Индивидуальный образовательный маршрут воспитанника старшего дошкольного возраста.
материал (старшая группа)
ИОМ разработан для воспитанника старшей группы с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_iom_2024.docx | 30.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Индивидуальный образовательный маршрут воспитанника старшего дошкольного возраста
с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР).
Ф.И.О. воспитанника:
Группа: старшая
Дата рождения:
Дата составления маршрутного листа: сентябрь
Воспитатели:
Результаты педагогической диагностики: имеет низкий уровень в образовательных областях: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Образовательная область | Начало года | Конец года |
Познавательное развитие | низкий | ниже среднего |
Речевое развитие | низкий | ниже среднего |
Художественно-эстетическое развитие | низкий | средний |
Социально-коммуникативное развитие | ниже среднего | средний |
Проблема ребенка:
- не проявляет интерес к совместным играм со сверстниками и взрослым;
- не проявляет интерес к действиям воспитателя и сверстников;
- не рассматривает иллюстрации в знакомых книжках;
- не следит за действиями героев кукольного театра;
- не называет предметы ближайшего окружения;
- не имеет элементарные представления о сезонных явлениях, смене дня и ночи;
- не группирует однородные предметы, не выделяет один и много;
- не умеет по словесному указанию взрослого находить предметы по назначению, цвету, размеру;
- не сопровождает речью игровые и бытовые действия;
- не отвечает на простейшие вопросы («Кто?», «Что?», «Что делает?»);
- не может рассказать о событии из личного опыта, об изображённом на картинке, об игрушке;
- не различает основные формы конструктора;
- не создаёт простые предметы из разных материалов, не обыгрывает совместно с взрослым;
- уровень развития ниже показателей возрастной нормы.
Работа с родителями: беседы, консультации, рекомендации.
Задачи:
- формирование элементарных математических представлений;
- формирование первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени;
- формирование познавательных действий, становление сознания;
- приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса;
- развитие памяти, внимания, мышления;
- развитие речи, свободного общения с взрослыми и сверстниками;
- формирование потребности трудиться, участвовать в совместной трудовой деятельности, стремления быть полезным окружающим людям, радоваться результатам коллективного труда;;
- развитие мелкой моторики через включение в продуктивные виды деятельности (рисование, лепка, аппликация, художественный труд);
- развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
- воспитание культурно-гигиенических навыков
- воспитание взаимоуважения, вежливого обращения, способности чувствовать и понимать себя и другого человека;
Методы работы с детьми с ОВЗ:
- Игровая деятельность, применение игровых ситуаций – обучение через игру – эти дети плохо сидят за столом, неусидчивые, невнимательные, поэтому, если тема «СЧЕТ», то мы считаем игрушки, тарелки, одну убрали, сколько стало и т.п.
Если привычной и желанной формой деятельности для ребенка является игра, значит, надо использовать эту форму организации деятельности для обучения, применив игровую форму организации деятельности обучающихся для достижения образовательных целей.
- Метод стимулирования общения и взаимодействия с другими детьми – игра, помощь других детей в одевании/раздевании, помыть руки, привести ребенка с коридора или спальни (уходят уединяются, когда устают). Например, когда мальчики играют в футбол, дать пасс Роме, игра в семью с девочками, Рома моет посуду, то есть выполняет то, что ему посильно;
- Методы расслабления - физминутки, пальчиковые игры, методы релаксации и массажа – позволяют снять мышечные спазмы и зажимы особенно в области лица – артикуляционные упражнения – «улыбка, часики, гримасы и в области кистей рук – пальчиковая гимнастика, массажные мячи.
- Дидактические игры – игры на развитие познавательной деятельности – сначала этот ребенок может другим детям подавать карточки, затем уже и сам включаться в деятельность – это настольные игры, пазлы, конструирование.
В процессе любого вида деятельности необходимо постоянно применять одни и те же приемы обучения, начиная с более тесного контакта и постоянного контроля за действиями ребенка, но со временем давать больше самостоятельности в выполнении различных действий.
Приемы обучения – конкретные операции взаимодействия воспитателя и ребенка в процессе реализации методов обучения. Приемы обучения характеризуются предметным содержанием, организуемой ими познавательной деятельностью и обуславливаются целью применения. Реальная деятельность обучения состоит из отдельных приемов.
Для активизации деятельности учащихся с ОВЗ можно использовать следующие активные приёмы обучения:
1. Использование сигнальных карточек при выполнении заданий с каким-то определенным символом – идем в туалет – картинка с туалетом, моем руки – картинка с умывальником и ребенком (с одной стороны на ней изображен плюс, с другой – минус). Можно использовать карточки для того, чтобы ребенок с ОВЗ понимал, когда начинается занятие и его окончание, переход с одной деятельности на другую или переход из-за столов на коврик.
