Народная кукла как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к традиционной культуре народа
статья на тему
Статья о народной кукле , как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к традиционной культуре
Скачать:
Предварительный просмотр:
Народная кукла как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к традиционной культуре народа.
Игрушки – важнейшие составляющие любой культуры. Одной из наиболее любимых игрушек всегда была кукла. На неё не влияет время, она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых. Кукла не рождается сама, её создаёт человек. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своём облике самобытность и характерные черты создающего её народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы.
Практика работы показывает нам, что изготовление народной куклы в дошкольных учреждениях практически не встречается в качестве предмета изучения, ей не уделяется должного внимания и в программах обучения.
Поэтому мы разработали проект приобщения дошкольников к традиционной культуре посредством ознакомления с народной куклой.
Разработанный нами перспективный план работы по приобщению старших дошкольников к традиционной народной культуре посредством традиционных народных кукол построен на обучении детей изготовлению кукол от простого к сложному.
В работе с детьми использовались различные формы: занятия, экскурсии-путешествия в историю отдельных кукол и традиционных праздников, инсценировок – «посиделки в горнице». Вместе с детьми мы беседовали, играли в народные игры, читали и обыгрывали произведения устного народного творчества, занимались рукоделием, создали мини-выставки. В работе по данной теме постоянно присутствовал ручной труд. На протяжении курса обучения, дети знакомятся: с историей народной куклы; с разновидностями обереговых, обрядовых и игровых моделей кукол; с народным костюмом; с обычаями и традициями народа; а так же делают куклу по собственным замыслам.
Художественно-творческая деятельность организуется в виде «Народной мастерской», в которой у каждого участника, включая воспитателя, имеется своё рабочее место. Дети приступают к работе без «призывов» со стороны взрослого, присоединяются к работе по собственному желанию. В процессе работы детям предоставляется возможность свободного общения с педагогом, сверстником. Дети могут высказывать свои мысли о процессе создания куклы, поделиться своими знаниями, умениями, рассказать о своих ощущениях, настроении и т.д
Особое внимание уделяется укреплению связей с родителями; знакомству родителей с культурой и традициями русского народа, ознакомлению их с традиционными народными куклами. С этой целью использовались как традиционные формы работы: выступление на родительских собраниях , консультации («Народная кукла в воспитании детей», «Играем вместе с детьми»), анкетирование, организация совместных календарных праздников («Масленица», «Посиделки», «Светлая пасха»), просмотр открытых занятий, так и нетрадиционные: привлечение родителей к подбору материалов для изготовления кукол, мастер-классы создание народных костюмов совместное изготовление поделок, подбор художественной литературы. участие в тематических конкурсах, посещение музеев.
Совместная деятельность родителей и детей, сотрудничество, взаимопомощь помогают достичь лучшего взаимопонимания между детьми и родителями
Структура занятий по работе над тряпичной куклой представляет собой алгоритм педагогических действий, т.е последовательность реализации педагогических задач на занятии.
Разработан алгоритм занятий по изготовлению тряпичной куклы:
- Вводная часть( сформулировать цель работы)
- Объяснение нового материала (знакомство с историей и традициями)
- Определение последовательности работы
- Изготовление основы куклы
- Создание костюма куклы
- Оформление куклы
- Итог занятия (выставочная деятельность).
Комплексный подход к выбору методов – необходимое условие оптимизации процесса приобщения к народным куклам. Выбор осуществляется с учётом возрастных, психофизических возможностей детей.
В процессе деятельности используются следующие методы и приемы:
- рассматривание иллюстраций, образцов кукол;
- показ;
- объяснение;
- наблюдение;
- импровизации;
- чтение художественных произведений;
- рассказ педагога и рассказы детей;
- сочинение историй;
- анализ и самоанализ.
Используемый материал:
- ткань разной фактуры, тесьма;
- нитки мулине, шерстяные нитки;
- лыко, пенька;
- береста, ветки деревьев;
- вата;
- солома
Работа по созданию кукол проводится 1 раз в неделю, продолжительность – 25-30 минут.
Работа по приобщению детей к традиционной тряпичной кукле предусматривает решение следующих воспитательно –образовательных задач:
Обучающие:
- познакомить с традициями русского народа;
- познакомить детей с историей народной куклы, как одного из видов декоративно-прикладного искусства;
- познакомить с основными приемами работы с тканью при изготовлении различных видов народной игрушки;
- Учить грамотно подбирать цветовую гамму материалов для изготовления народных кукол.
- Дать знания по использованию инструкционно-технологических карт при работе по изготовлению народных кукол.
Развивающие:
- способствовать развитию моторных навыков, образного мышления, внимания, фантазии, творческих способностей;
- формировать эстетический и художественный вкус;
- побуждать к самостоятельному созданию игрушек, дать возможность экспериментировать с тканью;
- предоставить максимальную свободу для проявления творческой инициативы.
Воспитательные:
- содействовать патриотическому воспитанию, через изучение культуры своей Родины, истоков народного творчества;
- воспитывать трудолюбие, аккуратность, усидчивость;
- прививать основы культуры труда;
- способствовать улучшению психологической атмосферы в детском коллективе.
