конспект ООД по познавательному развитию "Друзья птиц"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Ксения Геннадьевна Зарубина

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение

детский сад № 2 «Радуга» г. Белорецк

муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан

Согласовано:

старший воспитатель

_________/Кирсанова Н.В./

Конспект организованной образовательной деятельности

Образовательная область:

познавательное развитие

Возрастная группа:

подготовительная к школе группа «Полянка»

Тема: «Друзья птиц»

Зарубина К.Г., воспитатель

2024 г.


Задачи:

Обучающие:

Ознакомить с наукой орнитологией и новой профессией орнитолог.

Закреплять представления детей о зимующих птицах.

Расширять, уточнять и активизировать словарь по теме.

Развивающие:

Развивать любознательность и стимулировать познавательную мотивацию.

Развивать внимание, зрительное восприятие, память, логическое мышление, мелкую моторику.

Воспитательные:

Формировать навыки сотрудничества, самостоятельности.

Воспитывать доброжелательное отношение к птицам, вызвать стремление беречь их и помогать зимующим птицам.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций зимующих птиц, чтение художественной литературы, наблюдение за птицами на прогулке, заучивание стихотворений, отгадывание загадок про птиц, составление описательных рассказов про птиц.

Ход занятия:

- Что это за звук? Правильно, нам пришло видеописьмо. Как вы думаете от кого оно? (Ответы детей).

- Предлагаю посмотреть видеописьмо.

(На презентации видеописьмо)

Видеописьмо: «Ребята, мы, дети средней группы, на прогулке видели разных птиц, слышали их голоса. У нас возникло много вопросов. Нам хотелось бы помочь птицам, подкормить их, но мы ничего о них не знаем. Мы просим вас рассказать нам о птицах, ведь вы самые старшие в детском саду. На вас вся надежда».

- Ребята, так кто же прислал нам письмо? (Ответы детей).

- Правильно, его прислали дети средней группы, которым нужна помощь.

- Что они хотят узнать? Сможем ли мы им помочь? Что мы можем сделать, чтобы им помочь? (Ответы детей).

- Ребята, а вы знаете, кто занимается изучением птиц? (Ответы детей).

- Правильно, изучением птиц занимаются орнитологи.

Воспитатель: Наука, которая занимается изучением птиц, называется орнитологией. Дети, а вы хотели бы побольше узнать об этой замечательной профессии – орнитолог? Тогда предлагаю послушать стихотворение про человека данной профессии и о том, чем он занимается:

Орнитолог много знает,

Птиц повсюду изучает:

Где живут и что едят?

Как птенцов своих растят?

Вьют ли гнёзда и когда?

Улетают ли? Куда?

Знает все повадки птиц –

Голубей, грачей, синиц.

Точный им ведёт подсчёт,

Знает всех наперечёт.

Охраняет их и лечит,

Словно добрый Айболит.

Если птицам где-то плохо-

Он на помощь им спешит…

Если вы хотите, дети,

Птиц беречь и изучать,

Значит, надо непременно

Орнитологами стать!

А чтобы вы лучше понимали, чем ещё занимаются представители этой профессии, предлагаю посмотреть подборку картинок о них. Может, кому-то из вас захочется в будущем выбрать для себя эту профессию.

Просмотр презентации

Слайд 1

Орнитолог – это человек, который наблюдает за птицами, собирает данные, изучает образ жизни, питание и поведение пернатых, защищает птиц от вымирания и от вредного воздействия окружающей среды.

Слайд 2

Наблюдение за птицами происходит с помощью специальной оптической и звукозаписывающей техники.

Слайд 3

Один из самых известных методов отслеживания птиц — кольцевание. На лапку птицы прикрепляют небольшое колечко с определенным номером. Благодаря ему орнитологи получают полную информацию о перемещении птицы, не причиняя ей никакого вреда.

Слайд 4

Часто орнитологи отправляются в командировки, т. е. выезжают в места, где можно наблюдать за птицами в природе.

А хотели бы вы попробовать себя в роли этих специалистов?

Слайд 5

Вот центр, где работают орнитологи. Посмотрите, где он находится? (в лесу). Но чтобы попасть на станцию нам нужно отгадать код.

Слайд 6

Я буду читать вам загадки про птиц, и какая цифра окажется в лапках у отгаданной птички, та и будет расшифровкой нашего кода. Сколько цифр нам нужно отгадать? Верно, 8.

Слушайте первую загадку, только дослушиваем до конца (ребенок, отгадавший загадку выходит к мольберту и передвигает цифру от птицы к окошку кода).

В тёплый край не улетают,

На морозе распевают,

Эти птички-невелички

Называются …

(Синички)

Птичка-невеличка

Ножки имеет

А ходить не умеет.

Хочет сделать шажок —

Получается прыжок.

(Воробей)

Хоть я не молоток —

По дереву стучу:

В нём каждый уголок

Обследовать хочу.

