Приобщение детей среднего дошкольного возраста к традиционной народной культуре, посредством народных праздников.
учебно-методический материал (средняя группа)

Жизнь современного общества в нашей стране предъявляет особые требования к образованию, ждет от него новых подходов к организации и обеспечению нравственного воспитания детей. Одним из таких подходов к формированию нравственного сознания является систематичность образования в этом направлении, т.е. введение обязательного последовательного формирования у детей социокультурных ценностей. За последнее время в нашей стране произошло много сложных противоречивых событий. Ушли в прошлое некоторые известные праздники, появились новые. В настоящие время возникает необходимость в том, чтобы ребенок почувствовал уникальность своего народа, знал историю своей семьи, страны, мира, возлюбил свою родину, пришёл к пониманию и осознанию собственной неповторимости, и значимости каждого человека.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priobshchenie_detey_k_traditsionnoy_narodnoy_kulture.docx23.63 КБ

Предварительный просмотр:

Мифтахова Ю.Г.

Воспитатель 1кв. категории;

МАДОУ Д/с № 80

Г. Березники, Пермский край,

Российская Федерация

Приобщение детей среднего дошкольного возраста к традиционной народной культуре, посредством народных праздников.

Жизнь современного общества в нашей стране предъявляет особые требования к образованию, ждет от него новых подходов к организации и обеспечению нравственного воспитания детей. Одним из таких подходов к формированию нравственного сознания является систематичность образования в этом направлении, т.е. введение обязательного последовательного формирования у детей социокультурных ценностей. За последнее время в нашей стране произошло много сложных противоречивых событий. Ушли в прошлое некоторые известные праздники, появились новые. В настоящие время возникает необходимость в том, чтобы ребенок почувствовал уникальность своего народа, знал историю своей семьи, страны, мира, возлюбил свою родину, пришёл к пониманию и осознанию собственной неповторимости, и значимости каждого человека.

Приобщение к традициям народа особенно значимо в дошкольные годы. Ребенок является будущим полноправным членом общества, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие.

Впечатления раннего детства часто остаются в памяти на всю жизнь, они согревают и украшают её. И связаны эти незабываемые эмоции, как правило с праздниками.

Подумайте, какой праздник для Вас самый любимый? Большинство из Вас назовет Новый год или День рождения, и лишь единицы вспомнят о Рождестве или Пасхе, Масленице.

Для того чтобы культура оказывала эффективное воздействие на развитие личности, необходимо сформировать фундамент для воссоздания культуры, что предполагает активную педагогическую деятельность среди подрастающего поколения.

Одной из разновидностей культуры является «народная культура», которая воспринимается ребенком через материнский фольклор (колыбельные песни, потешки, прибаутки, плясовые песенки). Народная культура закладывает фундамент межличностных отношений, стимулирует проявление начальных социальных эмоций.

В это время малыш испытывает огромное удовольствие от совместного проигрывания с взрослыми «Сорока – белобока», «Козы рогатой», «Ладушки», от восприятия потешек. В младшем дошкольном возрасте, народная культура по- прежнему остаётся основной содержательной формой приобщения детей к окружаемому миру. В этом возрасте ребенок под руководством взрослого активно включается в вождение хороводов, исполнение плясок, песенок, отражает полученные представления в специально организованных видах деятельности.

Проводится систематическая работа по приобщению дошкольников к русской праздничной культуре (народные праздники), отмечаются государственные праздники, праздники народного календаря. Педагог содействует созданию обстановки общей радости, хорошего настроения, формирования чувства любви к близким взрослым, привязанности к сверстникам. Сказки и другие произведения позволяют расширить , представления детей о доброте, о людях с добрым сердцем, показать красоту. Предлагаемые для дошкольников русские народные сказки и сказки народов мира разнообразны по содержанию и объему.

В дошкольном возрасте полезно уже знакомить детей с правилами вежливости и начать формировать у них умение не ссориться. Доброе отношение к людям целесообразно воспитывать в играх с куклами и другими игрушками. В группе детского сада создаются специальные игровые ситуации, способствующие формированию доброжелательности, доброты, дружелюбия. Постепенно у детей формируется опыт правильной оценки хороших и плохих поступков.

