Мастер-класс по формированию сенсорных эталонов у детей раннего возраста «Вижу, слышу, чувствую»
методическая разработка (младшая группа) на тему
Познакомить с приемами формирования сенсорных эталонов у детей раннего возраста.
Материалы: игровой стол, конверты с номерами и авторами вопроса, юла со стрелкой, коробка с деревянными и пластмассовыми телами: по 1 деревянному и 1 пластмассовому кубику, цилиндру, шару, конусу, кирпичику; тарелка с нарезанными кусочками фруктов и овощей, детские тёмные очки с закрывающимися стёклами, баночки стеклянные с сахаром, солью, мукой, крупой, горохом, камешками, семечками, кофеем; графин с водой, стеклянные колбы, мерные ложечки; объёмная разноцветная мозаика; видеозапись с вопросами, экран, диапроектор.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Мастер-класс по формированию сенсорных эталонов у детей раннего возраста «Вижу, слышу, чувствую» | 755.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс
по формированию сенсорных эталонов у детей раннего возраста
«Вижу, слышу, чувствую»
Коханова Светлана Константиновна,
старший воспитатель ГКУ ЦССВ «Маяк»,
Цель: обобщение опыта формирования сенсорных эталонов у детей раннего возраста.
Задачи:
1. Познакомить с приемами формирования сенсорных эталонов у детей раннего возраста.
Материалы: игровой стол, конверты с номерами и авторами вопроса, юла со стрелкой, коробка с деревянными и пластмассовыми телами: по 1 деревянному и 1 пластмассовому кубику, цилиндру, шару, конусу, кирпичику; тарелка с нарезанными кусочками фруктов и овощей, детские тёмные очки с закрывающимися стёклами, баночки стеклянные с сахаром, солью, мукой, крупой, горохом, камешками, семечками, кофеем; графин с водой, стеклянные колбы, мерные ложечки; объёмная разноцветная мозаика; видеозапись с вопросами, экран, диапроектор.
Ход мастер-класса
Теоретическая справка
Моя педагогическая деятельность связана с детьми раннего возраста. Возраст от 1,5 до 3 лет наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопление представлений об окружающем мире.
А. П. Усова верно указывала, что 9/10 накопленного умственного багажа детей дошкольного возраста составляют чувственно воспринимаемые впечатления. Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка, оно необходимо для успешного обучения ребенка. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки.
Профессор Н..М..Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного развития, а М.Монтессори «Впитывающим разумом». Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли), а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е. И. Тихеева, А. В. Запорожец, А. П. Усова, Н. П. Саккулина, Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер и др.) справедливо считали, что сенсорное развитие, направленное на обеспечение полноценного интеллектуального развития является одной из основных сторон дошкольного воспитания.
С детьми раннего возраста я провожу игры — занятия, в которых подача какого — либо материала протекает незаметно для малышей, в практической деятельности. Играя, ребёнок учится осязанию, восприятию, усваивает все сенсорные эталоны.
В своей работе я ставлю и решаю следующие задачи:
- создать условия для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом.
- формировать умения ориентироваться в различных свойствах предметов (цвете, величине, форме, количестве).
Сенсорное воспитание осуществляется в условиях повседневной жизни, в процессе игр, труда, где, по мнению Н. Н. Поддъякова, происходит целостное восприятие ребенком различных явлений и предметов окружающего мира, где некоторые свойства и стороны явлений могут восприниматься недостаточно четко, либо не восприниматься совсем.
Перед ребенком всегда ставится умственная задача. Он старается добиться результата — собрать башенку, собрать бусы и т. д. Цель этих игр — способствовать закреплению качеств предметов (величина, форма, цвет). Дидактическая игра помогает ребенку узнать, как устроен окружающий мир, и расширить его кругозор. Дидактические игры выполняют функцию контроля состояния сенсорного развития детей
Интеллектуальная игра «Что, где, когда»
Ведущий: а сейчас я приглашаю вас на интеллектуальную игру «Что, где, когда». Тема игры «Вижу, слышу, чувствую» (игроки рассаживаются за игровым столом, на котором по секторам разложены конверты с вопросами, в центре - волчок со стрелкой).
Вопросы:
Сколько всего сенсорных эталонов? (пять).
Назовите пять сенсорных эталонов? (зрение, вкус, слух, обоняние, осязание).
Для чего человеку зрение? слух? обоняние? осязание?
Ведущий: А сейчас давайте проверим, как развито у вас: зрение, слух, вкус, обоняние и осязание.
Для вас видео-вопрос от заместителя директора по социальной и воспитательной работе центра (на экране видео-вопрос): «Уважаемые знатоки! В этой коробке находятся разные объёмные тела, определите на ощупь, что это, и из какого материала они сделаны. Благодарю за внимание!»
Игроки опускают руку в коробку и на ощупь определяют и называют разные предметы и материал, из которого они сделаны: деревянный кубик, пластмассовый шар, пластмассовый конус, деревянный цилиндр, деревянный шар, деревянный конус, пластмассовый цилиндр, пластмассовый кубик, деревянный кирпичик, пластмассовой кирпичик.
Ведущий: Для вас подготовила видео-вопрос повар нашего центра» (на экране видео-вопрос): «Уважаемые знатоки! У меня для вас есть что-то вкусное и полезное, а что же это такое вы сможете определить, попробовав это на вкус, выполняя это задание, прошу вас надеть вот эти очки. Желаю вам удачи!»
Игроки определяют на вкус овощи и фрукты.
