Мастер-класс:" Приёмы формирования связной речи у детей с ОНР"
презентация к уроку по логопедии (старшая, подготовительная группа) на тему
Презентация опыта работы учителя-логопеда по формированию связной речи у детей с ОНР. Представлены цели и задачи работы по развитию связной речи у детей, пути реализации данной проблемы в практики коррекционной работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Мастер-класс "Развитие связной речи у детей с ОНР". | 2 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Приемы формирования навыков связной речи у детей с общим недоразвитием речи.
Цель: распространить личный педагогический опыт среди широкой аудитории педагогов дошкольного образования. Задачи: 1.Познакомить педагогов с разнообразными методами и приёмами, которые оказывают положительное воздействие на речевое развитие детей. 2. Создать условия для профессионального развития педагогов, в ходе которого приобретается опыт по формированию речевых упражнений для нормального речевого развития детей старшего дошкольного возраста. 3. Формировать индивидуальный стиль творческой педагогической деятельности в процессе инновационной работы.
Связная речь: представляет собой сложную речемыслительную деятельность и является одним из показателей состояния мышления ребенка. Вследствие этого при всех отклонениях в развитии речевой деятельности отмечаются в той или иной степени нарушения связной речи.
Проблемы развития связной речи у детей с онр . Значительные трудности в овладении навыками связной контекстной речи у детей с нарушениями речи обусловлены недоразвитием основных компонентов языковой системы фонетико-фонематического, лексического, грамматического, недостаточной сформированностью , как произносительной (звуковой), так и семантической (смысловой) сторон речи.
задачи коррекционной работы: - закрепление и развитие у детей навыков речевого общения, речевой коммуникации; - формирование навыков построения связных монологических высказываний; - развитие навыков контроля и самоконтроля за построением связных высказываний; - целенаправленное воздействие на активизацию и развитие ряда психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления), тесно связанных с формированием навыков устного речевого сообщения; - формирование у детей навыков построения связных развернутых высказываний в свою очередь включает:
Связное высказывание должно иметь: целостность (единство темы, соответствие всех микротем главной мысли); структурное оформление (начало, середина, конец); связность (логические связи между предложениями и частями ); достаточный объём высказывания; плавность (отсутствие длительных пауз в процессе рассказывания).
Последовательность работы по формированию связной речи в группах учащихся, имеющим нарушения чтения и письма, обусловленные онр .
Знакомство с понятием «предложение». Составление предложений из данных слов. Грамматическое оформление предложений. Составления предложений - полных ответов на вопросы. Составления предложений - кратких ответов на вопросы. Составление предложений по картинке с использованием опорных слов. Составление предложений по картинке с использованием опорных схем.
Деление сплошного текста на предложения. Объединение предложений в связный текст. Работа с деформированными предложениями. Восстановление деформированного текста. анализ и редактирование, составленных текстов.
Упражнения для развития связной речи.
Упражнение на сравнение рассказа и набора слов из него. Рассказ. В зоопарке. Ученики нашего класса ходили в зоопарк. Они видели много зверей. На солнце грелись львица с маленьким львенком. Заяц и зайчиха грызли капусту. Волчица с волчатами спали. Медленно ползала черепаха с большим панцирем. Девочкам очень понравилась лисица. Набор слов. Ученики, зоопарк, видеть, звери, львица, заяц, волчица, черепаха, лисица.
Упражнения на сравнение рассказа и набора бессвязных предложений. Рассказ. Ё жик. Женя и Оля нашли в лесу ёжика. Он лежал тихо. Ребята решили, что ёжик заболел. Оля положила его в корзину. Дети побежали домой. Они кормили ёжика молоком. Затем отнесли его в живой уголок. Там живёт много животных. Дети ухаживают за ними под руководством учителя Зои Николаевны. Она поможет ёжику выздороветь. Набор бессвязных предложений. Женя и Зоя нашли в лесу ёжика. Там живет много животных. Женя учится в третьем классе. Ёжики ловят мышей, ящериц и змей. Учительницу зовут Зоя Николаевна. Оля положила ежа в корзину.
Упражнения на сравнение рассказа и отдельного предложения. Рассказ. Привал Боря, Паша и Петя пошли на прогулку. Тропинка шла мимо болота и обрывалась у реки. Ребята подошли к рыбакам. Рыболов переправил ребят через реку. На берегу они устроили привал. Боря нарубил веток для костра. Петя порезал булку и колбасу. Они поели у костра, отдохнули и вернулись домой. Отдельное предложение. Тропинка шла мимо болота и обрывалась у реки.
