Статья «Практические вопросы приобщения детей старшего дошкольного возраста к традиционной русской культуре»
статья по окружающему миру (подготовительная группа) по теме
Статья представляет практические советы по планированию целенаправленой работы по знакомству дошкольников 6-7 лет с деревьями русского леса и элементами традиционной русской культуры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 33.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья «Практические вопросы приобщения детей старшего дошкольного возраста к традиционной русской культуре»
"Есть одна только общая для всех прирожденная наклонность, на которую всегда может рассчитывать воспитание: это то, что мы называем народностью. Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа"
К.Д.Ушинский
В настоящее время всё чаще поднимается вопрос об экологическом воспитании подрастающего поколения, в частности, дошкольников. Как научить маленького человека любить окружающий мир, понимать природу. Как объяснить ребёнку, что будущее зависит от отношения людей к бесценным дарам природы.
Всем известно, что впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе своего края, к Родине. Надо научить детей не только любоваться красивыми пейзажами, но и наблюдать природу: понимать некоторые происходящие в ней явления.
Нужно показать дошкольнику, что человек является частью природы и не может без неё жить. Ведь всё необходимое для существования человека даёт природа: воздух, воду, пищу, сырьё для промышленности и строительства. Но человек не может пользоваться её богатствами бесконечно, неограниченно. Природу надо беречь!
Педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста хорошо знакомы задачи экологического воспитания дошкольников: «Знакомить детей с неповторимостью и своеобразием каждого живого существа и показать необходимость бережного и заботливого отношения к природе» … и ещё «помочь детям в понимании роли человека в нарушении и сохранении целостности конкретной экосистемы, освоить правила поведения в ней». Трудности выполнения этих задач состоит в том, что современные городские дети почти не знают многих природных явлений, они крайне редко выезжают на природу. Наблюдения в городе за сезонными изменениями очень скупы и блёклы.
Я предлагаю заинтересовать детей жизнью наших предков в далёкие времена в окружении дикой природы, когда не было городов. Лес кормил, поил и охранял русского человека.
Русский лес! Значение его в жизни человека чрезвычайно велико и разнообразно. Как бережно, с какой любовью относились крестьяне на Руси к природе, в частности, к деревьям. Как наблюдения за погодой, явлениями природы помогали им выжить, добиться урожаев, жить в тепле и добре.
Знакомство с ролью леса в жизни русского народа может помочь детям в понимании роли человека в природе. С жизнью крестьян на Руси дошкольники знакомятся в ходе совместной деятельности воспитателя и детей в детском саду, в ходе самостоятельных наблюдений на прогулках, во время экскурсий в стенах Российского Этнографического музея. Используя экспонаты, как редчайшие образцы, сохранённые трудом музейных работников, мы поможем детям не только приобрести знания по этой теме, но и сформировать выводы, сделать маленькие «открытия». Эмоциональный отклик, проявление эстетических переживаний в процессе изучения темы поможет в формировании нравственных качеств.
Деревянные архитектурные сооружения, скульптура, мебель, разнообразные предметы быта из дерева занимают значительное место в культурном наследии нашей страны. Народное искусство всегда понятно и всеми любимо. Каждое изделие несёт в себе добро, радость, фантазию, увлекающую и детей, и взрослых.
В Российском Этнографическом музее собраны прекрасные образцы народного творчества изготовленного из дерева: посуда, орудия труда, мебель, игрушки. Дети могут полюбоваться на настоящий короб, в котором пряталась Машенька из сказки «Маша и медведь». Можно посмотреть на миски и ложки «трёх медведей», на колыбельку Алёнушки, а вот и настоящие лапти! Все экспонаты доступны детскому восприятию, т.к. несут понятное детям содержание, которое конкретно, в простых лаконичных формах раскрывает ребёнку красоту и прелесть окружающего мира.
Орнаменты, используемые народными мастерами для росписи игрушек, посуды, включают в себя цветы, ягоды, листья, которые ребёнок встречает в лесу, в поле, на участке детского сада. Изделия народных мастеров радуют детей, расширяя их понятия, воспитывая художественный вкус. Народ веками стремился в художественной форме выразить своё отношение к жизни, любовь к природе, своё понимание красоты.
Предметы, которые увидят дети, раскрывают перед ними богатство культуры народа, помогают им усвоить нравы, обычаи, передаваемые от поколения к поколению, учат понимать и любить прекрасное. Возрастает познавательный интерес к миру. Рассказывая детям не только о деревьях русского леса, их строении, сезонных изменениях, но и о непосредственном использовании дерева, о важности существования окружающей природы, помогает им разобраться в важных вопросах. Устанавливая зависимость способов существования конкретных деревьев от условий окружающей среды.
Ребёнок, узнав о том, как поклонялся русский человек берёзе, дубу, сосне, сам начинает задумываться о значении деревьев в жизни человека. Надо помочь ему придти к выводу, что человек – друг природе. Оберегать окружающую природу – прекрасное желание.
