Мастер- класс по формированию личной безопасности у детей
консультация
Очень часто мы страдаем из-за своей собственной неосторожности, из-за неумения или нежелания предвидеть последствия своих необдуманных поступков. Мы забываем принять необходимые меры, чтобы оградить себя и свою семью от чрезвычайных ситуаций. Наименее защищенными и подготовленными к действию в подобной ситуации оказались наши дети. И как ни печально, именно дети страдают на пожарах, на дорогах, на воде, в лесу так как не знают, как вести себя в сложившейся ситуации.
Тема безопасности детей сегодня особенно актуальна. Ведь безопасность – это не просто сумма усвоенных детьми знаний, а правильное поведение в различных жизненных ситуациях.
Необходимо дать детям знания о правильном поведении дома, на улице, в транспорте, в лесу и т.д.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass_po_formirovaniyu_lichnoy_bezopasnosti_u_detey.docx | 27.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер- класс по формированию личной безопасности у детей
Очень часто мы страдаем из-за своей собственной неосторожности, из-за неумения или нежелания предвидеть последствия своих необдуманных поступков. Мы забываем принять необходимые меры, чтобы оградить себя и свою семью от чрезвычайных ситуаций. Наименее защищенными и подготовленными к действию в подобной ситуации оказались наши дети. И как ни печально, именно дети страдают на пожарах, на дорогах, на воде, в лесу так как не знают, как вести себя в сложившейся ситуации.
Тема безопасности детей сегодня особенно актуальна. Ведь безопасность – это не просто сумма усвоенных детьми знаний, а правильное поведение в различных жизненных ситуациях.
Необходимо дать детям знания о правильном поведении дома, на улице, в транспорте, в лесу и т.д.
Ребенок должен осознанно действовать в той или иной обстановке. У дошкольников обязательно нужно развивать самостоятельность и ответственность, чтобы в опасные моменты своей жизни, они всегда могли адекватно действовать. Задача взрослых состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.
Активизация и закрепление полученных знаний происходит не только в самостоятельной деятельности детей, но и на занятиях.
Мы хотели бы вам предложить следующее задание. Подумайте и скажите, что случилось в сказке и какой урок можно извлечь из данной сказки. Отвечать надо полным ответом.
«Колобок» (ответ)
«Жихарка» (ответ)
«Волк и семеро козлят» (ответ)
«Красная шапочка» (ответ)
«Сказка о спящей царевне и семи богатырях» (ответ)
«Буратино» (ответ)
Для того чтобы сделать ребенка активным в приобретении знаний, предлагается осуществлять их накопление, углубление и систематизацию в основном через дидактические игры.
Преимущество использования дидактических игр, по сравнению с занятиями по обогащению знаний о правилах безопасности жизнедеятельности как компонента ОБП в быту, проявляется в следующем:
- каждый ребенок максимально активен;
- имеется возможность дифференцированно осуществлять уточнение и систематизацию знаний детей (в зависимости от их наличного уровня), поскольку игры проводились с подгруппой (от 2 до 8 человек) или индивидуально;
- поддержание устойчивого интереса дошкольников к данной деятельности и высокий эмоциональный фон.
Нами отобраны и модифицированы 8 дидактических игр и пособий для детей, отвечающих следующим требованиям:
- реалистичны (изображенные предметы имеют четкие формы, естественный цвет, максимально приближены к реальным объектам);
- являются занимательными (содержат игровые элементы, задания), красочными, динамичными;
- отвечают конкретным образовательным задачам;
- соответствуют возрастным возможностям детей;
- предназначены как для коллективного, так и для индивидуального использования (Л.В. Артемова, Т.В. Ким, И.И. Кобитина и др.).
Подобранные дидактические игры дают возможность:
- познакомить детей с источниками опасности в быту, уточнить и систематизировать данные представления, учить различать потенциально опасные предметы;
- сформировать представления о мерах предосторожности и возможных последствиях их нарушения, о способах безопасного поведения;
- познакомить с необходимыми действиями в случае опасности.
При этом активно развивается, тренируется внимание, чтобы ребенок мог предвидеть угрозу, чтоб у него воспитывалась выдержка (умение выслушивать товарища не перебивая), бережное отношение к своей жизни и здоровью. Применение игровых атрибутов, наглядных средств (сюжетных и предметных картинок), поощрительных призов вызывает желание дошкольников играть, активизирует их психические процессы. Положительная оценка со стороны игрового персонажа и взрослых позволяет ребенку утверждаться в правильности понимания норм безопасного поведения.
