Мастер-класс для педагогов: «Использование кубика Блума для развития речи детей старшего дошкольного возраста»
материал

Бурлият Давлетгаджиевна Шугаибова

Цель: повысить профессиональное мастерство педагогов в процессе активного педагогического общения по проблеме развития критического мышления детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_kubik_bluma.docx19.7 КБ
Файл master_klass_kubiki_bluma.pptx2.57 МБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для педагов:

«Использование кубика Блума

для развития речи детей

старшего дошкольного возраста»

 Цель: повысить профессиональное мастерство педагогов в процессе активного педагогического общения по проблеме развития критического мышления детей дошкольного возраста.

Задачи для воспитателя:

-Вовлечь педагогов в совместную деятельность, вызывая интерес к данной проблеме.

-Побуждать педагогов использовать в своей работе новые формы и методы работы,

-Воспитывать положительный эмоциональный настрой и интерес к данной теме.

Задачи для дошкольников:

При работе с помощью методики Блума решаются следующие задачи:

1.  Грань «Назови» предполагает воспроизведение полученных знаний.

2. Грань «Почему»- развитие умения видеть и формулировать причинно-следственные связи.

3. Грань «Объясни» - развитие мышления. Вопросы категории являются уточняющими. Ребёнок должен обратить внимание на все стороны заданной темы.

4. Грань «Придумай»- активизация мыслительной деятельности, анализ и оценка полученных знаний. Вопросы этой категории подразумевают творческие задания.

5. Грань «Поделись» - развитие эмоциональной стороны личности. Вопросы категории дают ребенку возможность выразить свое личное отношение, основывая на личном опыте.

6. Грань «Предложи»- умение применить полученные знания на практике. Ребенок может предложить свои идеи, и объяснить, решить какие-либо ситуаций.

«Кубик Блума» можно использовать во всех группах и по всем образовательным областям.

– Добрый день, уважаемые коллеги!

Я рада видеть вас на моём мастер – классе по теме:

 «Использование кубика Блума для развития речи детей дошкольного возраста».

Хочу начать с притчи:

«Однажды беседовали два учителя. Один из них удивился:

- Почему твои ученики сами приходят к тебе за советом, а мои меня избегают и невнимательно слушают?

Второй поделился секретом:

- Не давай им готовые решения, а научись правильно формулировать вопросы, которые помогут найти ответ. И тогда те, кто ищет этот ответ, сами к тебе придут».

Эта притча тесно связана с ФГОС ДО, где говорится, что основным приоритетом образования сегодня становится его личностно-ориентированная направленность. И задача воспитателя заключается не в передаче готовых знаний и умений, а в создании условий для развития личности ребенка.

Возникает вопрос: Как и с помощью чего это сделать? В этом современному педагогу помогают разнообразные методики и технологии.

Слайд 2. Хочу представить Вам один из приемов для развития речи детей, технологии критического мышления

 (т.е. мышление без правил, которое основывается на собственном опыте), разработанный американским ученым и психологом Бенджамином Блумом, который называется - Кубик Блума.

Слайд 3. Кубик представляет собой объемную фигуру, на сторонах которой написаны слова (либо нарисованы схемы-картинки). Они являются отправной точкой для ответа.

Слайд 4

Грань «Назови» Предполагает воспроизведение знаний. Это самые простые вопросы. Ребёнку предлагается просто назвать предмет, звук, букву, явление, термин и т. д. Например: - назови кто главный герой….. - назови кто написал эту сказку….. Данный блок можно разнообразить вариативными заданиями, которые помогают проверить самые общие знания по теме.

Слайд 5

Грань «Предложи» Ребенок должен предложить свою задачу, которая позволяет применить то или иное правило. Или предложить свое видение проблемы, свои идеи. Например, предложи: «Другой сюжет, название произведения».

Слайд 6

Грань «Придумай». Активизация мыслительной деятельности, анализ и оценка полученных знаний. Вопросы этой категории подразумевают творческие задания, которые содержат в себе элемент предположения, фантазии, вымысла. Например: Придумай, свою версию концовки сказки…..

