«Использование диалоговой технологии в методическом сопровождении ДОУ, как средство повышения профессиональной компетентности педагогов, в том числе для выстраивания модели педагогического партнерства с семьями воспитанников»
статья

Балашова Ольга Алексеевна

в статье рассказывается о разнообразных формах методического сопровождения педагогов, в основе которых лежит диалоговая технология с целью повышения педагогического профессионализма педагогов, направленного на улучшение качества образовательной деятельности с воспитанниками, а также на совершенствование модели педагогического партнерства с семьями воспитанников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Использование диалоговой технологии в  методическом сопровождении  ДОУ, как средство повышения профессиональной компетентности педагогов, в том числе для выстраивания модели педагогического партнерства с семьями воспитанников»

Аннотация: в статье рассказывается о разнообразных формах методического сопровождения педагогов, в основе которых лежит диалоговая технология с целью повышения педагогического профессионализма педагогов, направленного на улучшение качества образовательной деятельности с воспитанниками, а также на совершенствование модели педагогического партнерства с семьями воспитанников.

Ключевые слова: профессиональная компетентность, компетентностный подход, диалоговая технология, бережливые технологии, арт-методики, проектная деятельность.

Актуальность проблемы подготовки высококвалифицированного, свободно мыслящего, активно действующего  воспитателя дошкольного образовательного учреждения на современном этапе  очевидна для всех. Только зрелость личностной, профессиональной позиции воспитателя обеспечивает замену традиционных ценностей обучения на ценности развития личности дошкольника. Анализ понятия профессиональной компетентности педагога с точки зрения психологии позволяет выделить несколько качеств, которыми должен обладать современный педагог: стремление к личностному развитию и креативность; мотивация и готовность к инновациям; понимание современных приоритетов дошкольного образования, способность и потребность в рефлексии [4]. Компетентностный подход – освоение специалистом различного рода умений, позволяющих  ему эффективно действовать в нестандартных ситуациях профессиональной, личной, общественной жизни [6].

Для повышения профессиональной компетентности педагогов  актуально использование диалоговой технологии в системе образования взрослых. Педагоги не получают готовые знания, а проектируют способы решения какой-либо проблемы в процессе самостоятельного изучения методической литературы, сравнения и анализа разных точек зрения во время дискуссий, деловых игр. Диалоговая технология – это интерактивное обучение,  содержанием которой  является непосредственное  и активное участие  и взаимодействие всех педагогов как субъектов образовательного процесса, объединенных общим вопросом обсуждения. Интерактивность происходит в режиме беседы, диалога.  Главная ценность диалоговой технологии состоит в том, что она позволяет управлять активностью педагогов, в ходе которой сознательно формируются новые понятия и  содержание работы, а также формируется способность мыслить самостоятельно, принимать решения и стремиться к самообразованию. В любой диалоговой технологии, какую не выбери, есть следующие компоненты [3]:

  1. Старший воспитатель-коммуникатор. Он задает смысловую направленность диалога и деятельности.
  2. Код коммуникации – устный или письменный диалог.
  3. Результат - обратная связь диалога.

Я применяю  следующие интерактивные методические формы:

