Семинары-практикумы как средство повышения профессиональной компетентности педагогов в использовании ИКТ в образовательном процессе ДОУ
статья по теме

Андреевских Ирина Владимировна

Представление опыта проведения семинаров-практикумов для студентов УрГППУ и педагогов ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_konferentsiya_andreevskikh_iv.docx24.45 КБ

Предварительный просмотр:

Андреевских Ирина Владимировна,

воспитатель ВКК

МАДОУ ЦРР – д/с № 587 г. Екатеринбурга

СЕМИНАРЫ-ПРАКТИКУМЫ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ В ИСПОЛЬЗОВАНИИ ИКТ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОУ

Условия современного мира таковы, что дошкольник не может быть «чистым листом» при поступлении в школу. Зачастую требования, предъявляемые к выпускнику дошкольного учреждения, заставляют родителей «развивать, вкладывать, информировать, тренировать», говоря иными словами, нагружать и пресыщать своего ребенка обилием информации и знаний. Но, все чаще дошкольники, обладающие большим количеством информации и знаний, приобретают их бессистемно.

Давно доказано, что успешность обучения в школе в дальнейшем зависит не от наличия знаний у дошкольника, а от умения самостоятельно их применять. В таких условиях долг взрослого – помочь дошкольнику научиться находить, извлекать и усваивать информацию в виде новых знаний, а затем применять полученные знания. И опыт, и современные исследования показывают, что педагогический процесс лишь в той степени может развивать ребенка, в какой педагог умеет им грамотно управлять. Успех определяет методы и приемы образования воспитанников.

Современный детский сад – это место, где ребенок получает опыт широкого взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее важных для его развития сферах жизни. Возможности организации и обогащения такого опыта расширяются при условии создания в группе детского сада информационно-образовательной среды, в которой возможно одновременное включение в активную познавательно-творческую деятельность всех детей группы. Окружающая ребенка развивающая среда способствует установлению, утверждению у дошкольника чувства уверенности в себе, дает ему возможность испытать и использовать свои способности, стимулирует проявление им самостоятельности, инициативности и творчества.

Определяющим моментом в создании информационно-образовательной среды является педагогическая идея – цель, которой руководствуется коллектив педагогов детского сада. Вместе с тем очень важно учитывать особенности каждой группы: возраст, уровень развития, интересы, склонности, способности, половой состав, личностные характеристики детей. При создании информационно-образовательной среды необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности в развитии дошкольников и не позволять себе увлекаться различными «школьными» технологиями, фронтальными формами работы, вербальными методами обучения. Именно это, в свою очередь обеспечит эмоциональное благополучие каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения, компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе, включение в различные формы сотрудничества, что и является основными целями дошкольного обучения и воспитания.

Исходя из реальности сегодняшних дней, возникают противоречие:

- с одной стороны, современный дошкольник владеет большим объемом информации;

- с другой стороны, отсутствует эффективная система условий, позволяющих ребенку применять умение жить в информационном пространстве.

Одна из важнейших категорий педагогики – это средства обучения, однако в науке до сих пор нет ее однозначного толкования. Как вы думаете, что такое средства обучения? Именно такой вопрос был поставлен перед участниками семинара-практикума «Использование сенсорного интерактивного комплекса и персонального компьютера в образовательном процессе ДОУ», проведенного в МАДОУ ЦРР – д/с № 587 города Екатеринбурга.

Целью семинара-практикума являлось создание условий для повышения профессиональной компетентности педагогов в использовании ИКТ в образовательном процессе ДОУ.

Задачи семинара-практикума:         

- познакомить педагогов с возможностями применения интерактивной доски в образовательном процессе ДОУ;

- способствовать положительной мотивации педагогов на использование ИКТ в образовательном процессе ДОУ;

- разработать модели  игр и игровых упражнений с использованием ИКТ.

В общем смысле под средствами обучения педагоги понимают материалы и орудия учебного процесса, благодаря использованию которых, достигаются цели обучения. Средства обучения – это инструменты деятельности педагога и дошкольников, то, с помощью чего педагог реализует образовательный процесс, а дошкольники приобретают знания. Средства обучения могут помочь ребенку обучаться чему-либо самостоятельно или с некоторой помощью со стороны. Средства обучения выполняют информационную, дидактическую и контрольную функции, позволяют стимулировать учебно-познавательную деятельность дошкольников и управлять ею.  Главное дидактическое назначение средств обучения – оптимизировать учебный процесс, обеспечить эффективность усвоения учебного материала. Средства обучения чрезвычайно многообразны, активно развиваются вместе с развитием педагогики, дидактики, учебной техники. В детских садах появляются технические средства обучения нового поколения: мультимедийные компьютеры, проекторы, экраны, сенсорные интерактивные доски.

