Индивидуальный образовательный маршрут воспитанника старшего дошкольного возраста
рабочая программа (старшая группа)

Таблицы - АОП

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_iom.docx38.87 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальный маршрут воспитанника старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями развития (ОВЗ)

Ф.И.О. воспитанника:

Группа: старшая

Дата рождения:

Дата составления маршрутного листа: сентябрь  

Воспитатели:

Результаты педагогической диагностики: имеет низкий уровень в образовательных областях: познавательное развитие,  речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Образовательная область

Начало года

Конец года

Познавательное развитие

Низкий

Ниже среднего

Речевое развитие

Низкий

Ниже среднего

Художественно-эстетическое развитие

Низкий

Ниже среднего

Социально-коммуникативное развитие

Ниже среднего

Средний

Проблема ребенка:

  • не проявляет интерес к совместным играм со сверстниками и взрослым;

  - не имеет элементарные представления о сезонных явлениях, смене дня и ночи;

  - не группирует однородные предметы, не выделяет один и много;

  - не умеет по словесному указанию взрослого находить предметы по назначению, цвету, размеру;

- не сопровождает речью игровые и бытовые действия;

- в использовании усвоенных приёмов лепки;

- в чётком проговаривании некоторых звуков;

  - не отвечает на простейшие вопросы;

  - в определении первого звука в слове;

  - в передаче несложного сюжета, объединяя несколько предметов и аккуратного закрашивания;

Уровень развития ребёнка  ниже показателей возрастной нормы.

Методы для работы с детьми ОВЗ:

Игротерапия

Это психологический инструмент, который воздействует на детей через игру. В непринужденной обстановке дети учатся взаимодействию с другими людьми, познают мир и расширяют кругозор. Игра помогает понять, какие именно сложности испытывает конкретный ребенок, и скорректировать их.

Для детей с отклонениями будут полезны музыкальные игры или упражнения в сенсорной комнате. Это специально оборудованное помещение, которое помогает стимулировать все формы восприятия: обонятельное, тактильное, слуховое, зрительное, вкусовое и вестибулярное. 

 

Психогимнастика

Это комплексы упражнений и игр, которые помогают расслаблять мышцы, выражать чувства и раскрепощаться эмоционально. Такие упражнения развивают познавательную и эмоционально-личностную сферу. Самый простой пример психогимнастики - игра “Делай как я”. Воспитатель показывает выразительные движения, а дети повторяют.

 

Сказкотерапия и куклотерапия

Сказкотерапия позволяет погрузить ребенка в определенную ситуацию на примере сказочных персонажей. Таким образом он развивает воображение, учится справляться со страхами и проживать свои эмоции. Сказкотерапия эффективна для детей, у которых трудности в физической, эмоциональной и поведенческой сфере. Сказкотерапия – это метод работы с детьми через сказки. Куклотерапия работает по принципу сказкотерапии, только вместо сказки воспитатель воспроизводит кукольный театр. 

Мнемотехника

Позволяет детям быстрее запомнить, сохранить и даже воспроизвести информацию.

 Технологии для работы с детьми ОВЗ:

Пескотерапия - развивает мелкую моторику, стимулирует мыслительные процессы, расслабляет и снимает стресс.

 Здоровьесберегающая - обеспечивает ребенку возможность сохранения здоровья, формирует у него необходимые знания, умения, навыки по здоровому образу жизни, учит использовать полученные знания в повседневной жизни (логоритмика, пальчиковая, артикуляционная и дыхательная гимнастика, физкультминутки).

Работа с семьей - важнейшее направление в системе сопровождения детей с отклонениями в развитии, так как семья – это первое звено в процессе социализации такого ребенка. Родители могут помочь ребенку с ОВЗ включиться в жизнь.

При работе с семьей необходимо формировать положительную мотивацию к сотрудничеству с педагогами, поскольку не всегда родитель адекватно оценивает состояние своего малыша, либо стиль воспитания и взаимодействия с обществом в силу сложившихся в семье традиций отвергает необходимость прислушиваться к мнению педагогов.

 План работы специалистов с семьей:

1. Налаживание тесного взаимодействия с семьями, привлечение активных родителей к сотрудничеству, пассивных – к участию в организованных мероприятиях (совместные досуги, праздники).

2.Формирование психологической и педагогической грамотности: подготовка печатных материалов по развитию конструктивного взаимодействия с «особым» ребенком: подборка игр и упражнений, не требующих больших временных затрат; приемы, способствующие снятию напряжения у родителей.

Формы работы с родителями могут быть самыми разными: это беседы, консультации, обучение родителей совместным с детьми играм и упражнениям, составление индивидуальных программ для домашних занятий, участие в досуговых мероприятиях и групповых праздниках. Подобные формы работы позволяют привлечь особенно плохо мотивированных к сотрудничеству, или пассивных родителей к более близкому знакомству с педагогическим процессом в ДОУ, а также обратить внимание на успехи в социализации их «особого» ребенка в детском коллективе.

2.4 Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленных в пяти образовательных областях

2.4.1 Познавательное развитие

Срок

Задачи

Содержание

Результат работы

Сентябрь

Диагностика

Октябрь

Классификация - овощии фрукты;

Закреплять  знания основных цветов и оттенков

Игры: «Найди, о чем я расскажу»,  «Что где растёт?»

Узнай овощ и фрукт»,

Игра с ларчиком: «Помоги  Гномикам»

Ноябрь

Учить считать до 3

 

Закрепить знания  геометрических фигур, частей суток

Д.и: «Весёлый счёт»,

 «Возьми столько же»,

«Найди и назови», «Фигуры»,

«Режим дня», «Что сначала - что потом», «Когда это бывает?»

Декабрь

Сравнение предметов (по длине и ширине)

Учить считать до 4

Закрепление знаний о  времёнах года и их особенностях

Игры: «Какая дорожка длиннее, короче?», «Узкий – широкий»

«Отсчитай столько же», «Сделай столько же» (счёт в движении)

Игры: «Времена года», «Когда это бывает?

Январь

Сравнение предметов по высоте и толщине

Учить считать до 5

Учить называть свой адрес.

 «Разложи ёлочки от самой высокой, до самой низкой»,

Игры с палочками Кюйзенера

«Сосчитай и назови», «Положи столько же».

«Где ты живешь?»

Февраль

Классификация  (игрушки, мебель, посуда, транспорт и др.)

Закреплять знания  своего имени и фамилии, имена и фамилия родителей.

Счет до 6

Игры: «Назови одним словом», «Что лишнее».

«Назови своё имя и фамилию», «Я и мои родители».

Игры: «Посчитай и назови»,

«Чудесный мешочек»

Март

Учить считать до 7;

Ориентировка в пространстве (слева, справа, вверху, внизу, спереди, сзади)

«Посчитай»,  «Выложи столько же »

 «Где находится?», «Что справа, слева?»

Апрель

Учить считать до 8;

Ориентировка на листе бумаги.

Учить называть  страну, столицу.

Игры: «Сколько всего?», «Кто  знает, пусть дальше считает»

«Повтори рисунок», «Геометрический диктант», «Укрась ковёр».

«Где ты живёшь?», «Наша страна»

Май

Диагностика

2.4.2 Речевое развитие

Срок

Задачи

Содержание

Результат работы

Сентябрь

Диагностика

Октябрь

Продолжать работу по отчётливому произношению звуков  в слогах, словах, фразах.

Развивать мелкую моторику

«Скажи правильно»,

«Кто это?»,

Артикуляционная, пальчиковая, дыхательная гимнастики по тематике (ежедневно, в течение  года).

Игры со шнурками, с песком; нанизывание колечек, пуговиц на леску, шнурок.

Ноябрь

Расширять и активизировать словарный запас.

Заучивание стихотворений об осени.

Учить  отвечать на вопросы взрослого, вести диалог.

Беседа - «Чем занимался на выходных?»

Заучивание стихотворения «Осень» (с помощью мнемотаблицы).

«Угадай, какой предмет загадали»

С.- р. игры: «Супермаркет», «Больница»

Декабрь

Учить составлять рассказы   по образцу, по  картине и по серии  сюжетных картинок

Заучивание  стихотворения о зиме.

«Зимние развлечения», «Зима», «Истории в картинках»

Заучивание стихотворения о зиме с помощью мнемотаблицы.

Январь

Уметь подбирать к сущ. несколько прилагательных

«Подбери признак»

«Какой, какая, какие?»

Февраль

Развивать слуховую и зрительную память, внимание.

Заучивание стихотворений к празднику пап.

«Чего не стало?»,  «Найди отличие»

«Будь внимателен»

«Кто за кем?»

Март

Инсценирует и драматизирует сказки

Заучивание стихотворений к празднику мам

«Теремок», «Три медведя»

Апрель

Учить определять место звука в слове (в начале)

 «Назови первый звук в слове»

Май

Диагностика

2.4.3 Художественно-эстетическое развитие

Срок

Задачи

Содержание

Результат работы

Сентябрь

Диагностика

Октябрь, ноябрь (лепка)

Закреплять умения лепить предметы круглой формы

«Грибы», «Овощи и фрукты»

Октябрь, ноябрь (рисование)

Закреплять умения рисовать предметы круглой формы

«Овощи», «Фрукты»

Октябрь, ноябрь (аппликация)

Продолжать учить пользоваться ножницами, нарезать полоски

«Укрась коврик», «Дорога»

Декабрь, январь (лепка)

Продолжать учить лепить предметы прямыми и круговыми движениями

«Новогодняя игрушка», «Снеговик»

 Декабрь, январь (рисование)

Учить рисовать деревья

«Зимнее дерево», «Ёлочка»

Декабрь, январь (аппликация)

Учить нарезать полоски на квадраты и прямоугольники

 «Дома на нашей улице»,

«Поезд»

 Февраль, март (лепка)

Продолжать учить лепить предметы прямыми движениями рук и приёмом сплющивание.

«Угощение для гостей», «Посуда»

Февраль, март, апрель (рисование)

Закреплять умение рисовать деревья и цветы

«Деревья зимой», «Букет для мамы»

Февраль, март, апрель (аппликация)

Продолжать учить детей вырезать предметы круглой и овальной формы

« Поздравительная открытка для папы», «Открытка для мамы»

Май

Диагностика

2.4.4 Социально-коммуникативное развитие

Срок

Задачи

Содержание

Результат работы

Сентябрь

Диагностика

Октябрь-декабрь

Продолжать учить  совместным играм со сверстниками.

Учить соблюдать правило игры

Сюжетно - ролевые игры: «Семья», «Супермаркет». Настольно – печатные игры, конструктора.

Игры: «Найди и промолчи», «Дорожка препятствий», «Колечко»

Январь - февраль

Учить выполнять обязанности дежурного по столовой

Учить выступать в роли ведущего в настольно- печатных играх.

Игровая ситуация «Встречаем гостей», «Помоги Незнайке»

Д.и. «Автобус для зверят», «Глаголы в картинках», «Времена года».

Март - апрель

Учить вступать в диалог со сверстниками

Продолжать учить обыгрывать роль в драматизации

Формировать знания элементарных правил дорожного движения.

«Угадай, кого я опишу», «Загадочные животные»

Игра – драматизация «Репка», «Теремок»

Сюжетно - ролевые игры: «Гараж», «Путешествие», д.и. «Дорожные знаки», «Правила дорожного движения».

Май

Диагностика

2.4.5 Физическое развитие

Срок

Задачи

Содержание

Результат работы

Сентябрь

Диагностика

Октябрь-апрель

 Выполнение утренней гимнастики. Упражнять  детей в ходьбе и беге со сменой движения

 Соблюдение элементарных правил личной гигиены, самообслуживание

Ежедневная утренняя гимнастика, гимнастика после сна.

Хождение по «Тропе здоровья».

Режимные моменты

Учить проходить по гимнастической скамейке, упражнять в лазании и подлезании

Упражнять в прыжках в длину с места

Упражнение: «Пройди ровно», игры с препятствиями

«Кто дальше прыгнет?»

«Перепрыгни - не задень»

Учить подбрасывать и ловить мяч двумя руками; отбивать мяч о землю

Игры с мячом «Подбрось и поймай», «Поймай мяч и не урони»

 Продолжать учить ориентироваться в пространстве, находить левую и правую сторону

«Мышеловка», «Гуси-лебеди», «Зайка», «Совушка»,

«Будь внимателен»

Учить активному участию в подвижных играх

«Найди себе пару», «Делай как я», «Медведь и пчелы»

Май

Диагностика


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План индивидуального образовательного маршрута детей старшего дошкольного возраста по развитию интеллектуальных способностей.

Цель данного маршрута повышение уровня интеллектуальных и творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста....

План индивидуального образовательного маршрута детей старшего дошкольного возраста по развитию интеллектуальных способностей

Повышать уровень интеллектуальных и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста....

Индивидуальный образовательный маршрут воспитанника старшего дошкольного возраста

Пояснительная записка  Разработка и реализация индивидуального образовательного маршрута дошкольникаВ практике, процесс обучения и воспитания в основном, ориентируется на средний уровень развития...

Индивидуальный образовательный маршрут воспитанника старшего дошкольного возраста ЗПР

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 45 «Октябренок» города Смоленска...

Индивидуальный образовательный маршрут воспитанника старшего дошкольного возраста.

ИОМ разработан для воспитанника старшей группы с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР)....

Индивидуальный образовательный маршрут воспитанника старшего дошкольного возраста

Разработка и реализация индивидуального образовательного маршрута дошкольникаВ практике, процесс обучения и воспитания в основном, ориентируется на средний уровень развития ребенка, поэтому не каждый ...