Оснащение предметно-пространственной развивающей среды в соответствии с ФГОС ДО в подготовительной группе
методическая разработка

Умарова Ижайбат Имамудиновна

Оснащение предметно-пространственной развивающей среды в соответствии с ФГОС ДО в подготовительной группе 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

города Когалыма «Золушка»

Самоанализ развивающей предметно-пространственной среды в  подготовительной группе №20.

Воспитатели:Умарова И.И.

Остапкевич О.Ф.

Когалым 2022-2023гг

Добро пожаловать в подготовительную группу «Фантазеры»

Организация развивающей среды в нашей группе строится таким образом, чтобы дать возможность эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.

Работая в этом направлении, мы создали ряд уголков, которые призваны реализовать успешную социализацию детей дошкольного возраста.Эти уголки расположены прямо у входа в группу. Так например волшебная елочка с варежками под названием «Мои успехи» в которых хранятся фишки за определенные заслуги на занятиях, на дежурстве и т. д. Следующий уголок «Звезда недели» связан с количеством фишек, заработанных в течение недели. Приходя в детский сад, дети нашей группы подходят к стенду «Мое настроение», оповещая тем самым окружающих, что он уже здесь и готов приступить к взаимодействию с миром с определенным настроением. Это своего рода сигнал для всех –«У меня все хорошо» или –«Я чем- то расстроен»

В приемной группы размещена вся важная информация для родителей: советы по воспитанию, режим дня, меню, уголок здоровья, детские поделки и рисунки.

При создании развивающей предметно-пространственной среды группы мы руководствовались принципами построения среды  в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

Содержательность и насыщенность: в нашей группе присутствуют средства обучения, материалы, инвентарь, игровое, спортивное и оздоровительное оборудование, которые позволяют обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий детей, экспериментирование с материалами, доступными детям; двигательную активность, в том числе, развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей. Насыщенность РППС группы обеспечивается большим разнообразие атрибутов для сюжетно-ролевых игр: «Больница», «Почта», «Шоферы», «Пожарные», «Ателье», «Школа», «Морское путешествие», «Библиотека».

Содержательность и насыщенность пространства соответствует и меняется в зависимости от возрастных особенностей и потребностей детей, а так же периода обучения, образовательной программы и ситуации месяца или темы проекта. Например, с введением в образовательный процесс новой ситуации месяца «Осень разноцветная» меняется и содержание развивающего пространства: в уголок творчества подбираются доступные для детей схемы лепки и изготовления поделок, в книжный уголок – соответствующая литература, в уголок познания – дидактические и настольные игры и т. д. РППС имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Среда не только развивающая, но и развивающаяся.

Трансформируемость: мы стараемся обеспечивать возможность изменений РППС в зависимости от образовательной ситуации, в том числе, от меняющихся интересов и возможностей детей. Так, например столик на колесах в уголке «Больница» можно легко перенести в любую удобную часть группы и развернуть игру. Стеллажи также легко передвигаются для игр, для создания нового пространства

В нашей развивающей среде группы существует уютное место для отдыха - уголок уединения и релаксации. Здесь ребёнок может отдохнуть. Пространство уголка уединения также трансформируется детьми в какую-либо сюжетно-ролевую игру.

Полифункциональность: обеспечивать возможность разнообразного использования составляющих РППС в разных видах детской активности. Например игровое оборудование можно использовать для организации любой с-р игры например витрину магазина можно переоборудовать как окно аптечного ларька.

В уголке природы присутствует природный материал, который полифункционален, дети могут использовать его как дополнительный материал при лепке, для развития мелкой моторики, ну а так же как любой предмет-заместитель.

Изготовленные нами, при участии родителей атрибуты «продукты питания» можно смело использовать в нескольких сюжетных играх «Семья», «Магазин», «Кафе», «Макдональдс».

Вариативность:с целью обогащения представлений детей о многообразии природного мира, воспитание любви и бережного отношения к природе, приобщение детей к уходу за растениями и животными, формирование начал экологической культуры в группе создан уголок природы Оформлены макеты (динозавры, пустыня, аквариум). Имеется достаточное количество цветов,  это позволяет приблизиться к миру природы, дети учатся  рассматривать различные растения, ухаживать за ними и при этом отдыхать.

