Конспект занятия по познавательному развитию "Птицы весной"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Агаркова Анна Юрьевна

Расширить и закрепить знания детей о весне, ее признаках, весенних меесяцах и о первых вестниках весны-птицах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по Познавательному развитию.

Тема: «Как птицы весну встречают».

( для детей 5-6 лет)

Цель:

  1. Закрепить название весенних месяцев и признаков природы.
  2. Различать и называть птиц, используя в ответе «перелетные птицы».
  3. Учить загадывать и отгадывать загадки.
  4. Учить детей образовывать новые слова
  • Прилагательные и существительные
  • Сложные слова из двух простых
  1. Читать слоги, образовывать слова из разрозненных слогов и читать их.
  2. Закреплять названия детенышей птиц
  3. Называть домики птиц.
  4. Пересказ с элементами драматизации сказки «Где мой домик?».

    Задачи:

     -Обобщить знания детей о перелетных птицах.

-Развивать творческие способности, зрительную память.

-Развивать умение строить причинно-следственные связи.

         - Учить понимать образный смысл загадок.

-Воспитывать доброе отношение к птицам, к окружающему миру.

Речевой материал:

Существительные:

Птица,ворон,сорока,голубь,дктел,ласточка,скворец,воробей,грач,соловей, жаворонок, кукушка, стая, дупло, голубятня, скворечник.

Прилагательные:

Воробьиный, воронье, снегириная,  утиная,  гусиная, воронья, журавлиная, красногрудая, белобокая, длиннохвостая, сладкоголосая.

Глаголы:

Полететь, свить, покаркать.

Материалы и оборудование: Набор картинок «Перелетные птицы», аудио запись голосов птиц, презентация «Вестники весны», шапочки птиц.

Ход занятия:

I. Организационный момент:  (звучат в грамзаписи голоса птиц, дать детям послушать)

Воспитатель: Послушайте загадку.

О каком она времени года?

Она приходит с ласкою

И со своею сказкою .

Волшебной палочкой взмахнет,

В лесу подснежник расцветет.

(весна)

II. Основная часть

Воспитатель:

-Назовите время года.

-Назовите три весенних месяца.

-Какой период весны наступил (ранний период)?

-Что происходит в природе с приходом весны?

-Что происходит с солнцем? (солнце светит ярче, день становится длиннее…)

-Какое небо весной? (небо чистое, голубое, появляются облака легкие, белые, пушистые, кучерявые…)

-Что происходит с деревьями? (деревья оживают, начинается сокодвижение, почки просыпаются, набухают).

                                                         Ответы детей.

                                              Игра: «Скажи правильно».

Воспитатель спрашивает:

  • Если у птицы красная грудка, она какая? (красногрудая)
  • Если у птицы длинный хвост? (длиннохвостая)
  • Про какую птицу говорят длиннохвостая? (сорока)
  • Если у птицы черная голова? (черноголовая)
  • Если у птицы белый бок? (белобокая)
  • Если у птицы «сладкий голос» (сладкоголосая -соловей)

Воспитатель:

Какое стихотворение мы учили на этой неделе? («Весна» И. Никитина).

Кто прочитает его? (2-3 ребенка читают стихотворение).

О чем это стихотворение? (о весне, о прилете, возвращении птиц в родные места…)

Откуда возвращаются птицы? (из теплых краев)

Назовите перелетных птиц. (грач, журавль, утка, лебедь, соловей, скворец, трясогузка, кукушка, чижи, стрижи…)

Какую птицу называют в народе «вестником весны»? Вот вам подсказка:

                           Черный, проворный, кричит «крак»,

                                  Червякам – враг! (грач).

Правильно, первыми возвращаются грачи, затем крупные птицы, водоплавающие и последними мелкие птицы. Как вы думаете, почему? (птицы, которые питаются насекомыми, возвращаются последними…)

Молодцы, ребята!

                                    Просмотр презентации  «Вестники весны»

  

 

Физкультминутка «птицы»

Птицы в гнездышках сидят и по сторонам глядят –дети смотрят то вправо, то влево

Погулять птенцы хотят, из гнезда они летят.- имитация полета птиц

На березку птички сели, головою повертели- остановились, присели на корточки и смотрят то вправо, то влево.

И обратно улетели

Налетались, утомились, в свои гнезда возвратились.- имитируя полет птиц сели на места

Воспитатель:

 С приходом весны птиц ждет много хлопот.

Нужно найти место для обитания, восстановить старые гнезда.

Кто вспомнит загадку про гнездо?

«Без рук, без топора построена избенка».

Из чего птицы строят свои гнезда? (из веток, соломы, палочек…)

Основной строительный материал – это сухие веточки.

Для чего нужны гнезда?

Что откладывают птицы в гнезда?

