Индивидуальный образовательный маршрут воспитанника старшего дошкольного возраста.
материал (старшая группа)

Юрина Елена Леонидовна

ИОМ разработан для воспитанника старшей группы с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_iom_2024.docx30.49 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальный образовательный маршрут воспитанника старшего дошкольного возраста

с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР).

Ф.И.О. воспитанника:

Группа: старшая

Дата рождения:

Дата составления маршрутного листа: сентябрь  

Воспитатели:

Результаты педагогической диагностики: имеет низкий уровень в образовательных областях: познавательное развитие,  речевое развитие, художественно-эстетическое развитие,  социально-коммуникативное развитие.

Образовательная область

Начало года

Конец года

Познавательное развитие

низкий

ниже среднего

Речевое развитие

низкий

ниже среднего

Художественно-эстетическое развитие

низкий

средний

Социально-коммуникативное развитие

ниже среднего

средний

 

Проблема ребенка:

  • не проявляет интерес к совместным играм со сверстниками и взрослым;

- не проявляет интерес к действиям воспитателя и сверстников;

   - не рассматривает иллюстрации в знакомых книжках;

   - не следит за действиями героев кукольного театра;

   - не называет предметы ближайшего окружения;

   - не имеет элементарные представления о сезонных явлениях, смене дня и ночи;

   - не группирует однородные предметы, не выделяет один и много;

   - не умеет по словесному указанию взрослого находить предметы по назначению, цвету, размеру;

- не сопровождает речью игровые и бытовые действия;

  - не отвечает на простейшие вопросы («Кто?», «Что?», «Что делает?»);

  - не может рассказать о событии из личного опыта, об изображённом на картинке, об игрушке;

  - не различает основные формы конструктора;

  - не создаёт простые предметы из разных материалов, не обыгрывает совместно с взрослым;

  -  уровень развития ниже показателей возрастной нормы.

Работа с родителями: беседы, консультации, рекомендации.

Задачи:

  • формирование элементарных математических представлений;
  • формирование первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени;
  •  формирование познавательных действий, становление сознания;
  •  приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса;
  • развитие памяти, внимания, мышления;
  •  развитие речи,  свободного общения с взрослыми и сверстниками;
  • формирование потребности трудиться, участвовать в совместной трудовой деятельности, стремления быть полезным окружающим людям, радоваться результатам коллективного труда;;
  • развитие мелкой моторики через включение в продуктивные виды деятельности (рисование, лепка, аппликация, художественный труд);
  • развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;

- воспитание культурно-гигиенических навыков

- воспитание взаимоуважения, вежливого обращения, способности чувствовать и понимать себя и другого человека;

 Методы работы с детьми с ОВЗ:

  1. Игровая деятельность, применение игровых ситуаций – обучение через игру – эти дети плохо сидят за столом, неусидчивые, невнимательные, поэтому, если тема «СЧЕТ», то мы считаем игрушки, тарелки, одну убрали, сколько стало и т.п.

Если привычной и желанной формой деятельности для ребенка является игра, значит, надо использовать эту форму организации деятельности для обучения, применив игровую форму организации деятельности обучающихся для достижения образовательных целей.

  1. Метод стимулирования общения и взаимодействия с другими детьми – игра, помощь других детей в одевании/раздевании, помыть руки, привести ребенка с коридора или спальни (уходят уединяются, когда устают). Например, когда мальчики играют в футбол, дать пасс Роме, игра в семью с девочками, Рома моет посуду, то есть выполняет то, что ему посильно;
  2. Методы расслабления - физминутки, пальчиковые игры, методы релаксации и массажа – позволяют снять мышечные спазмы и зажимы особенно в области лица – артикуляционные упражнения – «улыбка, часики, гримасы и в области кистей рук – пальчиковая гимнастика, массажные мячи.
  3. Дидактические игры – игры на развитие познавательной деятельности – сначала этот ребенок может другим детям подавать карточки, затем уже и сам включаться в деятельность – это настольные игры, пазлы, конструирование.
    В процессе любого вида деятельности необходимо постоянно применять одни и те же приемы обучения, начиная с более тесного контакта и постоянного контроля за действиями ребенка, но со временем давать больше самостоятельности в выполнении различных действий.

Приемы обучения – конкретные операции взаимодействия воспитателя и ребенка в процессе реализации методов обучения. Приемы обучения характеризуются предметным содержанием, организуемой ими познавательной деятельностью и обуславливаются целью применения. Реальная деятельность обучения состоит из отдельных приемов.