Строительный уголок хоть и сосредоточен на одном месте и занимает немного пространства, он достаточно мобилен. Это позволяет нашим детям комфортно чувствовать себя в любом уголке группы. Оснащен крупными и мелкими конструкторами, конструкторами Лего. Ребята всегда с удовольствием занимаются постройками, обыгрывая их, комбинируя с другими видами деятельности.

При создании ППРС мы учитывали гендерную специфику и обеспечили среду, как общим, так и специфичным материалом для девочек и мальчиков.

В группе есть игры, которые интересны в первую очередь, мальчикам. Это «Уголок безопасного дорожного движения». Он оснащён необходимыми ролевыми атрибутами и материалами для закрепления правил дорожного движения. Есть макеты домов, деревьев, набор дорожных знаков, светофор, плакат, картотека «Знаки дорожного движения» активно используется на занятиях по закреплению ПДД. «Ландшафтный стол» предназначенный для игр детей, которые любят играть стоя, ребята самостоятельно могут отодвинуть его и развернуть игру вокруг стола.

В кукольном уголке любят играть наши девочки, ведь они будущие хозяйки и мамы, им надо многому научиться: приготовить обед, перепеленать.

Атрибуты для игр хранятся в специальных  удобных для детей контейнерах. На каждом контейнере наклеена картинка - маркировка..

Уголок музыкального развития знакомит детей с элементарными основами музыкального искусства, воспитывает музыкальную культуру.

Театральный уголок. Играя в театр, дети объединяются интересной идеей и демонстрируют свои художественные и артистичные способности. Имеются разнообразные маски, пальчиковый театр, настольный, кукольный, теневой и др. Мы разработали проект «Театр» и значительно пополнили театральный уголок разными видами театров, театр на тарелках, театр из пружинок и др.

Уголку творчества выделено отдельное место в группе.Здесь есть всё необходимое для творчества: восковые и акварельные мелки, гуашь, акварельные краски, цветные карандаши, фломастеры, шариковые ручки,  пластилин; цветная и белая бумага, картон; кисти, стеки, ножницы,  трафареты,  непроливайки, салфетки (15х15, 30х30), подставки для кистей, доски (20х20), розетки для клея; образцы декоративного рисования, схемы, алгоритмы изображения человека, животных и т.д. Здесь в свободное время ребята рисуют, лепят, вырезают и мастерят.

Рядом с уголком творчества размещен книжный уголок, чтобы дети могли рассматривать книги и здесь же рисовать к ним иллюстрации. Оснащен детскими книгами по программе и любимыми книгами детей, два-три постоянно меняемых детских журнала.

Насыщенность спортивного уголка располагает к двигательной активности и приобщает к здоровому образу жизни. Для игр подобраны наборы предметов для профилактики плоскостопия и развития мелкой моторики; для игр и упражнений с прыжками, настольные и напольные игры, атрибуты для подвижных игр.

Неизменной популярностью пользуется «Уголок экспериментирования» или исследовательский уголок.

Для детского экспериментирования подобраны разные материалы и оборудование – всё это вызывает общий интерес. Дает детям прекрасную возможность для познавательных игр, для использования органов чувств. Дети творят, мыслят и общаются. Предметное наполнение в данном уголке безопасное для детей.

Патриотический уголок способствует формированию патриотических чувств, знакомит детей с символикой нашей страны, города Когалыма.

Уголок дидактических игр периодически обогащается новыми играми, пособиями, красочным материалом.

Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребёнок имел возможность заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам (конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность; экспериментирование). Обязательными в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки и т. д. Широко используются материалы, побуждающие детей к освоению грамоты.

Мы стараемся использовать современные информационно-технические технологии в учебно-воспитательном процессе. В группе висит интерактивная доска. Дети с удовольствием работают на занятиях, активно включаются в выполнение заданий, так как технические средства позволяют включать в процесс воспитания и звук, и действие, и мультипликацию, что повышает интерес и внимание детей.

В группе обеспечен свободный доступ воспитанникам к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; материал на уровне глаз детей и вытянутой руки.

