Конспект занятия по познавательному развитию "Птицы весной"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Показать изменения жизни и поведения птиц с приходом весны. Закрепить названия птиц, условия проживания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ptitsy_vesnoy.docx | 25.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель: 1.Показать изменения жизни и поведения птиц с приходом весны. Выявить связи с живой и неживой природой.
2.Уточнять и расширить представления о насекомых; о перелетных птицах, об их жизни в весенний период; о видах гнезд и их размещении.
3.Закрепить название птиц, их внешние признаки, строение, питание, повадки, условия проживания.
4.Систематизировать знания детей о видах птиц, упражнять в классификации перелетных и зимующих птиц и выделении лишнего объекта.
5.Развивать диалогическую речь, развивать интерес к жизни птиц, воображение, внимание, память, мышление (умение устанавливать причинно-следственные связи) учить ориентироваться на плоскости и в пространстве: воспитывать любознательность, желание заботиться о птицах, бережное отношение к природе, формировать навыки сотрудничества, развивать инициативу и самостоятельность.
Материалы и оборудование: Тематические картинки по теме весна; перелётные птицы их гнёзда; признаки весны.
Ход деятельности
Я раскрываю почки, в зелёные листочки.
Деревья одеваю, посевы поливаю,
Движения полна, зовут меня ... (Весна)
- О каком времени года говорится ? (О весне)
- Наступила весна. А какая она? (Теплая, светлая, радостная, звонкая, добрая, солнечная, зеленая, ласковая)
Приход Весны.
- Я для вас приготовила загадками.
1.-Угадайте, что за птичка:
Тёмненькая невеличка,
Беленькая с живота,
Хвост раздвинут в два хвоста. (Ласточка)
2. - На одной ноге стоит,
В воду пристально глядит.
Тюкнет клювом наугад —
Ищет в речке лягушат. (Цапля)
3. - Всех прилетных птиц черней,
Чистит пашню от червей.
Взад-вперед по пашне вскачь.
А зовется птица … (Грач)
Весна: - С началом весны возвращаются на Родину птицы, зимовавшие в тёплых краях. Как называют птиц, которые улетают на зиму в теплые края, а весной прилетают обратно? (Перелетные)
-Почему они возвращаются? (Корма стало достаточно, появились насекомые, на проталинах можно найти прошлогодние семена и плоды)
-Какие насекомые появляются первыми? (Те, которые зимуют во взрослом состоянии: некоторые бабочки, мухи)
-Когда появляются первые весенние цветы, насекомых становится больше? Почему? ( Есть корм – нектар цветов. Насекомые начинают размножаться. Они откладывают яйца, из них вылупляются гусеницы у бабочек, личинки у жуков, мух, стрекоз.)
- Почему насекомые откладывают много яиц? (Большая часть погибает, их клюют птицы, уносят муравьи)
-Какую роль в природе играют насекомые? (Опыляют растения, следовательно, образуют плод, семена, пища для различных птиц, зверей)
Какая птица прилетает раньше всех?
Что за весенняя птица: всех прилетных птиц черней,
Чистит пашню от червей. Взад-вперед по пашне вскачь.
А зовется птица (Грач) Показать изображение этой птицы на картинке.
-Почему грачи прилетают первыми? (Они могут ходить по земле и собирать семена, плоды, оттаявшие из-под снега, первых червей)
-Грачей называют «Вестниками весны» В народе говорят: Грачи на горе – весна на дворе.
-За грачами прилетают другие птицы. Отгадайте, о ком идёт речь в загадке:
На шесте дворец, во дворе певец
Звать его (Скворец) Показать соответствующий рисунок.
-Какой он? (Он весь черный, клюв у него острый, а грудка в белую блестящую крапинку)
-Итак, за грачами прилетают скворцы, жаворонки.
-Посмотрите, как выглядит кукушка на этой картинке. Какая она? (Большая, пёстрая) Кукушка прилетает, когда деревья оденутся листвой, она питается гусеницами, которые собираются на деревьях.
-А гусениц когда становится больше? (После распускания листьев)
-Позже всех прилетают ласточки и стрижи. (Показать ласточку и стрижа)
- А какая ласточка? (У нее голова, крылья, спинка черные, а грудка белая, носик маленький и острый, а хвост, как две косички)
-Какое основное занятие весной у птиц? (Откладывание яиц, выведение птенцов)
-Происходит это весной потому, что большое значение для пробуждения птиц к размножению имеет освещённость, большая продолжительность светового дня и, конечно, достаточное количество корма.
Игра «Четвертый лишний?»
Картинки с изображение разных птиц, а дети выбирают лишний объект и словесно обосновывают свой выбор.
