Конспект занятия «Экспериментирование со снегом и льдом»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Томина Елена Владимировна

Конспект занятия

«Экспериментирование со снегом и льдом»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

«Детский сад № 169»

г. Оренбурга

Конспект занятия

«Экспериментирование со снегом и льдом»

в группе общеразвивающей направленности

от 6 до 7 лет №1

(Модуль «Познавательное направление»)

Picture background

                                                                   Подготовил: воспитатель

                                             Томина Е.В.

Программные задачи: 

          - повторит правила поведения на прогулке;

- уточнить свойства снега и льда;

- упражнять в умении проводить простейшие опыты со снегом и льдом;

- учить договариваться друг с другом при работе в подгруппе.

Оборудование для детей: иллюстрации, изображающие явления неживой природы, дидактическая игра «Явления неживой природы», молоточек, форма для льда, пакет с солью, льдом, снегом, конверт.

Ход занятия:

Создание образовательной ситуации

Дети, сегодня почтальон принес конверт, хотите узнать, что в нём?

В конверте загадки. Отгадайте первую загадку:

Кто поляны белит снегом

И на стенах пишет мелом,

Шьет пуховые перины,

Разукрасил все витрины?

Ответы детей: Зима.

А какие зимние явления вы знаете?

Ответы детей: метель, пурга, лед, вьюга, снег, иней, гололед.

А почему всё это называют неживая природа?

Правильно, эти явления и предметы не питаются, не растут, не умирают и не размножаются. В природе постоянно происходят изменения, которые называются явлениями природы.

Мотивация детей на предстоящую деятельность.

Воспитатель достаёт из конверта другие загадки, загадывает их детям.

«Зиму пролежал и в землю убежал» (снег).

«Прозрачный, как стекло, а не вставишь в окно» (лёд).

Сегодня я приготовила снег и лёд. Очень интересно, что вы знаете о них, а что еще не знаете. Помогут нам в этом разные опыты и наблюдения.

Дети отгадывают загадки

Формулирование цели предстоящей деятельности и принятие ее детьми

Дети, хотите сравнить снег и лёд, провести с ними опыты?

Тогда приглашаю вас в лабораторию, где мы будем определять свойства снега и льда. Скажем слова: 1, 2, 3 – в лабораторию заходи!

2 часть – основная

Уточнение знаний детей в процессе деятельности, осуществляемой в тесном контакте со взрослым

Посмотрите, на одной тарелочке - снег, а на другой – лёд. Чем же похожи и отличаются снег и лед? Чтобы ответить на вопрос, проведём опыты.

Опыт №1. Возьмите в руки палочки и попробуйте проткнуть ими снег, а затем лёд. Что вы обнаружили?

Снег можно проткнуть палочкой, а лед нельзя, не получается. Лед жесткий.

Сделаем вывод: снег рыхлый, мягкий, а лёд твердый, жёсткий. (Повторим хором.)

                   

Опыт №2. «Лед и соль»

Цель: развивать внимание, наблюдательность, интеллектуальные способности у детей.

Ход: Для эксперимента нам понадобится лед (в кубиках) и тарелочки. Пусть ребенок положит по одному кусочку льда в каждую  мисочку и посыплет кубик солью. Пусть дети наблюдают, как влияет, соль на лед.

Вывод: если посыпать солью лед, то лед тает. Если на улице мороз, и лёд не тает, то его посыпают солью. Тогда лёд быстрее тает, и улицы становятся не такими скользкими. Этот опыт мы продолжим проводить на прогулке. Проверим, будет ли лёд, посыпанный солью, таять в морозную погоду.

Опыт №3. Продолжим сравнивать снег и лёд. Посмотрите, я на зеленый картон положу снег, а на красный – лёд. Теперь и вы повторите этот эксперимент. Посмотрите через снег. Что видите? Ничего не видно. Посмотрите через лёд. Что вы наблюдаете? Какой же вывод можно сделать?

Вывод: Снег имеет белый цвет, он не прозрачный, лёд бесцветный, прозрачный. (Повторим хором).

