Проект" Информационно коммуникационные технологии как средство повышения профессиональной компетентности педагогов"
методическая разработка на тему

Авакян Армине Оганесовна

Описание проекта "Информационно коммуникационные технологии как средство повышения профессиональной компетентности педагогов"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_avakyan_a.o.doc126.5 КБ
Файл План работы 21.39 КБ
Office presentation icon ikt_01mof.ppt638.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ

Информационно коммуникационные  

технологии как средство повышения профессиональной компетентности педагогов

                                                   Подготовила: воспитатель Авакян А.О.

Сентябрь 2015 г.

Цели:

  • повышение качества дошкольного образования и  профессионального мастерства педагогов;
  •  выявление и распространение передового педагогического опыта;
  • внедрение и распространение современных инновационных образовательных технологий;
  • поддержка творческих педагогов.

Задачи:

  • проанализировать особенности организации воспитательно-образовательной работы с использованием инновационных педагогических технологий в МДОУ;
  • изучить состояние проблемы в научно-методической литературе и передовой педагогический опыт по использованию инновационных технологий,  применяемых педагогами в дошкольных образовательных учреждениях;
  • систематизировать методические материалы по использованию инновационных технологий в МДОУ;
  • обеспечить осуществление образовательного процесса в МДОУ с использованием инновационных технологий.

Система показателей по достижению целей проекта: мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения Программы.

Ожидаемые результаты: использование ИКТ технологий способствующих формированию активности ребенка в познании окружающей действительности, раскрытию неповторимой индивидуальности в процессе взаимодействия  педагога  с воспитанником.

Описание основной проблемы и обоснование  актуальности её разработки: применение

педагогических технологий в дошкольном учреждении имеет свою специфику. Образовательный процесс в дошкольном учреждении направлен не на обучение детей дошкольного возраста, а на развитие и воспитание. Следовательно, целью деятельности взрослого в условиях МДОУ является конструирование такого взаимодействия с ребенком, которое будет способствовать формированию его активности в познании окружающего мира, раскрытию неповторимой индивидуальности, самостоятельности, инициативности, креативности. Используя педагогические технологии,  педагог должен стремиться к тому, чтобы формировать у ребенка главную потребность – потребность в саморазвитии.

Продолжительность проекта:  1 год

Этапы:

  • подготовительный (мотивационно-организационный);
  • основной (внедренческий);
  • заключительный (обобщающий).

Подготовительный этап (мотивационно - организационный)

(октябрь,  ноябрь, декабрь)

Цель: изучение потребностей и возможностей педагогического коллектива по использованию инновационных  технологий в МДОУ.

Задачи:

  • проведение диагностики «ИКТ  технологии в МДОУ»;
  • проведение анализа особенностей использования инновационных педагогических технологий в МДОУ;
  • изучение состояния проблемы в научно-методической литературе и передового педагогического опыта по использованию инновационных педагогических технологий.

Содержание работы: 

  • анализ материалов проведения диагностики  «Инновационные педагогические технологии в МДОУ», выявление особенностей работы, используемых технологий и возникающих при этом трудностей в разных возрастных группах, путей решения проблем;
  • анализ имеющихся методических материалов по инновационным педагогическим  технологиям.

Основной (внедренческий)

(январь, февраль, март)

Цель: создание условий для применения инновационных педагогических технологий развития творческих и интеллектуальных способностей воспитанников, развитие проективных умений и навыков педагогов МДОУ.

Задачи:

  • укрепление и совершенствование материально-технической базы МДОУ;
  • повышение профессиональной компетентности педагогов через проведение различных методических мероприятий в МДОУ;
  • организация системы обмена опытом среди педагогов по вопросам использования инновационных педагогических технологий;
  • изменение модели взаимодействия педагога с детьми путем интеграции инновационных педагогических технологий в совместную деятельность.

Содержание работы:

  • изучение и систематизация инновационных педагогических технологий, реальная оценка возможностей и перспектив применения их в МДОУ;
  • приобретение необходимого оборудования и материалов для применения инновационных педагогических технологий;
  • проведение различных методических мероприятий - педагогических советов, консультаций, мастер-классов, семинаров-практикумов, открытых мероприятий, участие в конкурсах, направленных на формирование преобразовательной деятельности педагогов и внедрение  ее в практику МДОУ;
  • интеграция различных видов деятельности с использованием инновационных педагогических технологий;
  • профессиональное развитие и саморазвитие педагогов.