Ведущий: Вопрос от лаборанта экологической лаборатории (предлагает игрокам пройти в экспериментальную мини-лабораторию, читает вопрос): «Уважаемые знатоки! Рассмотрите и назовите, что находится в стеклянных баночках? Назовите, что из увиденного растворяется в воде, а что нет? После ваших ответов вы можете провести экспериментирование и проверить правильность ваших ответов. Желаю вам успехов!» Игроки определяют и называют содержимое в стеклянных баночках, называют и проводят опыты.
Ведущий: музыкальный руководитель нашего центра со своим вопросом у нас в студии, встречайте!»
Музыкальный руководитель: «Уважаемые знатоки! Внимательно прослушайте музыкальную композицию и назовите, какие прозвучали музыкальные инструменты». Желаю вам удачи!
Ведущий: «И снова видео-вопрос от воспитателя нашего центра» (на экране видео – вопрос): «Уважаемые знатоки! Продолжите собирать гусеницу из мозаики разного цвета по моему образцу. Желаю вам успешно справиться с моим заданием!». Игроки выкладывают объёмную цветную мозаику по заданному образцу (под музыкальное сопровождение).
Ведущий: а сейчас прошу внести черный ящик. В ящике лежат различные предметы. Выберите себе любые предметы и подумайте, как их можно использовать для сенсорного развития детей раннего возраста?
Ведущий: Уважаемые знатоки! Я хочу поблагодарить вас за отличную игру, в которой вы показали свои знания и умения. Предлагаю вам буклеты с описанием игр по сенсорному развитию детей раннего возраста.
Сенсорное воспитание - это развитие его восприятия ребенком и формирование его представления о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее. | ||
Сенсорное развитие происходит в самых различных видах детской деятельности. Особое место отводится играм, благодаря которым происходит накопление представлений об окружающем мире. В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи. В раннем возрасте накапливаются представления о форме, цвете, величине. Сенсорное развитие ребенка является залогом его успешного осуществления разных видов деятельности, формирования различных способностей. Поэтому сенсорное воспитание должно планомерно и систематически включаться во все моменты жизни ребёнка. | Роль взрослого
заключается в стимулировании интереса ребёнка к предметам окружающего мира. Сенсорное воспитание может осуществляться не только через предметную, но и через продуктивную деятельность: рисование, лепка, аппликация, конструирование. В семье необходимо создать предметно-развивающую среду. Игрушки ребёнка должны быть изготовлены из различных материалов, игрушки для построения ряда по возрастанию-убыванию: пирамидки, матрешки и т.д. Игрушки, в которых используются разные принципы извлечения звука. Необходимо иметь несколько видов мозаики, шнуровки, конструкторы, книги с изображением окружающих предметов, животных. Содержание игр направляют взрослых на организацию игрового взаимодействия с ребенком. Поэтому игры с детьми имеют взаимообогащающее, взаиморазвивающее значение. | Игры, направленные на развитие цветовосприятия, ориентировки на величину, зрительную ориентировку на цвет предметов, ориентировки на форму у детей раннего возраста, которые можно использовать дома.
Цель: развивать зрительную ориентировку на цвет предметов методом сличения (такой не такой). Ход игры: Взрослый кладёт перед ребёнком «полянки» и говорит: «Бабочка любит свою полянку, это её домик». Берёт жёлтую бабочку, прикладывает её к красному кругу и говорит: «Это — не такой цвет, не её домик. Вот её домик (прикладывает к желтому кругу). Теперь ты посади всех бабочек на свою полянку». После того как задание выполнено, взрослый обобщает: «Полянка жёлтого цвета, и все бабочки тоже жёлтого цвета».
Цель: вызывать интерес к действиям с предметами окружающего мира, к овладению выявлением их свойств, практическим способом. Ход игры: Взрослый даёт ребёнку один из мячиков, предлагает спрятать в коробочку и закрыть её подходящей крышкой. В случаях затруднения показывает, что большой мячик в маленькую коробочку не входит, фиксируя результат действий: «Видишь, мячик большой, а коробочка маленькая. Давай спрячем его в большую коробку». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические игры, как средство формирования сенсорных эталонов у детей раннего возраста
В данном материале представлены дидактические игры с помощью которых у детей раннего возраста можно знакомить с сенсорными эталонами. Данные игры можно использовать в домашней обстановке, что является...
"Система работы по формированию сенсорных эталонов у детей раннего возраста с тяжелым нарушением речи".
Формирование усвоения сенсорных эталонов у детей раннего возраста с тяжелым нарушением речи,через систему развивающих игр. Перспективный план работы по месяцам; перечень игр и игровых упражнений; Пере...
Формирование сенсорных эталонов у детей раннего возраста посредством дидактических игр
Сенсорное развитие служит основой познания мира. Видные представители дошкольной психологии и педагогики Я.А. Коменский, Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, Е. И. Тихеева, ...
Выступление на медико-педагогическом совете "Формирование сенсорных эталонов у детей раннего дошкольного возраста"
Выступление на медико-педагогическом совете "Формирование сенсорных эталонов у детей раннего дошкольного возраста"...
Художественная литература как средство формирования сенсорных эталонов у детей раннего возраста. (Картотека стихов)
Ведущим видом деятельности и основой становления ребенка до 3 лет является предметная игра. С детьми данного возраста проводятся игры-занятия, в которых усвоение какого-либо материала протекает ...
дидактические игры как средство формирования сенсорных эталонов у детей раннего возраста
1.Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по теме исследования2.Рассмотреть основы формирования сенсорных эталонов-величины, цвета и формы в раннем возрасте3.Выявить эффективн...
Реализация ФГОС ДО: дидактическая игра как средство формирования сенсорных эталонов у детей раннего возраста.
Сенсорное развитие занимает одно из центральных мест в истории дошкольной педагогики....