Выбор конкретной дидактической игры определяется тем, какие воспитательно-образовательные задачи выступают в роли доминирующих, для формирования каких представлений о правилах безопасного поведения в быту она предназначена. Игры типа «Что мы знаем о вещах», «Раз, два, три, что опасно - найди», «Подбери игрушку Танюшке», «Соедини по точкам» направлены на закрепление знаний об источниках опасности. В этих играх детям необходимо выбрать из предложенного набора те предметы (картинки), которые могут быть опасны в доме, и объяснить свой выбор. Углублению знаний об угрожающих ситуациях и правилах безопасности посвящены игры «Так и не так», «Сто бед», «Высоко — низко», «Убери на место». В этих играх детям нужно оценить поступок сверстника, изображенного на картинке и обосновать свой выбор, рассказать, как бы они поступили в конкретном случае и почему. На закрепление знаний о действиях в опасных ситуациях направлены игры «Мы — спасатели», «Сто бед» (вариант).
Необходимо отметить, что роль взрослого меняется: при ознакомлении с игрой — как организатор детской деятельности; затем как участник, в дальнейшем с помощью Стобеда наблюдает, поясняет, подсказывает дошкольникам.
Представленные ниже дидактические игры используются в течение всего года, лишь дополняется содержание (картинки) в зависимости от изучаемого вида опасностей.
«ПОДБЕРИ ИГРУШКУ ТАНЮШКЕ»
Задачи: закреплять представления о предметах быта, которыми можно/нельзя играть; развивать внимание; воспитывать чувство взаимопомощи.
Материал:
- игровая карта с изображением девочки и «веселых» человечков;
- картинки с изображением различных предметов быта и игрушек.
Ход игры: воспитатель предлагает помочь Танюшке выбрать из предметов, показываемых веселыми человечками, те, которыми можно играть; объяснить, почему нельзя играть остальными.
«РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧТО МОЖЕТ БЫТЬ ОПАСНО - НАЙДИ»
Задачи: закреплять представления об источниках опасности в доме; развивать сообразительность, внимание; воспитывать чувство товарищества.
Правило: не толкаться, не отбирать предметы друг у друга.
Материал: макет или игровой уголок с предметами домашнего обихода, призы (фишки или картинки).
Ход игры. Воспитатель, или Стобед, или ребенок отворачивается и считает до 3—5 (при необходимости до 10), а дети за это время должны взять на макете или в игровом уголке те предметы, которые, по их мнению, могут быть опасны. Затем каждый объясняет свой выбор. Ответы поощряются призами.
«ЧТО МЫ ЗНАЕМ О ВЕЩАХ?» (лото)
Задачи: расширять представления детей о правилах безопасного поведения в быту; развивать внимание, память; воспитывать чувство сотрудничества.
Материал:
- четыре игровые карты с изображением пореза, ожога, ушиба руки и пожара;
- картинки с изображением различных бытовых предметов.
Ход игры. В игре принимают участие 4 ребенка, каждый из них берет себе по игровой карте с изображением «травмы». Воспитатель (в дальнейшем ребенок) является ведущим. Он поочередно поднимает картинку с изображением предмета. Участники должны догадаться, к какой травме может привести неправильное обращение с этим предметом, соотнести со своей картой и взять картинку. При отборе ребенок должен объяснить, чем опасен тот или иной предмет, рассказать правила обращения с ним.
«СОЕДИНИ ПО ТОЧКАМ» (пособие)
Задачи: закреплять представления об источниках опасности в быту; развивать мелкую моторику, закреплять навыки пользования карандашом, умение вести линию по точкам; воспитывать умение доводить начатое дело до конца.
Материал: листы с изображением контуров предметов (из точек).
Задание: соединить точки, раскрасить и рассказать, чем опасен данный предмет.
«ТАК И НЕ ТАК»
Задачи: учить отличать опасные для жизни ситуации от неопасных; развивать внимание; воспитывать желание соблюдать правила безопасности.
Материал:
- 2 карточки — с красным и с зеленым кружком,
- картинки с изображением опасных и безопасных действий детей.
Правила: под красную карточку (кружок) положить картинки с изображением опасных для жизни действий ребенка, под зеленую — неопасных (разрешенных).
Варианты:
- индивидуально с воспитателем,
- несколько детей по очереди, объясняя свой выбор.
