"Приобщение детей среднего дошкольного возраста к чтению художественной литературы посредством привлечения в образовательный процесс семей воспитанников"
проект по художественной литературе (средняя группа)
В настоящее время чтение является одной из самых острых проблем в нашей стране. Существенно снижен интерес к художественной литературе у подрастающего поколения. Конечно же, наш век – это век развития компьютерных и других технологий, но все же книга и мир мультимедийного формата в жизни ребенка должны существовать параллельно, не отменяя и не подменяя друг друга. Необходимо как можно раньше приобщать ребенка к книге. Ведь дошкольное детство играет исключительную роль в формировании того, каким станет не только каждый отдельный человек, но и все человечество, мир в целом.
Заложенные в дошкольном возрасте образовательные, мировоззренческие, нравственные и культурные приоритеты определяют жизненный путь поколений, воздействуют на развитие и состояние всей нашей страны. Огромный вклад в становлении внутреннего мира ребенка, воспитании его созидательного начала вносит чтение художественной литературы, так как в процессе общения с книгой ребенок учится думать, анализировать, сопереживать героям, устанавливать связи своего опыта с опытом других. Таким образом, формируется нравственная и культурная основа его личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
innovatsionnyy_proekt.docx | 490.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №2 «Сказка» поселка Троицкий
Губкинского района Белгородской области
Проект
«Приобщение детей среднего дошкольного возраста
к чтению художественной литературы
посредством привлечения в образовательный
процесс семей воспитанников»
Алпеева Анастасия Константиновна,
воспитатель
2018г.
Автор проекта: Алпеева Анастасия Константиновна
Вид проекта: творческо-исследовательский
Участники проекта: дети средней группы №6 «Золотой ключик», семьи воспитанников, педагоги, сотрудники МБУК «Централизованная библиотечная система №2», Центр культурного развития поселка Троицкий.
Продолжительность проекта: долгосрочный – 6 месяцев
Актуальность. В настоящее время чтение является одной из самых острых проблем в нашей стране. Существенно снижен интерес к художественной литературе у подрастающего поколения. Конечно же, наш век – это век развития компьютерных и других технологий, но все же книга и мир мультимедийного формата в жизни ребенка должны существовать параллельно, не отменяя и не подменяя друг друга. Необходимо как можно раньше приобщать ребенка к книге. Ведь дошкольное детство играет исключительную роль в формировании того, каким станет не только каждый отдельный человек, но и все человечество, мир в целом.
Заложенные в дошкольном возрасте образовательные, мировоззренческие, нравственные и культурные приоритеты определяют жизненный путь поколений, воздействуют на развитие и состояние всей нашей страны. Огромный вклад в становлении внутреннего мира ребенка, воспитании его созидательного начала вносит чтение художественной литературы, так как в процессе общения с книгой ребенок учится думать, анализировать, сопереживать героям, устанавливать связи своего опыта с опытом других. Таким образом, формируется нравственная и культурная основа его личности.
Тема важности детского чтения, возрождения традиций семейного чтения, привития любви к книге с раннего возраста, необходимости консолидации усилий всех ведомств и структур, заинтересованных в воспитании гармонично развитого юного поколения звучала на протяжении всего 2018 года.
Исходя из проблемы, педагог решила разработать и внедрить в образовательный процесс проект для детей среднего дошкольного возраста на тему: «Приобщение детей среднего дошкольного возраста к чтению художественной литературы посредством привлечения в образовательный процесс семей воспитанников». Активными участниками проекта стали семьи воспитанников. Связи с тем, что 2018 год был посвящен году детского чтения в Белгородской области в детском саду и по рекомендации родительской общественности был разработан план по реализации данного направления.
Цель. Развитие у детей среднего дошкольного возраста интереса к художественной литературе через создание единой системы работы между ДОУ и семьей.
Задачи:
- Познакомить детей с историей создания книги, видами книг, способами поиска необходимой информации, самостоятельному созданию книжек-малышек.