Слайд 7

Грань «Объясни». Развитие мышления. Это вопросы уточняющие. Они помогают увидеть проблему в разных аспектах и сфокусировать внимание на всех сторонах заданной проблемы. Дополнительные фразы, которые помогут сформулировать вопросы этого блока: - Объясни, как ….почему …ты действительно думаешь, что… - Объясни, ты уверен, что ….

Слайд 8

Грань «Почему». Развитие умения видеть и формулировать причинно-следственные связи, то есть описать процессы, которые происходят с указанным предметом, явлением. Например: Почему муха пригласила в гости к себе всех друзей?

Слайд 9

Грань «Поделись». Вопросы этого блока предназначены для активации мыслительной деятельности детей, учат их анализировать, выделять факты и следствия, оценивать значимость полученных сведений. Вопросам этого блока желательно добавлять эмоциональную окраску. То есть, сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах ребенка, его эмоциях, которые вызваны названной темой. Например: «Как хорошо когда всё хорошо кончается!», «Поделись своим отношением к героям сказки, своими эмоциями к прочитанному произведению».

Слайд 10. Правила игры с Кубиком довольно просты:

1.Формулируется тема НОД или любой другой совместной деятельности с детьми

2.Воспитатель или ребенок поворачивает Кубик.

3.Выпавшая грань укажет, какого типа вопрос следует задать.

4.И так до тех пор, пока все грани Кубика не будут задействованы.

Совет: Если несколько раз выпадает одна и та же грань, можно сказать, что куб не успел повернуться, или ребенок слабо или сильно кинул куб и предложить повернуть куб другой гранью.

Эта методика уникальна тем, что позволяет формулировать вопросы самого разного характера.

На основе приема Кубик Блума можно выстроить целое занятие, а можно использовать его, как один из этапов. Работая с Кубиком, возможно организовать как групповую, так и подгрупповую и индивидуальную деятельность детей.

Наиболее удобно применять этот приём на обобщающих занятиях, когда у детей уже есть представление о сути темы.

Что касается использования на более раннем этапе изучения блока материала, то в этом случае работу с кубиком можно сделать групповой, то есть ответы на вопросы нужно будет формулировать вместе.

Этот упрощённый способ помогает не только «собрать в кучку» все знания детей, но и развить в ребятах чувство коллективизма, необходимости помогать друг другу и нести ответственность за работу всех членов команды.

- А сейчас я предлагаю вам попробовать на основе приема «Кубик Блума» смоделировать фрагмент занятия. Прошу выйти желающих.

Мы разделимся на 2 группы. Одна группа будет придумывать вопросы для Кубика Блума по заданной теме. А следующая группа будет отвечать на вопросы. Спросить у коллег! Всем ли понятны правила???

Предлагаю составить по 2 вопроса по образцу («Назови», «Почему», «Объясни»,  «Предложи » , « Поделись»,  «Придумай»)

Например: «Поговорим о дожде».

Слайд 11. Будем кубик мы бросать, на вопросы отвечать. (подсказка)

Педагогические задания:

  Назови: дождь – мелкий, жидкий, теплый, мокрый, ледяной, сильный, осенний (опиши по признакам - формы, размер, цвет).

-          Почему – в отличие от снега дождь идет весной, летом, осенью и редко зимой (освоение способа сравнения, укажи сходство и различие).

-          Предложи – грусть (с каким настроением ассоциируется дождь).

-          Объясни – дождь это вода (расскажи из чего состоит, как сделано).

-          Придумай – можно собирать для полива (Как и для чего можно использовать дождевую воду).

-          Поясни - увлажняет почву, питает растение, но можно промочить ноги и заболеть (расскажи о пользе дождя и о вреде, полезная и вредная функция).

Можно сделать вывод: что, при работе с кубиком можно выяснить какие знания усвоили дети по окончании пройденной темы. Насколько самостоятельно они могут высказывать свои мнения, суждения, используя новые и уже имеющиеся у них знания, а также выявить, что вызывает затруднения или где есть пробелы в усвоении конкретным ребенком данного материала.

