Консультация для педагогов « Наставничество. Методическое сопровождение как средство повышения профессиональной компетентности педагога ДОУ»
консультация
Сегодня система наставничества вновь заслуживает самого пристального внимания, в ней отражена жизненная необходимость начинающего педагога получить поддержку опытного профессионала, который способен предложить практическую и теоретическую помощь на рабочем месте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya.docx | 20.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов « Наставничество. Методическое сопровождение как средство повышения профессиональной компетентности педагога ДОУ»
В современных условиях реформирования национальной системы образования особое значение приобретает тот факт, что молодой педагог должен в максимально короткие сроки адаптироваться в новых для него условиях практической деятельности. Сегодня система наставничества вновь заслуживает самого пристального внимания, в ней отражена жизненная необходимость начинающего педагога получить поддержку опытного профессионала, который способен предложить практическую и теоретическую помощь на рабочем месте.
Молодые специалисты, поступающие в дошкольные учреждения, часто испытывают потребность в общении, более глубоком знании психологии дошкольников, методик дошкольного воспитания, освоению ими новых педагогических технологий.
Если вовремя не помочь и не подержать молодого педагога в такой ситуации, а просто “отпустить в свободное плавание”, то после первых недель душевного подъёма и эйфории неминуемо начнутся конфликты: у него могут появиться сомнения в собственной состоятельности как в профессиональной, так и в личностной.
Особенностью труда начинающих педагогов является то, что они с первого дня работы имеют те же самые обязанности и несут ту же ответственность, что и воспитатели с многолетним стажем, а родители и коллеги по работе ожидают от них столь же безупречного профессионализма.
В коллективе возникла необходимость осуществления адресного подхода к педагогам, поиска новых форм работы с молодыми кадрами, обеспечения их скорейшего профессионального роста.
В нашем педагогическом коллективе используется системный подход по повышению профессиональной компетентности молодых специалистов, что позволяет молодому педагогу быстро адаптироваться к работе в детском саду, избежать момента неуверенности в собственных силах, наладить успешную коммуникацию педагогического процесса, раскрыть свою индивидуальность и начать формирование собственной профессиональной траектории. К каждому молодому педагогу прикреплен наставник, создан Совет наставников, и я(заведующий) являюсь председателем Совета.
Советом наставников были определены цель и основные задачи работы с молодым педагогом.
Цель: создание условий для работы и профессионального роста молодого специалиста, способствующих снижению проблем адаптации и успешному вхождению в профессиональную деятельность молодого педагога.
Задачи:
- Обеспечить наиболее лёгкой адаптации молодых специалистов в коллективе, в процессе адаптации поддержать педагога эмоционально, укрепить веру педагога в себя.
- Использовать эффективные формы повышения профессиональной компетентности и профессионального мастерства молодых специалистов, обеспечить информационное пространство для самостоятельного овладения профессиональными знаниями.
- Совместно планировать работу с молодым педагогом
Выбор формы работы с молодым специалистом начали с вводного анкетирования и собеседования, где педагог указал свои трудности, проблемы в работе. По итогам анкетирования и собеседований определили совместный план работы начинающего педагога с наставником.
Чтобы взаимодействие с молодыми специалистами было конструктивным, наставнику необходимо помнить, что он не может и не должен постоянно поучать молодого и неопытного коллегу или только демонстрировать свой собственный опыт. Наставничество – это постоянный диалог, межличностная коммуникация, следовательно, наставник прежде всего должен быть терпеливым и целеустремленным. В своей работе с молодым педагогом он должен применять наиболее эффективные формы взаимодействия: деловые и ролевые игры, работу в "малых группах", анализ ситуаций, самоактуализацию и пр., развивающие деловую коммуникацию, личное лидерство, способности принимать решения, умение аргументировано формулировать.
Организация наставничества в процессе повышения профессиональной компетентности молодого педагога носит поэтапный характер и включает в себя формирование и развитие функциональных и личностных компонентов деятельности начинающего педагога (проектировочного, организационного, конструктивного, аналитического) и соответствующих им профессионально важных качеств на основе "Я – концепции".
Поэтому наставничество в нашем педагогическом коллективе выстроено в три этапа:
1й этап – адаптационный. Наставник определяет круг обязанностей и полномочий молодого специалиста, а также выявляет недостатки в его умениях и навыках, чтобы выработать программу адаптации.
