Конспект НОД по познавательному развитию "Птицы" для детей подготовительной к школе группы Воспитатель С. В. Наумова МДОУ «Детский сад №10 КВ» г. Богородицк.
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме
Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие. Программное содержание: 1. Уточнить и систематизировать имеющиеся у детей знания о птицах; 2. Расширять представления об особенностях поведения птиц весной; 3. Развивать познавательный интерес при установлении причинно-следствен- ных связей между внешним видом, местом обитания, и особенностями питания птиц; 4. Закреплять умение в составлении описательных рассказов и классификации птиц; 5. Упражнять детей в словообразовании, чётко и правильно произносить все звуки речи; 6. Развивать умение логически мыслить, делать выводы и умозаключения; 7. Развивать знаково-символическую функцию сознания; 8. Формировать основы экологических знаний и экологического сознания; 9. Формировать пространственное ориентирование; 10. Воспитывать у детей гуманное отношение к природе и её обитателям. Оборудование и материалы: набор для показа презентации по теме «Птицы», диск с записями голосов птиц, знаки-символы о правилах поведения в лесу. Листы в клетку, простые карандаши. Дидактические игры: «Помоги птицам найти друзей», «Собери из деталей птиц»; карточки с изображениями зимующих и перелетных птиц.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ptitsy_k_nod.zip | 778.86 КБ |
ptitsy.docx | 29.54 КБ |
Подписи к слайдам:
Данная работа рекомендована для воспитателей ДОУ.
ГРАЧ
Всех перелётных птиц черней,Чистит пашню от червей.
- Ребята, есть такое выражение: грачи прилетели, на крыльях весну принесли. - Как вы его понимаете?( грачи первыми прилетают к нам весной) Считается, что с их появлением наступает весна. Посмотрите на изображение грача. - Грач – большая птица, скажите какого он цвета? (чёрного)- На какую зимующую птицу он похож? (ворона)Обратите внимание, какой большой у него клюв.- Как вы думаете, чем он питается? (питается червяками, жуками, личинками). Своё гнездо он делает из тонких прутиков на самой верхушке дерева.
- Ребята, есть такое выражение: грачи прилетели, на крыльях весну принесли. - Как вы его понимаете?( грачи первыми прилетают к нам весной) Считается, что с их появлением наступает весна. Посмотрите на изображение грача. - Грач – большая птица, скажите какого он цвета? (чёрного)- На какую зимующую птицу он похож? (ворона)Обратите внимание, какой большой у него клюв.- Как вы думаете, чем он питается? (питается червяками, жуками, личинками). Своё гнездо он делает из тонких прутиков на самой верхушке дерева.
СКВОРЕЦ
А эту птицу всякий знает: На шесте её дворец,Червяков птенцам таскает,Да трещит весь день- …. скворец.Скворец - красивая птица с блестящим черным опереньем. Короткий хвост, длинные крылья, прямой длинный клюв, черный – у самочки, ярко-желтый – у самца. Ест червей и насекомых. Хорошо поет, подражает голосам других птиц.
ЛАСТОЧКА
Прилетает к нам с теплом,Путь проделав длинный,Лепит домик под окномИз травы и глины.
- Предлагаю угадать следующую птицу:Под крышей я леплю гнездо,Из комочков глины. Для птенчиков стелю на дно Пуховую перину. ( ласточка) - Ласточка – самая последняя из перелётных птиц прилетает в наши края, в мае месяце. - Одна из птиц, которая пьёт и питается на лету
КУКУШКА
Кто на ёлке, на суку,Счёт ведёт: «Ку-ку. Ку-ку?» (кукушка)Кукушка – небольшая птица, но крупнее, чем соловей.Какую она имеет окраску?(пеструю окраску), длинный хвост, небольшой клюв. Кукушка, в отличие, от других птиц, никогда не вьет гнезда, а свои яйца откладывает в чужих гнездах, поэтому птицы вынуждены выводить и растить птенцов кукушки
кукушка
СОЛОВЕЙ
Цель-расширять представления детей о птицах, развивать наблюдательность, знакомить с особенностями жизни птиц.
Кто без нот и без свирелилучше всех выводит трели,Голосистее, нежнее?Кто же это?.
СОВА
Всю ночь летает -Мышей добывает.А станет светло -Спать летит в дупло.
ВОРОНА
Кар-кар-кар! Кар-кар-кар! –Вот и весь репертуар.Оглашает крону клёнаСвоим пением …
ДЯТЕЛ
Всё время стучит,Деревья долбит.Но их не калечит,А только лечит.
