвучить свой ответ.

Например:

кошка мяукает;

корова мычит;

волк – воет;

тигр – рычит;

лошадь – ржёт;

поросёнок хрюкает;

собака – лает, воет.

Слайд № 14

Игра «Поезд». Цель игры показана на слайде. Перед игрой дети рассматривают вагончики. Внимание детей обращается на окошки поезда, они все разные по размеру. Затем картинка ставится в окошко среднего вагона, а затем работаем со словом: уменьшаем его, и затем увеличиваем.

Например:

Коса, косичка, косища; Дом, домик, домище;

Сапоги, сапожки, сапожища.

Слайд № 15

Игра «Волшебный круг». Даю устные объяснения.

 Слайд № 16

Игра «Сосчитай-ка». Даю устные объяснения.

Слайд № 17

А сейчас, уважаемые коллеги,

мы с Вами попробуем поработать практически с мнемотаблицами.

Сейчас я предлагаю Вам разделиться на две группы. «Солнышко» и «Ромашка», согласно рисункам.

Первое задание.

Каждой группе предлагается мнемотаблица, необходимо составить небольшой рассказ, опираясь на мнемотаблицу. Время для подготовки – 5 минут.

(включить музыку)

(убавить звук на колонках, когда рассказывают)

Второе задание.

Вам предлагается текст, необходимо зарисовать мнемотаблицу к данному тексту. Время на подготовку - 5 минут. (Музыку на колонках включить).

(убавить звук на колонках, когда рассказывают). Третье задание.

По мнемотаблице рассказать о животном. Время на подготовку 5 минут. (Музыку на колонках включить).

(убавить звук на колонках, когда рассказывают). Четвёртое задание.

Нужно придумать игру с использованием приёма мнемотехники. Время на подготовку 5 минут. (Музыку на колонках включить).

Пригласить одного – двух человек (по желанию), чтобы рассказали о том. Какую игру придумали. (убавить звук на колонках, когда рассказывают).

Слайд № 18

Итак, приёмы мнемотехники позволяют повысить интерес детей к занятиям, а соответственно повышается их эффективность.

Слайд № 19

Для тех, кто заинтересовался сегодняшней темой, и, желает использовать этот метод в своей практике, предлагаю ознакомиться с буклетом, в котором дана литература и интернет-сайты по этой теме.

Слайд № 20

И в заключение, семинара предлагаю Вам ответить на вопросы небольшой анкеты.

Благодарю за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование мнемотехники в развитии связной речи дошкольников

Слайд 2

Что такое мнемотехника Мнемотехника – это техника развития памяти. Слово происходит от греческого « mnemonikon » - искусство запоминания. Мнемотехника представляет собой совокупность правил и приёмов, облегчающих запоминание сохранение и воспроизведение информации.

Слайд 3

С помощью мнемотехники можно решать следующие задачи: Развивать связную речь . Развивать у детей умение с помощью графической аналогии понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи. Обучать детей правильному звукопроизношению. Развивать у детей сообразительность, умение сравнивать, выделять существенные признаки.. Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память .

Слайд 4

Мнемотехника строится от простого к сложному: мнемоквадрат мнемодорожка мнемотаблица

Слайд 5

Мнемоквадрат - одиночное изображение, которое обозначает одно слово, словосочетание или простое предложение .

Слайд 6

Мнемодорожка – ряд картинок (3-5), по которым можно составить небольшой рассказ в 2 - 4 предложения.

Слайд 7

Мнемотаблица – это целая схема, в которую заложен текст ( рассказ, стих, сказка и т. п.)

Слайд 8

Мнемотаблицы служат дидактическим материалом для развития связной речи и используются с целью: Изображения последовательности умывания, одевания, сервировки стола и т. д Заучивания стихов, потешек ; При отгадывании и загадывании загадок; При пересказе текстов; При составлении описательных рассказов

Слайд 9

Мнемотаблицы , отображающие последовательность действий .

Слайд 10

Отгадывание загадок

Слайд 11

Проговаривание чистоговорок СА-СА-СА – меня ужалила оса, СО-СО-СО – стал мой нос как колесо, СЫ-СЫ-СЫ – не боюсь я злой осы, СУ-СУ-СУ – я осу в руке несу!

Слайд 12

Проговаривание скороговорок, заучивание потешек .

Слайд 13

Заучивание стихотворений В руки фрукты мы берем И в корзинку их кладем: Слива, персик, апельсин, Груша, киви, мандарин.

Слайд 14

Пересказ художественных текстов

Слайд 15

Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: Коллаж ( Большева Т. В.) Предметно – схематическая модель (Ткаченко Т. А.) Сенсорно – графическая схема (Воробьёва В. К.) Схема составления рассказа ( Ефименкова Л. Н.) Блок – квадрат ( Глухов В. П.) (

Слайд 16

Коллаж – это объединение на одном листе ( фланелеграфе ) картинок, букв, цифр, фигур, которые должны быть связаны одной темой и целью.

Слайд 17

Предметно-схематические модели Ткаченко Т.А. схема описания игрушки

Слайд 18

Схемы составления рассказов

Слайд 19

Сенсорно - графические схемы Воробьёвой В. К.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: "Использование мнемотехники в развитии речи детей старшего дошкольного возраста"

Консультация  для родителей " Разучивание стихов с помощью мнемотехники"...

Мастер-класс «Знакомство с волшебной книгой Виммельбух - как инновационной технологией развития речи детей старшего дошкольного возраста ».

Мастер-класс «Знакомство с волшебной книгой Виммельбух - как инновационной технологией развития речи детей старшего дошкольного возраста ». Цель: повышение профессионального маст...

Мастер-класс «Мнемотехника для развития речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР»

Мастер-класс «Мнемотехника для развития речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР» К. Д. Ушинский писал: “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он ...

Мастер-класс для педагогов на тему: "Использование массажных мячиков как средство развития речи детей дошкольного возраста"

        Цель: повысить уровень профессиональной компетентности педагогов по использованию массажного мяча в работе с детьми дошкольного возраста....

Мастер-класс для педагогов ДОУ по проведению игр, направленных на развитие речи детей старшего дошкольного возраста "Развиваем нашу речь"

Мастер-класс для педагогов ДОУ "Развиваем нашу речь" по проведению игр, направленных на развитие речи детей старшего дошкольного возраста....