Мастер-класс.Тема: «Формирование фразеологического словаря у детей старшего дошкольного возраста».Подготовили: воспитатель I квалификационной категории Шляхина Е. К. учитель-лого
методическая разработка

Шляхина Екатерина Кузьминична

 

Тема: «Формирование фразеологического словаря у детей старшего

   дошкольного возраста».

 

Цель мастер класса:

Способствовать формированию представления о значении фразеологизмов в  развитии выразительности детской речи. Познакомить коллег с формами и методами работы с фразеологизмами.

 

Задачи:

  1. Уточнить представление  участников мастер-класса с понятием, что такое фразеологизмы и их значение в развитии выразительности детской речи.
  2.  Повысить уровень профессионального мастерства педагогов, их мотивацию на системное использование в практике  формы и методы  работы с фразеологизмами.
  3. Создать условия для обретения большинством педагогов своего собственного профессионального стиля, который помог бы дошкольникам реализовывать творческие способности при работе с фразеологизмами, обогащать их эмоциональную сферу жизни.

 

План мастер-класса:   

 

  1. Теоритическая часть.

Просмотр презентации по теме «Формирование фразеологического словаря детей старшего дошкольного возраста».

 

  1. Практическая часть:

Подгрупповое сочинение сказки и определения « Кто такой воспитатель?» с использованием фразеологизмов.

 

  1. Заключительная часть:
  2. Рефлексия: просмотр презентации «Галерея фразеологизмов».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master_klass_frazeologizmy_1.doc613.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                МБДОУ «Детский сад «Аленка»

                                                       Мастер-класс

     Тема: «Формирование фразеологического словаря у детей старшего дошкольного возраста».

                                               Подготовили:

воспитатель

I квалификационной категории

 Шляхина Е. К.

                                                                       

учитель-логопед

I квалификационной категории

Гарнова Н. Н.

                                                                                   

                                     

                                          п.Тюльган 2019 год.   октябрь

 

   Тема: «Формирование фразеологического словаря у детей старшего

   дошкольного возраста».

Цель мастер класса: 

Способствовать формированию представления о значении фразеологизмов в  развитии выразительности детской речи. Познакомить коллег с формами и методами работы с фразеологизмами.

Задачи:

  1. Уточнить представление  участников мастер-класса с понятием, что такое фразеологизмы и их значение в развитии выразительности детской речи.
  2.  Повысить уровень профессионального мастерства педагогов, их мотивацию на системное использование в практике  формы и методы  работы с фразеологизмами.
  3. Создать условия для обретения большинством педагогов своего собственного профессионального стиля, который помог бы дошкольникам реализовывать творческие способности при работе с фразеологизмами, обогащать их эмоциональную сферу жизни.

План мастер-класса:        

  1. Теоритическая часть.

Просмотр презентации по теме «Формирование фразеологического словаря детей старшего дошкольного возраста».

  1. Практическая часть:

Подгрупповое сочинение сказки и определения « Кто такой воспитатель?» с использованием фразеологизмов.

  1. Заключительная часть:
  2. Рефлексия: просмотр презентации «Галерея фразеологизмов».

                       

                              Ход мастер-класса:

«Мы должны вводить детей в сокровищницу

 нашего богатейшего языка, но для этого

 мы сами должны уметь пользоваться

её сокровищами»

Е.И. Тихеева

1.Теоретическая часть:

   Одной из актуальной проблемы обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста  является овладение образно-выразительными средствами общения.

   Фразеологизмы являются одним из источников развития выразительности детской речи и находят свое отражение в произведениях художественной литературы и устного народного творчества, в том числе и в малых фольклорных формах. Художественная литература, фольклор дают прекрасные образцы русского языка, подражая которым ребенок успешно учится родному языку. Что же такое фразеологизмы?  Фразеологизм - устойчивое сочетание слов, применяемое в определенной ситуации и выражающее смысл,  не связанный с каждым из употребленных слов в отдельности.

Во многих фразеологизмах нельзя менять даже порядок слов. Фразеологизмы воспроизводятся в речи всегда только в таком виде, в котором они закрепились по традиции.

   С детьми младшего возраста эта работа нецелесообразна, так как только к старшему дошкольному возрасту у детей развивается осмысленное восприятие, проявляющееся в понимании содержания и нравственного смысла произведения, в особенности замечать и выделять средства выразительности.

