Мастер-класс для педагогов: «Использование кубика Блума для развития речи детей старшего дошкольного возраста»
материал
Цель: повысить профессиональное мастерство педагогов в процессе активного педагогического общения по проблеме развития критического мышления детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass_kubik_bluma.docx | 19.7 КБ |
master_klass_kubiki_bluma.pptx | 2.57 МБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс для педагов:
«Использование кубика Блума
для развития речи детей
старшего дошкольного возраста»
Цель: повысить профессиональное мастерство педагогов в процессе активного педагогического общения по проблеме развития критического мышления детей дошкольного возраста.
Задачи для воспитателя:
-Вовлечь педагогов в совместную деятельность, вызывая интерес к данной проблеме.
-Побуждать педагогов использовать в своей работе новые формы и методы работы,
-Воспитывать положительный эмоциональный настрой и интерес к данной теме.
Задачи для дошкольников:
При работе с помощью методики Блума решаются следующие задачи:
1. Грань «Назови» предполагает воспроизведение полученных знаний.
2. Грань «Почему»- развитие умения видеть и формулировать причинно-следственные связи.
3. Грань «Объясни» - развитие мышления. Вопросы категории являются уточняющими. Ребёнок должен обратить внимание на все стороны заданной темы.
4. Грань «Придумай»- активизация мыслительной деятельности, анализ и оценка полученных знаний. Вопросы этой категории подразумевают творческие задания.
5. Грань «Поделись» - развитие эмоциональной стороны личности. Вопросы категории дают ребенку возможность выразить свое личное отношение, основывая на личном опыте.
6. Грань «Предложи»- умение применить полученные знания на практике. Ребенок может предложить свои идеи, и объяснить, решить какие-либо ситуаций.
«Кубик Блума» можно использовать во всех группах и по всем образовательным областям.
– Добрый день, уважаемые коллеги!
Я рада видеть вас на моём мастер – классе по теме:
«Использование кубика Блума для развития речи детей дошкольного возраста».
Хочу начать с притчи:
«Однажды беседовали два учителя. Один из них удивился:
- Почему твои ученики сами приходят к тебе за советом, а мои меня избегают и невнимательно слушают?
Второй поделился секретом:
- Не давай им готовые решения, а научись правильно формулировать вопросы, которые помогут найти ответ. И тогда те, кто ищет этот ответ, сами к тебе придут».
Эта притча тесно связана с ФГОС ДО, где говорится, что основным приоритетом образования сегодня становится его личностно-ориентированная направленность. И задача воспитателя заключается не в передаче готовых знаний и умений, а в создании условий для развития личности ребенка.
Возникает вопрос: Как и с помощью чего это сделать? В этом современному педагогу помогают разнообразные методики и технологии.
Слайд 2. Хочу представить Вам один из приемов для развития речи детей, технологии критического мышления
(т.е. мышление без правил, которое основывается на собственном опыте), разработанный американским ученым и психологом Бенджамином Блумом, который называется - Кубик Блума.
Слайд 3. Кубик представляет собой объемную фигуру, на сторонах которой написаны слова (либо нарисованы схемы-картинки). Они являются отправной точкой для ответа.
Слайд 4
Грань «Назови» Предполагает воспроизведение знаний. Это самые простые вопросы. Ребёнку предлагается просто назвать предмет, звук, букву, явление, термин и т. д. Например: - назови кто главный герой….. - назови кто написал эту сказку….. Данный блок можно разнообразить вариативными заданиями, которые помогают проверить самые общие знания по теме.
Слайд 5
Грань «Предложи» Ребенок должен предложить свою задачу, которая позволяет применить то или иное правило. Или предложить свое видение проблемы, свои идеи. Например, предложи: «Другой сюжет, название произведения».
Слайд 6
Грань «Придумай». Активизация мыслительной деятельности, анализ и оценка полученных знаний. Вопросы этой категории подразумевают творческие задания, которые содержат в себе элемент предположения, фантазии, вымысла. Например: Придумай, свою версию концовки сказки…..