Заключительный (обобщающий)

(апрель- май )

Цель: подведение итогов эффективности использования инновационных педагогических технологий в совместной деятельности педагогов и детей.

Задачи:

  • проведение рефлексии педагогов МДОУ в оценке результатов своей деятельности по использованию инновационных педагогических технологий;
  • систематизация и обобщение педагогического опыта педагогов МДОУ;
  • разработка системы контроля, включающей в себя диагностику, коррекцию, регулирование педагогических процессов в МДОУ с использованием инновационных педагогических технологий;
  • регулярное использование инновационных технологий в педагогическом процессе.

Содержание работы:

  • общение опыта работы педагогов по инновационным педагогическим технологиям;
  • проведение диагностики «Использование в работе  икт- технологий»;
  • анализ деятельности педагогов по использованию инновационных педагогических технологий в МДОУ;
  • составление рабочих программ, рекомендаций по использованию инновационных педагогических технологий;
  • активное использование в работе с детьми эффективных ИКТ  технологий;
  • совершенствование мастерства педагогов, распространение опыта работы в другие дошкольные учреждения города.

Информационно-коммуникативная технология

В структуре базовых компетентностей личности современного дошкольника важную роль играет информационный компонент, что обусловлено реалиями жизни. Современная жизнедеятельность ребенка-дошкольника, мир электронных игрушек, социальная среда, наполненная информационными средствами и носителями, - все это актуализирует информационный опыт детей. Информационная компетентность дошкольника представляет собой основы, элементы знаний, умений и ценностного отношения к информации и информационным процессам, позволяющим ребенку включаться в доступные ему виды информационной деятельности: познавательной, игровой и др.

Развитию информационной компетентности современного дошкольника могут способствовать и информационно-коммуникативные технологии (ИКТ), являющиеся мощным орудием развития формирующегося интеллекта ребенка — базы, лежащей в основе способности к обучению. Ускорение раннего развития детей делает реальностью внедрение ИКТ в период дошкольного детства. Современные исследования свидетельствуют о возможности овладения компьютером детьми в возрасте трех—шести лет, поскольку в этом возрасте интенсивно развивается мышление ребенка, и компьютер может выступать особым интеллектуальным средством для решения задач разнообразных видов деятельности. Ключевыми направлениями процесса информатизации ДОУ являются:

1.        Организационное:

- Модернизация методической службы;

- Совершенствование материально – технической базы;

- Создание определенной информационной среды.

2.        Педагогическое:

- Повышение ИКТ – компетентности педагогов ДОУ;

- Внедрение ИКТ в образовательное пространство.

В соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование является одним из уровней общего образования. Поэтому информатизация детского сада стала необходимой реальностью современного общества. Компьютеризация школьного образования имеет довольно длительную историю (около 20 лет), но в детском саду такого распространения компьютера еще не наблюдается. При этом невозможно представить работу педагога (педагога ДОУ в том числе) без использования информационных ресурсов. Использование ИКТ дает возможность обогатить, качественно обновить воспитательно – образовательный процесс в ДОУ и повысить его эффективность.

Что же такое ИКТ?

Информационные образовательные технологии – это все технологии в сфере образования, использующие специальные технические средства (ПК, мультимедиа) для достижения педагогических целей.

Информационно – коммуникационные технологии в образовании (ИКТ) – это комплекс учебно – методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе, формах и методах их применения для совершенствования деятельности специалистов учреждений образования (администрации, воспитателей, специалистов), а также для образования (развития, диагностики, коррекции) детей.

Области применения ИКТ педагогами ДОУ

1.        Ведение документации.

В процессе образовательной деятельности педагог составляет и оформляет календарные и перспективные планы, готовит материал для оформления родительского уголка, проводит диагностику и оформляет результаты как в печатном, так и в электронном виде. Диагностику необходимо рассматривать не как разовое проведение необходимых исследований, но и ведение индивидуального дневника ребенка, в котором записываются различные данные о ребенке, результаты тестов, выстраиваются графики и в целом отслеживается динамика развития ребенка. Конечно это можно делать и без использования компьютерной техники, но качество оформления и временные затраты несопоставимы.

Важным аспектом использования ИКТ является подготовка педагога к аттестации. Здесь можно рассматривать как оформление документации, так и подготовку электронного портфолио.

2.        Методическая работа, повышение квалификации педагога.

В информационном обществе сетевые электронные ресурсы – это наиболее удобный, быстрый и современный способ распространения новых методических идей и дидактических пособий, доступный методистам и педагогам независимо от места их проживания. Информационно – методическая поддержка в виде электронных ресурсов может быть использована во время подготовки педагога к занятиям, для изучения новых методик, при подборе наглядных пособий к занятию.

Сетевые сообщества педагогов позволяют не только находить и использовать необходимые методические разработки, но и размещать свои материалы, делиться педагогическим опытом по подготовке и проведению мероприятий, по использованию различных методик, технологий.

Современное образовательное пространство требует от педагога особой гибкости при подготовке и проведении педагогических мероприятий. Педагогу необходимо регулярное повышение своей квалификации. Возможность осуществления современных запросов педагога также возможно с помощью дистанционных технологий. При выборе таких курсов необходимо обратить внимание на наличие лицензии, на основании которой осуществляется образовательная деятельность. Дистанционные курсы повышения квалификации позволяют выбрать интересующее педагога направление и обучаться без отрыва от основной образовательной деятельности.

Важным аспектом работы педагога является и участие в различных педагогических проектах, дистанционных конкурсах, викторинах, олимпиадах, что повышает уровень самооценки, как педагога, так и воспитанников. Очное участие в таких мероприятиях часто невозможно из-за удаленности региона, финансовых затрат и других причин. А дистанционное участие доступно всем. При этом необходимо обратить внимание на надежность ресурса, количество зарегистрированных пользователей.

Бесспорно важно использование ИКТ технологий и для ведения документации и для более эффективного ведения методической работы и для повышения уровня квалификации педагога, но основным в работе педагога ДОУ является ведение воспитательно – образовательного процесса.

3.        Воспитательно – образовательный процесс.

Воспитательно –образовательнй процесс включает в себя:

- организацию непосредственной образовательной деятельности воспитанника,

- организацию совместной развивающей деятельности педагога и детей,

- реализацию проектов,

- создание развивающей среды (игр, пособий, дидактических материалов).

У детей дошкольного возраста преобладает наглядно – образное мышление. Главным принципом при организации деятельности детей этого возраста является принцип наглядности. Использование разнообразного иллюстративного материала, как статичного, так и динамического позволяет педагогам ДОУ быстрее достичь намеченной цели во время непосредственной образовательной деятельности и совместной деятельности с детьми. Использование Internet – ресурсов позволяет сделать образовательный процесс информационно емким, зрелищным и комфортным.

Виды занятий с ИКТ

1.        Занятие с мультимедийной поддержкой.

На таком занятии используется только один компьютер в качестве «электронной доски». На этапе подготовки анализируются электронные и информационные ресурсы, отбирается необходимый материал для урока. Иногда бывает очень сложно подобрать необходимые материалы для объяснения темы занятия, поэтому создаются презентационные материалы с помощью программы PowerPoint или других мультимедийных программ.

Для проведения таких занятий необходим один персональный компьютер (ноутбук), мультимедийный проектор, колонки, экран.

Использование мультимедийной презентаций позволяет сделать занятие эмоционально окрашенными, интересными, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности занятия.

С помощью мультимедийных презентаций разучиваются с детьми комплексы зрительных гимнастик, упражнений для снятия зрительного утомления.

Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и ассоциативном виде в память детей.

Цель такого представления развивающей и обучающей информации – формирование у малышей системы мыслеобразов. Подача материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей.

Использование на занятиях мультимедийных презентаций позволяет построить учебно – воспитательный процесс на основе психологически корректных режимов функционирования внимания, памяти, мыследеятельности, гуманизации содержания обучения и педагогических взаимодействий, реконструкции процесса обучения и развития с позиций целостности.

Основа любой современной презентации – облегчение процесса зрительного восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов. Формы и место использование презентации на занятии зависят от содержания этого занятия и цели, которую ставит педагог.

