Дидактическая игра как средство формирования познавательной активности у детей дошкольного возраста.
статья (подготовительная группа)
Игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление. Она является игровым методом обучения детей, формой обучения, самостоятельной игровой деятельностью, средством всестороннего воспитания личности, а также одним из средств развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igra-poznavatelnaya_aktivnost.docx | 13.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Дидактическая игра как средство формирования познавательной активности у детей дошкольного возраста.
Игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление. Она является игровым методом обучения детей, формой обучения, самостоятельной игровой деятельностью, средством всестороннего воспитания личности, а также одним из средств развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.
Познавательные игры – это специально созданные ситуации, моделирующие реальность, из которых дошкольникам предлагается найти выход.
Игры дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные, игры - эксперименты как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста содержат в себе большие потенциальные возможности:
- активизируют познавательные процессы; воспитывают интерес и внимательность детей дошкольного возраста;
- развивают способности; вводят детей в жизненные ситуации;
- учат их действовать по правилам, развивают любознательность;
- закрепляют знания, умения.
Общая структура игр содержат следующие компоненты:
- мотивационный: потребности, мотивы, интересы, определяющие желания детей принимать участие в игре;
- ориентировочный: выбор средств игровой деятельности;
- исполнительный: действия, операции, позволяющие реализовать поставленную игровую цель;
- контрольно-оценочный: коррекция и стимулирование активности игровой деятельности.
Занимательность условного мира игры делает положительно эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка старшего дошкольного возраста. Другой положительной стороной игр является то, что они способствует использованию знаний в новой ситуации, таким образом, усваиваемый дошкольниками материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в педагогический процесс. Правильно построенная игра обогащает процесс мышления, развивает саморегуляцию, укрепляет волю ребенка. Игра ведет к его самостоятельным открытиям, решениям проблем.
Педагогическая действительность ежедневно доказывает, что процесс
обучения проходит эффективнее, если дошкольник проявляет познавательную активность. Данное явление зафиксировано в педагогической теории как принцип «активности и самостоятельности детей в обучении».
В статьях, словарях, энциклопедиях - понятие «активность» чаще всего раскрывается через понятие «деятельность», деятельность - через активность.
Личность формируется и развивается в процессе деятельности, в зависимости от отношения личности к деятельности активность может иметь разные уровни, разный характер.
Игра делится на несколько стадий:
1 стадия
Характеризуется появлением у ребенка желания играть, активно действовать. Возможны различные приемы, с целью вызвать интерес к игре: беседа, загадки, считалочки, напоминание о понравившейся игре. Развивается общение, на основе которого формируются такие качества как товарищество, дружелюбие, взаимопомощь, соперничество. Педагог заинтересовывает детей игрой, создает радостное ожидание новой интересной игры, вызывает желание играть.
2 стадия
Ребенок учится выполнять игровую задачу, правила, действия игры. Педагог выступает не только как наблюдатель, но и как равноправный партнер, умеющий вовремя прийти на помощь, справедливо оценить поведение детей в игре
3 стадия
В этот период закладываются основы таких важных качеств как честность, целеустремленность, настойчивость, способность переживать горечь неудачи, умение радоваться не только своему успеху, но и успеху товарищей.
Роль педагога заключается в оценке детского творчества при решении игровых задач.
Активность – это черта личности, которая проявляется в отношении человека к деятельности: состоянии готовности, стремления к самостоятельной деятельности, качестве ее осуществления, выбор оптимальных путей для достижения поставленной цели.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Исследовательская деятельность как средство формирования познавательной активности у детей дошкольного возраста"
Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые све...
Презентация " Дидактическая игра как средство формирования правильной речи у детей дошкольного возраста "
Дидактическая игра- средство обучения , поэтому она может быть использована при усвоении любого материала и проводится как на групповых, так и на индивидуальных занятиях , может включаться в любое зан...
Дидактическая игра, как средство формирования познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста.
Дидактическая игра,как средство формирования позновательной активности у детей мл дош возраста....
Конструктивная деятельность как средство формирования познавательной активности у детей дошкольного возраста
Одной из новых развивающих технологий в образовательном процессе является технология – ЛЕГО, которая, бесспорно, способна сделать развитие творческой личности более успешной и претендует на...
Дидактическая игра как средство формирования логического мышления у детей дошкольного возраста.
Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Не удивительно, что проблема игры привлекала и привлекает к себе вн...
Дидактическая игра как средство развития познавательной активности у детей раннего возраста.
Развитие познавательной активности детей раннего возраста путем дидактической игры....
«Дидактическая игра как способ развития познавательной активности у детей дошкольного возраста»
Дидактическая игра-основной вид деятельности ребенка в дошкольном возрасте. Играя, он познает мир людей, играя ребенок развивается. В современной педагогике существует огромное количество развивающих ...