Для активизации деятельности учащихся с ОВЗ можно использовать следующие активные приёмы обучения:
1. Использование сигнальных карточек при выполнении заданий с каким-то определенным символом – идем в туалет – картинка с туалетом, моем руки – картинка с умывальником и ребенком (с одной стороны на ней изображен плюс, с другой – минус). Можно использовать карточки для того, чтобы ребенок с ОВЗ понимал, когда начинается занятие и его окончание, переход с одной деятельности на другую или переход из-за столов на коврик.

2. Прием «рука в руке», очень эффективен в работе по развитию мелкой моторики, на занятиях по музыке, физкультуре, где есть перестроения, хороводы.
3. Использование картинного материала для смены вида деятельности в ходе занятия, для развития зрительного восприятия, внимания и памяти, активизации словарного запаса, развития связной речи. То есть долго речь взрослого ребенок с ОВЗ воспринимать не может, ему нужен наглядный материал.

4.Речевые интонационные приемы: выделение речью важной информации, где-то более строгим голосом (что касается правил и норм поведения), вопросы и т.п.
5. Активные приемы рефлексии - самоанализ деятельности ребенку провести сложно, поэтому это делает воспитатель: у Ромы сегодня хорошо получилось то, то…и использовать похвалу или поощрение (житончики);

6. Приемы релаксации – элементы пальчиковой гимнастики, массажа, просто полежать или походить, элементы психогимнастики, то есть смена деятельности;

7. Привлечения других детей – выбираем ответственного смотреть за ребенком с ОВЗ после прогулки до обеда, привести его за руку из коридора, спальни, если долго находится в туалете, проверить и объяснить, что нужно выходить.

Более развернутый список методов и приемов смотрите в приложении .

Специальные технологии коррекционно – развивающей работы:

- сказкотерапия;

- песочная терапия;

Периодичность индивидуальных занятий:  2 раза в неделю Продолжительность индивидуальных занятий:  36 недель

2.4 Описание образовательной деятельности в соответствии  с  направлениями, развития ребёнка,

представленных в пяти образовательных областях

2.4.1. .Познавательное развитие

Срок выполнения

Задачи

Содержание коррекционных занятий

Результат работы

сентябрь

Диагностика

Диагностика

октябрь

Развитие сенсорной культуры

д\и «Шнуровка»

д\и «Подбери по цвету»

Мозаика, конструктор Лего.

ноябрь

Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной  деятельности (конструктивной )

Деревянный конструктор «Строим дом», счётные палочки «Сложи узор», изготовление поделок к празднику.

декабрь

Развивать умение прямого и порядкового счёта

Д\игры:

«Посчитаем до 5»,

«Какой по счёту?»

«Посчитай и хлопки»

«Столько – сколько»

«Весёлый счёт»

январь

Учить сравнивать предметы путём наложения и приложения (по высоте, ширине, длине)

Д\игры:

«Найди такую же»

«Сравни предметы»

 «Волшебные

пуговки»

февраль

Учить ориентироваться в понятии (дни недели, времена года, части суток) и называть их

Д\и: «Когда это бывает»

«Дни недели»

«Режим дня»

Альбом:

 «Части суток»

март

Учить называть некоторые особенности геометрических фигур

 Д\и:

«Форма предметов»

«Что бывает круглым»

«Покажи круг, квадрат»

«Подбери предмет такой же формы»

апрель

Расширение кругозора детей

Игры с песком и водой, изготовление построек, поделки из природного материала

май

Диагностика

Диагностика

2.4.2. Речевое развитие

Срок выполнения

Задачи

Содержание коррекционных занятий

Результаты работы

сентябрь

Диагностика

Диагностика

октябрь

Формирование и развитие средств общения.

Артикуляционная гимнастика, упражнения: «Улыбка», «Хоботок», «Лошадка»

ноябрь

Рассказывание о впечатлениях (показывание) по сюжетной картине

«Покажи мишке голову»

«Покажи сто, стул, куклу…)

декабрь

Пересказ небольшие литературные произведения в форме игры

Драматизация, показ

«Покажи на картинке» (сказкотерапия)

Зайчики и белочки вышли погулять.(Кисти в кулачок – поочередное разгибание и сгибание пальцев – по 2 раза)

январь

Учить выразительно читать стихи используя средства интонационной речевой выразительности (силу голоса, интонацию, ритм и темп речи)

«Назови, что покажу»

«Покажи на картинках»

февраль

Учить произносить звуки родного языка, воспроизводить фонетический и морфологический рисунок слова, дифференцировать на слух гласные и согласные звуки.

Чистоговорки, поговорки, пальчиковые игры «Семья». Рассматривание картин, театрализация «Колобок», заучивание стихов по схеме (мнемотехника)

март

Развивать средства общения

- рассказывать о последовательности и необходимости выполнения процедур закаливания, культурно-гигиенических навыков.