2. Прием «рука в руке», очень эффективен в работе по развитию мелкой моторики, на занятиях по музыке, физкультуре, где есть перестроения, хороводы.
3. Использование картинного материала для смены вида деятельности в ходе занятия, для развития зрительного восприятия, внимания и памяти, активизации словарного запаса, развития связной речи. То есть долго речь взрослого ребенок с ОВЗ воспринимать не может, ему нужен наглядный материал.
4.Речевые интонационные приемы: выделение речью важной информации, где-то более строгим голосом (что касается правил и норм поведения), вопросы и т.п.
5. Активные приемы рефлексии - самоанализ деятельности ребенку провести сложно, поэтому это делает воспитатель: у Ромы сегодня хорошо получилось то, то…и использовать похвалу или поощрение (житончики);
6. Приемы релаксации – элементы пальчиковой гимнастики, массажа, просто полежать или походить, элементы психогимнастики, то есть смена деятельности;
7. Привлечения других детей – выбираем ответственного смотреть за ребенком с ОВЗ после прогулки до обеда, привести его за руку из коридора, спальни, если долго находится в туалете, проверить и объяснить, что нужно выходить.
Более развернутый список методов и приемов смотрите в приложении .
Специальные технологии коррекционно – развивающей работы:
- сказкотерапия;
- песочная терапия;
Периодичность индивидуальных занятий: 2 раза в неделю Продолжительность индивидуальных занятий: 36 недель
2.4 Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями, развития ребёнка,
представленных в пяти образовательных областях
2.4.1. .Познавательное развитие
Срок выполнения | Задачи | Содержание коррекционных занятий | Результат работы |
сентябрь | Диагностика | Диагностика | |
октябрь | Развитие сенсорной культуры | д\и «Шнуровка» д\и «Подбери по цвету» Мозаика, конструктор Лего. | |
ноябрь | Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности (конструктивной ) | Деревянный конструктор «Строим дом», счётные палочки «Сложи узор», изготовление поделок к празднику. | |
декабрь | Развивать умение прямого и порядкового счёта | Д\игры: «Посчитаем до 5», «Какой по счёту?» «Посчитай и хлопки» «Столько – сколько» «Весёлый счёт» | |
январь | Учить сравнивать предметы путём наложения и приложения (по высоте, ширине, длине) | Д\игры: «Найди такую же» «Сравни предметы» «Волшебные пуговки» | |
февраль | Учить ориентироваться в понятии (дни недели, времена года, части суток) и называть их | Д\и: «Когда это бывает» «Дни недели» «Режим дня» Альбом: «Части суток» | |
март | Учить называть некоторые особенности геометрических фигур | Д\и: «Форма предметов» «Что бывает круглым» «Покажи круг, квадрат» «Подбери предмет такой же формы» | |
апрель | Расширение кругозора детей | Игры с песком и водой, изготовление построек, поделки из природного материала | |
май | Диагностика | Диагностика |
2.4.2. Речевое развитие
Срок выполнения | Задачи | Содержание коррекционных занятий | Результаты работы |
сентябрь | Диагностика | Диагностика | |
октябрь | Формирование и развитие средств общения. | Артикуляционная гимнастика, упражнения: «Улыбка», «Хоботок», «Лошадка» | |
ноябрь | Рассказывание о впечатлениях (показывание) по сюжетной картине | «Покажи мишке голову» «Покажи сто, стул, куклу…) | |
декабрь | Пересказ небольшие литературные произведения в форме игры | Драматизация, показ «Покажи на картинке» (сказкотерапия) Зайчики и белочки вышли погулять.(Кисти в кулачок – поочередное разгибание и сгибание пальцев – по 2 раза) | |
январь | Учить выразительно читать стихи используя средства интонационной речевой выразительности (силу голоса, интонацию, ритм и темп речи) | «Назови, что покажу» «Покажи на картинках» | |
февраль | Учить произносить звуки родного языка, воспроизводить фонетический и морфологический рисунок слова, дифференцировать на слух гласные и согласные звуки. | Чистоговорки, поговорки, пальчиковые игры «Семья». Рассматривание картин, театрализация «Колобок», заучивание стихов по схеме (мнемотехника) | |
март | Развивать средства общения - рассказывать о последовательности и необходимости выполнения процедур закаливания, культурно-гигиенических навыков. | Беседы «В здоровом теле и дух здоров». Сочинение описательных загадок о предметах. | |
апрель | Воспитывать потребность в сотрудничестве со сверстниками во всех видах деятельности. | Беседы: «Не отобрать, а попросить»; «Правила дружной игры»; «Глупые ссорятся, а умные договариваются»; Объяснения; игры приветствия. | |