Голубь, ласточка, скворец, кукушка. Кто лишний? (Голубь, так как он зимующая птица)
Ворона, воробей, голубь, скворец. (Скворец, так как он перелётная птица)
Соловей, жаворонок, воробей, ласточка.
Сорока, грач, снегирь, синица.
Лебедь, цапля, голубь, аист.
Физкультминутка
Ласточки летели, Все люди глядели (Бегут по кругу, взмахивая руками как крыльями)
Ласточки садились, Все люди дивились. (Приседают, сложив руки за спиной)
Сели, посидели, (Делают ритмичные наклоны головой)
Взвились, полетели. Полетели, полетели,
Песенки запели. (Опять бегут по кругу, взмахивая руками)
-Давайте подумаем, о чём эта загадка?
Без рук, без топорёнка, построена избёнка. (Гнездо)
-Зачем птицы строят гнёзда? (Оно необходимо, чтобы отложить яйца, высидеть птенцов, выкормить их)
- Из чего строят гнезда птицы? (Из сухих травинок, веточек, соломинок, пушинок, лоскутков, мха, березовой коры и др.)
- Где птицы строят свои гнезда? (На деревьях, на земле, под крышей, в дупле в кустах)
- Ребята, а мы с вами можем как-то помочь птицам весной? (Сделать с родителями и развесить скворечники, развесить по кустам вату, лоскутки для гнезд и т.д.)
Прилетела птичка, предлагает поиграть.
Игра с мячом «Кто у кого»
У грача – грачата, у галки – галчата, у журавля – журавлята, у вороны-воронята, у стрижа – стрижата, у утки – утята, у скворца – скворчата.
-Можно ли разорять гнезда? Нет. Некому будет защищать парки, сады, леса, поля, огороды от вредных насекомых. Насекомые съедят всю растительность, уничтожат урожай хлеба, фруктов, овощей. Некому будет разносить по земле семена ягод, трав, цветов. Мы никогда не услышим их чудесных песен.
Давайте и мы вспомним закличку и позовем жаворонков.
Жаворонки, жаворонки!
Прилетите к нам,
Принесите нам лето!
Летите в поле,
Несите здоровье,
Первое – коровье,
Второе – овечье,
Третье – человечье.
Весна: Молодец. Я уверена, что нас услышат настоящие жаворонки, прилетят к нам, принесут нам мир и здоровье.
- А сейчас я предлагаю вам пройти за столы и сделать жаворонков из бумаги.
Итог занятия.
О ком мы сегодня с вами говорили? (О жизни перелётных птиц весной, о пользе их в природе, о том, что птиц нельзя пугать, обижать, и нельзя разорять гнезда)
Много интересного мы узнали о жизни птиц.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе "Здравствуй, весна"
Закрепление знаний об основных признаках ранней весны: на основе наблюдений, сравнений и личных впечатлений детей; с помощью дидактических игр, схем, составление познавательно-экологических сказок и в...
Конспект занятия по познавательно-речевому развитию "Весна идет"
Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей с ОНР подготовительной группы компенсирующей направленности.Направление – «Познавательно-речевое развитие»Образовательная об...
Конспект занятия ОО "Познавательное развитие по разделу "Окружающий мир в средней группе "Весна - красна.
формированию обобщенных представлений о весне, как времени года, её погодных явлений, основных признаках; формированию представлений о деятельности человека в весенний период...
Конспект занятия по познавательному развитию во второй младшей группе: «Прогулка по лесу весной»
Цель: Способствовать формированию у детей представлений о жизни живой и неживой природы весной.Задачи:1. Учить отмечать характерные признаки весны. Формировать умение узнавать, и различать особен...
Конспект занятия ОО «Познавательное развитие» в средней группе «Жизнь диких животных весной»
Познакомить детей с сезонными изменениями в жизни животных весной – линька, конец спячки, забота о потомстве; развивать умение устанавливать причинно-следственные связи; узнавать звуки и объяснять как...
Конспект занятия по познавательному развитию на тему: «Весна»
Конспект открытого занятия непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе по познавательному развитию на тему: «Весна» ...
Конспект занятия в старшей группе «Весна. Перелетные птицы» Конспект занятия в старшей группе «Весна. Перелетные птицы» Тема: «Весна. Перелетные птицы». Интеграция областей: познание, коммуникация, социализация. Программные задачи: 1. Активизировать слова
Конспект занятия в старшей группе «Весна. Перелетные птицы»Конспект занятия в старшей группе «Весна. Перелетные птицы»Тема: «Весна. Перелетные птицы».Интеграция обл...