Мастер- класс по формированию личной безопасности у детей
консультация

Серванская Елена Анатольевна

Очень часто мы страдаем из-за своей собственной неосторожности, из-за неумения или нежелания предвидеть последствия своих необдуманных поступков. Мы забываем принять необходимые меры, чтобы оградить себя и свою семью от чрезвычайных ситуаций. Наименее защищенными и подготовленными к действию в подобной ситуации оказались наши дети. И как ни печально, именно дети страдают на пожарах, на дорогах, на воде, в лесу так как не знают, как вести себя в сложившейся ситуации.

Тема безопасности детей сегодня особенно актуальна. Ведь безопасность – это не просто сумма усвоенных детьми знаний, а правильное поведение в различных жизненных ситуациях.

Необходимо дать детям знания о правильном поведении дома, на улице, в транспорте, в лесу и т.д.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер- класс по формированию личной безопасности у детей

Очень часто мы страдаем из-за своей собственной неосторожности, из-за неумения или нежелания предвидеть последствия своих необдуманных поступков. Мы забываем принять необходимые меры, чтобы оградить себя и свою семью от чрезвычайных ситуаций. Наименее защищенными и подготовленными к действию в подобной ситуации оказались наши дети. И как ни печально, именно дети страдают на пожарах, на дорогах, на воде, в лесу так как не знают, как вести себя в сложившейся ситуации.

Тема безопасности детей сегодня особенно актуальна. Ведь безопасность – это не просто сумма усвоенных детьми знаний, а правильное поведение в различных жизненных ситуациях.

Необходимо дать детям знания о правильном поведении дома, на улице, в транспорте, в лесу и т.д.

Ребенок должен осознанно действовать в той или иной обстановке. У дошкольников обязательно нужно развивать самостоятельность и ответственность, чтобы в опасные моменты своей жизни, они всегда могли адекватно действовать. Задача взрослых состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.

Активизация и закрепление полученных знаний происходит не только в самостоятельной деятельности детей, но и на занятиях.

Мы хотели бы вам предложить следующее задание. Подумайте и скажите, что случилось в сказке и какой урок можно извлечь из данной сказки. Отвечать надо полным ответом.

«Колобок» (ответ)

«Жихарка» (ответ)

«Волк и семеро козлят» (ответ)

«Красная шапочка» (ответ)

«Сказка о спящей царевне и семи богатырях» (ответ)

«Буратино» (ответ)

Для того чтобы сделать ребенка активным в приобретении знаний, предлагается осуществлять их накопление, углубление и систематизацию в основном через дидактические игры.

Преимущество использования дидактических игр, по сравнению с занятиями по обогащению знаний о правилах безопасности жизнедеятельности как компонента ОБП в быту, проявляется в следующем:

  • каждый ребенок максимально активен;
  • имеется возможность дифференцированно осуществлять уточнение и систематизацию знаний детей (в зависимости от их наличного уровня), поскольку игры проводились с подгруппой (от 2 до 8 человек) или индивидуально;
  • поддержание устойчивого интереса дошкольников к данной деятельности и высокий эмоциональный фон.

Нами отобраны и модифицированы 8 дидактических игр и пособий для детей, отвечающих следующим требованиям:

  • реалистичны (изображенные предметы имеют четкие формы, естественный цвет, максимально приближены к реальным объектам);
  • являются занимательными (содержат игровые элементы, задания), красочными, динамичными;
  • отвечают конкретным образовательным задачам;
  • соответствуют возрастным возможностям детей;
  • предназначены как для коллективного, так и для индивидуального использования (Л.В. Артемова, Т.В. Ким, И.И. Кобитина и др.).

Подобранные дидактические игры дают возможность:

  • познакомить детей с источниками опасности в быту, уточнить и систематизировать данные представления, учить различать потенциально опасные предметы;
  • сформировать представления о мерах предосторожности и возможных последствиях их нарушения, о способах безопасного поведения;
  • познакомить с необходимыми действиями в случае опасности.

При этом активно развивается, тренируется внимание, чтобы ребенок мог предвидеть угрозу, чтоб у него воспитывалась выдержка (умение выслушивать товарища не перебивая), бережное отношение к своей жизни и здоровью. Применение игровых атрибутов, наглядных средств (сюжетных и предметных картинок), поощрительных призов вызывает желание дошкольников играть, активизирует их психические процессы. Положительная оценка со стороны игрового персонажа и взрослых позволяет ребенку утверждаться в правильности понимания норм безопасного поведения.