Слайд 7
Грань «Объясни». Развитие мышления. Это вопросы уточняющие. Они помогают увидеть проблему в разных аспектах и сфокусировать внимание на всех сторонах заданной проблемы. Дополнительные фразы, которые помогут сформулировать вопросы этого блока: - Объясни, как ….почему …ты действительно думаешь, что… - Объясни, ты уверен, что ….
Слайд 8
Грань «Почему». Развитие умения видеть и формулировать причинно-следственные связи, то есть описать процессы, которые происходят с указанным предметом, явлением. Например: Почему муха пригласила в гости к себе всех друзей?
Слайд 9
Грань «Поделись». Вопросы этого блока предназначены для активации мыслительной деятельности детей, учат их анализировать, выделять факты и следствия, оценивать значимость полученных сведений. Вопросам этого блока желательно добавлять эмоциональную окраску. То есть, сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах ребенка, его эмоциях, которые вызваны названной темой. Например: «Как хорошо когда всё хорошо кончается!», «Поделись своим отношением к героям сказки, своими эмоциями к прочитанному произведению».
Слайд 10. Правила игры с Кубиком довольно просты:
1.Формулируется тема НОД или любой другой совместной деятельности с детьми
2.Воспитатель или ребенок поворачивает Кубик.
3.Выпавшая грань укажет, какого типа вопрос следует задать.
4.И так до тех пор, пока все грани Кубика не будут задействованы.
Совет: Если несколько раз выпадает одна и та же грань, можно сказать, что куб не успел повернуться, или ребенок слабо или сильно кинул куб и предложить повернуть куб другой гранью.
Эта методика уникальна тем, что позволяет формулировать вопросы самого разного характера.
На основе приема Кубик Блума можно выстроить целое занятие, а можно использовать его, как один из этапов. Работая с Кубиком, возможно организовать как групповую, так и подгрупповую и индивидуальную деятельность детей.
Наиболее удобно применять этот приём на обобщающих занятиях, когда у детей уже есть представление о сути темы.
Что касается использования на более раннем этапе изучения блока материала, то в этом случае работу с кубиком можно сделать групповой, то есть ответы на вопросы нужно будет формулировать вместе.
Этот упрощённый способ помогает не только «собрать в кучку» все знания детей, но и развить в ребятах чувство коллективизма, необходимости помогать друг другу и нести ответственность за работу всех членов команды.
- А сейчас я предлагаю вам попробовать на основе приема «Кубик Блума» смоделировать фрагмент занятия. Прошу выйти желающих.
Мы разделимся на 2 группы. Одна группа будет придумывать вопросы для Кубика Блума по заданной теме. А следующая группа будет отвечать на вопросы. Спросить у коллег! Всем ли понятны правила???
Предлагаю составить по 2 вопроса по образцу («Назови», «Почему», «Объясни», «Предложи » , « Поделись», «Придумай»)
Например: «Поговорим о дожде».
Слайд 11. Будем кубик мы бросать, на вопросы отвечать. (подсказка)
Педагогические задания:
Назови: дождь – мелкий, жидкий, теплый, мокрый, ледяной, сильный, осенний (опиши по признакам - формы, размер, цвет).
- Почему – в отличие от снега дождь идет весной, летом, осенью и редко зимой (освоение способа сравнения, укажи сходство и различие).
- Предложи – грусть (с каким настроением ассоциируется дождь).
- Объясни – дождь это вода (расскажи из чего состоит, как сделано).
- Придумай – можно собирать для полива (Как и для чего можно использовать дождевую воду).
- Поясни - увлажняет почву, питает растение, но можно промочить ноги и заболеть (расскажи о пользе дождя и о вреде, полезная и вредная функция).
Можно сделать вывод: что, при работе с кубиком можно выяснить какие знания усвоили дети по окончании пройденной темы. Насколько самостоятельно они могут высказывать свои мнения, суждения, используя новые и уже имеющиеся у них знания, а также выявить, что вызывает затруднения или где есть пробелы в усвоении конкретным ребенком данного материала.
