Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ по ФГОС в старшей , подготовительной группе.
материал (старшая, подготовительная группа)

Коломиц Ольга Александровна

Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ по ФГОС в старшей, подготовительной группе.

 

Развивающая предметно-пространственная среда (РППС) в детском образовательном учреждении (ДОУ) играет ключевую роль в жизни детей, так как они проводят в саду значительное количество времени. Окружающая среда должна соответствовать интересам детей, способствовать их развитию, обеспечивать возможность свободной игры и общения со сверстниками, а также поддерживать индивидуальность каждого ребенка. Простого наполнения группы игрушками недостаточно. С введением Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) возникли новые приоритеты в создании РППС. Она должна быть комфортной, уютной, рационально организованной и насыщенной разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами. Одной из главных задач является обогащение среды элементами, которые будут стимулировать познавательную, речевую, двигательную и другую активность детей. Развитие познавательных и речевых способностей — это одна из ключевых задач дошкольного образования. Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ играет ключевую роль в формировании у детей навыков, необходимых для успешного обучения и социализации. Создание комфортной, безопасной и насыщенной среды способствует гармоничному развитию каждого ребенка, учитывая его индивидуальные  особенности и потребности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.docx15.49 КБ

Предварительный просмотр:

Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ по ФГОС в старшей, подготовительной группе.

Развивающая предметно-пространственная среда (РППС) в детском образовательном учреждении (ДОУ) играет ключевую роль в жизни детей, так как они проводят в саду значительное количество времени. Окружающая среда должна соответствовать интересам детей, способствовать их развитию, обеспечивать возможность свободной игры и общения со сверстниками, а также поддерживать индивидуальность каждого ребенка. Простого наполнения группы игрушками недостаточно. С введением Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) возникли новые приоритеты в создании РППС. Она должна быть комфортной, уютной, рационально организованной и насыщенной разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами. Одной из главных задач является обогащение среды элементами, которые будут стимулировать познавательную, речевую, двигательную и другую активность детей. Развитие познавательных и речевых способностей — это одна из ключевых задач дошкольного образования.

Развивающая предметно-пространственная среда (в соответствии с ФГОС) представляет собой организованное и предметно-насыщенное пространство, которое удовлетворяет потребности ребенка в познании, общении, физическом и духовном развитии.

РППС в группе должна обеспечивать:

1. Гармоничное всестороннее развитие детей с учетом их возрастных особенностей, здоровья и наличия психических, физических и речевых нарушений.

2. Полноценное общение между детьми, а также взаимодействие с педагогом в процессе учебной деятельности, с возможностью уединения по желанию ребенка.

3. Реализацию образовательной программы ДОУ.

4. Учет национально-культурных и климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность.

Согласно требованиям ФГОС, развивающая предметно-пространственная среда должна быть:

— содержательно насыщенной;

— трансформируемой;

— вариативной;

— полифункциональной;

— доступной;

— безопасной.

Насыщенность РППС подразумевает:

— разнообразие материалов, оборудования и инвентаря в группе;

— соответствие возрастным особенностям и содержанию образовательной программы.

Полифункциональность материалов предполагает:

— возможность разнообразного использования различных элементов предметной среды (детская мебель, маты, мягкие модули, ширмы и т.д.).

Трансформируемость пространства обеспечивает возможность изменения РППС в зависимости от:

— образовательной ситуации;

— меняющихся интересов детей;

— возможностей детей.

Вариативность среды включает:

— наличие различных пространств (для игры, конструирования, уединения);

— периодическую смену игрового материала;

— разнообразие материалов и игрушек для обеспечения свободного выбора детьми;

— появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

Доступность среды подразумевает:

— доступность всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;

— свободный доступ к играм, игрушкам и пособиям, обеспечивающим все виды детской активности;

— исправность и сохранность материалов и оборудования.

Безопасность среды включает:

— соответствие всех ее элементов требованиям надежности и безопасности, т.е. наличие сертификатов и деклараций соответствия на игрушки.

Согласно требованиям ФГОС, развивающая предметно-пространственная среда делится на пять областей:

  1. Социально – коммуникативная;
  2. Познавательная;
  3. Речевая;
  4. Художественно – эстетическая;
  5. Физическая.

В каждой области имеются свои центры.

Социально-коммуникативное развитие:

— Центр ПДД;

— Центр игровой активности (центр сюжетно-ролевых игр).

Познавательное развитие:

— Центр сенсорного развития;

— Центр математического развития;

Речевое развитие:

— Центр Книги;

Художественно-эстетическое развитие:

— Центр ИЗО или уголок творчества;

Физическое развитие:

— Центр физического развития;

Заключение:

Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ играет ключевую роль в формировании у детей навыков, необходимых для успешного обучения и социализации. Создание комфортной, безопасной и насыщенной среды способствует гармоничному развитию каждого ребенка, учитывая его индивидуальные особенности и потребности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Требования к развивающей предметно-пространственной образовательной среде в условиях введения ФГОС ДО

Образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей. Развивающая предметно-пространственная среда – часть образ...

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детей раннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС.

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детейраннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС....

Создание развивающей предметно-пространственной образовательной среды на основе собственных разработок, авторских пособий в соответствии с ФГОС дошкольного образования

Одним из главных показателей качества дошкольного образования является развивающая предметно-пространственная среда, созданная в соответствии с требованиями федеральных государственных стандартов дошк...

Требования развивающей предметно – пространственной образовательной среды в группе раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО

Подготовила  воспитатель МАДОУ №17 второй группы раннего возраста №1Гатина   Ядвига   Ясавиевна Слайд 1   Требования развивающей предметно – пространственной об...

Организация развивающей предметно - пространственной среды в соответствии с ФГОС ДОУ в подготовительной группе

В старшем дошкольном возрасте происходитинтенсивное развитие интеллектуальной,нравственно-волевой и эмоциональной сферличности. Предметно-развивающая среда организуетсятак, чтобы каждый ребѐнок и...

Презентация: «Современные подходы к проектированию развивающей предметно – пространственной образовательной среды в соответствии с ФГОС в ДО »

Презентация: «Современные подходы к проектированию развивающей предметно – пространственной образовательной среды в соответствии с ФГОС в ДО »...

Оснащение предметно-пространственной развивающей среды в соответствии с ФГОС ДО в подготовительной группе

Оснащение предметно-пространственной развивающей среды в соответствии с ФГОС ДО в подготовительной группе...