СОРОКА
Все стрекочет и вертится, Ей на месте не сидится, Длиннохвоста, белобока Вороватая …
СНЕГИРЬ
Красногрудый, чернокрылый,Любит зёрнышки клевать,С первым снегом на рябинеОн появится опять.
ГОЛУБЬ
Меня сизокрылымВсе с детства зовут.Как символа мираИ любят, и чтут.
ВОРОБЕЙ
Буян-мальчишкаВ сером армячишке По дворам шныряет,Крохи собирает.
Автор : Наумова Светлана Вячеславовна
Воспитатель первой категории МДОУ « Детский сад №10 КВ» «Колосок» г. Богородицк.
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по познавательному развитию "Птицы"
для детей подготовительной к школе группы
Воспитатель С. В. Наумова МДОУ «Детский сад №10 КВ» г. Богородицк.
Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Программное содержание:
- Уточнить и систематизировать имеющиеся у детей знания о птицах;
- Расширять представления об особенностях поведения птиц весной;
- Развивать познавательный интерес при установлении причинно-следствен- ных связей между внешним видом, местом обитания, и особенностями питания птиц;
- Закреплять умение в составлении описательных рассказов и классификации птиц;
- Упражнять детей в словообразовании, чётко и правильно произносить все звуки речи;
- Развивать умение логически мыслить, делать выводы и умозаключения;
- Развивать знаково-символическую функцию сознания;
- Формировать основы экологических знаний и экологического сознания;
- Формировать пространственное ориентирование;
- Воспитывать у детей гуманное отношение к природе и её обитателям.
Оборудование и материалы: набор для показа презентации по теме «Птицы», диск с записями голосов птиц, знаки-символы о правилах поведения в лесу. Листы в клетку, простые карандаши. Дидактические игры: «Помоги птицам найти друзей», «Собери из деталей птиц»; карточки с изображениями зимующих и перелетных птиц.
Ход НОД:
Воспитатель: - Ребята, скажите, а вы любите путешествовать? Куда можно отправиться в путешествие?
Дети: - …в лес, на озеро, в другой город, другую страну, горы...
Воспитатель: - Я вам предлагаю отправиться в удивительное путешествие в мир природы. Хотите? У нашей матушки природу есть несколько царств. Назовите их
Ответы детей: - …растительный мир, животный мир, мир микробов... Воспитатель: - Давайте заглянем в царство животного мира, где есть мир птиц.
Изменяются времена года и происходят изменения в жизни животного и растительного мира. Скажите, какое сейчас время года?
Дети: - Весна!
Воспитатель: - Назовите мне весенние месяцы? Какой сейчас идёт месяц? (ответы детей)
Воспитатель: - Лена, расскажи стихотворение об апреле:
Ребенок:
- Хорошо в лесу в апреле пахнет лиственною прелью,
Птицы разные поют, на деревьях гнёзда вьют.
На полянке медуница выйти к солнышку стремится.
Набухают веток почки, пробиваются листочки.
Воспитатель: - О каком периоде весны в нём говорится?
Звучит аудио кассета с голосами птиц.
Воспитатель: - Ребята, в лесу мы гости и должны правильно себя вести.
Давайте вспомним правила поведения в лесу.
Дети называют их по знакам-символам.
Ответы детей:
1. Нельзя забирать животных из леса. Это их дом. Они разучатся самостоятельно добывать себе пищу и могут погибнуть в неволе.
2. Охраняйте цветы! Ландыши занесены в Красную книгу. Это лекарственное растение.
3. Не топчите грибы мухоморы, ими лечатся разные животные.
4. Нельзя ломать ветки деревьев. Дерево — живое и может погибнуть. На деревьях вьют гнезда птицы.
5. Сохраняйте паутину — это дом паука.
6. Берегите бабочек! Они опыляют растения и могут погибнуть в неволе.
7. Кора дерева — это как кожа у человека. Дерево живое, без коры оно погибнет.
8. Охраняйте муравейники! Муравьи — санитары леса.
9. Нельзя дотрагиваться до птичьих яиц и птенцов. Птица-мать может бросить это гнездо.
10. Костер в лесу может привести к лесному пожару и гибели всего леса.
11. Громкая музыка, шум, крик может распугать птиц, зверей, и они бросят свои гнезда и норы. Ведь звери привыкли жить в тишине.
12. Лес — это дом для животных и растений, в котором всегда должно быть чисто.
Ребенок читает стишок:
Гнездо на ветке птичий дом вчера птенцы родились в нём
Ты птичий дом не птичий дом не разоряй и никому не позволяй.
Воспитатель: - Правила поведения в лесу вы знаете.
Дыхательная гимнастика
Воспитатель: - Глубоко вдохните полной грудью весенний воздух. Почувствовали, какой он?