Беседы «В здоровом теле и дух здоров».

Сочинение описательных загадок о предметах.

апрель

Воспитывать потребность в сотрудничестве со сверстниками во всех видах деятельности.

Беседы: «Не отобрать, а попросить»; «Правила дружной игры»;

«Глупые ссорятся, а умные договариваются»;

Объяснения; игры приветствия.

май

Диагностика

Диагностика

2.4.3 Художественно-эстетическое развитие

Срок выполнения

Задачи

Содержание коррекционных занятий

Результаты работы

сентябрь

Диагностика

Диагностика

октябрь

Учить пользоваться ножницами, используя различные приёмы вырезания

«На лесной полянке выросли грибы»

 «Огурцы и помидоры лежат на тарелке»

 «Вырежи по контуру»

ноябрь  

Учить приёму обрывания бумаги

« На полянке выросли грибы»

«Весёлый дождик»

«Листопад»

декабрь

Учить создавать несложные сюжетные композиции, используя различные приёмы вырезания

«Наш праздник»

«Новогодние украшения»

январь

Учить выполнять узоры по мотивам декоративно

прикладного творчества

«Рисуем узоры по памяти»

«Запоминаем рисуя»

февраль

Учить использовать различные цвета и оттенки в рисовании акварелью

«Цвета»

« Лови да бросай, цвета называй»

март

Учить соблюдать пропорции при лепке животного и человека

« Лепим человека»

«Чья голова»

«Животные и детёныши»

апрель

Учить использовать усвоенные приёмы способы лепки

«Подарки»

«Овощи, фрукты, ягоды»

май

Диагностика

Диагностика

2.3.4 Социально-коммуникативное развитие.

Срок выполнения

Задачи

Содержание коррекционных занятий

Результат работы

сентябрь

Диагностика

Диагностика

октябрь

Развитие игровой деятельности

Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

С/Р игры «Больница», «Повар», «Мы солдаты», «Семья», «Косманавты»

Беседа «О профессии повара», «Военные профессии»

Наблюдения,

д\и «Слушаем хлопки»;

д\и

Пальчиковая гимнастика: «Машины»

ноябрь  

Воспитывать положительное отношение к играм

д\и «Давай познакомимся»

Сюжетно-ролевые игры:

 «Семья»;

«К нам гости пришли».

Пальчиковая гимнастика: «Семья»

Игра драматизация по сказке «Курочка ряба»

декабрь

Развивать умение помогать друг другу

Сюжетно-дидактические   игры: «Покормим куклу».

«Машины везут игрушки в садик».

«Готовим чай».

январь

Развивать умение играть не ссорясь

Театрализованная  деятельность:

Инсценировка стихотворения А. Барто «Лошадка»

Кукольный настольный театр «Колобок».

февраль

Формировать умение спокойно вести себя в помещении, выполнять просьбу взрослого.

Объяснение, показ.

Настольные игры:

 «Собери матрешку

(пирамидку, башенку)»

март

Учить групповым, коллективным играм.

Подвижные игры:

«Заинька, где твой дом?»

 «Каравай»

«Огуречик - огуречик»

 Подвижная игра: «Передай другому»

апрель

Учить воспитывать организованность, умение выполнять правила игры

Сюжетно – ролевая игра «Строители»,

Театрализованные настольные игры «Репка»

май

Диагностика

Диагностика


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План индивидуального образовательного маршрута детей старшего дошкольного возраста по развитию интеллектуальных способностей.

Цель данного маршрута повышение уровня интеллектуальных и творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста....

План индивидуального образовательного маршрута детей старшего дошкольного возраста по развитию интеллектуальных способностей

Повышать уровень интеллектуальных и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста....

Пример индивидуального образовательного маршрута для ребенка дошкольного возраста с ОВЗ

Процесс обучения и воспитания в основном, ориентируется на средний уровень развития ребенка, поэтому не каждый воспитанник может в полной мере реализовать свои потенциальные возможности. Это ставит пе...

Индивидуальный образовательный маршрут для детей дошкольного возраста с ОВЗ

Индивидуальный маршрут обучения детей с ОВЗ – это институциональный документ, который регламентирует и определяет содержание коррекционной развивающей деятельности, направленной на помощь ребенк...

Индивидуальный образовательный маршрут воспитанника старшего дошкольного возраста

Пояснительная записка  Разработка и реализация индивидуального образовательного маршрута дошкольникаВ практике, процесс обучения и воспитания в основном, ориентируется на средний уровень развития...

Индивидуальный образовательный маршрут воспитанника старшего дошкольного возраста ЗПР

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 45 «Октябренок» города Смоленска...