Я очень рада, что вам понравился мой мастер-класс. Мне кажется, что мне удалось увлечь вас. И надеюсь в дальнейшем вы будете использовать эту технологию для развития речи детей.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Использование кубика Блума для развития речи детей старшего дошкольного возраста» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска детский сад №41 "Росинка" воспитатель: Шугаибова Б.Д

Слайд 2

«Кубик Блума » — это приём педагогической техники, разработанный американским психологом и педагогом Бенджамином Блумом . Суть приёма заключается в следующем: после прочтения материала нужно бросить кубик, похожий на игральные кости. На каждой грани написан свой вопрос . Всего их 6: -почему; -придумай; -поделись; -назови; -предложи; -объясни. Вопросам нужно придумать продолжение, а после ответить на них. Другой вариант — составить задание и выполнить его. Бросать кубик можно сколько угодно. Чем больше вопросов зададите, тем лучше усвоите изучаемый материал .

Слайд 3

Кубик представляет собой объемную фигуру, на сторонах которой написаны слова (либо нарисованы схемы-картинки). Они являются отправной точкой для ответа.

Слайд 4

Грань «Назови» Предполагает воспроизведение знаний. Это самые простые вопросы. Ребёнку предлагается просто назвать предмет, звук, букву, явление, термин и т. д. Например: - назови кто главный герой….. назови кто написал эту сказку….. Данный блок можно разнообразить вариативными заданиями, которые помогают проверить самые общие знания по теме.

Слайд 5

Грань «Предложи» Ребенок должен предложить свою задачу, которая позволяет применить то или иное правило. Или предложить свое видение проблемы, свои идеи. Например, предложи: «Другой сюжет, название произведения».

Слайд 6

Грань «Придумай». Активизация мыслительной деятельности, анализ и оценка полученных знаний. Вопросы этой категории подразумевают творческие задания, которые содержат в себе элемент предположения, фантазии, вымысла. Например: Придумай, свою версию концовки сказки…..

Слайд 7

Грань «Объясни». Развитие мышления. Это вопросы уточняющие. Они помогают увидеть проблему в разных аспектах и сфокусировать внимание на всех сторонах заданной проблемы. Дополнительные фразы, которые помогут сформулировать вопросы этого блока: - Объясни, как ….почему …ты действительно думаешь, что… - Объясни, ты уверен, что ….

Слайд 8

Грань «Почему». Развитие умения видеть и формулировать причинно-следственные связи, то есть описать процессы, которые происходят с указанным предметом, явлением. Например: Почему муха пригласила в гости к себе всех друзей?

Слайд 9

Грань «Поделись». Вопросы этого блока предназначены для активации мыслительной деятельности детей, учат их анализировать, выделять факты и следствия, оценивать значимость полученных сведений. Вопросам этого блока желательно добавлять эмоциональную окраску. То есть, сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах ребенка, его эмоциях, которые вызваны названной темой. Например: «Как хорошо когда всё хорошо кончается!», «Поделись своим отношением к героям сказки, своими эмоциями к прочитанному произведению».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для родителей "Словесные и пальчиковые игры для развития речи детей дошкольного возраста"

Мероприятие способствует укреплению связи семьи и детского сада для обеспечения единства в речевом развитии дошкольников. Показывает родителям важность работы с детьми по развитию мелкой моторики рук...

Мастер- класс по самообразованию«Влияние устного народного творчества на развитие речи детей дошкольного возраста»

Цель:  показать методы и приемы работы с произведениями  устного народного творчества...

Мастер-класс для педагогов «Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста»

Данный материал будет полезен  педагогам дошкольных образовательных учреждений. Он поможет ознакомлению педагогов с методикой, обеспечивающей эффективное запоминание текста...

Мастер-класс педагогов «Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста»

Мастер-класс «Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста»...

Выступление на районном семинаре на тему: «Использование «Кубика Блума» для развития речи детей дошкольного возраста».

В жизни ребёнка дошкольного возраста игра занимает одно из ведущих мест. В настоящее время у детей всё чаще наблюдаются речевые нарушения, которые резко ограничивают их общение с окружающими людьми. П...