Слушателям семинара-практикума были продемонстрированы образовательные ситуации с участием детей старшего дошкольного возраста. В процессе просмотра ситуаций педагоги имели возможность ознакомиться с функциями сенсорного интерактивного комплекса и персонального компьютера, вариантами их использования в образовательном процессе, а также с формами организации воспитанников. Мониторинг достижений воспитанников отслеживался по следующим показателям: проявление интереса к символам и знакам, проявление интереса к экспериментированию, умение придумывать обозначения, умение успешно применять символы. Прирост по перечисленным показателям составил от 22% до 30%. Полученные результаты свидетельствуют о том, что применение сенсорной интерактивной доски является результативным средством обучения детей старшего дошкольного возраста.

Установлено, что 80% информации человек воспринимает через органы зрения, 15% - через слух, оставшиеся 5% - через осязание, обоняние и вкус. Из этого следует, что лучше всего человек запомнит материал, когда увидит, услышит и «потрогает», то есть сам воспроизведет и применит на практике. После просмотра образовательных ситуаций участникам семинара-практикума было предложено творческое задание: придумать и создать модели игр и упражнений с использованием сенсорного интерактивного комплекса. В результате педагоги разработали и представили самые разнообразные типы заданий:

- сравнение, сопоставление;

- установление соответствия;

- разбиение на группы;

- упорядочение (сериация);

- установление отношений по количеству, размеру, форме;

- установление пространственных и временных отношений;

- обобщение;

- заполнение таблиц;

- решение задач и примеров;

- моделирование;

- установление закономерностей;

- составление последовательности по иллюстрациям;

- обозначение знаком, цифрой;

- графические задания: рисование, дорисовывание, штриховка, раскрашивание, обведение по контуру, точкам и др.    

Таким образом, участники семинара практическим путем убедились в том, чтов ходе использования компьютерных технологий создаются уникальные возможности для освоения моделирования. Неоценимую помощь в этом оказывают новые ИКТ, не только предоставляющие среду для изложения и активного восприятия информации, но и повышающие мотивацию детей к изучению этой информации. Качественно новые черты образовательного процесса в условиях универсальной образовательной среды предусматривают возможность широкого применения интерактивных устройств. Их использование позволяет сделать процесс обучения ярким, наглядным, динамичным.

В результате проведенного семинара-практикума педагоги повысили свою профессиональную компетентность в использовании ИКТ в образовательном процессе ДОУ, а именно, ознакомились с возможностями применения интерактивной доски в образовательном процессе ДОУ, самостоятельно разработали модели игр и упражнений с использованием ИКТ.

Литература

  1. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий -  2006г.
  2. Сборник «Детский сад: теория и практика» - № 3, 2011г.
  3. Сурова О.А. Информационно-коммуникационные технологии в управлении дошкольным образованием - 2007г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повышение профессиональной компетентности педагога посредством использования ресурсов сети Интернет

Интернет - пространство предоставляет большие возможности современным педагогическим работникам для повышеия их профессиональной компетентности: участие во всероссийских конкурсах, представление...

Проект" Информационно коммуникационные технологии как средство повышения профессиональной компетентности педагогов"

Описание проекта "Информационно коммуникационные технологии как средство повышения профессиональной компетентности педагогов"...

Творческая группа как средство повышения профессиональной компетентности педагогов ДОУ

На соременном этапе вопрос качества образования в том числе дошкольного, стоит достаточно актуально. Качество образования на прямую зависит от кадрового обесечения. Профессиональная компетентность пед...

Обобщенный педагогический опыт на тему: «ИКТ - технологии как средство повышения профессиональной компетентности педагогов в условиях внедрения ФГОС»

За последние годы произошло коренное изменение роли и места персональных компьютеров и информационных технологий в жизни общества. Перспективность  обусловлена современностью  информационной...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ГЕЙМИФИКАЦИИ В МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ

Цифровизация образования предполагает широкое использование в обучении мобильных и интернет-технологий, притом не только как инструментов, но и как «среды существования», открывающей новые...

«Использование диалоговой технологии в методическом сопровождении ДОУ, как средство повышения профессиональной компетентности педагогов, в том числе для выстраивания модели педагогического партнерства с семьями воспитанников»

в статье рассказывается о разнообразных формах методического сопровождения педагогов, в основе которых лежит диалоговая технология с целью повышения педагогического профессионализма педагогов, направл...