Проект « Народное творчество как средство приобщения детей среднего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры »
проект по аппликации, лепке (средняя группа) на тему
Русское народное творчество не перестаёт восхищать и удивлять своим глубоким содержанием и совершенной формой. Оно постоянно изучается, и к нему обращены взоры историков, искусствоведов, педагогов.
Детство - то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры. Культура русского народа способствует глубокому воздействию на мир ребёнка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений и рассматривается как часть материальной культуры.
Данный проект предназначен для детей средней группы и ориентирован на изучение вопросов, связанных с культурой русского народа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 173.74 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ
ПО ХУДОЖЕСТВЕННО- ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ
« Народное творчество как средство приобщения детей среднего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры »
КРИВЕЛЬСКАЯ Т.В.
Автор проекта: Кривельская Татьяна Валерьевна
Участники проекта: дети средней группы «Колокольчик», воспитатели, родители воспитанников.
Вид проекта: краткосрочный, групповой, познавательно – творческий.
Цель проекта: развитие творческой и трудовой активности, художественного вкуса, интереса к искусству своего народа, его истории и традициям; приобщение детей к национальной культуре; развитие интереса к народному творчеству; воспитание у детей патриотических чувств и духовности.
Задачи проекта:
1. Познакомить с разнообразием русских народных игрушек.
2. Знать характерные особенности разных промыслов.
3. Воспитывать добрые нежные чувства к русскому народному творчеству.
4. Продолжать совершенствовать умение коллективно трудиться. Воспитывать интерес к истории и культуре русского народа.
5. Развивать коммуникативные навыки, желание использовать народные игрушки в совместной и самостоятельной деятельности;
6. Учить получать радость от увиденного, услышанного, сделанного своими руками.
Срок проведения: 3-4 неделя декабря 2017 года.
Форма проведения: в рамках организации педагогического процесса в организованной деятельности и в повседневной жизни.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА
В условиях Федеральных государственных образовательных стандартов к образованию предъявляют принципиально новые требования. Результатом образования должно стать его соответствие опережающего развития. Это означает, что детей необходимо знакомить с информацией и технологиями, которые пригодятся им в будущем. Дети должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие задания, в ходе которых они научаться самостоятельно добывать знания, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, делать выводы.
Русское народное творчество не перестаёт восхищать и удивлять своим глубоким содержанием и совершенной формой. Оно постоянно изучается, и к нему обращены взоры историков, искусствоведов, педагогов.
Детство - то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры. Культура русского народа способствует глубокому воздействию на мир ребёнка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений и рассматривается как часть материальной культуры.
Данный проект предназначен для детей средней группы и ориентирован на изучение вопросов, связанных с культурой русского народа.
Именно поэтому нами огромное внимание уделяется приобщению детей к истокам русской народной культуры : старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно - прикладному искусству и творчеству.
Ожидаемые результаты:
- воспитание любви к народному искусству России;
- развитие познавательных и творческих способностей детей;
- ребенок умеет сотрудничать в паре, коллективе;
- привлечь всех родителей в реализации проекта;
- укрепление семейных связей
Формы работы с родителями:
- Консультации: «Дымковская игрушка»;
«Виды народного декоративно-прикладного искусства»;
«Декоративно-прикладное искусство в детском саду и дома»
- Анкета для родителей «Приобщение детей к русской культуре»
Виды детской деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, продуктивная, музыкально – художественная, чтение художественной литературы.
Интеграция образовательных областей: «Художественно - эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Этапы проекта.
1. Организационный.
- - Изучение, анализ, подбор и педагогической, методической литературы;
- - Определение системы, направлений, цели, задач по приобщению детей к истокам русской народной культуры в детском саду;
- - Формирование и создание условий для работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры
- - Разработка тематических занятий по приобщению детей к истокам русской культуры.
2. Информационно – практический
- Беседа с детьми «Умелые мастера из деревни Дымково»
- Просмотр альбомов: «Русские умельцы», «Золотая хохлома», «Сказочная гжель»,«Филимоновские игрушки», «Дымка».
- Лепка из глины «Дымковская игрушка»,
- лепка из соленого теста «жаворонки»
- рисование «Дымковская барышня» (узор на юбке)
- Оригами «Филимоновский петушок».
