Дидактическая игра как средство развития познавательной активности дошкольников
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Начиная с самого раннего возраста, ребёнок активно познаёт мир, исследуя всё происходящее вокруг. Поэтому, дидактические игры занимают важнейшее место в жизни ребёнка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
didakticheskaya_igra_kak_sredstvo_razvitiya_poznavatelnoy_aktivnosti_doshkolnikov.docx | 18.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Дидактическая игра как средство развития познавательной
активности дошкольников
Кононенко Н.А., воспитатель
Проблема познавательной активности - одна из наиболее трудных в педагогике, так как, являясь индивидуально-психологической характеристикой человека, отражает очень сложные взаимодействия психофизиологических, биологических и социальных условий развития.
Проблеме формирования познавательных действий у детей дошкольного возраста и роли в ней дидактической игры уделяли свое внимание многие отечественные и зарубежные педагоги и психологи. Среди них можно отметить таких как Л.А Венгер, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Н.П. Аникеева, Н.Н. Поддьяков, Ж.Пиаже и многие другие.
В последние годы вопросы, связанные с теорией и практикой дидактической игры, исследуются многими учёными (З.М. Богуславская, О.М. Дьяченко, Е.О. Смирнова и др.), дидактическая игра стала одной их популярных форм обучения.
Начиная с самого раннего возраста, ребёнок активно познаёт мир, исследуя всё происходящее вокруг. Поэтому, дидактические игры занимают важнейшее место в жизни ребёнка.
Дидактическая игра представляет собой многословное, сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка.
Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста содержит в себе большие потенциальные возможности:
- активизирует познавательные процессы; воспитывает интерес и внимательность детей;
- развивает способности; вводит детей в жизненные ситуации;
- учит их действовать по правилам, развивает любознательность;
- закрепляет знания, умения.
В дидактической игре учебные, познавательные задачи взаимосвязаны с игровыми задачами.
Каждая дидактическая игра решает учебную задачу, которая предполагает развитие моторных, сенсорных и мыслительных способностей.
Существуют разные виды дидактических игр, такие как:
1. Предметные дидактические игры. Это могут быть предметы природы, игрушки (плоды, семена, неваляшка, пирамидка, матрешка и т. д.);
2. Настольно-печатные игры. Они способствуют развитию наглядно-действенного мышления.
3. Словесные игры. Эти игры развивают речь, слуховое внимание, умение прислушиваться к звукам речи, повторять звукосочетания и слова.
Общая структура дидактической игры содержит следующие компоненты:
- мотивационный: потребности, мотивы, интересы, определяющие желания детей принимать участие в игре;
- ориентировочный: выбор средств игровой деятельности;
- исполнительный: действия, операции, позволяющие реализовать поставленную игровую цель;
- контрольно-оценочный: коррекция и стимулирование активности игровой деятельности.
При отборе дидактических игр, способствующих развитию познавательной активности, прежде всего, учитываются возрастные и индивидуальные особенности дошкольников.
Важным условием результативного использования дидактических игр в обучении является соблюдение последовательности в их подборе. Прежде всего, должны учитываться следующие дидактические принципы: доступность, повторяемость, постепенность выполнения заданий.
Дидактическая игра – явление сложное, но в ней отчетливо обнаруживается структура, т.е. основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно.
Дидактическая игра включает в себя несколько элементов, которые взаимосвязаны: дидактическую задачу, содержание, правила и игровые действия.
.Дидактическая игра - средство обучения, поэтому она может быть использована при усвоении любого программного материала и проводится на индивидуальных и групповых занятиях
Но, чтобы игра приобрела обучающий характер и стала содержательной, детей нужно учить игровым действиям . Обучение игровым действиям чаще всего не является прямым, а дается через пробный ход, через показ действия при раскрытии той или иной роли. По своей сложности они различны и обусловлены сложностью познавательного содержания и игровой задачи.
Руководство дидактическими играми довольно сложный процесс. Педагогу необходимо стимулировать игровую состязательность, не упуская при этом развивающего и воспитывающего воздействия игры. Обучение происходит наиболее продуктивно, если оно идёт в контексте с практической и игровой деятельности, когда созданы условия, при которых знания, полученные детьми ранее, становятся необходимыми им, так как помогают решить практическую задачу, а потому усваиваются легче и быстрее.
Использование дидактической игры повышает интерес детей к занятиям, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение программного материала.
Таким образом, дидактическая игра – доступный, полезный, эффектный метод развития у детей познавательных действий. Игры будут способствовать развитию познавательных действий лишь в том случае, если они будут проводиться в определенной системе с использованием необходимой методики.
Литература
#1050;оломенский Я.Л. Основы психологии: учеб. для уч-ся стар. классов и студ. первых курсов вузов. "Издательство АСТ", 2007. - 300с
#1057;орокина А.И «Дидактические игры в детском саду». Пособие для воспитателей. М. Просвещение, 2006.
#1048;ванова Е. И. Дидактические игры с детьми дошкольного возраста. // Дошкольная педагогика. 2012. №7. – 68с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
К О Н С У Л Ь Т А Ц И Я «ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ ДОШКОЛЬНИКА
Память – один из важнейших психологических процессов , с помощью которого ребенок познает окружающий мир. Именно память сохраняет наше прошлое для нашего буд...
Дидактическая игра как средство развития памяти дошкольника
О значимости дидактической игры для развития памяти...
«Дидактическая игра как средство развития речи дошкольников». Из опыта работы.
Из опыта работы:Основная цель моей работы заключается в развитии всех компонентов устной речи детей с помощью дидактической игры. ...
Дидактическая игра как средство развития речи дошкольников
Дидактическая игра как средство развития речи дошкольников...
«Дидактическая игра как средство развития речи дошкольников»
Опыт работы по теме:«Дидактическая игра как средство развития речи дошкольников»...
Дидактическая игра как средство развития интеллекта дошкольников
Игра - основной вид деятельности ребёнка в дошкольном возрасте, играя, он познаёт мир людей, играя, ребёнок развивается. В современной педагогике существует огромное количество развивающих игр, способ...
Дидактическая игра как средство развития интеллекта дошкольников
Дидактическая игра как средство развития интеллекта дошкольников...