Выбор конкретной дидактической игры определяется тем, какие воспитательно-образовательные задачи выступают в роли доминирующих, для формирования каких представлений о правилах безопасного поведения в быту она предназначена. Игры типа «Что мы знаем о вещах», «Раз, два, три, что опасно - найди», «Подбери игрушку Танюшке», «Соедини по точкам» направлены на закрепление знаний об источниках опасности. В этих играх детям необходимо выбрать из предложенного набора те предметы (картинки), которые могут быть опасны в доме, и объяснить свой выбор. Углублению знаний об угрожающих ситуациях и правилах безопасности посвящены игры «Так и не так», «Сто бед», «Высоко — низко», «Убери на место». В этих играх детям нужно оценить поступок сверстника, изображенного на картинке и обосновать свой выбор, рассказать, как бы они поступили в конкретном случае и почему. На закрепление знаний о действиях в опасных ситуациях направлены игры «Мы — спасатели», «Сто бед» (вариант).

Необходимо отметить, что роль взрослого меняется: при ознакомлении с игрой — как организатор детской деятельности; затем как участник, в дальнейшем с помощью Стобеда наблюдает, поясняет, подсказывает дошкольникам.

Представленные ниже дидактические игры используются в течение всего года, лишь дополняется содержание (картинки) в зависимости от изучаемого вида опасностей.

«ПОДБЕРИ ИГРУШКУ ТАНЮШКЕ»

Задачи: закреплять представления о предметах быта, которыми можно/нельзя играть; развивать внимание; воспитывать чувство взаимопомощи.

Материал:

  • игровая карта с изображением девочки и «веселых» человечков;
  • картинки с изображением различных предметов быта и игрушек.

Ход игры: воспитатель предлагает помочь Танюшке выбрать из предметов, показываемых веселыми человечками, те, которыми можно играть; объяснить, почему нельзя играть остальными.

«РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧТО МОЖЕТ БЫТЬ ОПАСНО - НАЙДИ»

Задачи: закреплять представления об источниках опасности в доме; развивать сообразительность, внимание; воспитывать чувство товарищества.

Правило: не толкаться, не отбирать предметы друг у друга.

Материал: макет или игровой уголок с предметами домашнего обихода, призы (фишки или картинки).

Ход игры. Воспитатель, или Стобед, или ребенок отворачивается и считает до 3—5 (при необходимости до 10), а дети за это время должны взять на макете или в игровом уголке те предметы, которые, по их мнению, могут быть опасны. Затем каждый объясняет свой выбор. Ответы поощряются призами.

«ЧТО МЫ ЗНАЕМ О ВЕЩАХ?» (лото)

Задачи: расширять представления детей о правилах безопасного поведения в быту; развивать внимание, память; воспитывать чувство сотрудничества.

Материал:

  • четыре игровые карты с изображением пореза, ожога, ушиба руки и пожара;
  • картинки с изображением различных бытовых предметов.

Ход игры. В игре принимают участие 4 ребенка, каждый из них берет себе по игровой карте с изображением «травмы». Воспитатель (в дальнейшем ребенок) является ведущим. Он поочередно поднимает картинку с изображением предмета. Участники должны догадаться, к какой травме может привести неправильное обращение с этим предметом, соотнести со своей картой и взять картинку. При отборе ребенок должен объяснить, чем опасен тот или иной предмет, рассказать правила обращения с ним.

«СОЕДИНИ ПО ТОЧКАМ» (пособие)

Задачи: закреплять представления об источниках опасности в быту; развивать мелкую моторику, закреплять навыки пользования карандашом, умение вести линию по точкам; воспитывать умение доводить начатое дело до конца.

Материал: листы с изображением контуров предметов (из точек).

Задание: соединить точки, раскрасить и рассказать, чем опасен данный предмет.

«ТАК И НЕ ТАК»

Задачи: учить отличать опасные для жизни ситуации от неопасных; развивать внимание; воспитывать желание соблюдать правила безопасности.

Материал:

  • 2 карточки — с красным и с зеленым кружком,
  • картинки с изображением опасных и безопасных действий детей.

Правила: под красную карточку (кружок) положить картинки с изображением опасных для жизни действий ребенка, под зеленую — неопасных (разрешенных).

Варианты:

  • индивидуально с воспитателем,
  • несколько детей по очереди, объясняя свой выбор.