Птицы готовятся выводить потомство (птенцов), чтобы за лето они подросли и окрепли и были готовы к перелету.

Молодцы, ребята!

   Поиграем  в игру

Дидактическая игра «Скажи ласково»

Ручей- ручеек.

Солнце- солнышко.

Дерево- деревце.

Туча- тучка.

Птица- птичка.

Дидактическая игра «Чего не стало?»

(набор картинок «Перелетные птицы»).

   

Сказка

Оборудование : шапочки с изображением птиц.

Вос-тель: Жил-был воробышек со своей мамой воробьихой. Однажды он решил полетать, посмотреть, что кругом творится.

Мама- воробьиха: Далеко не улетай и запомни: наш домик воробьиный

Вос-тель: Воробышек летал, летал и не заметил , как заблудился .Страшно ему стало.

Воробышек: Где моя мама? Где мой домик?

Вос-тель: Стал бедный птенчик стучаться в каждый домик и спрашивать: «Чей это домик?»

Подлетел он к вороньему гнезду и спрашивает :

Воробышек: скажите пожалуйста ,чей это домик?

Ворона: А тебе чей нужен?

Воробышек: Воробьиный.

Ворона: Нет, это не воробьиный домик, а воронье гнездо. Здесь я живу, ворона.

Вос-тель: заплакал воробьишко и полетел дальше. Видит чей-то домик, постучал и спрашивает

Воробышек: Чей это домик?

Дятел: А тебе чей нужен?

Воробышек: Воробьиный.

Дятел: Нет, это не воробьиный домик, а дупло дятла. Здесь я живу, дятел.

Вос-тель: Заплакал воробьишко и полетел дальше. Видит чей-то домик , стучится и спрашивает:

Воробышек: Чей это домик?

Скворец: А чей тебе нужен?

Воробышек: Воробьиный.

Скворец: Нет, это не воробьиный домик, а скворечник. Здесь живу я, скворец.

Вос-тель: Заплакал воробьишко и полетел дальше. Видит еще один домик, постучался, спросил:

Воробышек: Чей это домик?

Голубь: А чей тебе нужен?

Воробышек: Воробьиный.

Голубь: Нет, это не воробьиный домик, а голубятня. Здесь,  я живу, голубь.

Воробышек: Заплакал воробьишко: Что же мне делать? Как найти домик? Голубю стало жалко воробьишко.

Голубь: Хочешь, я покажу где твой домик?

Воробышек: Покажи пожалуйста!

Вос-тель: Полетели они вместе и нашли воробьиный домик. Обрадовался воробьишко и его мама, стали благодарить голубя.

Воробьиха: Спасибо тебе, голубь, ты очень добрая птица!

Воробышек: Спасибо голубь, что ты помог найти мне мою маму и домик.

Голубь: А ты, воробьишко, слушайся маму и больше не улетай далеко от дома.

Вос-тель: Вот такая история приключилась, с маленьким воробышком.

Ребята, а мне кажется, что воробышек заблудился, потому что не знал  свой домашний адрес и какие-то ориентиры по которым можно найти свой дом.

А вы все знаете свой домашний адрес? (дети называют свой домашний адрес)

 Молодцы, вы никогда не заблудитесь!  

III. Заключительная часть

Дети, мы много сегодня говорили о птицах, называли признаки весны , учились образовывать новые слова, делили слова на слоги. Показали сказку, называли свой домашний адрес. Молодцы! Все вы очень хорошо работали.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе "Здравствуй, весна"

Закрепление знаний об основных признаках ранней весны: на основе наблюдений, сравнений и личных впечатлений детей; с помощью дидактических игр, схем, составление познавательно-экологических сказок и в...

Конспект занятия по познавательно-речевому развитию "Весна идет"

Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей с ОНР подготовительной группы компенсирующей направленности.Направление – «Познавательно-речевое развитие»Образовательная об...

Конспект занятия ОО "Познавательное развитие по разделу "Окружающий мир в средней группе "Весна - красна.

формированию обобщенных представлений о весне, как времени года, её погодных явлений, основных признаках; формированию представлений о деятельности человека в весенний период...

Конспект занятия по познавательному развитию во второй младшей группе: «Прогулка по лесу весной»

Цель: Способствовать формированию у детей представлений о жизни живой и неживой природы весной.Задачи:1. Учить отмечать характерные признаки весны. Формировать умение узнавать, и различать особен...

Конспект занятия ОО «Познавательное развитие» в средней группе «Жизнь диких животных весной»

Познакомить детей с сезонными изменениями в жизни животных весной – линька, конец спячки, забота о потомстве; развивать умение устанавливать причинно-следственные связи; узнавать звуки и объяснять как...

Конспект занятия по познавательному развитию на тему: «Весна»

Конспект открытого занятия непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе по познавательному развитию на тему: «Весна» ...