- При изготовлении куклы осуществляется не только совместная деятельность педагога с детьми, но и совместная деятельность со сверстниками: работа парами («Сделал сам, помоги другому»)
- ОО «Социализация» - не единственная область, с которой происходит интеграция.
- ОО «Труд». Дети узнают о профессии прядильщицы и ткачихи и взаимосвязях между ними, с содержанием труда в соответствии с общей структурой трудового процесса: материалы, инструменты, оборудование. Выполняют практическую работу по изготовлению ткани (понятия: станок, ткань, половичок). Узнают о правилах безопасного обращения с режущими инструментами.
- ОО «Познание». «Развитие математических представлений». Фиксируется внимание на названии геометрических фигур: квадрат, прямоугольник, треугольник, круг – составных частях куклы и ее одежды. Дети оперируют числами («Сколько всего деталей нам понадобится»); самостоятельно сравнивают кукол, выделяя признаки отличия и сходства; решают интеллектуальные задачи в поисковой деятельности, рассуждают и высказывают свое мнение по поводу их решения.
- ОО «Чтение художественной литературы». Решается такая задача, как обогащение «читательского» опыта детей за счет произведений фольклорного жанра (напр., «Вишневая гора» уральская сказка).
- ОО «Художественное творчество». Приобщаясь к изобразительному искусству дети узнают о единстве эстетического (красота) и утилитарного (польза), связи декора с назначением предмета, о символичности узоров (символы солнца, поля (вспаханного и засеянного, давшего всходы), символичности образа коня и птицы.
- Технические умения отрабатываются в конструировании, дети осваивают
приемы сгибания ткани определенной формы (квадрат, прямоугольник, треугольник, пополам, совмещая углы, противоположные стороны), умение работать с тканью путем закручивания ее, учатся одному из способов крепления – креплению нитками.
Тряпичная кукла играет важную роль в воспитании ребёнка:
- - процесс изготовления куклы приносит радость;
- - работа с мягким материалом дает ощущение тепла, нежности
- - при изготовлении игрушки развивается мелкая моторика пальцев, развивается мышление, происходит массаж рук , пополняется словарный запас речи
- - играя с куклой, ребенок осваивает различные социальные роли
- - застенчивый ребенок в игре часто заменяет куклой себя. Таким образом кукла выполняет коррекционную функцию
Вывод: Народная игровая кукла является необходимым традиционным элементом воспитательного процесса. Через игру с куклой ребенок познает мир, происходит его социализация в обществе. Кукла служит своеобразным пособием для передачи ребенку знаний о материальном мире.
Кукла рассматривалась как эталон рукоделия. В кукольных играх дети непроизвольно учились шить, вышивать, прясть, постигали традиционное искусство одевания.
Народная кукла способствует передаче ребенку космогонических, символических и мифологических знаний.
Куклы выступают атрибутом детства, детской культуры и имеют особое значение для эмоционального и нравственного развития детей. Ребенок переживает со своей куклой события собственной и чужой жизни в эмоциональных и нравственных проявлениях, доступных его пониманию. Кукла или мягкая игрушка – заменитель реального друга, который все понимает и не помнит зла. Поэтому потребность в такой игрушке возникает у большинства детей.
Изготавливая куклу своими руками, ребенок получает ценнейший опыт позитивных достижений: «я – старался, делал и у меня получилось!»
Тряпичная кукла –игрушка с ценными воспитательными качествами, которые призваны и культивируются в этнопедагогике, в практической работе с детьми. Это великолепный образец для занятий по рукоделию, художественному труду и творчеству, декоративно прикладному и текстильному дизайну.
Занятия с детьми дошкольного возраста с тряпичной куклой помогают педагогам и родителям более успешно устанавливать психологически комфортный контакт с ребенком, при котором каждый из участников творческого процесса получает желаемый результат.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Народное творчество как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к истокам родной культуры».
Разработанный проект сочетает в себе образовательные возможности учебного проекта, и проекта, направленного на воспитание гражданственности и патриотизма определяется субъективными усилиями педа...
"Народное творчество как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры".
От поколения к поколению переходят считалки, дразнилки, скороговорки, русские народные сказки, потешки и т. д, но современный ребёнок очень мало знает о традициях русского народа, о его культуре, так ...
"У Байкала мы живем". Программа приобщения детей старшего дошкольного возраста к истокам культуры народов Бурятии в процессе дидактических игр.
Дидактические игры, в ознакомлении с национальной культурой, делают сам процесс обучения эмоциональным, действенным, позволяют ребенку получить собственный опыт. Все дидактические игры вхо...
Рабочая программа "Русская народная игра как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к народной культуре"
Цель:создание условий для популяризации народных алтайских игр, приобщение детей к изучению и сохранению культурного наследия своей малой Родины. ...
Музейная педагогика как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к национальным ценностям народа мари
В статье раскрыта актуальная тема по приобщению дошкольников к истории, культуре и быту марийского народа при использовании музейной педагогики....
Методические рекомендации использования подвижных игр народов Поволжья как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к народным традициям.
Методические рекомендации по приобщение детей старшего дошкольного возраста к народным традициям через подвижные игры народов Поволжья....