Создание развивающей предметно-пространственной образовательной среды на основе собственных разработок, авторских пособий в соответствии с ФГОС дошкольного образования
материал ( группа) на тему
Одним из главных показателей качества дошкольного образования является развивающая предметно-пространственная среда, созданная в соответствии с требованиями федеральных государственных стандартов дошкольного образования.
Скачать:
Предварительный просмотр:
4.Создание развивающей предметно-пространственной образовательной среды на основе собственных разработок, авторских пособий в соответствии с ФГОС дошкольного образования
«Предметно развивающая среда – это система материальных объектов деятельности ребёнка, содержание его духовного и физического развития, это единство социальных и предметных средств». С.Л.Новоселова
Одним из главных показателей качества дошкольного образования является развивающая предметно-пространственная среда, созданная в соответствии с требованиями федеральных государственных стандартов дошкольного образования. Предметно-пространственная развивающая образовательная среда, создаваемая в образовательной организации с учетом ФГОС ДО, и учетом примерных основных общеобразовательных программ дошкольного образования, должна обеспечить условия для эффективного развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности.
Среда в моей группе выполняет различные функции: образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Но самое главное – она работает на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка. Предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда стала не только развивающей, но и развивающейся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка необходимо продолжать пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста. В соответствии с ФГОС дошкольного образования предметная среда должна обеспечивать:
-максимальную реализацию образовательного потенциала пространства образовательной организации (группы, участка);
-наличие материалов, оборудования и инвентаря для развития детских видов деятельности;
-охрану и укрепление здоровья детей, необходимую коррекцию особенностей их развития;
- возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых; двигательную активность детей, а также возможность уединения.
При создании предметно-предметной среды я старалась обеспечить каждому ребёнку выбор деятельности по интересам, возможность взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально, а также я руководствовалась следующими принципами, определенными во ФГОС дошкольного образования:
- полифункциональности: предметная развивающая среда открывает перед детьми множество возможностей, обеспечивает все составляющее образовательного процесса и в этом смысле должна быть многофункциональной;
- трансформируемости: данный принцип тесно связан с полифункциональностью предметной среды, т.е. представляет возможность изменений, позволяющих по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства;
- вариативности: предметная развивающая среда предполагает периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих исследовательскую, познавательную, игровую, двигательную активность детей;
- насыщенности: среда соответствует содержанию образовательной программы, разработанной на основе одной из примерных программ, а также возрастным особенностям детей;
- доступности: среда обеспечивает свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям;
- безопасности: среда предполагает соответствие ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности.
Материалы и оборудование имеют сертификат качества, и отвечают гигиеническим и эстетическим требованиям.
Исходя из всех требований основная задача ДО: совместить в едином развивающем пространстве традиционные игры, игрушки с ярким наглядным материалом и современные технологии.
В групповой комнате организованны мной зоны для различных видов детской деятельности:
-игровой: игрушки, игры для развития мелкой моторики рук, игры для развития логического мышления, игровой материал для сюжетно-развивающих игр и т.п.
-продуктивной: краски, карандаши, пластилин, цветная бумага и картон, трафареты, раскраски и т. п.
-музыкальной: детские музыкальные инструменты (дудочки, гармошки, пианино, барабаны т.д.), различные музыкальные дидактические игры.
В группе имеется спортивный уголок с различным спортивным инвентарём: мячи различных размеров, мешочки, кольца, разнообразные интересные по конструкции и форме кольцебросы и мячебросы, щиты для метания, обручи, канат, короткие и длинные скакалки, флажки, ёмкости для дыхания, мешочки с песком, кегли, серсо, ленты, платочки, бруски, султанчики, вертушки палки, шнуры, обручи, кубики, воротца-барьеры; гимнастический ящик-плинт (используется при обучении вспрыгиванию на возвышение, спрыгиванию с высоты); мягкие кубы-модули, массажные коврики, шариковые тренажеры, валики, веревки, кольца, шарики, ребристые доски, атрибуты для подвижных игр и др.
Он служит удовлетворению потребности дошкольника в движении и приобщению его к здоровому образу жизни. Моя задача как педагога научить самостоятельной двигательной активности в условиях ограниченного пространства и правильному безопасному использованию физкультурного оборудования. Спортивный уголок размещен таким образом, что способствует проявлению двигательной активности детей и находится в свободном доступе, тем самым осуществляя принцип безопасности и доступности.
Для удовлетворения интересов дошкольников в познавательной активности я создала патриотический уголок и музей деревянной игрушки.
Для ознакомления детей с природой я создала «природный уголок» с различными видами растений, разбила цветники, огород, что способствует формированию у детей бережного отношения к природе и удовлетворению интереса детей к животному миру, развивает у воспитанников потребность в познании окружающей действительности. Так же в групповой комнате есть всё необходимое для экспериментирования: наборы ёмкостей, воронки, пробирки, колбы, лупы, различные термометры, разные виды круп, шишки, ракушки, семена и т.п.
Я создала сенсорный уголок, который отвечает функциям развивающим, профилактическим и коррекционным. В сенсорном уголке ребёнок самостоятелен в выборе, а свободный выбор формирует стрессоустойчивое поведение. Использование сенсорного уголка позволяет проводить корригирующие мероприятия в комфортных для ребенка условиях. Подобранный сенсорный материал позволяет гармонизировать психоэмоциональное состояние детей, развивать их познавательную деятельность, что полностью созвучно с требованиями к условиям реализации Программы федерального государственного образовательного стандарта.