Применение компьютерных слайдовых презентаций в процессе обучения детей имеет следующие достоинства:

- Осуществление полисенсорного восприятия материала;

- Возможность демонстрации различных объектов с помощью мультимедийного проектора и проекционного экрана в многократно увеличенном виде;

- Объединение аудио-, видео – и анимационных эффектов в единую презентацию способствует компенсации объема информации, получаемого детьми из учебной литературы;

- Возможность демонстрации объектов более доступных для восприятия сохранной сенсорной системе;

- Активизация зрительных функций, глазомерных возможностей ребенка;

- Компьютерные презентационные слайд – фильмы удобно использовать для вывода информации в виде распечаток крупным шрифтом на принтере в качестве раздаточного материала для занятий с дошкольниками.

Использование мультимедийных презентаций позволяют сделать занятия эмоционально окрашенными, привлекательными вызывают у ребенка живой интерес, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности занятия. Например, использование презентаций на занятиях по математике, музыке, ознакомлении с окружающем миром обеспечивает активность детей при рассматривании, обследовании и зрительном выделении ими признаков и свойств предметов, формируются способы зрительного восприятии, обследования, выделения в предметном мире качественных, количественных и пространственно – временных признаков и свойств, развиваются зрительное внимание и зрительная память.

2.        Занятие с компьютерной поддержкой

Чаще всего такие занятия проводятся с использованием игровых обучающих программ.

На таком занятии используется несколько компьютеров, за которыми работают несколько воспитанников одновременно. Использование электронного учебника (а игровая обучающая игра для детей это и есть электронный учебник) – это метод программируемого обучения, основоположником которого является Скиннер. Работая с электронным учебником, ребенок самостоятельно изучает материал, выполняет необходимые задания и после этого проходит проверку компетентности по данной теме.

Возможности компьютера позволяют увеличить объем предлагаемого для ознакомления материала. Яркий светящийся экран привлекает внимание, дает возможность переключить у детей аудиовосприятие на визуальное, анимационные герои вызывают интерес, в результате снимается напряжение. Но на сегодня, к сожалению, существует недостаточное количество хороших компьютерных программ, которые предназначены для детей данного возраста.

Специалисты выделяют ряд требований, которым должны удовлетворять развивающие программы для детей:

- исследовательский характер,

- легкость для самостоятельных занятий ребенка,

- развитие широкого спектра навыков и представлений,

- высокий технический уровень,

- возрастное соответствие,

- занимательность.

Виды обучающих программ для детей дошкольного возраста

1. Игры для развития памяти, воображения, мышления и др.

2. "Говорящие" словари иностранных языков с хорошей анимацией.

3. АРТ-студии, простейшие графические редакторы с библиотеками рисунков.

4. Игры-путешествия, "бродилки".

5. Простейшие программы по обучение чтению, математике и др.

Использование таких программ позволяет не только обогащать знания, использовать компьютер для более полного ознакомления с предметами и явлениями, находящимися за пределами собственного опыта ребенка, но и повышать креативность ребенка; умение оперировать символами на экране монитора способствует оптимизации перехода от наглядно-образного к абстрактному мышлению; использование творческих и режиссерских игр создает дополнительную мотивацию при формировании учебной деятельности; индивидуальная работа с компьютером увеличивает число ситуаций, решить которые ребенок может самостоятельно.

При организации занятий такого типа необходимо иметь стационарный или мобильный компьютерный класс, соответствующий нормам САНПиН, лицензионное программное обеспечение.

Сегодня многие детские сады оснащаются компьютерными классами. Но до сих пор отсутствуют:

- Методика использования ИКТ в образовательном процессе ДОУ;

- Систематизация компьютерных развивающих программ;

- Единые программно – методические требования к компьютерным занятиям.

На сегодняшний день это единственный вид деятельности, не регламентируемый специальной образовательной программой. Педагогам приходится самостоятельно изучать подход и внедрять его в свою деятельность.

Использование ИКТ не предусматривает обучение детей основам информатики и вычислительной техники.

Важным правилом при организации таких занятий является периодичность их проведения. Занятия должны проводится 1-2 раза в неделю в зависимости от возраста детей по 10-15 минут непосредственной деятельности за ПК.

3.        Диагностическое занятие.