Хожу я в шапке красной

И акробат прекрасный.

(Дятел)

Непоседа пёстрая,

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая.

Вещунья белобока,

А зовут её ...(сорока)

Красногрудый, чернокрылый

Любит зёрнышки клевать.

С первым снегом на рябине

Он появится опять.

(снегирь)

Окраской — сероватая,

Повадкой — вороватая.

Крикунья хрипловатая

Известная персона.

Кто она?

(Ворона)

У этой птички клюв кривой,

А гнёзда вьёт она зимой,

Из шишек семечки клюёт,

Кто это птичку назовёт?

(Клёст)

Угадайте, что за птица

Света яркого боится,

Клюв крючком,

Глаз пятачком?

Всю ночь летает –

Мышей добывает.

А станет светло –

Спать летит в дупло.

(Сова)

Слайд 7

Молодцы, код отгадан! Вот мы и попали на орнитологическую станцию.

Чем же занимаются наши ученые?

Слайд 10

А для чего производится данное действие? (кольцевание)

Слайд 11

Предлагаю выполнить следующее задание. Необходимо помочь орнитологам расставить рассыпанные колечки с цифрами на полки: в порядке возрастания (от 10 до 20)

Слайд 9

Посмотрите, чем еще занимаются орнитологи? Делают замеры.

Давайте и мы попробуем измерить и сравнить хвосты двух птиц.

- Что это за птицы? Ворона и сорока.

- Каким инструментом мы будем измерять хвосты? (линейкой)

В пустых квадратах запишите число, сравните их, поставив знак большое, меньше или равно.

Показ картины 1

Подкармливают птиц во время перелета. Давайте и мы с вами покормим птиц, но для начала сделаем небольшую разминку.

Рано утром на опушке (потягиваемся)

Мы повесили кормушку (наклон и тянемся)

Для щеглов и для синичек (повороты туловища)

И для всех голодных птичек (разводим руки)

Не едите вы с ладошки (пожимаем плечами)

Зерна, семечки и крошки (поочередно показываем руки и крошим)

Прилетайте на опушку (машем крыльями)

Угощенье ждет в кормушке (тянем руки к кормушке)

Ребята, проходи за столы. Будем делать для птиц вкусное лакомство.

На столе продукты, которые вам понадобятся для приготовления угощения. Назовите их (семечки, пшено, овес). Для начала положите продукты в миску. Перемешайте их ложкой. Теперь делаем «съедобный клей». Для этого разводим пакетик быстрорастворимого желатина в тёплой воде. Чтобы получилась густая смесь.

Затем добавляем в неё корм для птиц и хорошенько перемешиваем. Полученную массу можно разложить по формочкам, уплотнить её ложкой. Теперь вставьте в середину трубочку, чтобы образовалось отверстие для веревочки. Теперь переместим угощение на разнос. Скоро будет готово наше «печенье». Когда мы пойдём на улицу, то повесим готовое угощение для птиц на дерево.

- Как только вы начнете подкармливать птиц, они станут вашими постоянными гостями!

Показ картины 2

Орнитологи не только изучают, кормят, но еще защищают и лечат птиц, попавших в беду.

Вот такая нужная и полезная профессия - орнитолог.

Ну что ж, вы отлично справились со всеми заданиями, и я хочу вручить каждому из вас значок Юного орнитолога. Ребята, вам понравилось наше занятие?

С какой профессией мы сегодня познакомились? (Ответы детей). Что делают орнитологи? (Ответы детей). Молодцы. Теперь мы все знаем об этой профессии и можем рассказать об этом детям средней группы. Предлагаю сделать для них книжки-малышки и нарисовать в них все, что вы сегодня узнали.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по познавательному развитию «Птицы».

Интегрированное занятие по познавательному развитию ( речевое развитие, математика, художественное творчество)...

Конспект НОД по познавательному развитию "Птицы" для детей подготовительной к школе группы Воспитатель С. В. Наумова МДОУ «Детский сад №10 КВ» г. Богородицк.

Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие. Программное содержание: 1....

конспект ОД по познавательному развитию "Птицы весной"

Формирование и закрепление знаний о перелетных птицах.Задачи: познакомить детей со скворцом, уточнить и расширить представления детей о перелётных птицах, об их жизни в весенний период; развивать инте...

Конспект занятия по познавательному развитию "Птицы разных стран" в подготовительной группе

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе на тему "Птицы разных стран"...

Конспект НОД по познавательному развитию «Птицы зимой» в старшей группе

Конспект НОД по познавательному развитию «Птицы зимой» в старшей группе...

Конспект занятия по познавательному развитию "Птицы весной"

Расширить и закрепить знания детей о весне, ее признаках, весенних меесяцах и о первых вестниках весны-птицах....

Конспект занятия по познавательному развитию "Птицы весной"

Показать изменения жизни и поведения птиц с приходом весны. Закрепить названия птиц, условия проживания....