В группе есть оборудование учитывающие интересы мальчиков и девочек, как в труде, так и в игре. Мальчикам инструменты для работы с деревом, девочкам для работы с рукоделием.
Так как приоритетным направлением МБДОУ является художественно-эстетическое развитие детей, так мной в группе создан уголок театрализованной деятельности и ряженья: ширмы двух видов (маленькая – настольная, большая – напольная (универсальная, многофункциональная), которая соответствует ФГОС: ширма трансформируема, мобильна, безопасна, доступна и насыщена. Она разделена на три части: в первой части расположена магнитная доска, во второй – театр и фланелеграф, в третьей части – доска –шнуровка для развития мелкой моторики рук ), несколько видов театра , различные украшения, шляпки, шапки-маски, банты, ленты, кружевные накидки, сумочки, зонтики, детали военной формы и т.п.
Кроме того в детском саду оборудована костюмерная комната, в которой хранятся разнообразные костюмы, парики, маски и другие атрибуты, необходимые для театральных постановок. В оснащении этой комнаты я принимала непосредственное участие.
Для развития музыкальных способностей детей в группе имеется набор музыкальных инструментов. Музыкальный зал оснащён зеркальной стеной. На занятиях использую музыкальный центр, компьютер, плазменную панель.
Значимым аспектом образовательной среды ДОУ является использование мной как педагога ИКТ, которые являются мощным инструментом развития мотивации образовательного процесса, перенос центра тяжести с вербальных методов образования на методы поисковой и творческой деятельности между мной (воспитателем) и воспитанниками. В связи с этим я (педагог), в большей степени, становлюсь соучастником, помощником. Использование компьютерных технологий помогает реализовать личностно-ориентированные, дифференцированные подходы в образовательной деятельности.
Моя группа имеет свой участок для прогулок. На участке мною разбиты цветники, все до одного цветочка, посажены моими руками. Цветники декорированы: оборудовано цветущее дерево из пластиковых бутылок и ограждение для клумб. Также перед фасадом здания мной разбита клумба, за которой я постоянно ухаживаю.
Я работаю в творческом режиме, при оформлении групповой комнаты проявляю своё мастерство:
в 2014году вместе с родителями и под моим руководством был проведён ремонт группы, все помещения группы эстетично оформлены и отвечают требованиям безопасности, СанПин;
в 2012 году я участвовала в городском смотре-конкурсе «Организация предметно-развивающей среды в группах для детей от 4 до 5 лет» и заняла почетное третье место. Подготовка к конкурсу способствовала обновлению развивающей среды в группе.
В связи с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) я ставлю цель:
доведение развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС, которая предоставила бы возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его творческих способностей, интересов, уровня активности детей.
Вывод: созданная мной в данное время предметно-развивающая среда группы способствует всестороннему развитию воспитанников, но ещё не в полной мере. Не все зоны трасформируемые, полифункциональны, вариативны.
Задачи, которые предстоит решить по реализации ФГОС:
1. Добавить трансформируемость пространства, в зависимости от образовательной ситуации, от меняющихся интересов и возможностей детей;
2.Приобщить к сотрудничеству родителей для создания комфортной развивающей предметно-пространственной среды.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "СОЗДАНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО – ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО"
В данной статье рассматриваются вопросы организации развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО. Представлен опыт работы по созданию РППС с целью повышения познавательного ин...
Распространение опыта по теме "Лэпбук как элемент развивающей предметно - пространственной среды в ДОУ" на межрегиональном фестивале педагогических идей и новинок в области дошкольного образования.
В связи с требованиями, предъявляемыми ФГОС ДО к развивающей предметно – пространственной среде в ДОУ, каждый педагог ищет новые подходы к её оформлению. Одним из таких подходов стало создание л...
Организация развивающей предметно-пространственной среды как условия развития детей 3–4 лет в соответствии с ФГОС
Организация развивающей предметно-пространственной среды как условия развития детей 3–4 лет в соответствии с ФГОССеменоваИ.В. Организация развивающей предметно-пространственной среды как ус...
Консультация для педагогов «Организация развивающей предметно – пространственной среды по художественно- эстетическому развитию в подготовительной группе в соответствии с ФГОС ДО»
Консультация для педагогов «Организация развивающей предметно – пространственной среды по художественно- эстетическому развитию в подготовительной группе в соответствии с ФГОС ДО&raqu...
Описание опыта по созданию развивающей предметно-пространственной среды в группе в соответствии с ФГОС ДО «Развивающая предметно – пространственная среда группы как условие развитие инициативы детей дошкольного возраста»
Формирование инициативы у детей дошкольного возраста одно из актуальных направлений современного дошкольного образования. Во-первых, проявление инициативы и самостоятельности в разных видах деятельнос...
Семинар – практикум для педагогов «Организация развивающей предметно – пространственной среды по художественно – эстетическому развитию дошкольников в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО»
Цель семинара - практикума : Обощение и систематизация знаний педагогов в огрганизации развивающей предметно - пространственной среды в ДОУ по художественно - эстетическому развитию детей дошкол...
Долгосрочный проект на тему: «Создание развивающей предметно – пространственной среды в кабинете учителя – дефектолога для детей с ОВЗ соответствии с требованиями ФГОС ДО»
Актуальность:В связи с введением новых федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации...