Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка дошкольного возраста с ОВЗ
методическая разработка
Предварительный просмотр:
Индивидуальный образовательный маршрут
________________________ФИО ребенка
___________________________Дата рождения ребенка
__________________ № группы
Утверждено:
Заведующий ____________
Согласовано:
(ФИО родителя)__________
Срок реализации: 2019 -2020 учебный год
Общая сведения
Ф.И.О. ребенка | |
Дата рождения | |
Адрес проживания | |
Мать (ФИО, образование, место работы) | |
Отец (ФИО, образование, место работы) | |
Воспитатели: | |
Группа здоровья: | |
Режим пребывания ребенка в ДОУ: | |
Специалисты: Врач: Педагог-психолог: Логопед: Инструктор по физической культуре: Музыкальный руководитель: |
Педагогическая характеристика
ФИО ребенка _________________________________________________________________
С какого времени ребенок посещает детский сад ___________________________________
Посещаемость детского сада ____________________________________________________
- Коммуникативные функции:
- контактность_________________________________________________________________
- проявление негативизма _______________________________________________________
- особенности общения:
со взрослыми______________________________________________________________
со сверстниками ___________________________________________________________
- особенности поведения ________________________________________________________
2. Игровая деятельность: ______________________________________________________
3. Особенности поведения на занятиях:
- отношение к занятиям _________________________________________________________
- поведение на занятиях_________________________________________________________
4. Знания, умения и навыки по программному материалу:
- восприятие цвета _____________________________________________________________
- восприятие формы____________________________________________________________
- количество, счет______________________________________________________________
- временные представления______________________________________________________
- пространственные представления________________________________________________
5. Характеристика речи ребенка:
- запоминание стихотворений____________________________________________________
- умение отвечать на вопросы____________________________________________________
- связная речь__________________________________________________________________
6. Изодеятельность:
- лепка _______________________________________________________________________
- рисование ___________________________________________________________________
- аппликация __________________________________________________________________
7. Особенности моторной сферы:
- ведущая рука ________________________________________________________________
- общая моторика ______________________________________________________________
- мелкая моторика______________________________________________________________
8. Уровень усвоения программы________________________________________________
9. Владение навыками самообслуживания _______________________________________
Психологическая характеристика:
Логопедическое заключение:
Педагогическая проблема:………………………………………………..
Цель индивидуального маршрута: Создание оптимальных условий для гармоничного развития, социализации и адаптации ребенка.
Задачи индивидуального маршрута:
- Оказание поддержки и помощи в саморазвитии и освоении программы дошкольного образования.
- Достижение социального комфорта.
- Развитие самоконтроля и саморегуляции.
- Развитие коммуникативных умений.
- Формирование адекватной самооценки.
Сроки реализации индивидуального маршрута:
Режим дня:
*Рекомендовано посещение (пребывание) ………………………………………. в связи с тем, что ……………..
Содержание ИОМ:
- Адаптация учебного (развивающего) материала.
- Организация дополнительной двигательной нагрузки/ снижения двигательной нагрузки.
- Привлечение помощника воспитателя/психолога для проведения занятий (мероприятий ДОУ).
- Предоставления перерыва для дополнительного приема пищи/лекарств.
- Дополнительный выходной день/сокращение времени пребывания в ДОУ.
Индивидуальный учебный план (на неделю)
Вид деятельности | Количество занятий в неделю | Примечание |
Фронтальные занятия (воспитатель, если необходимо с помощником) | 5 | Ежедневно |
Индивидуальные занятия с воспитателем | 2 | Пн., пт. |
Групповое занятие с педагогом-психологом | 1 | Ср. |
Индивидуальные занятия с педагогом-психологом | 1 | Вт. |
Индивидуальные занятия с инструктором по физической культуре | 1 | Пт. |
Индивидуальные занятия с музыкальным руководителем | 1 | Чт. |
Индивидуальные занятия с логопедом | 1 | Пн. |
На основании коллегиального заключения медико-психолого-педагогического консилиума:
- Воспитатель организует работу по формированию предпосылок к возникновению и развитию речи, коммуникативных, социокультурных навыков, навыков самообслуживания, представлений об окружающем мире в соответствии с планом индивидуальной работы.
- Педагог-психолог организует работу по формированию познавательного интереса, коррекции мыслительной деятельности в соответствии с планом индивидуальной работы.
- Инструктор по физической культуре организует развитие мелкой и общей моторики.
- Музыкальный руководитель
- Логопед
- Старший воспитатель оказывает методическую помощь всем участникам образовательного процесса на каждом этапе реализации ИОМ, предоставляет возможность обучения и повышения профессиональной компетентности педагогов, необходимой для выполнения ИОМ.
