Использование технологий исследовательской деятельности
консультация (младшая группа)
Каждый дошкольник - маленький исследователь и первооткрыватель, с радостью и удивлением, открывающий для себя окружающий мир. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют, возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Исследовательская активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет все знать, исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya.docx | 26.43 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД «МАРГАРИТКА»
ГОРОДСКОГО ОКРУГА КОТЕЛЬНИКИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
140053 Московская область, город Котельники, Яничкин проезд, д. 11.
тел.(498) 659-89-02, тел./факс (495) 659-89-01
ktln_dsmargaritka@mosreg.ru 0000000000000000000000 000000000 http://margaritka-kotel.edumsko.ru
«Использование технологий исследовательской деятельности
в развитии детей дошкольного возраста»
Подготовил:
Бабаева Аида Рагибовна
2024г.
Каждый дошкольник - маленький исследователь и первооткрыватель, с радостью и удивлением, открывающий для себя окружающий мир. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют, возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Исследовательская активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет все знать, исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться.
Н. Н. Поддьяков выделяет экспериментирование как основной вид исследовательской (поисковой) деятельности. «Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается…»
В ходе исследовательской деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности. Важно не дать этому стремлению угаснуть: чем насыщеннее и разнообразнее деятельность, тем более она значима для ребенка; чем более он подготовлен к осуществлению изучения, исследования мира природы, тем успешнее развиваются и реализуются его способности.
Важно помнить то, что самые ценные и прочные знания – не те, что усвоены путём выучивания, а те, что добыты самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий. Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму». Самое важное то, что ребёнку гораздо легче изучать науку, действуя подобно учёному, проводя исследования и ставя эксперименты, чем получать добытые кем-то знания в готовом виде. Усваивает всё прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.
Умения и навыки исследователя, полученные в детских играх и на специальных занятиях, легко прививаются и переносятся во все виды деятельности. Поэтому наша задача создать полноценные условия для формирования исследовательской компетенции у дошкольников, для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности детей.
Цель моей работы это развитие у детей дошкольного возраста познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию окружающего мира и размышлению.
Задачи:
1. Расширять представления детей о явлениях и предметах живой и неживой природы, с помощью экспериментальной деятельности, выявлять некоторые свойства предметов;
2. Развивать познавательный интерес детей, логику, воображение, мышление, наблюдательность, умение делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи;
3. Воспитывать любознательность, бережное, заботливое отношение к природе, накапливать эмоционально-чувственный опыт в процессе непосредственного общения с природой;
4. Сформировать осознанное, правильное отношение к деятельности человека.
Под элементарной исследовательской деятельностью понимается совместная деятельность взрослого и ребенка, направленная на решение познавательных задач, возникающих в процессе учебной деятельности, в повседневной жизни, игре, труде, т. е. в процессе познания мира.
Основные особенности исследовательской деятельности детей :
1. она направлена на получение новых знаний о мире природы;
2. способствует формированию системы знаний о природе;
3. развивает познавательную активность;
4. способствует развитию мыслительных процессов и операций;
5. оказывает влияние на развитие ребёнка
Изучая новинки методической литературы, наблюдая за детьми, я обратила внимание на замечательное средство интеллектуального развития дошкольников — детское экспериментирование. Процесс познания — творческий процесс, и наша задача — поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.
В младшем дошкольном возрасте использую методы:
1. Метод детского экспериментирования (формирование начальных предпосылок поисковой деятельности)
2. Метод моделирования проблемных ситуаций (вхождение детей в проблемную игровую ситуацию педагогом);
3. Метод проектов (активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации вместе с родителями и педагогом);
В младшем дошкольном возрасте исследовательская деятельность направлена на предметы живой и неживой природы через использование игр-экспериментов и опытов. Экспериментирование включаю в разные формы работы с детьми : экскурсии, прогулки, трудовую деятельность, наблюдения, проведение опытов, организованных как самостоятельная или совместная деятельность.
Одно из главных условий успешной организации исследовательской деятельности это создание предметно-развивающей среды:
1. Зона экспериментирования (для проявления инициативы ребенка и самостоятельного исследования).
2. Центр воды и песка (предназначен для экспериментирования с водой и песком).
3. Природный уголок (для выращивания и ухода за комнатными растениями).
4. Огород на подоконнике (создали для наблюдения за ростом растений).
В группе создан уголок экспериментирования. Дети работают в уголке не только в процессе специально организованной деятельности, но и практикуют индивидуально исследовательскую практику. Моя задача состоит в том, чтобы помочь, ребенку в организации его опытно- исследовательской деятельности.
Центр воды и песка дети используют для изучения свойств песка, воды, воздуха, состава почвы. В центре воды и песка малыши играют: пересыпают песок из ладошки в ладошку, из совка в формочку, закапывают в него различные предметы и откапывают их, строят горки, дорожки. Проводят эксперименты: льют, процеживают через сито, переливают через лейки, через трубочки, плещутся в воде, открывая ее тайны; отправляют в плавание кораблики. Видят и понимают, какие предметы не тонут в воде и почему? Рассматривая песок через лупу, обнаруживают, что он состоит из мелких кристалликов-песчинок, этим объясняется свойство сухого песка – сыпучесть, рассуждают из какого песка можно лепить и строить, из какого нет.