- Воспитывать культуру речи, учить детей рассуждать, развивать умения применять свои знания в беседе, добиваться связных высказываний, обогащать и расширять словарный запас дошкольников.
- Формировать умение выразительно читать наизусть стихи, инсценировать эпизоды сказок и проявлять творческие способности в ролевых играх по сюжетам произведений, инсценировках.
- Развивать познавательные способности дошкольников, фантазию.
- Обеспечить расширение социальных связей семей с социальными институтами.
- Развивать коммуникабельность и умение детей общаться со взрослыми в разных ситуациях, а так же способствовать накоплению эстетического опыта, читая и обсуждая литературные произведения.
- Помочь родителям осознать ценность детского чтения, как эффективного средства образования и воспитания дошкольников, активизировать работу родителей по развитию детского чтения в семье.
Основные формы реализации проекта.
С детьми: беседы, целевые прогулки, экскурсия, чтение художественной литературы, сюжетно-ролевые, дидактические, настольно-печатные, игры-драматизации, досуги и развлечения, мини-спектакли, выставки, конкурсы.
С семьей: анкетирование, консультации, мастер-класс, творческие постановки, участие в выставках, батлах, квест-играх.
С социальными институтами: мастер-классы, тематические выставки, сказочные постановки.
Ожидаемые результаты.
- Проявляет творчество в создании игровой обстановки, в театрализации эпизодов любимых сказок, в имитации действий животных, сказочных героев.
- Эмоционально переживает содержание прочитанного, сопереживает героям произведения.
- Умеет пересказывать содержание произведения с опорой на рисунки в книге.
- Отвечает на вопросы по содержанию прочитанного.
- Анализирует явления, события, поступки литературных героев, оценивает их.
- С помощью взрослого умеет драматизировать (инсценировать) небольшие сказки.
- Знает содержание сказок.
- Умеет отгадывать загадки.
- Проявляют интерес к созданию сказок собственного сочинения, их оформлению, созданию декораций к произведениям.
Этапы реализации проекта:
1. Подготовительный этап (1 месяц с 01.09.2018-01.10.2018г.)
- Определение темы и актуальности проекта.
- Формулировка цели и задач.
- Анкетирование родителей.
- Опрос детей, с какими произведениями они знакомы.
- Подбор дидактического и методического оснащения проекта.
- Поиск мотивации к активной реализации проекта.
- Составление плана проекта с учетом реализации программы Тропинки под редакцией Т.В. Кудрявцева
- Обогащение развивающей предметно-пространственной среды
2. Практический этап (4 месяца с 01.10.2018г. - 01.02.2019г.)
1. Использование интерактивного оборудования, для чтения и составления сказок
2. Работа над изготовлением костюмов и декораций
3. Работа по художественно-эстетическому направлению (лепка, аппликация, рисование)
4. Знакомство с различными видами детских сказок
5. Привлечение семей воспитанников для участия в конкурсах и постановках в рамках проекта
6. Интернет-рассылки для родителей
3. Заключительный этап (1 месяц 01.02.2019г. - 01.03.2019г.)
1. Анкетирование родителей по итогам реализации проекта
- Педагогическая диагностика детей по теме проекта
- Презентация материалов в СМИ, на сайте образовательной организации
4. Награждение активных участников проекта
План работы по осуществлению проекта
Сентябрь 2018 г. |
|
Октябрь
|
|
Ноябрь 2018 г. |
|
Декабрь 2018 г. |
|
Январь 2019 г. |
|
Февраль 2019 г. |
|
Достигнутые результаты проекта
- Формирование умения воспринимать книгу не только как развлечение, но и как источник знаний посредством применения инновационных технологий.
- Активное участие родителей бабушек в реализации проекта.
- Популяризация семейного чтения.
- Развитие интереса к литературе, творчеству русских писателей.
- Формирование умения выразительно читать наизусть и инсценировать произведение или отрывок из него.