План работы с родителями
№ п/п | Содержание деятельности | Срок исполнения | Ответственный исполнитель | |
1. | Ознакомление с результатами диагностики специалистов | |||
2. | Консультация специалистов | В течение года (по необходимости) | ||
3. | Участие в семейных клубах «Радуга» |
| ||
4. | Привлечение к созданию творческих работ и участию в выставках ДОУ | |||
5. | Ознакомление с особенностями реализации ИОМ |
| ||
6. | Получение письменного разрешения на реализацию ИОМ | |||
7. |
Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды группы
Развивающая среда в группе построена с учетом требований ФГОС дошкольного образования и адаптированной образовательной программы ДОУ. При организации развивающей предметно-пространственной среды учтены принципы ее построения. Предметно-пространственная среда во всех группах безопасна: мебель и
крупное игровое оборудование закреплены, не имеют дефектов, их расстановка в группе рациональна.
Доступность среды обусловлена возрастными и индивидуально-типологическими особенностями воспитанников. Игровое оборудование, материалы и игрушки находятся в свободном доступе. Пособия для индивидуальной работы и инструменты, требующие особого обращения (ножницы, стеки, мелкие и хрупкие предметы) находятся в закрытых нишах с условными обозначениями.
Среда полифункциональна и трансформируема. В группе предусмотрено зонирование для всех видов деятельности: познавательной, игровой, художественно- творческой, театрализованной, конструктивной, двигательной, трудовой. Наполняемость центров соответствует возрастным потребностям детей.
Учитывая важность социального развития дошкольников, в группе организованы уголки сюжетно-ролевой игры «Семья». В группе имеется необходимое оборудование для организации предметно-игровой деятельности.
Для организации художественно-творческой деятельности детей в группе имеется необходимое оборудование (ножницы, краски, кисти, клей, пластилин, бумага и картон, бросовый материал, подставки, салфетки и т.д.), которое используется на занятиях, а так же в свободной деятельности по требованию детей и под руководством педагогов. Для самостоятельной творческой деятельности детей центр изобразительного искусства содержит материалы для рисования (бумага, краски, цветные карандаши, трафареты, книжки-раскраски), образцы детских работ.
В группе имеется дидактическая кукла с набором одежды по сезонам. Игротека пополнены разнообразными авторскими играми и пособиями на развитие сенсорных представлений, мышления, памяти и внимания.
Зона конструктивных игр отличается доступностью и удобством расположения, содержит машины разных размеров, разнообразный строительный материал, разные виды конструкторов.
Книжный уголок отличаются разнообразием и содержательностью материала. Детская литература подобрана в соответствие с возрастом и программными требованиями. В группе помимо традиционной художественной литературы имеются подборки разнообразных музыкальных детских книг.
Для организации разных видов двигательной активности детей и проведения закаливающих процедур, в группе организован спортивный центр, в котором имеются предметы физкультурного и спортивно-игрового оборудования и инвентаря, позволяющие более полно удовлетворить двигательные потребности каждого ребёнка, стимулировать самостоятельную двигательную активность. Пособия для закаливающих процедур представлены разнообразными массажёрами.
В группе имеется уголок уединения.
Все помещения группы оформлены эстетично и педагогически целесообразно. В дизайне использованы фотографии различной тематики, плакаты по лексическим темам и основам безопасной жизнедеятельности, детские работы. Характерным является многофункциональное использование помещений.
*Необходимо отразить особенности организации групповой среды для конкретного ребенка.