май | Диагностика | Диагностика | |
2.4.3 Художественно-эстетическое развитие
Срок выполнения | Задачи | Содержание коррекционных занятий | Результаты работы |
сентябрь | Диагностика | Диагностика | |
октябрь | Учить пользоваться ножницами, используя различные приёмы вырезания | «На лесной полянке выросли грибы» «Огурцы и помидоры лежат на тарелке» «Вырежи по контуру» | |
ноябрь | Учить приёму обрывания бумаги | « На полянке выросли грибы» «Весёлый дождик» «Листопад» | |
декабрь | Учить создавать несложные сюжетные композиции, используя различные приёмы вырезания | «Наш праздник» «Новогодние украшения» | |
январь | Учить выполнять узоры по мотивам декоративно прикладного творчества | «Рисуем узоры по памяти» «Запоминаем рисуя» | |
февраль | Учить использовать различные цвета и оттенки в рисовании акварелью | «Цвета» « Лови да бросай, цвета называй» | |
март | Учить соблюдать пропорции при лепке животного и человека | « Лепим человека» «Чья голова» «Животные и детёныши» | |
апрель | Учить использовать усвоенные приёмы способы лепки | «Подарки» «Овощи, фрукты, ягоды» | |
май | Диагностика | Диагностика |
2.3.4 Социально-коммуникативное развитие.
Срок выполнения | Задачи | Содержание коррекционных занятий | Результат работы |
сентябрь | Диагностика | Диагностика | |
октябрь | Развитие игровой деятельности Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. | С/Р игры «Больница», «Повар», «Мы солдаты», «Семья», «Косманавты» Беседа «О профессии повара», «Военные профессии» Наблюдения, д\и «Слушаем хлопки»; д\и Пальчиковая гимнастика: «Машины» | |
ноябрь | Воспитывать положительное отношение к играм | д\и «Давай познакомимся» Сюжетно-ролевые игры: «Семья»; «К нам гости пришли». Пальчиковая гимнастика: «Семья» Игра драматизация по сказке «Курочка ряба» | |
декабрь | Развивать умение помогать друг другу | Сюжетно-дидактические игры: «Покормим куклу». «Машины везут игрушки в садик». «Готовим чай». | |
январь | Развивать умение играть не ссорясь | Театрализованная деятельность: Инсценировка стихотворения А. Барто «Лошадка» Кукольный настольный театр «Колобок». | |
февраль | Формировать умение спокойно вести себя в помещении, выполнять просьбу взрослого. | Объяснение, показ. Настольные игры: «Собери матрешку (пирамидку, башенку)» | |
март | Учить групповым, коллективным играм. | Подвижные игры: «Заинька, где твой дом?» «Каравай» «Огуречик - огуречик» Подвижная игра: «Передай другому» | |
апрель | Учить воспитывать организованность, умение выполнять правила игры | Сюжетно – ролевая игра «Строители», Театрализованные настольные игры «Репка» | |
май | Диагностика | Диагностика |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План индивидуального образовательного маршрута детей старшего дошкольного возраста по развитию интеллектуальных способностей.
Цель данного маршрута повышение уровня интеллектуальных и творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста....
План индивидуального образовательного маршрута детей старшего дошкольного возраста по развитию интеллектуальных способностей
Повышать уровень интеллектуальных и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста....
Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка дошкольного возраста с ОВЗ
В разработке отражены разделы и содержание ИОМ...
Пример индивидуального образовательного маршрута для ребенка дошкольного возраста с ОВЗ
Процесс обучения и воспитания в основном, ориентируется на средний уровень развития ребенка, поэтому не каждый воспитанник может в полной мере реализовать свои потенциальные возможности. Это ставит пе...
Индивидуальный образовательный маршрут для детей дошкольного возраста с ОВЗ
Индивидуальный маршрут обучения детей с ОВЗ – это институциональный документ, который регламентирует и определяет содержание коррекционной развивающей деятельности, направленной на помощь ребенк...
Индивидуальный образовательный маршрут воспитанника старшего дошкольного возраста
Пояснительная записка Разработка и реализация индивидуального образовательного маршрута дошкольникаВ практике, процесс обучения и воспитания в основном, ориентируется на средний уровень развития...
Индивидуальный образовательный маршрут воспитанника старшего дошкольного возраста ЗПР
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 45 «Октябренок» города Смоленска...