Примерное содержание картинок: ребенок сидит, читает, смотрит телевизор, играет со спичками, стоит на подоконнике, пылесосит, включает телевизор в розетку, достает игрушку с верхней полки шкафа, бегает по мокрому полу, играет на балконе и т.п. по всем видам опасных ситуаций.

«СТО БЕД»

Задачи: закреплять представления об опасных ситуациях, которые могут произойти дома, учить правилам безопасного поведения в быту; развивать память, внимание; воспитывать сочувственное отношение к пострадавшему.

Материал: картинки с изображением детей в опасной ситуации дома.

Ход игры: Несколько картинок лежат на столе изображением вниз. Ребенок выбирает любую, рассматривает и рассказывает: что на ней изображено, почему такое случилось с ребенком, что он сделал неправильно, что теперь делать ребенку.

«МЫ - СПАСАТЕЛИ»

Задачи: закреплять представления об опасных ситуациях в быту, о правильных действиях в конкретных ситуациях; развивать внимание; воспитывать сочувственное отношение к пострадавшему.

Материал:

  • игровая карта с тремя пустыми окошками (одно сверху, два — внизу);
  • картинки, на которых изображены дети в конкретных опасных ситуациях;
  • набор карточек с изображением тех действий, которые необходимо выполнить в той или иной ситуации.

Ход игры. На игровую карту воспитатель кладет картинку с изображением опасной ситуации. Ребенок рассматривает ее из всех карточек с изображением действий выбирает две правильные, последовательно раскладывает их.

«Я ИГОЛКИ НЕ БОЮСЬ»

Задачи: закреплять умение безопасного обращения с иголкой; развивать мелкую моторику; воспитывать внимание, усидчивость.

Материал: иголки с нитками, прикрепленные к основанию коробки; пуговицы.

Задания:

  • собрать «пирамиду» из пуговиц, нанизывая их на иголку с ниткой;
  • собрать «бусы», продевая иголку с ниткой в обе дырочки пуговиц.

Кроме дидактических игр на помощь взрослым могут прийти стихи про безопасность для детей. Они в игровой форме познакомят ребят с тем, как нужно себя вести в различных ситуациях, чтобы избежать беды. В стихотворной форме эти правила легко запоминаются.

В уши, нос нельзя совать

Мелкие предметы.

Могут там они застрять -

Помните про это!

И придется вас везти

К медикам в больницу!

Глупо так себя вести,

Просто не годится!

***

Не играйте острыми

Вилками, ножами.

Ведь такой «игрушкой» просто

Что-нибудь поранить.

Будет больно, будет грустно,
Мама наругает...

Неужели вам игрушек

В доме не хватает?

***

На балконе - так и знай!

-Ты на стулья не вставай,

На перила не взбирайся,

Низко не перегибайся –

Это может быть опасно:

Падать сверху так ужасно!!!

***

Много тюбиков и баночек

Есть в шкафах у наших мамочек.

В них хранятся средства разные,

К сожалению, опасные...

Кремы, пасты и таблеточки

Не берите в руки, деточки:

Эта бытовая химия –

Как отрава очень сильная!

***

Если телефон звонит,

Кто-то в трубку говорит:

- И куда же я попал?

Номер я какой набрал?

Как тебя зовут, малыш?

Дома с кем сейчас сидишь? -

Ничего не отвечай,

Просто маму подзывай!

Если взрослых дома нет,

Не веди ни с кем бесед,

«До свидания!» - скажи,

Быстро трубку положи!

***

Если ты газ зажигать не умеешь,

Не подходи, иль потом пожалеешь...

Очень опасно к плите приближаться:

Может она загореться, взорваться...

Мама сама всё согреет и сварит,

Суп приготовит и чайник поставит.

Ты же, малыш, не спеши: подрастешь –

Спичкой конфорку ты сам подожжешь!

***

Когда в кастрюле кипяток,

Не прикасайся к ней, дружок,

И очень осторожен будь:

Ее так просто обернуть!

Поверь: кипящая вода

Была опасною всегда!

***

Друг, по перилам опасно кататься!

Можешь качнуться - и не удержаться,

Или штанами за болт зацепиться...

Больно спиной на ступеньки свалиться!

Или сорвешься в пролет - что тогда?

Это уже по страшнее беда!

Так что собой не рискуй, не катайся,

А по ступенькам спокойно спускайся!

***

Ребята, вам твердят не зря:

Играть со спичками нельзя!

Огонь опасен, к сожаленью,

Для всех людей без исключенья!