   Словарь ребенка старшего дошкольного возраста насыщен в достаточной мере для того, чтобы была предоставлена возможность открытия всего богатства родного языка.  

   Если ваш ребёнок спросит: «Когда мы пойдём кино?», а в ответ услышит фразу: «Когда рак на горе свистнет», то очень удивится. Малыш обязательно заинтересуется: «А разве раки умеют свистеть?» В основе таких историй лежит интересное явление языка — способность слов соединяться в целостные выражения, используемые в речи в переносных значениях. Так выражение «делать из мухи слона» (Вопрос к аудитории-Что означает ?)- означает «сильно преувеличивать или придавать чему-нибудь незначительному большое значение», а «грести деньги лопатой»  (Вопрос к аудитории -Что значит ?)- «много получать, зарабатывать, наживать. Но именно использование таких оборотов придаёт нашей речи яркость, убедительность, выразительность и эмоциональную окраску.

   Очень важным является создание необходимых условий для формирования у детей способности к овладению образно-выразительными средствами языка, как необходимой предпосылки гармоничного развития личности.

Условия для успешного формирования фразеологического словаря:

- отбор фразеологических единиц с учетом детского понимания и восприятия текста, необходимости для общения и познания;

- наглядные методы и приемы;

- создание условий для формирования навыков употребления фразеологических единиц в речевой практике.

Виды детских практик в формировании словаря фразеологизмов:

- игра;

- ознакомление с художественной литературой;

- фольклорные праздники и развлечения;

- занятия в творческой мастерской (рисование, лепка, аппликация и др.);

- драматизации, инсценировки;

- рассматривание иллюстраций, сюжетных картинок.

   В работу необходимо включать те фразеологизмы, смысл которых детям будет ясен при создании определенной ситуации или при соответствующем объяснении. Такую речевую работу можно вести на материале любой лексической темы. Основывается такая работа на ведущей деятельности детей этого возраста — игровой. Поэтому проходит интересно для детей и педагогов.

Работа проводится поэтапно.

 I этап: Ознакомительный.

 II этап: Основной.

III этап: Заключительный.

В процессе этой работы решаются следующие задачи:

1 . Усвоение переносного значения слова детьми.

2. Становление словесного творчества.

3. Развитие образно-выразительной речи детей.

4. Понимание содержание текстов художественной литературы.

5. Формирование интереса к родному языку у детей и родителей.

 1.  Ознакомительный этап.

   Знакомство с фразеологическим оборотом. На этом этапе необходимо привлечь внимание детей к необычным выражениям. Детям задаются вопросы типа: «Как ты понимаешь такое выражение?», «Когда так говорят?» Фиксируется понимание детьми фразеологического оборота (без уточнений и исправлений).    

  2.  Основной этап.

 Толкование фразеологического оборота. На этом этапе следует учить детей воспринимать, понимать и использовать простые по содержанию, доступные им выражения из народно-разговорной фразеологии.

   При работе над фразеологизмами можно использовать следующие дидактические игры и упражнения:

  1. Подбор картинок или иллюстраций к образным выражениям. (Детям предлагается определить и назвать, какие картинки могут быть связаны с этими  словами - нос, глазки, тарелка,уши, зубы, язык) .
  2. Задание «Подбери к картинке выражение».
  3. Игра - «Фразеологический зверинец».
  4. Задание: «Определи значение фразеологизма»

  1. Заключительный этап.

Проводится анализ ответов детей.    

   Обсуждение с детьми фразеологизма "Глаза разбежались" может быть осуществлено таким образом:

Кто мне подскажет, что означает такое выражение: "глаза разбежались"? В каких случаях так говорят? Я дам три варианта ответа, а вы попробуете выбрать правильный вариант.

"Глаза разбежались" это означает, что:
- в сказке глазки побежали гулять по дорожке...
- тяжелое заболевание при котором каждый глазик вертится сам по себе и смотрит куда хочет...
- вокруг так много интересного, что глаза смотрят то на одно, то на другое и ничего выбрать не могут, так всё сразу нравится....

Посмотрите, вот на картинке у мальчика тоже глаза разбежались, как Вы думаете,  почему?

   Итак, "Глаза разбежались" - так говорят, про человека, когда он из многих вариантов никак не может выбрать что-то одно....

Подобным образом разбираются и другие фразеологизмы.