- Аппликация «Узор на платочке» (по мотивам дымковской росписи)
3. Завершающий.
- Совместное создание с детьми альбомов «Виды росписей»
- Лепка из глины и роспись «Дымковская уточка».
- Коллективная работа рисование «Знакомство с основными элементами росписей: дымка, филимоново»
СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА
Игры:
Дидактические и настольно – печатные речевые игры:
- «Курочка Ряба»
- Разрезные картинки
- Найди пару
- Узнай по описанию
- «Народные промыслы»
- Домино «Дымка»
- «Расколдуй сказку»
Подвижные игры:
«Золотые ворота»
«Найди свою пару»
«Третий лишний»
«Зайки»
Сюжетно – ролевые игры:
Семья
Кукольный театр
Беседы с детьми на темы:
- «Умелые мастера из деревни Дымково»
- «Филимоновская игрушка»
Непосредственная образовательная деятельность:
Познание «Умелые мастера», «Что такое дымковская игрушка?»
Лепка из глины «Дымковская игрушка», лепка из соленого теста «жаворонки»
Оригами «Филимоновский петушок».
Коллективная работа (рисование «Знакомство с основными элементами росписей: гжель, хохлома, дымка, филимоново»)
Рисование «Дымковская барышня» (узор на юбке)
Рассматривание альбомов: «Русские умельцы», «Золотая хохлома», «Сказочная гжель»,«Филимоновские игрушки», «Дымка».
Аппликация «Узор на платочке» (по мотивам дымковской росписи)
Чтение литературных произведений:
Потешки, «Наш козел...»; «Зайчишка-трусишка...»: «Дон! Дон! Дон!», «Гуси, вы гуси...»; «Ножки, ножки, где вы были?..»
Сказки. «Лисичка-сестричка и волк», обр. М. Булатова; «Зимовье», обр. И. Соколова- Микитова; «Лиса и козел», обр. О. Капицы; «Привередница», «Лиса-лапотница», обр. В. Даля; «Петушок ибобовое зернышко», обр. О, Капицы.
Итоги проекта:
Использование различных форм работы с детьми по ознакомлению с народным декоративно - прикладным искусством позволило повысить уровень их творческих способностей детей. Дети самостоятельно стали различать стили известных видов декоративной живописи, научились создавать выразительные узоры на бумаге и объёмных предметах.
Таким образом, тема декоративно - прикладное искусство в детском саду очень интересна и многогранна, она помогает развить не только творческую личность, но и воспитывает добропорядочность в детях, любовь к родному краю, своей стране. Без знания детьми народной культуры не может быть достигнуто полноценное нравственное и патриотическое воспитание ребенка.
Литература
1.Князева, О. Л. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»
2. Куприна, Л. С. «Знакомство детей с русским народным творчеством»
3.Сборник русских народных песенок и потешек для детского сада
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фольклор как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры
Народное творчество можно рассматривать, как средство всестороннего развития ребенка-дошкольника, в целом, как средство развития творческих способностей детей, как средство патриотического воспитания,...
«Народное творчество как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к истокам родной культуры».
Разработанный проект сочетает в себе образовательные возможности учебного проекта, и проекта, направленного на воспитание гражданственности и патриотизма определяется субъективными усилиями педа...
"Народное творчество как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры".
От поколения к поколению переходят считалки, дразнилки, скороговорки, русские народные сказки, потешки и т. д, но современный ребёнок очень мало знает о традициях русского народа, о его культуре, так ...
Фольклор как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры
детство это период расцвета в жизни человека. Это время, когда ребенок подобен цветку, который тянется своими лепестками к солнышку. дети очень чутко реагируют на каждое слово сказанное взрослыми. Поэ...
музыкальный проект «Народный фольклор, как средство приобщения детей среднего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры»
музыкальный проект для детей 4-5 лет...
Статья "Музыкальный фольклор, как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры"
Фольклор для детей дошкольного возраста. ...
«Народное творчество как средство приобщения детей 3-5 лет к истокам русской народной культуры».
Одной из основных задач духовно-нравственного воспитания дошкольников является формирование у детей общего представления о культуре русского народа, ее богатстве и разнообразии, красоте и благородстве...