Для проведения таких занятий требуются специальные программы, что встречается мало, или вообще не существует по некоторым общеобразовательным программам. Но разработка таких компьютерных программ – это дело времени. С помощью средств прикладных программ можно разработать тестовые задания и использовать их для диагностики. В процессе проведения традиционных диагностических занятий педагогу необходимо фиксировать уровень решения задачи каждым ребенком по определенным показателям. Использование специальным компьютерных программ позволит не только облегчить труд педагога и уменьшить временные затраты (использовать несколько компьютеров одновременно), но и позволит сохранять результаты диагностики, рассматривая их в динамике.

Таким образом, в отличие от обычных технических средств обучения информационно-коммуникационные технологии позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности, и что очень актуально в раннем детстве - умение самостоятельно приобретать новые знания.

Использование компьютеров в учебной и внеурочной деятельности выглядит очень естественным, с точки зрения ребенка и является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации обучения развития творческих способностей и создания благополучного эмоционального фона. Современные исследования в области дошкольной педагогики К.Н. Моторина, С.П. Первина, М.А. Холодной, С.А. Шапкина и др. свидетельствуют о возможности овладения компьютером детьми в возрасте 3-6 лет. Как известно, этот период совпадает с моментом интенсивного развития мышления ребенка, подготавливающего переход от наглядно-образного к абстрактно-логическому мышлению.

Внедрение информационных технологий имеют преимущества перед традиционными средствами обучения:

1. ИКТ даёт возможность расширения использования электронных средств обучения, так как они передают информацию быстрее;

2.        Движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание детей и способствует повышению у них интереса к изучаемому материалу. Высокая динамика занятия способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества детей;

3.        Обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста. При этом включаются три вида памяти: зрительная, слуховая, моторная;

4. Слайд-шоу и видеофрагменты позволяет показать те моменты из окружающего мира, наблюдение которых вызывает затруднения: например, рост цветка, вращение планет вокруг Солнца, движение волн, вот идёт дождь;

5. Также можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать и увидеть в повседневной жизни (например, воспроизведение звуков природы; работу транспорта и т.д.);

6. Использование информационных технологий побуждает детей к поисковой исследовательской деятельности, включая и поиск в сети Интернет самостоятельно или вместе с родителями;

7. ИКТ – это дополнительные возможности работы с детьми, имеющими ограниченные возможности.

При всех неизменных плюсах использования ИКТ в дошкольном образовании возникают и следующие проблемы:

1.        Материальная база ДОУ.

Как уже отмечалось выше для организации занятий необходимо иметь минимальный комплект оборудования: ПК, проектор, колонки, экран или мобильный класс. Далеко не все детские сады на сегодняшний день могут позволить себе создание таких классов.

2.        Защита здоровья ребенка.

Признавая, что компьютер – новое мощное средство для развития детей, необходимо помнить заповедь «НЕ НАВРЕДИ!». Использование ИКТ в дошкольных учреждениях требует тщательной организации как самих занятий, так и всего режима в целом в соответствии с возрастом детей и требованиями Санитарных правил.

При работе компьютеров и интерактивного оборудования в помещении создаются специфические условия: уменьшаются влажность, повышается температура воздуха, увеличивается количество тяжелых ионов, возрастает электростатическое напряжение в зоне рук детей. Напряженность электростатического поля усиливается при отделке кабинета полимерными материалами. Пол должен иметь антистатическое покрытие, а использование ковров и ковровых изделий не допускается.

Для поддержания оптимального микроклимата, предупреждения накопления статического электричества и ухудшения химического и ионного состава воздуха необходимо: проветривание кабинета до и после занятий, влажная уборка до и после занятий. Занятия со старшими дошкольниками проводим один раз в неделю по подгруппам. В своей работе педагог должен обязательно использовать комплексы упражнений для глаз.

3.        Недостаточная ИКТ – компетентность педагога.

Педагог не только должен в совершенстве знать содержание всех компьютерных программ, их операционную характеристику, интерфейс пользователя каждой программы (специфику технических правил действия с каждой из них), но и разбираться в технических характеристиках оборудования, уметь работать в основных прикладных программах, мультимедийных программах и сети Internet.

Если коллективу ДОУ удастся решить эти проблемы, то ИКТ-технологии станут большим помощником.