Взаимодействие с растениями помогает детям осознать своё отношение к окружающему миру, развивает наблюдательность, внимание, мышление.
В уголке природы дети получают первые навыки по уходу за растениями, а я личным примером демонстрирую им правильное отношение к объектам природы. Я предлагаю детям самим здороваться с растениями и говорить им ласковые слова. Обязательно хвалю за заботу о комнатных растениях, сообщаю родителям, как они хорошо и умело помогают взрослым.
Каждый год организую вместе с детьми «Зимний огород на окне».
Огромный интерес у детей вызывает процесс посадки лука, укропа, петрушки. Дети учатся совместно работать, ухаживают и наблюдают за результатом своего труда. Рассказываю о пользе выращенных растений. Стараюсь подвести понимание детей к тому, что без воды, света и тепла растение не выживет.
В работе с детьми использую те формы деятельности, которые доставляют ребёнку радость, гармонично его развивают. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы. Детям нравится деятельность, на которой вместе с взрослыми они совершают свои первые открытия, учатся объяснять и доказывать. Благодаря опытам дети сравнивают, сопоставляют, делают выводы, высказывают свои суждения и умозаключения….
Содержание обучения организую в форме игры («Какие разные льдинки», «Разноцветная водичка», «Путешествие капельки», «Куда пропал снеговик», так как именно она является ведущим видом деятельности. В процессе работы, играя с детьми, стараюсь создавать проблемные ситуации, позволяющие ребенку делать какие-то самостоятельные выводы. С помощью игрового персонажа - Незнайки предлагаю детям простейшие проблемные ситуации: «Зачем нужна вода?», «Что поплывёт, что утонет?»,«Что произойдёт если не поливать цветы?
Для младшего дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно мои воспитанники познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений. Для детей 2 младшей группы опыты и наблюдения повторяются, усложняются, переносятся из группы в природную среду.
Метод проектов – один из новых видов деятельности, который сегодня мы активно используем в учебно - воспитательном процессе, что позволяет детям осуществлять первые опыты самостоятельной исследовательской работы. Проведены проекты: «Огород на подоконнике».
Проект «Огород на подоконнике» помог детям лучше познать растительную жизнь. Он расширил представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития растений, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатам своего труда.
Жизненная позиция ребенка закладываются в семье. Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности привлекаю родителей к партнёрской деятельности, так как именно через деятельность человек воздействует на окружающий мир. Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят такие же опыты дома, учатся выдвигать новые задачи и самостоятельно их решать. Я стараюсь пропагандировать детское экспериментирование: веду просветительную работу с родителями, создаю фоторепортажи об исследовательской деятельности детей, провожу выставки «Что за чудо- овощи», «Поделки из природного материала», природоохранные акции «Помоги птицам выжить» (изготовление кормушек, обеспечение кормом). Родители оказывают помощь в сборе коллекций, экспонатов из природного материала, выращивании растений для уголка природы.
Анализируя всё вышесказанное можно сделать вывод, о том, что организованная исследовательская деятельность позволяет педагогу сделать процесс обучения эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников, развивая их познавательную активность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организованная образовательная деятельность педагога с детьми раннего возраста с использованием технологии исследовательской деятельности
Использование современных образовательных технологий в работе с детьми раннего возраста в организованной образовательной деятельности педагога. В представленных конспектах отражена заинтересованность ...
Конспект непосредственной организованной образовательной деятельности по формированию целостной картины мира с использованием технологии исследовательской деятельности.Тема:"Здравствуй, Осень"
Познакомить детей с временем года, осень.- Совершенствовать представления детей о времени года.- Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах листьев;-Активизировать понятие ...
Непосредственно образовательная деятельность на тему: "Увлекательный мир кожи" с использованием технологии: Исследовательская деятельность, для детей подготовительной группы
НОД рассчитана на детей подготовительной группы. На занятии дети посещают "выставку" изделий из кожи, исследуют ее, проводят опыт на непромокаемость кожи. Обобщают полученные знания, делают выводы. В ...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию целостной картины мира и развития речи с использованием технологии исследовательской деятельности в средней группе. Тема: "Покормите птиц зимой"
Методическая разработка непосредственной организованной деятельности по формированию целостной картиной мира с использованием технологии исследовательской деятельности в средней группе....
План-конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию во второй младшей группе "Зайка в гостях у ребят" с использованием технологии исследовательской деятельности
Конспект непосредствено образовательной деятельности с использованием технологии исследовательской деятельности...
Конспект непосредственно образовательной деятельности (развитие речи) в средней группе \'\'Свойства снега\'\' с использованием технологии исследовательской деятельности.
Конспект непосредственно образовательной деятельности (развитие речи) в средней группе детского сада "Свойства снега" с использованием технологии исследовательской деятельности. Цель: закрепить получе...
Конспект досуга с детьми младшей группы «В гости курочка пришла и яичко принесла» ( с использованием технологии исследовательской деятельности, социоигровых технологий)
Конспект досуга с детьми младшей группы " В гости курочка пришла и яичко принесла" ( с использованием технологии исследовательской деятельности, социоигровых технологий)ЗАДАЧИ:-Закрепить знания ...