Я очень рада, что вам понравился мой мастер-класс. Мне кажется, что мне удалось увлечь вас. И надеюсь в дальнейшем вы будете использовать эту технологию для развития речи детей.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Кубик Блума » — это приём педагогической техники, разработанный американским психологом и педагогом Бенджамином Блумом . Суть приёма заключается в следующем: после прочтения материала нужно бросить кубик, похожий на игральные кости. На каждой грани написан свой вопрос . Всего их 6: -почему; -придумай; -поделись; -назови; -предложи; -объясни. Вопросам нужно придумать продолжение, а после ответить на них. Другой вариант — составить задание и выполнить его. Бросать кубик можно сколько угодно. Чем больше вопросов зададите, тем лучше усвоите изучаемый материал .
Кубик представляет собой объемную фигуру, на сторонах которой написаны слова (либо нарисованы схемы-картинки). Они являются отправной точкой для ответа.
Грань «Назови» Предполагает воспроизведение знаний. Это самые простые вопросы. Ребёнку предлагается просто назвать предмет, звук, букву, явление, термин и т. д. Например: - назови кто главный герой….. назови кто написал эту сказку….. Данный блок можно разнообразить вариативными заданиями, которые помогают проверить самые общие знания по теме.
Грань «Предложи» Ребенок должен предложить свою задачу, которая позволяет применить то или иное правило. Или предложить свое видение проблемы, свои идеи. Например, предложи: «Другой сюжет, название произведения».
Грань «Придумай». Активизация мыслительной деятельности, анализ и оценка полученных знаний. Вопросы этой категории подразумевают творческие задания, которые содержат в себе элемент предположения, фантазии, вымысла. Например: Придумай, свою версию концовки сказки…..
Грань «Объясни». Развитие мышления. Это вопросы уточняющие. Они помогают увидеть проблему в разных аспектах и сфокусировать внимание на всех сторонах заданной проблемы. Дополнительные фразы, которые помогут сформулировать вопросы этого блока: - Объясни, как ….почему …ты действительно думаешь, что… - Объясни, ты уверен, что ….
Грань «Почему». Развитие умения видеть и формулировать причинно-следственные связи, то есть описать процессы, которые происходят с указанным предметом, явлением. Например: Почему муха пригласила в гости к себе всех друзей?
Грань «Поделись». Вопросы этого блока предназначены для активации мыслительной деятельности детей, учат их анализировать, выделять факты и следствия, оценивать значимость полученных сведений. Вопросам этого блока желательно добавлять эмоциональную окраску. То есть, сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах ребенка, его эмоциях, которые вызваны названной темой. Например: «Как хорошо когда всё хорошо кончается!», «Поделись своим отношением к героям сказки, своими эмоциями к прочитанному произведению».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс для родителей "Словесные и пальчиковые игры для развития речи детей дошкольного возраста"
Мероприятие способствует укреплению связи семьи и детского сада для обеспечения единства в речевом развитии дошкольников. Показывает родителям важность работы с детьми по развитию мелкой моторики рук...
Мастер-класс для педагогов «Использование игровых технологий в развитии речи детей дошкольного возраста»
данный материал будет полезен педагогам...
Мастер- класс по самообразованию«Влияние устного народного творчества на развитие речи детей дошкольного возраста»
Цель: показать методы и приемы работы с произведениями устного народного творчества...
Мастер-класс для педагогов «Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста»
Данный материал будет полезен педагогам дошкольных образовательных учреждений. Он поможет ознакомлению педагогов с методикой, обеспечивающей эффективное запоминание текста...
Мастер-класс педагогов «Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста»
Мастер-класс «Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста»...
Выступление на районном семинаре на тему: «Использование «Кубика Блума» для развития речи детей дошкольного возраста».
В жизни ребёнка дошкольного возраста игра занимает одно из ведущих мест. В настоящее время у детей всё чаще наблюдаются речевые нарушения, которые резко ограничивают их общение с окружающими людьми. П...
Использование "Кубика Блума" для развития речи детей дошкольного возраста
Консультация для воспитателей....