Использование информационных технологий поможет педагогу повысить мотивацию обучения детей и приведет к целому ряду положительных следствий:

- обогащение детей знаниями в их образно-понятийной целостности и эмоциональной окрашенности;

- облегчение процесса усвоения материала дошкольниками;

- возбуждение живого интереса к предмету познания;

- расширение общего кругозора детей;

- возрастание уровня использования наглядности на занятии;

- повышение производительности труда педагога.

Бесспорно, что в современном образовании компьютер не решает всех проблем, он остается всего лишь многофункциональным техническим средством обучения. Не менее важны и современные педагогические технологии и инновации в процессе обучения, которые позволяют не просто “вложить” в каждого ребенка некий запас знаний, но, в первую очередь, создать условия для проявления его познавательной активности. Информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными (или спроектированными) технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания.

Итак, использование средств информационных технологий позволит сделать процесс обучения и развития детей достаточно простым и эффективным, освободит от рутинной ручной работы, откроет новые возможности раннего образования.

Информатизация образования открывает педагогам новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, направленных на интенсификацию и реализацию инновационных идей воспитательного, образовательного и коррекционного процессов. В последнее время информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) – хороший помощник педагогам в организации воспитательно-образовательной и коррекционной работы.

В отличие от обычных технических средств обучения информационно-коммуникационные технологии позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности, и что очень актуально в дошкольном детстве – умение самостоятельно приобретать новые знания.

Использование информационных технологий в образовании дает возможность существенно обогатить, качественно обновить воспитательно-образовательный процесс в ДОУ и повысить его эффективность.

Информационно-коммуникативные технологии целесообразно использовать в работе с детьми старшего дошкольного возраста, в связи с тем,  что особенностью ИКТ является работа с образами предметов, а это соответствует физиологически обусловленному для старших дошкольников переходу от наглядно-предметной формы мышления к наглядно-образной.

Какие же технические средства ИКТ применимы в детском саду? На данный момент это: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, ноутбук, видеомагнитофон, телевизор. А так же принтер, сканер, магнитофон, фотоаппарат, видеокамера.

Грамотное использование современных информационных технологий позволяет существенно повысить мотивацию детей к обучению. Позволяет воссоздавать реальные предметы или явления в цвете, движении и звуке. Что способствует наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности.

Так или иначе, ИКТ начинают занимать свою нишу в воспитательно-образовательном пространстве дошкольных образовательных учреждений. Сегодня ИКТ позволяет:

  • Показать информацию на экране в игровой форме, что вызывает у детей огромный интерес, так как это отвечает основному виду деятельности дошкольника - игре.
  • В доступной форме, ярко, образно, преподнести дошкольникам материал, что соответствует наглядно-образному мышлению детей дошкольного возраста.
  • Привлечь внимание детей движением, звуком, мультипликацией, но не перегружать материал ими.
  • Способствовать развитию у дошкольников исследовательских способностей, познавательной активности, навыков и талантов.
  • Поощрять детей при решении проблемных задач и преодолении трудностей.

Использование ИКТ в дошкольном образовании дает возможность расширить творческие способности самого педагога, что оказывает положительное влияние на воспитание, обучение и развитие дошкольников.

Использование компьютерных технологий применяется в оформлении перспективных планов работы, конспектов открытых занятий, результатов педагогической диагностики, информационных стендов, родительских уголков, аттестационных материалов, обобщения опытом, портфолио ребёнка и т.д.

Информатизация образования открывает педагогам новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, направленных на интенсификацию и реализацию инновационных идей воспитательного, образовательного и коррекционного процессов. В последнее время информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) – хороший помощник педагогам в организации воспитательной, образовательной и коррекционной работы. Использование информационных технологий в образовании дает возможность существенно обогатить, качественно обновить воспитательно-образовательный процесс в ДОУ и повысить его эффективность.

Первый компьютерный продукт, с которым знакомятся дошкольники, — это игра, в которой дети оперируют в основном символами и знаками, что положительно сказывается на развитии их интеллекта. Благодаря мультимедийному способу подачи информации дети легче усваивают понятия формы, цвета и величины; глубже понимают понятия числа и множества; быстрее начинают ориентироваться на плоскости и в пространстве; раньше овладевают чтением и письмом; у детей развивается мелкая моторика, формируется тончайшая координация движений глаз; уменьшается  время как простой реакции, так и реакции выбора; воспитываются целеустремленность и сосредоточенность; развиваются воображение и творческие способности.

