Дидактические игры как средства формирования познавательной активности дошкольников при ознакомлении с миром природы.
методическая разработка
Дидактические игры как средства формирования познавательной активности дошкольников при ознакомлении с миром природы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soobshchenie_didakticheskie_igry_evdocx.docx | 221.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Дидактические игры как средства формирования познавательной активности дошкольников при ознакомлении с миром природы.
Дошкольный возраст — это уникальный период, в котором ведущим видом деятельности является игра. Игра — это интересный, занимательный процесс. Обучение детей в форме игры закладывает основы личности, вырабатывается воля, формируется социальная компетентность.
В работе с детьми я практикую разные виды игр:
- творческие;
- дидактические;
- подвижные;
- народные.
Мне кажется дидактические игры - это наиболее эффективное средство, способствующее более полному и успешному решению задач экологического воспитания детей дошкольного возраста.
В младшем возрасте процессе ознакомления с природой с помощью дидактических игр проходит вместе с воспитателем. Во время игры обговаривается правило тут же оно обыгрывается. При повторной игре сообщаются новые правила. На втором этапе воспитатель потихонечку «выходит» из игры и направляет игрой со стороны. На третьем этапе дети играют самостоятельно.
А со среднего возраста дидактические игры с экологическим содержанием обучаются по-другому. Сначала рассказывается правило по ходу игры еще раз подчеркиваются эти правила, показываются игровые действия, даются дополнительные правила. На следующем этапе дети играют самостоятельно, воспитатель - наблюдатель, и только исправляете ошибки. Воспитатель может предложить новый вариант этой же игры
Знакомство с экологическими дидактическими играми в старшей группе происходит поэтапно. Сначала детей знакомят с содержанием игры и дидактическим материалом (показ предметов, картин, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей о природных явлениях). Затем объясняют правила игры. Воспитатель анализирует процесс игры, выявляет, все ли дети были задействованы, какие приёмы подготовки и проведения игры оказались самыми эффективными, что больше всего детям понравилось.
А в подготовительной группе воспитатель показывает предметы, картинки и проводит краткую беседу, в ходе которой уточняются знания и представления детей о них. При этом воспитатель обращает внимание на поведение детей в соответствии с правилами игры и на чёткое выполнение правил. Воспитатель учит детей правильно выполнять действие, доказывая, что в противном случае игра не приведёт к нужному результату.
Дидактические игры разделяют на три вида:
- игры с предметами (игрушками, природным материалом);
- настольно- печатные игры;
- словесные игры.
Основываясь на эти правила свою работу, начала с разработки картотеки дидактических игр с экологическим содержанием. Для игр с предметами подбирала и собирала семена растений, листья, разнообразные цветы, камешки, ракушки и т.д. Использование предметов природного материала позволяет закрепить знания детей об окружающей их природной среде, формируют мыслительные процессы, учить классифицировать. Дидактические игры с природным материалом чаще использовала во время прогулки, так как дети могут непосредственно соприкасаться с природой (деревьями, кустарниками, цветами, листьями, семенами). В работе использую такие дидактические игр, как «Чудесный мешочек», «Перемешай и соотнеси», «Найди такой же цветок», «Угадаем вместе», «Вершки и корешки», «Чьи детки на этой ветке» и др. Эти игры развивают у детей воображение, фантазию и тактильные ощущения. Учить детей замечать мельчайшие детали природных объектов, развивает наблюдательность.
Игры с предметами дают возможность решать различные воспитательно-образовательные задачи: расширять и уточнять знания детей, развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, различение, обобщение, классификация), совершенствовать речь (умение называть предметы, действия с ними, их качества, назначение; описывать предметы, составлять и отгадывать загадки, правильно произносить звуки речи), воспитывать произвольность поведения, памяти, внимания.