  • консультация в форме эвристической беседы, когда идет чередование высказываний опытных и начинающих воспитателей на серию вопросов от меня, старшего воспитателя, по общей актуальной теме;
  • встреча творческих микро групп с лидерами, когда идет самостоятельное изучение темы каждой группой, а потом при общем сборе идет обмен мнениями, спор, предложения вариантов решения и внедрение в практику своей работы;
  • «Эстафета педагогического мастерства» – соревнования между несколькими группами педагогов, когда один освещает проблему, другие продолжают и вместе раскрывают ее, а последний участник подводит итоги и делает выводы;
  • «Консультация - парадокс или консультация с запланированными ошибками». В начале такой консультации я объявляю, что в изложении будет допущено определенное количество ошибок и предлагаю фиксировать правильные и неправильные положения консультации. После изложения темы проводится работа над ошибками;
  • «Союз единомышленников» - наиболее простая форма группового взаимодействия, когда педагоги сидят в большом кругу и беседуют по теме;
  • «Педагогический ринг»,  «Педагогический аукцион», когда в основе лежит спор профессионалов по конкретной педагогической ситуации, в результате которого рождается верное методически грамотное решение;
  • «Имитационные игры», в которых педагоги имитируют свою деятельность на занятии, прогулке, в игре, т.е. как бы руководят этими процессами, но с воображаемыми детьми, отрабатывают методику проведения какого-либо процесса
  • «Коучинг-сессия» - интерактивное общение, развивающее индивидуальное консультирование в форме дискуссии «вопрос-ответ». В данном процессе осуществляется поддержка педагогов, которые ставят перед собой задачи профессионального и личностного роста, повышающие профессиональную эффективность. Принимается в работе с активными педагогами.
  • «Педагогическое ателье» или «Педагогическая мастерская», когда  педагог - мастер знакомит членов педагогического коллектива с основными идеями своей воспитательно –

образовательной системы и практическими рекомендациями  по ее реализации.

  • «Мастер-классы», когда педагоги собираются для выполнения практических заданий  

  В результате проведенной   работы педагоги стали более открытыми и гибкими в общении, инициативными и  самостоятельными. У них появилось умение аргументировано отстаивать в дискуссиях с коллегами  свою  профессиональную позицию, умение находить несколько способов решений или выхода из проблемной ситуации, определять наиболее рациональный вариант, обосновывать свой выбор, развился навык публичных выступлений.

Качественно изменилась образовательная деятельность с детьми. Улучшилось качество образовательного процесса за счет применения инновационных технологий, а именно: бережливые технологии, арт-методики,  проектная деятельность.

Цель бережливых технологий: повысить производительность труда в образовании.

Главные задачи:

− создание оптимальных условий для внедрения методов и инструментов бережливого производства в деятельность ДОУ;

− формирование бережливого мышления участников образовательного процесса (педагоги, воспитанники, родители); [2]

В ДОУ реализовано пока четыре бережливых проекта, в которые мы активно подключили и наши семьи:

  • «Оптимизация хранения и размещения материалов для организации творческой деятельности детей дошкольного возраста»;
  • «Оптимизация размещения и хранения материала для занятий в методическом кабинете»;
  • «Решение проблемы по сокращению времени пребывания детей в раздевалке

при сборе на прогулку»;

  • «Визуализация и навигация УМК в методическом кабинете».

В этом учебном году воспитатели групп  раннего возраста начали работу по комплексной образовательной  программе  «Теремок» для групп раннего возраста под ред. И.А. Лыковой. Программа предлагает использовать педагогам, работающим с детьми от года до трех лет в своей педагогической деятельности различные авторские арт-методики, которые направлены на гармонизацию эмоционального состояния и повышение самооценки «растущего человека» и расширение его социокультурного и художественного опыта в условиях свободной деятельности. В основе арт-методик – разные виды сотворчества взрослого и детей. Педагог-психолог использует арт-методику Скворцовой Т.П. «Рисование на песке» с использованием светового стола. Воспитатели первой группы раннего возраста применяют в работе две арт-методики: Теплова А.Б. «Тряпичная кукла – пеленашка» и Лыковой И.А. «Веселые мукосольки» тестопластика для малышей. Воспитатели второй группы раннего возраста применяют две арт-методики: Файзуллаевой Е.Д. и Фицнер Т.Д. «Альтернативное рисование тканью с использованием конструктора «Шифоновая радуга» и Суздальцевой Л.В «Фольклор нас учит говорить» . В такой совместной творческой деятельности сам педагог тоже развивается и раскрывается рядом с маленьким ребенком [5].