В этом возрасте продолжается работа по приобщению детей к праздничной культуре русского народа: воспитывается стремление и желание принимать участие в праздничных выступлениях, формируется чувство причастности к событиям, которые происходят в детском саду, семье, стране, воспитывается любовь к близким людям, своей Родине.

Стимулируется желание ребёнка познавать культуру своего народа (через сказки, пословицы, поговорки, произведения народного декоративного творчества). Важной задачей остается воспитание уважительного отношения дошкольника к культуре других народов.

Дошкольный возраст – особо значимый период в развитии личности. Именно в этот период у ребенка формируются многие качества, складываются интересы; начинается процесс самопознания, - ребенок пытается понять, кто он в этом огромном мире. Знакомство детей с народным искусством (поэтическим, музыкальном, танцевальном, декоративно – прикладным) в дошкольный период позволяет сформировать у них первичные представления о народной культуре, что очень важно для дальнейшего процесса обучения и воспитания. Интерес к внедрению народного искусства в практику дошкольного воспитания в нашей стране очевиден.

Для приобщения дошкольников к традиционной народной культуре посредствам праздников в ДОУ созданы определенные условия:

  • Многофункциональный уголок в группах ДОУ «Уголок ряженья», «Уголок уединения».
  • Центр «Маска», где размещены различные виды театров.
  • Аудиотека с записями народных песен, мелодий и сказок.
  • Организация и проведение народных праздников.
  • Библиотека с устным народным творчеством, малыми фольклорными жанрами.
  • Картотека народных игр.
  • Совместная творческая деятельность детей и взрослых (педагогов и родителей)
  • Организация выставок.

Работа по приобщению детей к традициям народной культуры требует организации особых условий, создания яркой образности и наглядности.

В нашей группе мы постарались создать условия для организации процесса:

  • Методическое обеспечение по данной теме
  • Дидактические материалы для проведения праздников, конспекты занятий,
  • Детская художественная литература.
  • Наборы детских игрушек.

Для работы по ознакомлению детей с народными традициями и бытом в нашем детском саду создана комната «Горенка».

На речевых занятиях в «Горенке» воспитанники узнают о прошлом различных предметов. Например, на одном из занятий дети путешествовали «в прошлое одежды», а на другом познакомились с деревянной ложкой и историей её возникновения.

В соответствии с потребностями, предпочтениями, интересами детей и педагогов, были отобраны темы и содержания праздников, которые помогли нам выстроить годовой ритм работы группы. Это осенние, зимние, весенние и летние праздники. Проводятся они один раз в месяц.

Первым опытом работы по данной теме стало проведение праздника «Русской березки». С воспитанниками были проведены беседы о празднике Троица, разучили потешки, стихотворения о березке. Провели экскурсию на «Аллею берез».

Рисовали, делали коллективную аппликацию березок. Разучивали русские народные песни, играли в подвижные и хороводные игры «Березонька», «К названному дереву беги».

Праздник – это всегда сочетание различных видов искусств (устное народное творчество, музыкальный фольклор, народные игры и театр).

При проведении праздников созданы условия для наиболее полного раскрытия всех задатков и способностей наших воспитанников. Были включены хороводы, песни, танцы, игры, разученные с небольшими подгруппами детей и всей группой, индивидуальные выступления.

Готовиться к празднику начинаем с организованной совместной деятельности, обговариваем об особенностях каждого народного праздника, его традициях и обычаях. В основе каждого праздника лежит определенная идея, которая должна быть доведена до каждого ребенка. Эта идея проходит через всё содержания праздника, раскрытию ее служат пени, стихи, музыка, пляски, хороводы, инсценировки, художественное оформление.

При подготовке к праздникам совместно с родителями и детьми изготавливаем атрибуты, декорации, костюмы. Важным элементом праздника является традиционный костюм, ведь в одежде народ воплощает свои эстетические представления, понятия о гармонии мира и человека. Костюм помогает ребенку войти в образ, и тогда действие становится более выразительным.