Дети: - …душистый, чистый, ароматный, лесной, свежий, тёплый.
Воспитатель: - Почему же всё так красиво вокруг? Весна пришла в лес. Давайте вспомним признаки весны.
Ответы детей:
- Весной день стал длиннее, …солнце светит ярче;
- стало теплее, прилетели перелётные птицы
- тает снег, …много влаги и тепла;
- набухают почки, …проснулись насекомые;
- после зимней спячки пробудились медведи;
- началось сокодвижение у деревьев;
- люди одеваются легко...
Воспитатель: - Молодцы! Присаживайтесь на пенёчки и давайте прислушаемся к лесным звукам леса (поют птицы, стучит дятел, хрустят ветки под ногами, шелест...) (релаксация)
игра «Один – много»
Раз у нас с вами наступила весна, значит, к нам в гости летят перелетные птицы, а чтобы узнать какие именно, давайте отгадаем загадки:
Всех перелетных птиц черней,
Чистит пашню от червей,
Взад – вперед по пашне скачет,
А зовется птица - …грач
слайд 1:
- Правильно, это – грач.
- Ребята, есть такое выражение: грачи прилетели, на крыльях весну принесли. - Как вы его понимаете?
(грачи первыми прилетают к нам весной) Считается, что с их появлением наступает весна.
Посмотрите на изображение грача.
- Грач – большая птица, скажите какого он цвета? (чёрного)
- На какую зимующую птицу он похож? (ворона)
Обратите внимание, какой большой у него клюв.
- Как вы думаете, чем он питается? (питается червяками, жуками, личинками). Своё гнездо он делает из тонких прутиков на самой верхушке дерева.
А эту птицу всякий знает:
На шесте её дворец,
Червяков птенцам таскает,
Да трещит весь день- …. скворец.
Слайд 2:
Скворец - красивая птица с блестящим черным опереньем. Короткий хвост, длинные крылья, прямой длинный клюв, черный – у самочки, ярко-желтый – у самца. Ест червей и насекомых. Хорошо поет, подражает голосам других птиц.
- Предлагаю угадать следующую птицу:
Под крышей я леплю гнездо,
Из комочков глины.
Для птенчиков стелю на дно
Пуховую перину. ( ласточка)
Слайд 3:
- Ласточка – самая последняя из перелётных птиц прилетает в наши края, в мае месяце.
- Одна из птиц, которая пьёт и питается на лету?
Кто на ёлке, на суку,
Счёт ведёт: «Ку-ку. Ку-ку?» (кукушка)
Слайд 4:
Кукушка – небольшая птица, но крупнее, чем соловей.
Какую она имеет окраску?
(пеструю окраску), длинный хвост, небольшой клюв. Кукушка, в отличие, от других птиц, никогда не вьет гнезда, а свои яйца откладывает в чужих гнездах, поэтому птицы вынуждены выводить и растить птенцов кукушки.
Отгадайте, кто же к нам ещё летит в гости:
Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистей и нежней?
Кто же это? (соловей)
Слайд 5:
Соловей – маленькая птичка,
Какое она имеет оперение по цвету?
(коричневое оперение), маленький клюв, хвост и лапки?
Это крупная птица с большими глазами, серым оперением, и клювом крючком.
Она бесшумно летает, способна видеть в темноте, у нее острый слух, мгновенная реакция – за эти качества в народе их прозвали «пернатыми кошками». Кто же это?
слайд 6:
Дети: сова!
Физкультминутка «СОВУШКА»
Днем сплю, ночью летаю,
Мышей добываю
И. П. – основная стойка.
1. поднять руки через стороны вверх;
2. вернуться в и. п.
повтор 6-8 раз
-Воспитатель: Весной у птиц появляются новые заботы. Какие?
Дети: - Им нужно строить гнёзда.
Воспитатель: - Где птицы строят свои гнёзда?
Ответы детей: - Птицы строят гнезда на земле, в траве, в кустарниках, на верхушках деревьев, в дуплах.
Воспитатель: - А из чего птицы строят свои гнёзда?
Ответы детей: - Птицы строят гнезда из веток, прутиков, соломы, перьев, мха, пуха и меха животных. С наступлением весны оживает вся природа, мы всё чаще слышим пение птиц, которое нас радует, вдохновляет, совсем скоро у них появятся птенцы, как же будут называться птенцы у этих птиц? Давайте подумаем.
У грача…(грачата)
У скворца….(скворчата)
У ласточки ….(ласточата)
У кукушки….(кукушата)
У соловья ….(соловьята)
Соберите из деталей фигуры птиц, подумайте, как эта птица называется и к каким птицам она относится: перелетным или зимующим.