2. Практическая  часть:

 А сейчас, уважаемые коллеги мы предлагаем Вам ненадолго стать детьми и    окунуться  в интереснейший мир фразеологизмов!

Слайд 1.  - Ребята, посмотрите, что нарисованно на картинке?

 

 Конспект НООД в старшей группе ДОУ «Загадочные слова» (фразеологизмы)

Д: Руки.

- А для чего нам нужны руки?

Д: Чтобы ими работать, трудиться, помогать всем. (Шить, стирать, рисовать, одеваться).

- А как говорят про людей, которые очень много работают и все умеют делать?

Д: Они работают «не покладая рук».

- Вы запомнили это выражение? Повторите еще раз.

СЛАЙД 2:

https://pbs.twimg.com/media/DvlxX2uX0AMLqPQ.jpg

- Давайте посмотрим другую картинку. Здесь нарисована плачущая девочка, слезы текут в три ручья. Как вы думаете,  какое выражение подходит к этой картинке?

Д: «Лить слезы в три ручья». Это говорят, когда кто-нибудь плачет, капризничает, хнычет и льет очень много слез. А вы так делаете? 

Д: Нет.

- Молодцы!

Давайте еще раз скажем, как говорят про плачущих постоянно людей. (Они льют слезы в три ручья). Запомнили.

СЛАЙД 3:

https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/1364974/5b9581d1-a0e0-45c8-af22-6cd1435c5458/s1200

- Посмотрите, а что здесь нарисовано? Правильно, глаз. А для чего нам нужны глазки? 

Д: Чтобы видеть.

- А как нужно относиться к глазам?

Д: Бережно

В: Правильно, раньше говорили  «хранить, как зеницу ока».. Давайте еще раз его повторим. Молодцы.

СЛАЙД 4:

- Посмотрите, а что здесь нарисовано?

Д: Два сердечка .

– Что  можно сказать про это?

Д: Что эти два сердечка любят друг друга, живут дружно, не ссорятся, помогают друг другу, т. е. можно сказать «живут, душа в душу».

- Запомните и это выражение.

   Вот мы с вами и рассмотрели все картинки, постарались и поняли, что они обозначают.

-А теперь послушайте сказку !

 Сказка.

В некотором царстве, в некотором государстве жил царь и было у него две дочки. Одну дочку в детстве злая ведьма заколдовала и превратила ее в капризную, плачущую, постоянно недовольную девочку. Все стали звать ее «Слезинка». И была другая девочка, которая всегда трудилась, была доброй, ласковой, умела шить, стирать и печь пироги, она всегда работала и заботилась о своем отце и сестре. И звали ее «Мастерица».

И вот однажды Мастерица решила найти эту ведьму, которая заколдовала ее сестру и отправилась в дорогу. Долго ли коротко, но дошла она до заколдованного леса и встретилась ей на пути голубка, попавшая в сети. Пожалела ее Мастерица, выпустила ее из сети. Та голубка была не простая, а добрая волшебница. И волшебница  отблагодарила девушку, дала ей волшебное перышко, и наказала хранить его, беречь, не выпускать из рук пока она идет обратно. Это перышко поможет ей расколдовать сестру.

Пошла Мастерица домой и дотронулась тем перышком до сестрицы и спали колдовские чары. И превратилась Слезинка в улыбающуюся, ласковую и добрую девочку. Поблагодарила она сестру. И стали они жить еще лучше прежнего. В любви, достатке, согласии и понимали друг друга. Вот и сказке конец, а кто слушал молодец.

- Вам понравилась сказка?

-А теперь мы сказку расскажем на новый лад. Вспомним картинки, которые были ранее и расскажем эту сказку так, чтобы в ней встречались эти выражения.

«Работать не покладая рук»,

«Лить слезы в три ручья»,

«Хранить, как зеницу ока»,

«Жить душа в душу».

Сейчас мы разделимся на 2 подгруппы, и каждая подгруппа переделает сказку на новый лад, дополняя, продолжая сюжет с использованием фразеологизмов.

 (Раздаются тексты и схема сказки, чистые листы бумаги)

Кто готов, зачитывает свой вариант сказки.

- Молодцы. Вы очень хорошо рассказали свою версию сказки и достойны аплодисментов!

 Предлагаем немножечко пофантазировать и придумать инсценировку к фразиологизмам:

1группа: «Водить за нос», «Пуганая ворона, куста боиться», «Бросать слова на ветер».