Упражнения на сравнение рассказа и его деформированного варианта. Рассказ. Летние каникулы. Наступило жаркое лето. Рома, Слава и Лиза с родителями поехали в Крым. Они купались в Черном море, ходили в зоопарк, ездили на экскурсии. Ребята ловили рыбу. Было очень интересно. Они надолго запомнили эти каникулы. Деформированный вариант рассказа. Они купались в Черном море, ходили в зоопарк, ездили на экскурсии. Ребята ловили рыбу. Рома, Слава и Лиза с родителями поехали в Крым. Они надолго запомнили эти каникулы. Наступило жаркое лето.
Упражнения на сравнение рассказа и его некомплектного варианта. Рассказ. Котенок. У Васи и Кати была кошка. Весной кошка пропала, и дети не могли ее найти. Один раз они играли и услышали над головой мяуканье. Вася закричал Кате: - Нашел кошку и котят! Иди сюда скорее. Котят было пять. Когда они подросли. Дети выбрали себе одного котенка, серого с белыми лапками. Они кормили его, играли с ним и клали с собой спать. Некомплектный вариант . Котенок. У Васи и Кати была кошка. Весной кошка пропала, и дети не могли ее найти. Котят было пять. Когда они подросли. Дети выбрали себе одного котенка, серого с белыми лапками. Они кормили его, играли с ним и клали с собой спать.
Составление рассказа с использованием цепочек ассоциаций.
Что же такое ассоциация ? Ассоциирование — это в широком смысле связывание чего-то с чем-то. То есть ассоциация — это такая связь между двумя или более явлениями (предметами, ощущениями, идеями, словами и т.п.) при которой актуализация одного из них влечет за собой появление другого.
Виды ассоциаций. 1. Свободные ассоциации: за 30 сек написать слова первые пришедшие на ум (норма 10-15 слов). 2. Направленные ассоциации: за 30 сек слова на букву «С». 3. Многоаспектовые ассоциации: за тоже время - все, что может быть белым. 4. Аналогия - на что похож предмет. 5. Ассоциация на действия - как можно использовать предмет. 6. Ассоциация на качество – пример: свеча восковая, автомобильная, аптечная. 7. Перекодирование - слово переводится в рисунок. 8. Качание маятника - поиск связи. Методы или приемы запоминания словесного материала.
каждое слово связывается непосредственно с предыдущим, строго по порядку. Обратите внимание, что
От того, насколько удачные связи между словами вы придумаете, зависит успешность вашего последующего воспроизведения.
Составление цепочки ассоциаций только сначала кажется делом сложным и долгим. Буквально несколько тренировок, и вы научитесь моментально составлять ассоциативные цепочки для запоминания.
Правило № 1. Ассоциации должны быть необычными, нестандартными, невероятными.
Правило № 2. Представляйте ваши ассоциации визуально.
Правило № 3. Преувеличивайте ваши ассоциации.
Правило № 4. Ваши ассоциации должны двигаться.
Слова- предметы. Девочка Солнышко Лисичка Тучка Зайчик Паровозик.
Выводы. Предложенная методика формирует и совершенствует речевые навыки у детей благодаря развитию правильной речевой логики и способности классифицировать упорядоченные образы различных объектов. Простота, лаконичность и ясность символов делают методику легко понимаемой, запоминаемой и используемой детьми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование инновационных технологий в работе по формированию связной речи у детей с общим недоразвитием речи»
Обобщение опыта работы по теме: "Использование инновационных технологий в работе по формированию связной речи у детей с общим недоразвитием речи"Презентация "Составление описательных рассказов по теме...
Преемственность в формировании связной речи у детей с общим недоразвитием речи.
Учить ребенка рассказывать – это значит формировать его связную речь. Овладение связными формами высказываний – сложный и длительный процесс, требующий умелого педагогического воздействия и руководств...
Формирование связной речи у детей с общим недоразвитием речи с использованием приемов наглядного моделирования
Овладение речью – это сложный, многосторонний психический процесс, который зависит от многих факторов. Речевая деятельность начинает формироваться только тогда, когда головной мозг, слух, артикуляцион...
ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ lll УРОВНЯ В ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА...
Консультация учителя-логопеда на тему: «НАСТОЛЬНЫЙ ТЕАТР КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ»
В консультации представлен опыт исппользования настольного театра в качестве вспомогающего звена в работе по развитию связной речи детей с речевой патологией...
Консультация учителя-логопеда на тему: «НАСТОЛЬНЫЙ ТЕАТР КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ»
В консультации представлен опыт использования настольного театра как вспомогательного звена в работе по развитию связной речи детей с речевой патологией...