Материал для родителей. Консультация по теме: « Ознакомление детей среднего дошкольного возраста(4 – 5 г) с русской народной культурой (фольклором) в семье».
консультация (средняя группа) на тему

Знакомя детей с русскими сказками, фольклором, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение 
детский сад № 107 общеразвивающего вида Московского района Санкт – Петербурга








Материал для родителей.
Консультация по теме:
« Ознакомление детей среднего дошкольного возраста(4 – 5 г) с русской народной культурой (фольклором) в семье».






                                                                         

Составила воспитатель
                                                                                  Куприянова Анастасия

Владимировна                                  











Санкт – Петербург
2015

Детей младшего дошкольного возраста необходимо знакомить с народной игрушкой дома, в семье. Это пирамидка, матрёшка, качалка, игрушки – забавы. Так же ребёнка нужно знакомить с народными играми, хороводами, потешками, скороговорками, загадками. Восторг вызывает у детей знакомство с декоративно – прикладным искусством (дымковская, городецкая игрушка). Очень мало взрослые используют в быту пословиц, поговорок, которыми так богат русский язык.
Знакомя детей с русскими сказками, фольклором, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее.
В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. 
Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
Наверняка у вас дома что- то есть из народной декоративной росписи. Покажите это ребёнку, рассмотрите с ним вместе эти изделия. Роспись пленит душу ребёнка гармонией и ритмом, она способна увлечь ребёнка национальным изобразительным искусством.
Чаще используйте в занятиях с детьми дома колыбельные песенки, загадки. В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, представления о добре, красоте, правде, храбрости, верности и трудолюбии.
Предлагаю вашему вниманию материал, который вы, уважаемые родители, можете использовать для чтения и заучивания с детьми дома:
Потешки:

Катя, Катя, маленькая,                         Солнышко – колоколнышко,
Катенька удаленькая,                           Ты пораньше взойди,
Пойди, Катя, горенькой,                      Нас пораньше разбуди:
Топни, Катя, ноженькой.                     Нам в поле бежать,
Хлопни, Катя, в ладушки,                   Нам весну встречать!
Хороши оладушки:
Горячи, румяны,
С маслицем, сметаной.

Заклички:

Весна, весна красная!                              Мороз, Мороз!
Приди, весна, с радостью,                      Не морозь мой нос!
С радостью, с радостью,                         Иди, кисель поешь,
С великой милостью:                              Ты зимой гуляй,
С льном высоким,                                   А летом не бывай!
С корнем глубоким,
С дождями, ливнями, 
С хлебами обильными!

Колыбельные песни:

Все ласточки спят,                                   Баю, баю, баю, бай,
И касаточки спят,                                    Ты, собаченька, не лай,
И куницы спят,                                        Ты, собаченька, не лай,
И синицы спят,                                        И Ванюшу не пугай!
Нашему Ванечке спать велят!               И в гудочек не гуди,
Ходит сон близ окон,                             До утра не разбуди!
Ходит дрёма возле дома,                       А приди к нам ночевать,
И глядят – все ли спят?                          В люльке Ванечку качать.

Колядки:

Коляда, коляда, накануне Рождества.
Тётенька добренька, пирожка – то сдобренька,
Не режь, не ломай, а по целому давай!
Двоим, троим, давно стоим, да не выстоим.
Печка – то топится, пирожка – то хочется!

Пришла коляда, отворяй ворота! 
Дайте коровку, масляну головку!
Коляда, коляда! Подавай пирога,
Блин да лепёшку в заднее окошко!

Загадки:

Какой это мастер на стёкла нанёс
и листья, и травы, и заросли роз? (мороз).

Круглое, румяное, я расту на ветке,
любят меня взрослые и маленькие детки (яблоко).

Дали братьям тёплый дом,
Чтобы жили впятером.
Брат большой не согласился,
И отдельно поселился (варежки).

Без досок, без топоров,
через речку мост готов (лёд).

Не ботинки, не сапожки,
Но их тоже носят ножки,
В них мы бегаем зимой:
Утром – в садик, вечером – домой (валенки).







Используемый литературный материал:

Князева О.Л., Маханева М.Д. « Приобщение детей к истокам русской народной культуры», Издательство « Детство – Пресс», Спб, 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал для родителей. Консультация по теме "Ознакомление детей младшего дошкольного возраста (3 - 4 года) с русской народной культурой (фольклором) в семье".

В консультации для родителей раскрывается важность занятий с детьми дома русским народным творчеством, в частности фольклором, рассказывается о том, что фольклор является богатым источником познавател...

Рабочая программа по теме: «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами музейной педагогики».

Данная рабочая программа составлена с учетом ФГОС и предназначена для детей старшего дошкольного возраста. Целью программы является создать условия  для восприятия целостной картины истории своей...

консультация для педагогов «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами декоративно - прикладного искусства»

Народное декоративное искусство отвечает интересам детей старшего дошкольного возраста, дает богатую пищу их художественному восприятию, содействует развитию их эстетических переживаний и первых эстет...

Проект « Народное творчество как средство приобщения детей среднего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры »

Русское народное творчество не перестаёт восхищать и удивлять своим глубоким содержанием и совершенной формой. Оно постоянно изучается, и к нему обращены взоры историков, искусствоведов, педагогов.Дет...

Консультация по теме: « Ознакомление детей среднего дошкольного возраста(4 – 5 г) с русской народной культурой (фольклором) в семье»

laquo; Ознакомление детей среднего дошкольного возраста(4 – 5 г) с русской народной культурой (фольклором) в семье»...

ПРОЕКТ на тему: «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры, через ознакомление с народной игрой»

Национальные игры способствуют передаче младшему поколению от старшего накопленного предками бесценного положительного опыта, касающегося рационального ведения хозяйства, жизни в гармонии с природой.Н...