2 группа: «У страха глаза велики», «Кот наплакал», «Водить быка за рога».

- А сейчас ребята, мы предлагаем вам с использование фразеологизмов составить портрет воспитателя.

1группа:

Кто такой воспитатель?  Путеводная нить, путевка в жизнь, груз ответственности, краеугольный камень,
ариаднова нить, прокрустово ложе, вложить душу.
Благодарим за работу! Данный текст заслуживает наших аплодисментов.

2группа:
Кто такой воспитатель?   

 Плевое дело, грести лопатой, гнуть спину, на скорую руку, дело в шляпе,
ни свет, ни заря, на всех парусах, работы непочатый край, как белка в колесе, разрываться на части. не падать духом,  выжатый лимон, язык на плечо, глаза слипаются, держить хвост пистолетом.
Благодарим за работу! Текст 2 группы заслуживает наших аплодисментов.

Спасибо участникам, вы не ударили в грязь лицом, и все прошло как по маслу.

А сейчас я зачитаю наши варианты.  Кто такой воспитатель?

 Текст 1.

Кто такой воспитатель?  Это человек, который должен стать путеводной нитью для своих воспитанников, дать им путевку в жизнь. Далеко не каждый решится взвалить на свои плечи этот груз ответственности.
Краеугольным камнем  нашей профессии является безграничная любовь к детям, к своему делу.
В лабиринте педагогических технологий ариадниной нитью для воспитателя должно стать собственное сердце, чуткое, неравнодушное, наполненное любовью. Именно оно подскажет верный путь. Было бы величайшей ошибкой, если бы воспитатели стали укладывать всех детей в прокрустово ложе, в каждом нужно разглядеть  индивидуальность. Чтобы найти общий язык со своими воспитанниками, нужно вложить душу в каждого ребенка.  


 Текст2.
   Многие считают, что быть воспитателем -  плевое дело. Деньги гребешь лопатой, а спину гнуть не надо. Отвел занятия на скорую руку –  и дело в шляпе. 
 Но мы вам откроем глаза на воспитательскую профессию. Педагог встает ни свет, ни заря, на всех парусах несется в детский сад, а там работы непочатый край! Приходится вертеться как белка в колесе, а иногда даже разрываться на части. Однако воспитатель не падает духом, хоть и к вечеру, как выжатый лимон  тащится домой: язык на плечо, глаза слипаются. Но он и тут не унывает, держит хвост пистолетом, чтобы на следующий день окунуться в работу с головой!

   Уважаемые коллеги, друзья! Мы сегодня не переливали из пустого в порожнее, а работали  не покладая рук. И хоть мы немного устали, но не вышли из терпения, а засучили рукава и завершили работу! Мы призываем вас: обогащайте свою речь фразеологизмами, и вы не раз ещё вспомните нас добрым словом!

  И в заключение нашего мастер-класса мы приглашаем вас отдохнуть и посетить  галерею фразеологизмов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МАСТЕР-КЛАСС Тема: Игровые подходы в развитии коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста

Мастер-класс для воспитателей из опыта работы по игровым подходам в развитии коммуникативных способностей....

Дидактические игры и упражнения как средство формирования пространственного словаря у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня

Дидактические игры и упражнения как средство формирования пространственного словаря у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня...

Роль родителей в формирование активного словаря у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня

У детей с нарушением речи часто отмечается бедность словаря, как активного, так и пассивного, преобладает в основном предметно-бытовая лексика. Дети плохо классифицируют предметы по группам, путают на...

Формирование фразеологического словаря у детей старшего дошкольного возраста

Русский язык очень  богат фразеологизмами. дети выделяют их из речи взрослых, задают вопросы, пытаются самостоятельно найти обьяснение выражениям. Псоле первого использования фразеологизмов ребен...

«Формирование активного словаря у детей старшего дошкольного возраста с ОНР в процессе игровой деятельности»

laquo;Формирование активного словаря у детей старшего дошкольного возраста с ОНР в процессе игровой деятельности»Цель работы: повысить уровень развития словаря у детей дошкольного возраста с ОН...

«Роль родителей в формирование активного словаря у детей старшего дошкольного возраста ОНР III уровня».

В современной системе дошкольного образования пристальное внимание уделяется эффективному воспитанию и обучению детей. Одной из важных задач является подготовка детей к школе.Подготовка к школе включа...