Примерное содержание картинок: ребенок сидит, читает, смотрит телевизор, играет со спичками, стоит на подоконнике, пылесосит, включает телевизор в розетку, достает игрушку с верхней полки шкафа, бегает по мокрому полу, играет на балконе и т.п. по всем видам опасных ситуаций.
«СТО БЕД»
Задачи: закреплять представления об опасных ситуациях, которые могут произойти дома, учить правилам безопасного поведения в быту; развивать память, внимание; воспитывать сочувственное отношение к пострадавшему.
Материал: картинки с изображением детей в опасной ситуации дома.
Ход игры: Несколько картинок лежат на столе изображением вниз. Ребенок выбирает любую, рассматривает и рассказывает: что на ней изображено, почему такое случилось с ребенком, что он сделал неправильно, что теперь делать ребенку.
«МЫ - СПАСАТЕЛИ»
Задачи: закреплять представления об опасных ситуациях в быту, о правильных действиях в конкретных ситуациях; развивать внимание; воспитывать сочувственное отношение к пострадавшему.
Материал:
- игровая карта с тремя пустыми окошками (одно сверху, два — внизу);
- картинки, на которых изображены дети в конкретных опасных ситуациях;
- набор карточек с изображением тех действий, которые необходимо выполнить в той или иной ситуации.
Ход игры. На игровую карту воспитатель кладет картинку с изображением опасной ситуации. Ребенок рассматривает ее из всех карточек с изображением действий выбирает две правильные, последовательно раскладывает их.
«Я ИГОЛКИ НЕ БОЮСЬ»
Задачи: закреплять умение безопасного обращения с иголкой; развивать мелкую моторику; воспитывать внимание, усидчивость.
Материал: иголки с нитками, прикрепленные к основанию коробки; пуговицы.
Задания:
- собрать «пирамиду» из пуговиц, нанизывая их на иголку с ниткой;
- собрать «бусы», продевая иголку с ниткой в обе дырочки пуговиц.
Кроме дидактических игр на помощь взрослым могут прийти стихи про безопасность для детей. Они в игровой форме познакомят ребят с тем, как нужно себя вести в различных ситуациях, чтобы избежать беды. В стихотворной форме эти правила легко запоминаются.
В уши, нос нельзя совать
Мелкие предметы.
Могут там они застрять -
Помните про это!
И придется вас везти
К медикам в больницу!
Глупо так себя вести,
Просто не годится!
***
Не играйте острыми
Вилками, ножами.
Ведь такой «игрушкой» просто
Что-нибудь поранить.
Будет больно, будет грустно,
Мама наругает...
Неужели вам игрушек
В доме не хватает?
***
На балконе - так и знай!
-Ты на стулья не вставай,
На перила не взбирайся,
Низко не перегибайся –
Это может быть опасно:
Падать сверху так ужасно!!!
***
Много тюбиков и баночек
Есть в шкафах у наших мамочек.
В них хранятся средства разные,
К сожалению, опасные...
Кремы, пасты и таблеточки
Не берите в руки, деточки:
Эта бытовая химия –
Как отрава очень сильная!
***
Если телефон звонит,
Кто-то в трубку говорит:
- И куда же я попал?
Номер я какой набрал?
Как тебя зовут, малыш?
Дома с кем сейчас сидишь? -
Ничего не отвечай,
Просто маму подзывай!
Если взрослых дома нет,
Не веди ни с кем бесед,
«До свидания!» - скажи,
Быстро трубку положи!
***
Если ты газ зажигать не умеешь,
Не подходи, иль потом пожалеешь...
Очень опасно к плите приближаться:
Может она загореться, взорваться...
Мама сама всё согреет и сварит,
Суп приготовит и чайник поставит.
Ты же, малыш, не спеши: подрастешь –
Спичкой конфорку ты сам подожжешь!
***
Когда в кастрюле кипяток,
Не прикасайся к ней, дружок,
И очень осторожен будь:
Ее так просто обернуть!
Поверь: кипящая вода
Была опасною всегда!
***
Друг, по перилам опасно кататься!
Можешь качнуться - и не удержаться,
Или штанами за болт зацепиться...
Больно спиной на ступеньки свалиться!
Или сорвешься в пролет - что тогда?
Это уже по страшнее беда!
Так что собой не рискуй, не катайся,
А по ступенькам спокойно спускайся!
***
Ребята, вам твердят не зря:
Играть со спичками нельзя!
Огонь опасен, к сожаленью,
Для всех людей без исключенья!