В методическом кабинете появилась богатая педагогическая  копилка «Паспорта проектов». Воспитатели оформляют свою проектную деятельность в презентации и портфолио. Воспитанникам и родителям предлагается принять участие в самых разнообразных типах проектов:

  • экологических «Мы – юные защитники природы», «Веселый огород»;
  • -патриотических «Дзержинск – наш родной, любимый город», «Наш день Защитника Отечества», «Готовимся к Великому дню Победы», «Узнаем о народных промыслах Нижегородской области»;
  • социальных «Согреем своим сердцем» (с санаторным реабилитационным центром «Пушкино»);
  • физкультурно-оздоровительных «Наш друг-велосипед», «Мой веселый звонкий мяч», «Знатоки спорта»;
  • информационно - практических, творческих «Что такое Новый год?», «Этот удивительный мир космоса!», «Волшебница-Осень!» и другие.  

Проводимая работа обеспечила профессиональный рост педагогов, нацелила их  на использование своих знаний в конкретных ситуациях,  помогла проводить самоанализ деятельности. У педагогов сформировалась культура общения, независимое мышление, существенно изменилась самооценка педагогической деятельности. Педагоги стали более открыты, активны и самостоятельны. В позиции диалоговой технологии  ценно - как было добыто знание педагогами, как они его применяют. Если педагог готов для серьезного и последовательного изменения своего мышления и своей деятельности, это в свою очередь приведет к изменению деятельности воспитанников.

Литература

  1. Белая К.Ю «Методическая деятельность в ДОО в соответствии с ФГОС ДО», М.,ТЦ «Сфера»,2015
  2. Волкова И.А. Отраслевые особенности внедрения системы бережливости // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. 2016. Август № 3(36). С. 21–25.
  3. «Диалоговые технологии обучения студентов», статья Писарева Г.А. преподаватель методик дошкольного образования, сайт «Фестиваль педагогических идей», 2019
  4. Майер А.А., Богославец Л.Г. «Сопровождение профессиональной успешности педагога ДОУ», М., ТЦ «Сфера», 2012
  5. «Педагогические практики. Арт-методики для развития малышей: методическое пособие для реализации комплексной образовательной программы «Теремок»(от дух месяцев до трех лет) /под. ред. И.А. Лыковой, М., ИД «Цветной мир», 2019.

6.     Тимофеева Л.Л.  «Повышение профессиональной компетентности педагога ДОУ». Учебно-методическое пособие. Выпуск 1. «Компетентностный подход в дошкольном образовании», М., «Педагогическое общество России», 2013


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинары-практикумы как средство повышения профессиональной компетентности педагогов в использовании ИКТ в образовательном процессе ДОУ

Представление опыта проведения семинаров-практикумов для студентов УрГППУ и педагогов ДОУ...

Проект" Информационно коммуникационные технологии как средство повышения профессиональной компетентности педагогов"

Описание проекта "Информационно коммуникационные технологии как средство повышения профессиональной компетентности педагогов"...

Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов-участников методического объединения в вопросах современных форм взаимодействия с семьями воспитанников. (из опыта работы МБДОУ «Детский сад №401»)

Районное методическое объединение старших воспитателей.  Предложенный материал поможет повысить уровнь профессиональной компетентности педагогов-участников методического объединения в в...

Обобщенный педагогический опыт на тему: «ИКТ - технологии как средство повышения профессиональной компетентности педагогов в условиях внедрения ФГОС»

За последние годы произошло коренное изменение роли и места персональных компьютеров и информационных технологий в жизни общества. Перспективность  обусловлена современностью  информационной...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ГЕЙМИФИКАЦИИ В МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ

Цифровизация образования предполагает широкое использование в обучении мобильных и интернет-технологий, притом не только как инструментов, но и как «среды существования», открывающей новые...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗВИВАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДОУ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА ПЕДАГОГА.

Аннотация. В статье описывается  использование технологии актуального педагогического опыта  с целью повышения профессионального мастерства педагогов. В процессе  описания актуального п...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗВИВАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДОУ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА ПЕДАГОГА.

В статье описывается  использование технологии актуального педагогического опыта  с целью повышения профессионального мастерства педагогов. В процессе  описания актуального педагогическ...