Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию целостной картины мира и развития речи с использованием технологии исследовательской деятельности в средней группе. Тема: "Покормите птиц зимой"
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа) по теме
Методическая разработка непосредственной организованной деятельности по формированию целостной картиной мира с использованием технологии исследовательской деятельности в средней группе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pokormite_ptits_zimoy.docx | 33.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию целостной картины мира и развития речи с использованием технологии исследовательской деятельности в средней группе.
Тема: «Покормите птиц зимой».
Составил воспитатель : Такташова Анна Валерьевна.
Санкт – Петербург
2015 г.
Программное содержание :
Образовательные задачи :
- Закладывать основы экологического воспитания
-Расширять словарь за счёт имён существительных (снегирь , синица , воробей , голубь , ворона , семена , крупа , зерно , следы ) ; имён прилагательных (короткохвостая , желтогрудая , красногрудая , длиннохвостая ) ; уточняем значение глаголов (скачет , свистит , воркует)
- Активизировать в речи имена прилагательные – антонимы (большой – маленький , длинный – короткий)
- Учить образовывать глаголы от звукоподражаний («чирик-чирик» - чирикает , «кар – кар» - каркает и сложные слова ( птица с красной грудкой – красногрудая , птичка с коротким хвостом – короткохвостая)
- Учить отвечать на вопросы полными ответами
- Учить решать проблемную ситуацию
Развивающие задачи :
- Развивать слуховое и зрительное внимание – отгадывать загадки – рифмовки
- Развивать чувствительность пальцев рук – отличать качества предметов на ощупь
-Развивать речь ,мышление, наблюдательность , любознательность
-Обобщать , устанавливать причинно – следственные зависимости , умение делать выводы
Воспитательные задачи :
- Воспитывать умение работать сообща , аккуратность при работе
- Формировать эмоционально – ценное отношение к окружающему миру
- Воспитывать заботливое отношение к птицам , желание помогать им в трудных зимних условиях
Методы приёма :
-Словесные: - Объяснение ,напоминание , уточнение , оценка деятельности детей , указание , беседа , вопросы , художественное слово .
- Практические :Опыты,эксперименты.
- Динамические паузы : пальчиковая гимнастика « Сколько птиц в кормушке нашей» , физкульминутка « Снегири».
Материалы и оборудование для воспитателя :
- Фигурки из картона птиц – ворона , воробей , голубь , синица , снегирь ; «Снегирь» ( к фигурке привязана нитка) ; разные виды кормушек ; игрушка синички ; кусочки замёрзшего хлеба ; картинки с изображением следов птиц на снегу ( воробья и вороны) ; корм для птиц ( ягоды , хлеб , семечки , зёрнышки , кусочек сала) ; волшебная палочка
- Использование технических средств : Музыкальный центр – аудиозапись «Голоса птиц» из серии « Звуки природы» г. Москва . ООО « Диско ПРО» Лицензия ВАФ № 77 - 228
Материалы и оборудование для детей :
-Жёлтый лист картона , альбомный лист ( на каждого ребёнка)
Интеграция образовательных областей :
- «Здоровье» : Динамические паузы : пальчиковая гимнастика « Сколько птиц в кормушке нашей» , физкульминутка « Снегири».
-«Познание» : Проведение опытов
- « Использование технических средств» : Музыкальный центр – аудиозапись «Голоса птиц» из серии « Звуки природы» г. Москва . ООО « Диско ПРО» Лицензия ВАФ № 77 - 228
- « Безопасность» : Инструктаж по технике безопасности при проведении опытов.
Предварительная работа :
- Конкурс на лучшую кормушку.
- Чтение рассказов и стихотворений о птицах.
Ход НОД :
- я часть : Вводная ( информационно- познавательная )
Загадка :
В. – Послушайте внимательно и отгадайте , о каком времени года сейчас прозвучит загадка.