И конечно, нельзя не сказать о безопасности предметно-пространственной среды. Комфортность и безопасность обстановки чаще всего достигается через сходство интерьера групповой комнаты с домашней обстановкой. С целью приближения обстановки дошкольного учреждения к домашней активно используются ковровые покрытия. Поглощая звук, они создают благоприятные возможности для восприятия естественных звуков (ветра, дождя, голосов птиц и др.)

Все игрушки и игровой материал размещён таким образом, чтобы дети могли свободно им играть и убирать на место. Для этого имеются стеллажи, шкафы, выдвижные ящики. Игровой материал и игрушки соответствуют возрасту детей и требованиям СанПиНа.

Главной задачей воспитания дошкольников является создание у детей чувства эмоционального комфорта и психологической защищённости. В детском саду ребёнку важно чувствовать себя любимым и неповторимым. Поэтому важным является и среда, в которой проходит воспитательный процесс. Развивающая среда не может быть построена окончательно. При организации предметно-пространственной среды в детском саду необходима сложная, многоплановая и высокотворческая деятельность всех участников образовательного процесса. Дальнейшая работа предполагает осуществление поиска инновационных подходов к организации предметно-развивающей среды в группе, а так же развитие интереса родителей к указанной проблеме и мотивирование стремления к взаимодействию.

Сейчас у нас подготовительная к школе группа, мы продумали и разместили пособия и игровое оборудование таким образом, чтобы материалы, стимулирующие развитие познавательных способностей, располагались в разных функциональных пространствах, т.е. центрах.

Вариативность среды обеспечивается периодической сменяемостью игрового материала, появлением новых предметов, изготовленных совместно взрослыми с детьми (различные сменяемые чехлы, накидки, полотна для ширм, тематическое оформление, маски, украшения и др.).

Для организации двигательной активности детей в группе мебель размещена по периметру, столы раздвигаются, появляется свободное пространство. Также принцип трансформируемости   реализуется через использование мобильного оборудования – ширм, платформ на колесах, выдвижных ящиков, легких контейнеров, лотков для хранения материала – это дает возможность детям создавать пространство для игры в удобном месте. В свою очередь ширмы являются полифункциональным оборудованием с широким спектром использования детьми пространства: театрализованная деятельность, тематические постройки и т.д.

РППС группы содержательно-насыщенная, учитывает закономерности развития, возрастные особенности детей.

В нашей группе мы создали следующие центры развития детей.

В центре познавательного развития размещены пособия по сенсорике, математике: дидактические игры, настольные игры, настольно-печатные, различные мозаики, вкладыши, шнуровки. Для развития познавательных способностей и познавательной активности можно предложить различные настольные игры сложного содержания: шашки, шахматы, головоломки.

Для конструирования  выделили отдельное место, в котором находятся: металлический, пластмассовый и деревянный конструкторы. Здесь же размещается макет части города, мелкие автомобили, дорожные знаки.

Центр художественно-эстетического развития предполагает музыкально-театрализованную и творческую деятельность. Здесь размещены театральная ширма, наборы кукол и т.п. Дети по своему замыслу самостоятельно изготавливают маски, разные атрибуты для разыгрывания сказок, элементы костюмов для персонажей, декорации.

В центре речевого развития находится книжный уголок. Нами представлены: книги, энциклопедии, игры «Словарик», «Слоги», «Играем, читаем», магнитная доска с набором букв и т.д. Дети имеют возможность принести свою любимую книгу и представить ее вниманию сверстников.

В центр социально-коммуникативного развития входят: режиссерские, сюжетно-ролевые игры, уголок безопасности. Все атрибуты разложены в удобные легкие контейнеры: «Почта», «Парикмахерская», «Салон красоты», «Медицинский центр» «Семья», «Дом»,  «Жилая комната» со всей мебелью (сделано из коробок разного размера). Здесь расположены крупные игровые модули для сюжетно – ролевых игр: гладильная доска, кухня, туалетный столик и т.п.

Физическое развитие представлено двигательным центром, в котором расположены  все необходимые пособия: ленты, платочки, мячи различных размеров, султанчики, мелкие игрушки и многое другое для проведения утренних гимнастик и образовательной деятельности по физическому развитию.   Для проведения  гимнастик после сна есть дорожка здоровья, тренажёры для профилактики плоскостопия, формирования правильной осанки, профилактики миопии, развития дыхания.