Следующая группа экологических игр - это настольно – печатные игры с экологическим содержанием. Настольно - печатные игры разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино, лабиринты, разрезные картинки, кубики, пазлы. Дети с удовольствием играю такие игры как, «Выбери нужное», «Волшебный поезд», «Где насекомое?», «Зоологическое лото», «Ботаническое лото», «Четыре времени года», «Малыши», «Ягоды и фрукты», «Растения», «Подбери листья» и т.д. Они разнообразны по экологическому содержанию, обучающим задачам, оформлению, дают возможность систематизировать знания детей о растениях, животных, явлениях неживой природы, формировать умение по слову восстанавливать образ предмета.
Словесные игры отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане, на основе представлений и без опоры на наглядность. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи, описывают предмет, выделяют характерные их признаки, отгадывают их по описанию, находят сходства и различия в таких играх как: «Кто летает, бегает, прыгает», «В воде, воздухе, на земле», «Нужно - не нужно», «Кто же это делает?», «Цепочка», «Угадай растение» и др. Эти игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь.
Для закрепления темы в работе с детьми использую Лепбук. Он является отличным дополнением к изучаемому материалу - это обобщение, закрепление материала.
Большую помощь при сборе природного материала для экологических игр оказали родители воспитанников. Также для повышения уровня знаний родителей в области окружающей среды проводила консультации, беседы на темы: «Прогулка в природу всей семьей», «Экологическое воспитание детей в семье» «Зелёный мир на окне», и так далее.
Дидактические игры занимают важное место в экологическом воспитании детей. Экологические игры можно использовать во всех режимных моментах: на занятиях, на прогулке, в индивидуальной работе с детьми, в самостоятельной деятельности детей и т. д. Игры с экологическим содержанием расширяют знания детей о родной природе. Благодаря этому у детей формируются, проявляются познавательные интересы, любопытство зачем? почему? где? Мыслительная деятельность становится активнее, а ответы детей – более полные. Такие игры помогают в решении задач формирования экологической культуры дошкольников. Дидактические игры с экологическим содержанием, помогают систематизировать и закрепить знания детей. С помощью игр формируется бережное и чуткое отношение к объектам живой и неживой природы. Именно посредствам игры формируются у детей моральные навыки поведения в природе.
Список литературы
#1041;ондаренко Т.М. Экологическое воспитание 5-6 лет: Практическое пособие для старших воспитателей и педагогов ДОУ, родителей, гувернеров. - Воронеж: ИП Лакоценина Н. А., с.
#1041;ондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду. Пособие для воспитателей детского сада/ А.К. Бондаренко. – М.: Просвещение,1991. – 246 с.
#1044;рязгунова В.А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М., 1981
#1052;аневцова Л.М., Саморукова П.Г. Мир природы и ребенок. Методика экологического воспитания дошкольников. С-Пб, 1998
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактическая игра, как средство формирования познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста.
Дидактическая игра,как средство формирования позновательной активности у детей мл дош возраста....
Дидактическая игра как средство повышения познавательной активности дошкольников
В статье освещается содержание работы по развитию познавательной активности детей дошкольного возраста через дидактические игры...
Квест-игра, как средство формирования познавательной активности дошкольников
Квест-игра, как средство формирования позновательной активности дошкольников...
Дидактическая игра как средство формирования познавательной активности у детей дошкольного возраста.
Игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление. Она является игровым методом обучения детей, формой обучения, самостоятельной игровой деятельностью, средством всестороннего восп...
Дидактическая игра как средство формирования познавательной активности старших дошкольников
Проблема развития познавательной активности дошкольников – одна из самых актуальных в педагоге, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно благодаря его активности и деятельно...
Дидактическая игра как средство развития познавательной активности дошкольников
Начиная с самого раннего возраста, ребёнок активно познаёт мир, исследуя всё происходящее вокруг. Поэтому, дидактические игры занимают важнейшее место в жизни ребёнка....
Дидактическая игра, как средство формирования познавательной активности детей старшего дошкольного возраста, при ознакомлении с миром природы.
Дидактическая игра, как средство формирования познавательной активности детей старшего дошкольного возраста, при ознакомлении с миром природы....