Игра «Добавь слово»
У человека квартира, а у птицы… гнездо.
У зверей шерсть, а у птицы… перья.
У человека нос, а у птицы… клюв.
У человека руки, а у птицы… крылья.
У человека ребёнок, а у птицы… птенец.
- Молодцы, правильно угадали.
Сегодня мы много увидели, много узнали о птицах, их поведении, местообитании, чем питаются.
Воспитатель: - Ребята, вспомните и назовите пословицы о птицах.
Ответы детей:
* Лес без птиц не лес.
* Всякая птица своим пером гордится.
* Всякая птица по-своему поет.
* У каждой пташки - свои замашки.
* Не бывать вороне соколом.
* Немного синица ест, пьет да весело живет.
* Сорока без причины не стрекочет.
* Сорока на хвосте новости приносит.
* Соловей берёт пением, а человек – умением.
* Соловей месяц поет, а ворона круглый год каркает.
* Кукушка кукует - по дому горюет.
* Журавль прилетел и тепло принес.
* Журавль высоко летает, а от реки не отлетает.
* Сколько кукушке не куковать, а к зиме все равно улетать.
Пальчиковая гимнастика «Птичка»
Птичка крылышки сложила, пёрышки помыла, клювом помела, зёрнышки нашла, зёрнышки поела, песенку запела, крылышки раскрыла и полетела, полетела (дети имитируют движения по тексту)
«Графический диктант»
–Возьмите свои карандаши, листочки, найдите начальную точку, выполняем задание: 2 вверх, 3 вправо, 2вверх, 4 вправо, 1 вниз, 1 влево, 1 вниз, 5 вправо, 1 вниз, 3 влево, 1 вниз, 8 влево.
–Проверим, что у вас получилось? Дорисуйте глаз, клюв, ноги.
Если утки перестанут крякать,
А вороны перестанут каркать,
Дятел дерево долбить в лесу,
А кукушка плакать на суку.
Что случится? Что произойдет?
Воспитатель: - Ребята, что может случиться, если птиц не станет? Ответы детей:- Случится беда: умолкнут поля, леса и луга; - расплодятся вредные насекомые ,грызуны
- они съедят все листья, хвою на деревьях;
- погибнут леса и сады. Воспитатель: Да, лес большой дом, где у каждого растения, зверя и птицы есть своё место. Все они нужны друг другу и зависят друг от друга.
Итог:
- Ребята, скажите, пожалуйста, о чем мы с вами сегодня беседовали во время нашего путешествия?
- О каких перелётных птицах?
- Какая первая птица прилетаем к нам весной?
- Что интересного вы узнали о кукушке?
- Где строит себе гнездо ласточка?
- А из чего?
- Где выводит своих птенцов скворец?
- Верно.
- Ребята, Вы с родителями сделали скворечники, и их развесили, теперь будем встречать прилет скворцов и других птиц. На этом наше путешествие в царство животного мира подошло к концу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка конспекта НОД «Путешествие в страну математики» ОО «Познавательное развитие» (ФЭМП) для детей подготовительной к школе группы
Данная разработка предназначена для детей подготовительной к школе группы. Цель: закрепление математических знаний и умений посредством игры – путешествия....
Конспект НОД по познавательному развитию (ФЭМП) для детей подготовительной к школе группе на тему «Готовимся к школе».
Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений для детей подготовительной к школе группе на тему «Готовимся к школе».Цель: Учить составлять арифметические зад...
Конспект НОД – КВН по познавательному развитию (математика) для детей подготовительной к школе группы
Конспект образовательной деятельности составлен на основе образовательной программы ДОУ, которая написана с учетом программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С....
Конспект НОД в образовательной области «Познавательное развитие» «Самолет» для детей подготовительной к школе группы.
НОД может быть запланирована как ко дню Защитников Отечества, так и в день ВКС.В конспекте много развивающего и закрепляющкго материала....
Конспект НОД по познавательному развитию (ФЭМП) для детей подготовительной к школе группе на тему «Готовимся к школе».
Образовательные:Закреплять умение видеть геометрические фигуры в окружающих предметах.Расширить знания детей понятиям : «условие задачи», «вопрос задачи»Развивающие:Развивать в...
КОНСПЕКТ Организованной образовательной деятельности По образовательной области «Познавательное развитие» /ФЭМП/для детей подготовительной к школе группы на тему: «Спасем гномов от колдовства Незримки Всюся».
Данная организованная образовательная деятельность может быть проведена как итоговое мероприятие по изучению различных разделов ФЭМП. На занятии широко используются развивающие игры В.В.Воскобовича, д...