Своим опытом делимся не только в стенах детского сада, но и стараемся привлечь детей нашего района, которые не посещают детский сад. Вместе проводим посиделки, Масленицу (детки с огромным удовольствием помогают в изготовлении куклы масленицы). Осинины, Рождественские гуляния. Заканчиваются праздники в лучших традициях – совместной трапезой с угощением, традиционным праздничным блюдом: на Пасху – с куличом, на Рождество – конфетами, на Масленицу – блинами и т.д., что способствует привитию детям культуры праздничного застолья, вкуса к здоровой пище.

Народные игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей, приучают детей быть честными и правдивыми.

Детям очень нравится русские народные игры: хороводные, подвижные, игры – развлечения: «Золотые ворота», «Ручеек», «Горелки», «Жмурки» и др.

Немаловажное значение в нашей работе уделяем проведению игр – драматизаций. В том числе по русским народным сказкам, театрализованным представлениям.

Герои русского фольклора – неотъемлемый элемент народного праздника. Петрушка, Скоморохи, Баба Яга, Леший и другие герои обязательно играют с детьми, активизируют их внимание шутками, загадками, сюрпризами. Это стимулирует интерес детей, усиливает их впечатления и переживания, обогащает художественное и эстетическое восприятие.

Вся система работы по приобщению детей к традиционной отечественной культуре была бы неэффективной без тесного взаимодействия с семёй.

Работа с родителями велась по двум основным направлениям:

  • Знакомство родителей с культурой и традициями русского народа, через разные формы взаимодействия детей и родителей.
  • Ознакомление их с традициями народных праздников и принципами организаций воспитания в семье, направленного на приобщение детей к традиционной народной культуре различных народов.

Родители стали активными участниками педагогического процесса: изготавливают атрибуты, костюмы, украшают группы к праздникам изготавливают поделки совместно с детьми для выставок, готовят угощение для детей, также активно учувствуют в проведении самих праздников: играют, поют, водят хороводы.

Совместное участие в народных праздниках помогает объединить семью и наполнить ее досуг новым содержанием, способствует единению педагогов, родителей и детей, что формирует положительное отношение к друг другу. Стараемся донести до сознания родителей, что они являются носителями великой русской культуры, что необходимо воспитывать детей в семье в национальных традициях в ходе бесед, консультаций, родительских собраний. Наша работа помогает осуществлять преемственность духовной жизни поколений, способствует развитию современной семью.

Народный праздник - это дорожка от прошлого, через настоящее в будущее. Он помогает заглянуть в себя, понять - кто мы есть и откуда. Работу по приобщению детей и взрослых к традиционной народной культуре мы будем совершенствовать и продолжать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Практические вопросы приобщения детей старшего дошкольного возраста к традиционной русской культуре»

Статья представляет практические советы по планированию целенаправленой работы по знакомству дошкольников 6-7 лет с деревьями русского леса и элементами традиционной русской культуры....

Народная кукла как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к традиционной культуре народа

Статья о народной кукле , как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к традиционной культуре...

Материал для родителей. Консультация по теме: « Ознакомление детей среднего дошкольного возраста(4 – 5 г) с русской народной культурой (фольклором) в семье».

Знакомя детей с русскими сказками, фольклором, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая...

Проект « Народное творчество как средство приобщения детей среднего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры »

Русское народное творчество не перестаёт восхищать и удивлять своим глубоким содержанием и совершенной формой. Оно постоянно изучается, и к нему обращены взоры историков, искусствоведов, педагогов.Дет...

Консультация по теме: « Ознакомление детей среднего дошкольного возраста(4 – 5 г) с русской народной культурой (фольклором) в семье»

laquo; Ознакомление детей среднего дошкольного возраста(4 – 5 г) с русской народной культурой (фольклором) в семье»...

"Приобщение детей среднего дошкольного возраста к чтению художественной литературы посредством привлечения в образовательный процесс семей воспитанников"

В настоящее время чтение является одной из самых острых проблем в нашей стране. Существенно снижен интерес к художественной литературе у подрастающего поколения. Конечно же, наш век – это век ра...