Но имеется серьезный аргумент против информационно-коммуникативных технологий — возможное ухудшение процесса социализации ребенка. Поэтому необходима перестройка педагогического мышления от личностно-центрированной модели к средовой, в которой предполагается создание условий для развития ребенка -  новые формы организации взаимодействия между детьми и воспитателем.

К основным проблемам компьютеризации дошкольного детства, которые требуют достаточно внимания, можно отнести также следующие проблемы:

  • выявление влияния технических средств на психику и здоровье детей;
  • разработку методического и программного обеспечения учебного процесса, отвечающего специфике дошкольного детства;
  • возможность использования новых компьютерных технологий в домашних условиях;
  • подготовку специалистов для компьютерного обучения детей дошкольного возраста и постоянное повышение их квалификации в условиях быстро развивающихся возможностей современной техники.

Цели использования информационно-коммуникативной технологии: развивать информационную компетентность дошкольников, формировать основы, элементы знаний, умений и ценностного отношения к информации и информационным процессам, позволяющим ребенку включаться в доступные ему виды информационной деятельности: познавательной, игровой, коммуникативной.

Содержание работы:

  • изучение методической литературы, опыта дошкольных учреждений по   использованию информационно-коммуникативных технологий;
  • приобретение необходимых технических средств  и материалов для работы с дошкольниками;
  • составление картотеки видеофильмов для каждой возрастной группы;
  • проведение практических семинаров для педагогов МДОУ;
  • обучение педагогов работе с программой для подготовки презентаций;
  • разработка рекомендаций по методическому сопровождению педагогов;
  • использование в  работе информационных технологий:  просмотр учебных фильмов, проведение компьютерных  игр, использование презентаций;
  • выполнение требований СанПиН.

Ожидаемые результаты

  1. Повышение эффективности процесса обучения.
  2. Активизация познавательной деятельности детей.
  3. Повышение уровня профессионального мастерства педагогов ДОУ.
  4. Выявление уровня психолого-педагогической компетенции родителей.
  5. Раскрытие личностного потенциала воспитанников в воспитательной системе ДОУ и семье.
  6. Реализация личностно- профессионального роста педагогов.
  7. Активизация педагогического и культурного сознания родителей, педагогов и других специалистов, для создания единой информационной среды.
  8. Создание активно действующее, работоспособной системы поддержки семейного воспитания, через использование информационно – коммуникативных технологий.
  9. Участие родителей в воспитательно-образовательном процессе детского сада.
  10. Повышение педагогической культуры родителей.



Предварительный просмотр:

План реализации проекта

1 этап – организационный  (октябрь-декабрь 2015г.)

Задачи

Мероприятия

Сроки

Ожидаемый результат

Ответственный

Разработка нормативно- правовой базы

Проведение диагностики «ИКТ  технологии в МДОУ

Октябрь, 2015г.

Механизм эффективного управления проектом.

Авакян А.О.

Проведение анализа особенностей использования ИКТ технологий в МДОУ.

Октябрь, 2015г.

Механизм эффективного управления проектом.

Изучение нормативно-правовой документации и научно-методической литературы

В течение реализации проекта

Повышение уровня профессионального мастерства педагогов ДОУ.

Участники проекта

Разработка структуры  внедрения  ИКТ в воспитательно-образовательный процесс ДОУ.

Ноябрь,2015г.

Наличие перспективных планов и тематической структуры .

Моделирование образа желаемого состояния единой информационной среды ДОУ.

Организовать проблемный семинар «Использование ИКТ в работе с детьми».

Декабрь, 2009г.

Повышение уровня профессионального мастерства педагогов ДОУ.

 

формирование  банка  методических  идей.

В течение реализации проекта

Наличие банка по использованию в работе с детьми ИКТ.

2 этап – внедренческий  (январь-март 2015 г..)

Экспериментально – педагогическая деятельность по моделированию и построению систем работы с детьми.

январь-март 2015 г

Отработка и коррекция планов и содержания деятельности

Педагоги, специалисты,

Создание и размещение сайта группы «Теремок»  в интернете

январь-март 2015 г

Налаживание взаимодействия с родителями через интернет.

Педагоги, специалисты

Организовать индивидуальное консультирование педагогов  по проблемным вопросам использования ИКТ в работе с детьми.