Его так трудно потушить -
Он может всё вокруг спалить!
И вот уже в огне - весь дом...
Опасны шалости с огнем!
***
Если вдруг увидишь дым,
Что-то загорается,
Позвони по «01» -
Сразу все уладится.
***
Захочешь форточку открыть –
Старайся осторожней быть:
На подоконник не вставай
И на стекло не нажимай;
А вдруг не выдержит оно?
И расколется окно -
Ты свалиться можешь вниз...
Зачем тебе такой сюрприз?
***
Сынок хотел, как папа, стать
И начал гвоздик забивать;
Попал по пальцу молотком -
На рёв сбежался целый дом...
Малыш, запомни наш совет:
С тобой чтоб не случилось бед,
Еще немного подожди:
Сперва придется подрасти...
***
Дверь входную осторожно
Надо закрывать;
А иначе, друг мой, можно
Пальцы там прижать...
Будет больно - и польются
Слезы в два ручья;
И тебя жалеть сбегутся
Все твои друзья...
***
Если квартира твоя высоко
И добираться домой нелегко,
Пользуйся лифтом, но только учти:
В лифт с незнакомыми - не заходи!
Могут обидеть тебя, напугать...
Можешь серьезно, мой друг, пострадать...
Будь осторожней, всегда берегись
И с незнакомцами в лифт не садись!
***
Ты, малыш, запомнить должен:
Будь с розеткой осторожен!
С ней не должен ты играть,
Шпильку, гвоздь туда совать –
Дело кончится бедой:
Ток в розетке очень злой!!!
***
Если позвонил звонок,
Посмотри сперва в глазок,
В гости кто пришел, узнай,
Но чужим - не открывай!
Если нет глазка, тогда:
«Кто же там?» - спроси всегда,
А не станут отвечать –
Дверь не надо открывать!
***
Дома ты один остался,
Кто-то дверь открыть пытался.
«02» скорее набери
И полицию позови!
***
Пилюли и таблетки
Нельзя тайком глотать!
Об этом наши детки
Обязаны узнать.
Вот если заболеете,
Врача вам позовут,
То взрослые таблетку
Вам сами принесут.
Но если не больны вы,
Таблетки есть нельзя:
Глотать их без причины
Опасно вам, друзья.
Ведь отравиться можно:
В таких таблетках - вред!!!
Так будьте осторожны –
Живите много лет!!!
***
Если мама заболеет,
Не волнуйся и не плачь.
Набери «03» скорее,
И приедет к маме врач.
Таким образом, приобщая ребенка к основам безопасности жизнедеятельности и достижению уровня самостоятельности ведет к здоровому образу жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сообщение на тему: «Формирование личной безопасности у детей дома, на улице и при общении со старшими приятелями».
Личная безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно себя вести в различных ситуациях. Дети могут оказаться в непредсказуемой ситуации на улице и дома, поэтому главной задаче...
Мастер-класс по формированию сенсорных эталонов у детей раннего возраста «Вижу, слышу, чувствую»
Познакомить с приемами формирования сенсорных эталонов у детей раннего возраста.Материалы: игровой стол, конверты с номерами и авторами вопроса, юла со стрелкой, коробка с деревянными и пластмассовыми...
Мастер-класс:" Приёмы формирования связной речи у детей с ОНР"
Презентация опыта работы учителя-логопеда по формированию связной речи у детей с ОНР. Представлены цели и задачи работы по развитию связной речи у детей, пути реализации данной проблемы в практи...
Мастер-класс.Тема: «Формирование фразеологического словаря у детей старшего дошкольного возраста».Подготовили: воспитатель I квалификационной категории Шляхина Е. К. учитель-лого
Тема: «Формирование фразеологического словаря у детей старшего дошкольного возраста». Цель мастер класса:Способствовать формированию представления о значении фразеол...
Мастер-класс «Театрализованная деятельность, как способ формирования личной безопасности».
Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов по организации формирования и развития осознанного безопасного поведения у дошкольников, используя театрализованную деятельность. ...
Мастер – класс Тема «Формирование критического мышления у детей среднего возраста»
Развивать у детей критическое мышление, умение анализировать информацию, принимать решение.Расширять знания об окружающем мире, находить следственную связь между предметами.Развивать воображение, речь...
Мастер-класс по формированию здорового правильного дыхания детей "Зима в пакете"
Одна из главных наших задач – это сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей. И наша с вами общая задача – вырастить наших детей здоровыми. Нельзя улучшить свою насл...