Посещение музея вызывает у детей желание знакомиться с традиционной русской культурой, умение использовать эти знания в различных ситуациях. Мы помогаем детям освоить правила поведения в музее, воспитываем навыки взаимного общения по поводу искусства. Дети быстро овладевают терминологией музея.
Целенаправленная работа по ознакомлению детей дошкольного возраста 6-7 лет с деревьями русского леса и элементами традиционной русской культуры позволит решить многие задачи:
Линии развития ребёнка | Образовательная область | Задачи |
Физическое развитие | Физическая культура | Гармоничное физическое развитие через решение следующих специфических задач:
|
Здоровье |
| |
Познавательно-речевое развитие | Познание |
|
Коммуникация |
| |
Чтение художественной литературы |
| |
Социально-личностное развитие | Социализация |
|
Труд |
| |
Безопасность |
| |
Художественно-эстетическое развитие | Музыка |
|
Художественное творчество |
|
Начинать работу по ознакомлению детей 6-7 лет с традиционной русской культурой имеет смысл с организации экскурсий в Российский Этнографический музей по темам, которые помогли бы детям разобраться в сложных вопросах темы.
- «Как избу строили и украшали»
- «Деревянных дел мастер» (посуда, предметы быта)
- «Игрушки из дерева»
Планирование работы по ознакомлению дошкольников 6-7 лет с ролью русского леса в жизни народа осуществляется в трёх направлениях:
- Знакомство с деревьями (выделение основных качеств и свойств деревьев; определение сезонных изменений, происходящих с деревьями; выделение необходимых условий для нормального роста деревьев)
- Использование деревьев в каждодневной жизни на примере экспонатов Российского Этнографического музея (использование деревьев как строительного материала, для изготовления домашней утвари, игрушек)
- Знакомство с элементами традиционной русской культуры (знакомство с бытом крестьянских детей и взрослых в русской деревне; проведение хороводов, закличек, русских народных игр; знакомство с народным фольклором (потешками, закличками, песнями, приметами, пословицами, поговорками)
Работы ведётся в четырёх взаимосвязанных областях образовательного процесса:
Непосредственно образовательная деятельность | Образовательная деятельность в ходе режимных моментов | Самостоятельная деятельность детей | Взаимодействие с семьями воспитанников |
|
|
|
|
Для успешного освоения детьми 6-7 лет данной темы необходимо создание развивающей среды, а именно, создание развивающей зоны стилизованной под избу с необходимыми атрибутами: «красным углом», печью, женской и мужской лавками, столом, люлькой, различной утварью (коромыслом, прялкой, чугунами и др.). В избе присутствуют деревянная посуда, игрушки из дерева, соломы, тканные изделия (половики, полотенца, сшитые по росту взрослых и детей куклы, одетые в народные костюмы. Данная «изба» не является «закрытой зоной» для детей – здесь они играют, поют колыбельные, укладывают кукол спать, уединяются для размышлений. Есть одно правило: игра в «избе»: игра должна быть спокойной, размеренной, что определяется укладом того времени.
Рядом с «избой» выделено место, где собраны книги и альбомы по теме, дидактические игры и музыкальные народные инструменты, куклы Лесовика и Домовёнка, которые знакомят детей с русским лесом и укладом народной жизни. Также, необходима специальная ширма, как бы маленький «балаган», где лежат пальчиковые куклы, куклы-перчатки – герои русских народных сказок.
Знакомство детей с традиционной культурой, деревьями русского леса научит дошкольник любить родную землю, ценить историю своей страны, с уважением относиться к традициям и обычаям русского народа. Как писал Владимир Солоухин «Любовь к Родине и само чувство Родины возникает и сотворяется по мере проникновения в ту культуру, в ту сокровищницу понятий и чувств, преданий, песен и языка, поэм и архитектуры, легенд и старины, которые Родина сотворила за все предшествовавшие века своего существования».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект "Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истории и культуре русского народа через ознакомление с русскими народными календарными праздниками"
Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истории и культуре русского народа через ознакомление с русскими народными календарными праздниками...
Народная кукла как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к традиционной культуре народа
Статья о народной кукле , как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к традиционной культуре...
Статья на тему "Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры"
Наиболее незащищенными от негативных воздействий, в силу несформированности мировоззренческих позиций, оказались дети, подростки и молодежь. В этой связи особого внимания требуют дети дошкольного возр...
Статья «ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ ЧЕРЕЗ ЗНАКОМСТВО С КАЛЕНДАРНО-ОБРЯДОВЫМИ ПРАЗДНИКАМИ»
-Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры через знакомство с календарно-обрядовыми праздниками.- Череповецкие научные чтения 2016: В 3ч.Ч2: Педагогика, психол...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской культуры
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТПриобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской культуры...
Статья "Музыкальный фольклор, как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры"
Фольклор для детей дошкольного возраста. ...
Отчёт по самообразованию на тему: «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской культуры»
Несомненно, на сегодняшний день тема приобщения детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры очень актуальна. В то время, как развивается наука, в жизнь внедряется компьютериза...