Его так трудно потушить -

Он может всё вокруг спалить!

И вот уже в огне - весь дом...

Опасны шалости с огнем!

***

Если вдруг увидишь дым,

Что-то загорается,

Позвони по «01» -

Сразу все уладится.

***

Захочешь форточку открыть –

Старайся осторожней быть:

На подоконник не вставай

И на стекло не нажимай;

А вдруг не выдержит оно?

И расколется окно -

Ты свалиться можешь вниз...

Зачем тебе такой сюрприз?

***

Сынок хотел, как папа, стать

И начал гвоздик забивать;

Попал по пальцу молотком -

На рёв сбежался целый дом...

Малыш, запомни наш совет:

С тобой чтоб не случилось бед,

Еще немного подожди:

Сперва придется подрасти...

***

Дверь входную осторожно

Надо закрывать;

А иначе, друг мой, можно

Пальцы там прижать...

Будет больно - и польются

Слезы в два ручья;

И тебя жалеть сбегутся

Все твои друзья...

***

Если квартира твоя высоко

И добираться домой нелегко,

Пользуйся лифтом, но только учти:

В лифт с незнакомыми - не заходи!

Могут обидеть тебя, напугать...

Можешь серьезно, мой друг, пострадать...

Будь осторожней, всегда берегись

И с незнакомцами в лифт не садись!

***

Ты, малыш, запомнить должен:

Будь с розеткой осторожен!

С ней не должен ты играть,

Шпильку, гвоздь туда совать –

Дело кончится бедой:

Ток в розетке очень злой!!!

***

Если позвонил звонок,

Посмотри сперва в глазок,

В гости кто пришел, узнай,

Но чужим - не открывай!

Если нет глазка, тогда:

«Кто же там?» - спроси всегда,

А не станут отвечать –

Дверь не надо открывать!

***

Дома ты один остался,

Кто-то дверь открыть пытался.

«02» скорее набери

И полицию позови!

***

Пилюли и таблетки

Нельзя тайком глотать!

Об этом наши детки

Обязаны узнать.

Вот если заболеете,

Врача вам позовут,

То взрослые таблетку

Вам сами принесут.

Но если не больны вы,

Таблетки есть нельзя:

Глотать их без причины

Опасно вам, друзья.

Ведь отравиться можно:

В таких таблетках - вред!!!

Так будьте осторожны –

Живите много лет!!!

***

Если мама заболеет,

Не волнуйся и не плачь.

Набери «03» скорее,

И приедет к маме врач.

Таким образом, приобщая ребенка к основам безопасности жизнедеятельности и достижению уровня самостоятельности ведет к здоровому образу жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение на тему: «Формирование личной безопасности у детей дома, на улице и при общении со старшими приятелями».

Личная безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно себя вести в различных ситуациях. Дети могут оказаться в непредсказуемой ситуации на улице и дома, поэтому главной задаче...

Мастер-класс по формированию сенсорных эталонов у детей раннего возраста «Вижу, слышу, чувствую»

Познакомить с приемами формирования сенсорных эталонов у детей раннего возраста.Материалы: игровой стол, конверты с номерами и авторами вопроса, юла со стрелкой, коробка с деревянными и пластмассовыми...

Мастер-класс:" Приёмы формирования связной речи у детей с ОНР"

Презентация опыта работы учителя-логопеда по формированию связной речи у детей с ОНР. Представлены цели и задачи  работы по развитию связной речи у детей, пути реализации данной проблемы в практи...

Мастер-класс.Тема: «Формирование фразеологического словаря у детей старшего дошкольного возраста».Подготовили: воспитатель I квалификационной категории Шляхина Е. К. учитель-лого

Тема: «Формирование фразеологического словаря у детей старшего   дошкольного возраста». Цель мастер класса:Способствовать формированию представления о значении фразеол...

Мастер-класс «Театрализованная деятельность, как способ формирования личной безопасности».

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов по организации формирования и развития осознанного безопасного поведения у дошкольников, используя театрализованную деятельность.  ...

Мастер – класс Тема «Формирование критического мышления у детей среднего возраста»

Развивать у детей критическое мышление, умение анализировать информацию, принимать решение.Расширять знания об окружающем мире, находить следственную связь между предметами.Развивать воображение, речь...

Мастер-класс по формированию здорового правильного дыхания детей "Зима в пакете"

Одна из главных наших задач – это сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей. И наша с вами общая задача – вырастить наших детей здоровыми. Нельзя улучшить свою насл...