Дел у меня немало –
Я белым одеялом
Всю землю укрываю ,
Белю поля , дома ,
Зовут меня … (Зима)
В.- Правильно , кончилась осень , а за ней пришла зима. Зима вступила в свои права : дуют холодные ветры , мороз сковал землю , кругом лежит снег , голые деревья скрипят от холода.
В.- Кому хорошо зимой , когда много снега ?
(Детям )
В.- А почему детям хорошо зимой ?
Д.- Зимой можно кататься на санках , лыжах , коньках , лепить снежную бабу .
В.- А кому живётся плохо зимой?
Д.- Птицам плохо живётся зимой.
В. - Почему ?
Д. – Холодно птицам зимой , нет еды .
В.- Голодно птицам , насекомые в зимней спячке , плоды , ягоды , семена трав –под снегом. Мало корма птицы находят зимой. Пуховые ,тёплые перьевые шубки птиц защищают от холода , но не от голода.
Сюрпризный момент:
( Создание мотивации для деятельности.)
В.- Сегодня к нам на занятие прилетела синичка ( показ игрушки синички) . Послушайте , что она нам расскажет :
Чтение стихотворения :
Ну , морозы , ну , морозы ,
Нос наружу – ой – ой – ой !
Даже белые берёзы
В серой корке ледяной .
Даже белки - непоседки
В ожидании тепла
Не снуют на ветки с ветки ,
Не вылазят из дупла
И голодная синица
Тихо плачет у окна :
«Негде греться и кормиться
Ни козявки , ни зерна.
День дымит морозной далью
Ночи стылы и темны ,
Замерзаю , голодаю ,
Не дожить мне до весны !»
В.- Ребята , жалко синичку ? Давайте мы оставим её на нашем занятии. Пускай немного погреется.
В.- Кто же сможет помочь голодающим птицам ?
Д.- ( ответы детей)
В.- Правильно ,птицам на помощь должны прийти люди. И надо спешить ! Дорог каждый час.
В.- Ребята , а вы хотите помочь птицам ? А как?
Д.- (ответы детей)
В.- Правильно , можно сделать и повесить кормушки.
В.- А вы знаете ,синичка прощебетала мне , что у соседней школы она хотела поесть на кормушке корм , но не наелась , потому что он был твёрдый. Я принесла вам эти твёрдые кусочки. Подойдите ко мне . Посмотрите. Потрогайте их пальчиками.
В.- Скажите мне , пожалуйста , какие эти твёрдые кусочки ?
Д. – Замёрзшие, ледяные , очень холодные.
В .- Давайте мы оставим этот корм на блюдечке и посмотрим в конце нашего занятия , что с ним произойдёт.
В.- Ребята , синичка сказала мне , что эти твёрдые кусочки корма были вот в такой кормушке (показ. кормушку без крыши ) , а я вам принесла вот такие ( показ образцов ).
В.- Подумайте и скажите , чем главным отличается синичкина кормушка от моих кормушек ?
Д.- У синичкиной кормушки нет крыши.
В.- Сегодня я вам принесла вот такую красивую кормушку. Посмотрите на неё , потрогайте пальчиками .
В.- Скажите , ребята , из чего она сделана ?
Д.- Она сделана из дерева.
В.- Какая у нас будет кормушка , сделанная из дерева ?
Д.- Деревянная.
В.- Ещё раз хором скажем это слово.
Д.- Де – ре – вян – ная
В.- Посмотрите ,я вам принесла ещё разные материалы , из чего может быть сделана кормушка.
В.- Возьмите в руки жёлтые листочки все по одному. Потрогайте их.
В.- Скажите что у вас в руках ?
Д.- Это картон .
В.- Какая у нас будет кормушка , сделанная из картона ?
Д.- Картонная .
В.- Ещё раз скажем это слово .
Д.- Кар – тон – ная
В.- А теперь возьмите в руки белые листочки все по одному. Потрогайте их.
В. – Ребята , скажите , что у вас в руках ?