2й этап – основной (проектировочный). Наставник разрабатывает и реализует программу адаптации, осуществляет корректировку профессиональных умений молодого педагога, помогает выстроить ему собственную программу самосовершенствования.
3й этап – контрольнооценочный. Наставник проверяет уровень профессиональной компетентности молодого педагога, определяет степень его готовности к выполнению своих функциональных обязанностей.
Работа с молодыми педагогами строим с учетом основных аспектов:
Молодой специалист – ребенок и его родитель: формирование авторитета педагога, уважения, интереса к нему у детей и их родителей.
Молодой специалист – коллега: оказание поддержки со стороны коллег.
Разработаны индивидуальные планы профессионального становления для каждого педагога:
- педагогическое самообразование и самовоспитание;
- участие в работе методического объединения;
- участие в жизни детского сада.
Процесс повышения профессионализма молодых специалистов строится с учётом следующих факторов:
- уровень базового образования;
- индивидуальных особенностей: креативный потенциал, стиль, предпочитаемые способы усвоения информации и т.п.
- уровень профессиональных потребностей педагога.
Советом наставников разработан план работы, который утвержден на педагогическом совете:
Большую эффективность по сравнению с традиционными формами работы (беседы, консультации, посещения и обсуждения занятий) имеют новые нетрадиционные или модернизированные: психологические тренинги, творческие лаборатории, деловые игры, диспуты, конкурсы, круглые столы совместно с родителями, "мозговые штурмы", разработка и презентация моделей занятий с детьми.
Наставники-педагоги, помогли молодым коллегам создать папку достижений педагога на сайте нашего детского сада, куда вносятся педагогические находки, достижения, анкеты с отзывами на проведенные занятия, мероприятия. Это дает возможность увидеть динамику в профессиональном становлении молодого педагога в процессе наставнической деятельности.
С целью повышения профессионального мастерства педагогов в детском саду провели конкурс педагогического мастерства “Воспитатель года”, в котором приняли участие все молодые педагоги.
Цель данного конкурса – дать возможность педагогам проявить себя, свой профессионализм.
Учитывая возможности педагогического коллектива МКДОУ (в коллективе 50% педагогов не имеющих педагогического опта) и преимущества наставничества как формы профессиональной адаптации и повышения квалификации, отдаём этому методу значительное предпочтение.
Именно эта работа ускоряет процесс вхождения начинающего воспитателя в образовательную, педагогическую среду. Педагог чувствует себя увереннее, закрепляется его убеждение в правильном выборе профессии. В результате наши молодые коллеги в этом году проходят аттестацию на подтверждение занимаемой должности в должности воспитателя.
В коллективе, где опора на положительные качества воспитателя сочетается с высокой требовательностью к нему, живут хорошие традиции, дух высокой ответственности, товарищеской взаимопомощи, творческой инициативы, тогда начинающий воспитатель быстро и безболезненно входит в педагогический коллектив.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинары-практикумы как средство повышения профессиональной компетентности педагогов в использовании ИКТ в образовательном процессе ДОУ
Представление опыта проведения семинаров-практикумов для студентов УрГППУ и педагогов ДОУ...
активные формы методической работы как средство повышения профессиональной компетентности педагогов доу
статья для знакомления...
Проект" Информационно коммуникационные технологии как средство повышения профессиональной компетентности педагогов"
Описание проекта "Информационно коммуникационные технологии как средство повышения профессиональной компетентности педагогов"...
Презентация "Методическое сопровождение как средство повышения профессиональных компетенций педагогов ДОУ"
Методическая работа в ДОУ с педагогами....
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ГЕЙМИФИКАЦИИ В МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ
Цифровизация образования предполагает широкое использование в обучении мобильных и интернет-технологий, притом не только как инструментов, но и как «среды существования», открывающей новые...
«Использование диалоговой технологии в методическом сопровождении ДОУ, как средство повышения профессиональной компетентности педагогов, в том числе для выстраивания модели педагогического партнерства с семьями воспитанников»
в статье рассказывается о разнообразных формах методического сопровождения педагогов, в основе которых лежит диалоговая технология с целью повышения педагогического профессионализма педагогов, направл...
ПРОЕКТ «Методическое сопровождение как условие развития профессиональной компетентности педагогов дошкольной группы»
Целенаправленная методическая работа с педагогами является эффективным ресурсом повышения качества обучения.Одним из важнейших направлений деятельности, в условиях модернизации в системе образов...