Постоянно

Предупреждение и  коррекция.

Руководитель проекта

Провести мониторинг уровня профессионального мастерства педагогов ДОУ по использованию ИКТ в работе с детьми.

январь, 2015г.

Май, 2015г.

Сравнительная картина эффективности проекта

Руководитель проекта

Обеспечение пропаганды педагогических знаний и результатов работы ДОУ перед родителями.

Организация собраний, консультаций, открытых показов занятий с использованием ИКТ для родителей.

В течение реализации проекта

Включение родителей в образовательный процесс.

Педагоги, специалисты

Организация выпуска внутрисадовской газеты и буклетов для родителей и педагогов ДОУ

Постоянно (раз в месяц)

Информированность  коллектива и родителей  ДОУ о деятельности ДОУ.

Редколлегия

Организация обнавления сайта «Теремок», интернет опрос о содержании и дизайне сайта.

Постоянно в течение реализации проекта

Информированность родителей,

Руководитель проекта

Обновление и обогащение предметно-развивающей среды ДОУ.

Приобретение ноутбука, мультимедийной аппаратуры, обновление стендов для родителей

январь-сентябрь 2015 г

Наличие технических средств  для педагогической работы.

3 этап –  результативный   (апрель- май 2015 г.)

Организовать индивидуальное консультирование педагогов

Постоянно, в течение года

Предупреждение и  коррекция.

Провести сравнительный мониторинг в группах по использованию ИКТ в работе с детьми

Май 2015 г

Сравнительная картина эффективности проекта относительно  качества образования детей.

Руководитель проекта

Организовать заседание ТИГ с целью анализа  3 этапа работы

Декабрь, 2010

Подведение итогов

Руководитель ТИГ

Обобщение опыта работы педагогов.

Создать банк  конспектов, презентаций и мультимидийных материалов для работы с детьми и родителями.

Постоянно, в течение года

Наличие первоначальных источников лучшего  педагогического опыта.

Зам.зав по УВР

Разработать программу по взаимодействию с родителями, с использованием ИКТ.

Декабрь, 2010-январь 2011 г.

Наличие методических разработок для дальнейшего использования.

Зам.зав по УВР

Обобщить  опыт педагогов по использованию ИКТ в работе с детьми и родителями.

Декабрь, 2010-январь 2011 г.

Наличие методических разработок для дальнейшего использования.

Зам.зав по УВР

Трансляция педагогического опыта на городских и областных мероприятиях

Организовать презентацию сайта МДОУ № 4 «Лебедушка» для родителей и педагогов города

Декабрь, 2010

Открытость образовательной работы ДОУ для всех участников проекта.

Зам.зав по УВР

Разработать и провести семинар  с участием педагогов ДОУ города по использованию ИКТ в работе с детьми.

январь 2011 г.

Открытость образовательной работы ДОУ для всех участников проекта.

Заведующий


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинары-практикумы как средство повышения профессиональной компетентности педагогов в использовании ИКТ в образовательном процессе ДОУ

Представление опыта проведения семинаров-практикумов для студентов УрГППУ и педагогов ДОУ...

Творческая группа как средство повышения профессиональной компетентности педагогов ДОУ

На соременном этапе вопрос качества образования в том числе дошкольного, стоит достаточно актуально. Качество образования на прямую зависит от кадрового обесечения. Профессиональная компетентность пед...

Обобщенный педагогический опыт на тему: «ИКТ - технологии как средство повышения профессиональной компетентности педагогов в условиях внедрения ФГОС»

За последние годы произошло коренное изменение роли и места персональных компьютеров и информационных технологий в жизни общества. Перспективность  обусловлена современностью  информационной...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ГЕЙМИФИКАЦИИ В МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ

Цифровизация образования предполагает широкое использование в обучении мобильных и интернет-технологий, притом не только как инструментов, но и как «среды существования», открывающей новые...

«Использование диалоговой технологии в методическом сопровождении ДОУ, как средство повышения профессиональной компетентности педагогов, в том числе для выстраивания модели педагогического партнерства с семьями воспитанников»

в статье рассказывается о разнообразных формах методического сопровождения педагогов, в основе которых лежит диалоговая технология с целью повышения педагогического профессионализма педагогов, направл...