В начале года | В середине года | В конце года | |
Социально-коммуникативное развитие | |||
Демонстрация эмоциональной, мимической реакции на ласковое обращение знакомого взрослого. | + | ||
Давать позитивное двигательное подкрепление эмоциональной реакции; | - | ||
Давать положительный эмоциональный отклик на появление близких взрослых (матери, отца, бабушки, дедушки); | + | ||
Понимание указательного жеста руки и указательного пальца взрослого, поворачивать голову в указанном направлении; | _ | ||
Демонстрировать готовность к совместным действиям со взрослым: - принимать помощь взрослого, | _ | ||
- разрешать дотрагиваться до своих рук, | + | ||
- принимать поглаживание по голове, | + | ||
Выполнять со взрослыми совместные действия (мытье рук пользование ложкой, рисование мелом, рисование карандашом, раскатывание теста и т.д.) | + | ||
Фиксировать взгляд на яркой звучащей игрушке и во время действия с ней, | _ | ||
Прослеживать перемещение игрушки по горизонтали на расстояние до 30 см; | - | ||
Прослеживать перемещение игрушки по вертикали на расстояние до 30 см; | - | ||
Откликаться на свое имя | _ | ||
Называть свое имя, | _ | ||
Узнавать себя в зеркале, | + | ||
Узнавать себя на индивидуальной фотографии | _ | ||
Положительно реагировать на приход в группу воспитателя и взаимодействовать с ним; | + | ||
Положительно реагировать на одного из сверстников ( друга, подругу), выделять его среди других детей; | + | ||
Находиться рядом, не причиняя друг другу вреда и не создавая дискомфорта; | _ | ||
Выполнять предметно-игровые действия с игрушками и предметами из ближайшего окружения | _ | ||
Выполнять по речевой инструкции 3-4 элементарных действия игрушками. | _ | ||
Обучение игре | |||
Проявлять эмоциональный интерес к игрушкам и действиям с ними; | = | ||
Выполнять предметно-игровые действия, играя рядом со сверстниками, не мешая другим; | _ | ||
Не совершать неадекватные действия с куклой и машиной; | + | ||
Выражать положительное эмоциональное отношение к кукле; | _ | ||
По просьбе взрослого производить с игрушками знакомые игровые действия - кормить куклу, катать в | _ |
Контроль результатов реализации ИОМ (Мониторинг реализации ИОМ)
коляске; | |||
Нагружать в машинку игрушки, перевозить их. | - | ||
Культурно-гигиенические навыки | |||
Пользоваться туалетом аккуратно | _ | ||
Мыть руки; | + | ||
Пользоваться своим полотенцем; | _ | ||
Самостоятельно вытирать руки; | + | ||
Садиться за стол на свое место; | _ | ||
Вытирать рот и руки салфеткой; | _ | ||
Не выходить из-за стола, не окончив еды; | _ | ||
Знать свой шкафчик для одежды; | _ | ||
Аккуратно складывать одежду на стул, ставить обувь на место; | _ | ||
Пользоваться помощью взрослого | |||
Благодарить за оказанную помощь | |||
Речевое развитие | |||
Пользоваться невербальными формами коммуникации; | _ | ||
Пользоваться указательным жестом, согласуя движения глаза и руки; | _ | ||
Проявлять интерес к окружающему: - людям, | _ | ||
- действиям с игрушками и предметами | _ | ||
Рассказывать об окружающем; | |||
Слушать и проявлять интерес к речевым высказыванием взрослых:
| _ | ||
Воспроизводить знакомые звукоподражания, | - | ||
Воспроизводить лепетные слова и усеченные фразы; | |||
Выполнять действия по простым речевым инструкциям, | _ | ||
Отвечать на простые вопросы: - о себе, | _ | ||
- ближайшем окружении. | _ | ||
Познавательное развитие | |||
Сенсорное развитие | |||
Воспринимать отдельные предметы из общего фона, выделяя их по просьбе взрослого: «Возьми чашку», «Дай пирамидку», «Покажи, где стульчик»; | _ | ||
Различать свойства и качества предметов: - мокрый – сухой, | - | ||
- большой – маленький, | - | ||
- сладкий – горький, | - | ||
- горячий – холодный. | - | ||
Воспроизводить в отраженной речи некоторые знакомые свойства и качества предметов: | _ |
- большой – маленький, | _ | ||
- горячий – холодный, | - | ||
- кубик – шарик. | - | ||
Сличать два основных цвета (красный, желтый): «Покажи, где такой кубик»; | - | ||
Дифференцированно реагировать на звучание определённых музыкальных инструментов (выбор из трёх); | - | ||
Складывать разрезную картинку из двух частей; | - | ||
Учитывать знакомые свойства предметов в предметно-практической и игровой деятельности (шарик катится, кубик стоит, не катится, большой домик для большой матрешки, маленький – для маленькой. | - | ||
Дифференцировать звукоподражание («Кто тебя позвал?»: выбор из двух – трех предметов или картинок). | - | ||
Конструирование | |||
Положительно относиться к процессу и результатам конструирования; | - | ||
Узнавать и называть знакомые постройки и конструкций; | - | ||
Создавать простейшие постройки и конструкции; | - | ||
Создавать простейшие постройки из строительного материала; | - | ||
Создавать простейшие постройки из палочек; | - | ||
Проявлять интерес к выполнению коллективных построек | - | ||