Под снегом не видно, какого цвета картон, он не просвечивает. А через лёд видно, что картон красный. Снег – не прозрачный, лёд – прозрачный. (Повторяют хором).

Опыт №4. А сейчас положите на одну ладошку немного снега, а на другую – кусочек льда. Давайте посмотрим, что получится из холодного снега и льда в тёплых ладошках. Будем греть снег и лёд. Что вы чувствуете?

Что появилось на ладошках?

Откуда взялась вода?

А что быстрее тает на ваших ладошках? Снег или лед? Почему снег и лёд начали таять, превращаться в воду? Какой сделаем вывод?

Вывод: Снег и лёд холодные, они тают на ладошках, потому что ладони тёплые. Снег тает быстрее, чем лёд. Снег тает быстрее, чем лёд.

Дети повторяют вывод хором

Опыт №5. Рассмотрите большую и маленькую льдинки. Почему лёд имеет форму кубика? (воспитатель показывает формы для льда). Поместите льдинки и снег в ёмкости с водой.

Что произошло с льдинками в воде? Какая льдинка растает быстрее? Как тает снег? Понаблюдайте за таянием льдинок и снега.

А пока поиграем с пальчиками.

(Пока льдинки и снег тают, проводится пальчиковая гимнастика)

Пальчиковая гимнастика

Раз, два, три, четыре, пять. Загибаем пальчики по одному.

Мы во двор пришли гулять. «Идем» по столу указательным и средним пальцами.

Бабу снежную лепили, «Лепим» комочек двумя ладонями.

Птичек крошками кормили, Крошащие движения всеми пальцами.

С горки мы потом катались, Ведем указательным пальцем правой руки по ладони левой руки.

А еще в снегу валялись. Кладем ладошки на стол то одной стороной, то другой.

Все в снегу домой пришли, Отряхиваем ладошки.

Съели суп и спать легли. Движения воображаемой ложкой, ладошки под щеки.

Теперь посмотрите, что произошло со снегом и льдинками? Сделайте вывод.

Вывод: льдинки в воде растают, так как температура воды выше, чем температура льда. Растает быстрее маленькая льдинка, так как она меньше размером, чем большая. (Повторяют вывод хором.) Снег и лёд – это замёрзшая вода. Снег растаял быстрее. Он рыхлый и легче льда.

Игра «Хорошо – плохо»

Давайте выясним, снег – это хорошо или плохо?

Что хорошего от снега?

Для кого и когда снег – плохо?

Когда лёд приносит пользу?

Почему со льдом надо обращаться осторожно?

Вот сколько интересного мы сегодня с вами узнали!

Итак, давайте вспомним и еще раз расскажем, чем похожи снег и лёд и чем отличаются?

Дети, вы сегодня были очень внимательные и любознательные. Молодцы!

Пора возвращаться, скажет слова: 1, 2, 3 – в группу заходи.

Подвижная игра – эстафета.

Самостоятельная деятельность детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экспериментирование со снегом и льдом.

Наблюдение за таянием снега и льда. Закрепление знаний детей о природных явлениях. Развитие логического мышления....

Экспериментирование со снегом и льдом

Экспериментирование со снегом и льдом...

экспериментирование со снегом и льдом

КонспектНепрерывной образовательной деятельности с детьми подготовительного возраста по ОО«Познавательное развитие»на тему«Экспериментирование со снегом и льдом»Цель:- Доказать...

Экспериментирование со снегом и льдом

В этом занятии дети в ходе проведения опытов знакомятся со свойствами снега и льда...

Конспект занятия-экспериментирования «Снег под лампой» в младшей группе

Цель: В процессе экспериментирования показать детям, как снег в тепле тает и становится водой.Задачи: выявить свойства снега; развивать тактильное восприятие; учить употреблять в речи п...

конспект занятия экспериментирования во второй младшей группе на тему "Снег и лед"

Воспитатель: Федорова Надежда ГеннадьевнаТема: Эксперементирование во второй младшей группе "Снег и лед".Цель: формирование представлений о свойствах снега и льда. Задачи:Обучающая...

Игры и экспериментирование со снегом и льдом

Когда идёт снег, мы снова чувствуем себя детьми. (Ю. Мисима)...