В «Нравственно-патриотическом» Центре помещена  государственная символика родного города, Ивановской области и России. В нем находятся пособия, отражающие многонациональность нашей Родины, иллюстрационный материал по ознакомлению детей с климатическими зонами России, образцы народного декоративно-прикладного искусства и т. д. Оформлен уголок родного края, в котором дети могут познакомиться с традициями, культурой и бытом жителей Ивановской губернии. В уголок родного края входит художественная литература по краеведению, оформлен  альбом  «Мой город», «Моя семья», «История динозавров» и др.

Для организации уголка уединения детей мы используем пространство в группе - здесь же расположены спокойные игры, кресла, балдахин. Дети по своему усмотрению могут устроить уголок уединения в пространстве группы, используя ширмы, ткань и подушки.

Для детских «секретиков» в группе разместили пластмассовые ящики, каждый ребенок для своего ящика нарисовал эмблему.

РППС нашей группы безопасна, что предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению их надежности и безопасности.    

Отдельное место отведено изобразительной деятельности. Оно находится между «конструированием» и «уголком природы». Рядом выделили место для размещения работ детей (со сменой экспозиции). В приемной тоже есть место, где отражается вся жизнь детей в группе: пройденный материал, праздники, выставки, творческие работы.

Для размещения уголка природы использовали угловую часть групповой комнаты, поместив в ней комнатные растения, сменяемые  материалы по различным темам, например наборы картинок по разным климатическим зонам ('Пустыня', 'Арктика', и т.п.) по экосистемам ('Лес', 'Город' и т.п.), размещены книги познавательного характера, ориентирующие детей на изучение окружающего мира, дающие им возможность приобрести новые знания.

Все материалы периодически обновляются, доступны детям в любое время.

Создали в группе условия для экспериментирования с различными материалами и предметами: водой, глиной, весами, компасом, пружинами и т.п.

 

Конечно, мы всегда помним что, одним из непременных условий влияния среды на развитие ребёнка является участие взрослого. Он может стимулировать познавательную деятельность детей, поддерживая имеющиеся у них интерес, обеспечивая материалами для экспериментирования, играми, игрушками, отвечая на многочисленные вопросы или предлагая новые сферы деятельности. 

Заключение

Развитие воли в дошкольном возрасте является важным условием дальнейшего воспитания и обучения ребёнка. Никакое систематическое обучение и воспитание невозможно, если ребёнок не владеет собой, если он действует только под влиянием непосредственных побуждений, не умея подчинить свои действия указаниям воспитателя и родителей, требованиям воспитательной программы. На развитие воли решающее влияние оказывает воспитание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Создание развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС дошкольного образования» Старшая группа

Вопрос создания предметно-развивающей среды в дошкольном учреждении на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с тем, что с разработкой ФГОС ДО были разработаны требования к условиям реали...

Предметно-пространственная развивающая среда в соответствии с ФГОС в средней группе.

Под предметно – развивающей средой понимают определенное пространство, организационно оформленное и предметно насыщенное, приспособленное для удовлетворения потребностей ребенка в познании, общении, т...

Аналитическая справка по результатам тематического контроля "Организация работы в группе по пополнению предметно- пространственной развивающей среды в соответствии с ФГОС ДО".

Цель: анализ условий организации развивающей предметно-пространственной среды, созданной в групповых помещениях ДОО в соответствии с требованиями ФГОС ДО....

Организация развивающей предметно - пространственной среды в соответствии с ФГОС ДОУ в подготовительной группе

В старшем дошкольном возрасте происходитинтенсивное развитие интеллектуальной,нравственно-волевой и эмоциональной сферличности. Предметно-развивающая среда организуетсятак, чтобы каждый ребѐнок и...

Анализ пространственной предметно – развивающей среды в соответствии с ФГОС ДОО первой младшей группы.№1

При создании  развивающей предметно-пространственной среды в ДОО опиралась на требования ФГОС, где учитывала закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и к...

ПРОЕКТ "Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО" в подготовительной к школе группе ТНР

ПРОЕКТ"Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО"                            ...