Совместной игре с ними; | - | ||
Создавать поделки и конструкции в разных условиях – на полу и на столе; | - | ||
Понимать слова, используемые педагогом при создании конструкций, - возьми, поставь, принеси, кубик, кирпичик, палочка, дорожка, лесенка, ворота, гараж, заборчик; | - | ||
Играть, используя знакомые постройки. | - | ||
Ознакомление с окружающим | |||
Называть свое имя | - | ||
Отвечать на вопрос: «Ты мальчик или девочка?» | - | ||
Показывать части тела и лица, отвечая на вопрос: «Покажи, чем ты ходишь», «Покажи, чем смотришь», «Чем ты слушаешь?»; | - | ||
Показывать на фотографии (выделив из трех) - себя | - | ||
- маму | + | ||
- папу | _ | ||
Показывать или называть отдельные предметы - одежды, | + | ||
- посуды, | + | ||
- игрушки | + | ||
Узнавать реальных и изображенных на картинках знакомых - животных, | _ | ||
- птиц | - |
Отвечать на вопрос, указывая жестом или словом (где солнышко, дом, машина, вода, дерево). | - | ||
Художественно-эстетическое развитие | |||
Лепка | |||
Активно реагировать на предложение взрослого полепить; | - | ||
Соотносить лепные поделки с реальными предметами; | - | ||
Лепить по просьбе взрослого знакомые предметы, и прямыми движениями (колбаску, баранку). | - | ||
Раскатывая пластилин между ладонями круговыми (колобок). | - | ||
Положительно относиться к результатам своей работы; | - | ||
Аппликация | |||
Адекватно реагировать на предложение выполнить аппликацию, состоящую из одного предмета; | - | ||
Наклеивать заготовку | - | ||
Соотносить аппликацию с реальными объектами; | - | ||
Положительно относиться к результатам своей работы. | - | ||
Рисование | |||
Адекватно реагировать на предложение взрослого порисовать, | - | ||
Изображать знакомые предметы; | - | ||
Обследовать предмет перед рисованием, | - | ||
Обводить по контуру; | - | ||
Положительно относиться к результатам своей работы. | - | ||
Музыкальное воспитание | |||
Различать знакомые музыкальные произведения, | - | ||
Эмоционально реагировать действием, жестом и словом на звучание знакомой мелодии (выбор из двух); | - | ||
Узнавать знакомые мелодии; | - | ||
Прислушиваться к словам песен; | - | ||
Подпевать отдельные слова и слоги песен; | - | ||
Выполнять простейшие танцевальные движения под музыку (ходить, бегать); | -+ | ||
Сотрудничать со сверстниками в процессе совместных художественно-эстетических видов деятельности; | - | ||
Участвовать в коллективной досуговой деятельности. | - | ||
Физическое развитие | |||
Смотреть на взрослого, поворачиваться к нему лицом, когда он говорит | - | ||
Тихо входить в спортивный зал и строится в шеренгу, ориентируясь на опору – стену, | - |
веревку, ленту, палку | |||
Выполнять движения по подражанию взрослому | - | ||
Бросать мяч по мишени | - | ||
Ходить стайкой за воспитателем | + | ||
Ходить друг за другом, держась за веревку рукой | - | ||
Ходить по дорожке и следам | - | ||
Спрыгивать с доски | + | ||
Ползать по ковровой дорожке, доске, наклонной доске | + | ||
Проползать под верёвкой | - | ||
Проползать под скамейкой | - | ||
Переворачиваться из положения лежа на спине в положение лежа на животе | - |
Критерии оценивания:
+ выполняет
# с помощью педагога
- не выполняет
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План индивидуального образовательного маршрута детей старшего дошкольного возраста по развитию интеллектуальных способностей.
Цель данного маршрута повышение уровня интеллектуальных и творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста....
Индивидуальный образовательный маршрут развития ребенка раннего возраста.
Задержка речевого развития....
План индивидуального образовательного маршрута детей старшего дошкольного возраста по развитию интеллектуальных способностей
Повышать уровень интеллектуальных и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста....
Пример индивидуального образовательного маршрута для ребенка дошкольного возраста с ОВЗ
Процесс обучения и воспитания в основном, ориентируется на средний уровень развития ребенка, поэтому не каждый воспитанник может в полной мере реализовать свои потенциальные возможности. Это ставит пе...
Индивидуальный образовательный маршрут для детей дошкольного возраста с ОВЗ
Индивидуальный маршрут обучения детей с ОВЗ – это институциональный документ, который регламентирует и определяет содержание коррекционной развивающей деятельности, направленной на помощь ребенк...
Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка дошкольного возраста с задержкой психического развития.
ИОМ для дошкольника с ЗПР....
Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка дошкольного возраста с ОВЗ
Индивидуальный образовательный маршрут-это персональный путь реализации личностного потенциала воспитанника в образовании и учении. Основная цель составления индивидуального образовательного маршрута-...