- Развитие коммуникативных способностей детей, умения договариваться, помогать друг другу.
- Формирование системы работы по ознакомлению детей с художественной литературой.
Заключение
Проектная деятельность это эффективной метод для развития речи детей дошкольного возраста, их коммуникативных навыков и знакомство с художественной литературой. Данная деятельность интересна, доступна, эмоционально привлекательна детям, педагогам, родителям, что доказывается положительной динамикой в развитии детей. Четко и грамотно спланированная работа педагогов и взаимодействие с семьей помогли детям в развитии всех сторон речи. Приобщая детей к художественной литературе, развивается личность каждого ребенка, в котором проявляется черта русского характера.
Сказка как художественное произведение является универсальным развитием и образовательным средством, выводя ребенка за пределы непосредственно воспринимаемого, погружая его в возможные миры с широким спектром моделей человеческого поведения. И ориентируя в них богатую языковую среду.
На заключительном этапе педагогическая диагностика детей показала решение следующих задач: воспитанники научились рассуждать, применять свои знания в практической деятельности. У дошкольников стали более выражены артистические способности, фантазия, обогатился словарный запас детей. Сформировалось умение выразительно читать наизусть стихи, умение общаться со взрослыми в разных ситуациях, принимать участие в инсценировке сказок, ролевых играх по сюжетам произведений.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду: Игры, упражнения, сценарии. М.: ТЦ Сфера, 2003.
- Доронова Т.Н. Играем в театр: театрализованная деятельность детей 4-6 лет: метод. Пособие для воспитателей дошкольного образовательного учреждения. Т.Н. Доронова. - 2-е изд.-М.: Просвещение, 2005.
- Новиковская О.А. «Конспекты занятий по сказкам с детьми 4-5 лет». СПб.: «Паритет» 2007.
- Поляк Л.Я. Театр сказок: Сценарии в стихах для дошкольников по мотивам русских народных сказок. -СПб.: «Детство-пресс», 2008.
- Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Тропинки» / под ред. В.Т. Кудрявцева. – М.: Вентана-Граф, 2014.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приобщение детей среднего дошкольного возраста к русскому народному творчеству. «Знакомство с вязанием, вышивкой и плетением кружев»
В этом материале предлагаются новые организационно-методические формы работы. Материал содержит информацию из опыта и обычаев русского народа; способствует формированию у детей личностной культуры, пр...
«Приобщение детей среднего дошкольного возраста к искусству средством пейзажной живописи»
Если говорить об искусстве в приложении к детям, оно как воздух необходимо для их динамичного развития. Из своего опыта вижу как ребенок, приобщаясь к искусству, учится смотреть на о...
Опыт работы "Приобщение детей среднего возраста к художественной литературе через проектную деятельность"
Я уверена, что именно от правильно организованного занятия, удачно подобранных методов и приемов работы с книгой зависит успех формирования интереса к художественной литературе....
Проект «Приобщение детей среднего дошкольного возраста к художественной литературе через чтение сказок»
Знакомство с литературой у каждого ребенка начинается именно со сказок....
Авторская методика работы с детьми дошкольного возраста по приобщению детей среднего дошкольного возраста к культуре чтения посредством использования дидактического пособия «Детский календарь».
laquo;В целях привлечения внимания общества к литературе и чтению постановляю провести в 2015 году в Российской Федерации Год литературы… внутри страны мы должны формировать среду, в кот...
Перспективное планирование по приобщению детей среднего дошкольного возраста к художественной литературе (сказки)
Данное перспективное планирование будет полезно педагогам для реалихзации педагогических проектов по развитию речи....
Конспект образовательной деятельности по приобщению детей средней группы к художественной литературе
КОНСПЕКТОбразовательной деятельности по приобщению детей средней группы к художественной литературеТема: Чтение рассказа Н. Сладкова «Неслух»Цель: ознакомление детей с рассказом Н. Сладков...