Д. – Это бумага
В.- Какая у нас будет кормушка , сделанная из бумаги ?
Д.- Бумажная.
В.- Давайте ещё раз скажем хором это слово.
Д.- Бу - маж - ная.
В.- Молодцы !
В.- Чтобы сделать кормушку для птиц можно использовать бумажный пакет из – под молока или сока или картонную коробку , в которой вырезано отверстие для птичек . А я сделала кормушку для птиц из
коробки ( показ кормушки воспитателем ).
В.- Давайте ,мы пойдём повесим её на наш мольберт и сядем на стульчики.
В.- Только я повесила кормушку , как к ней стали слетаться птицы. Отгадайте загадку , кто же прилетел к ней первым.
1-я загадка :
В серой шубке перьевой ,
И в морозы он герой.
Назови его скорей
Кто там скачет … (воробей)
В.- Кто это?
Д.- Это воробей.
(воспитатель показывает фигурку из картона воробья )
В.- А если их много ,как нам сказать?
Д.- Воробьи .Прилетели воробьи.
В.- Поставим нашего воробышка в кормушку .
( показ её одного воробья)
В.- Посмотрите и скажите какой у воробья хвост короткий или длинный ?
Д.- Короткий.
В.- Хвост у птички короткий , значит птичка какая?
Д.-Короткохвостая.
В.- Скажем ещё раз это слово.
(дети проговаривают это слово по слогам)
В.- Поставим ещё одного воробья в кормушку.
В.- Отгадайте загадку , кто прилетел следующий.
2-я загадка :
Чёрная шапочка
И полоска шарфика
У желтогрудой птицы
По имени … (синица)
В.- Кто это ?
Д.- Это синица. Прилетели синицы.
В.- Поставим нашу синицу в кормушку.
(показ ещё одной синицы )
В.- Какого цвета у синички грудка ?
Д.- Жёлтая.
В.- Грудка у птички жёлтая , значит , птичка какая?
Д.- Желтогрудая.
В. – Скажем ещё раз это слово
(дети проговаривают это слово по слогам)
В. – Поставим ещё одну синицу в кормушку.
В.- Отгадайте следующую загадку.
3-я загадка :
Выпал снег , метут метели ,
А к нам гости прилетели.
На рябину посмотри –
Там расселись … ( снегири)
В.- Кто это ?
Д.- Это снегирь.
(показ снегиря)
В.- Посмотрите и скажите , какого цвета у птички грудка?
Д.- Красная
В.- Грудка у птички красная , значит птичка какая ?
Д. Красногрудая.
В.- Скажем ещё раз это слово.
(дети проговаривают это слово по слогам )
В.- Поставим нашего снегиря в кормушку.
В.- Ребята , ко мне прилетел ещё один снегирь .Он очень замёрз.
(показ снегиря на ниточке )
В.- Давайте подуем на птичку , чтобы отогреть её своим дыханием. Нужно осторожно , чтобы не вспугнуть птичку.
(дети дуют на птицу)
В.- Давайте поставим этого снегиря в кормушку.
В.- Отгадайте загадку:
4-я загадка:
Эти птицы рядом с нами –
Мы зовём их сизарями ,
А зимой в мороз и голод
Не покинет город … ( голубь )
В.- Кто это ?
Д. – Это голубь.
(показ голубя)
В.- А если их много как сказать ?
Д. – Голуби. Прилетели голуби.
В. – Поставим нашего голубя в кормушку.
В. – Послушайте следующую загадку:
5-я загадка:
Сама вся сероватая ,
Походка мешковатая
Важная персона
Зовут её … (ворона)
В. – Кто это ?
Д. – Это ворона.
В.- А если их много ? Как сказать ?
Д. – Это вороны. Прилетели вороны.
В.- Поставим нашу ворону в кормушку.
В.- Пока наши птички слетаются , мы поиграем пальчиками.
Динамическая пауза. ( Пальчиковая гимнастика « Сколько птиц в кормушке нашей» )
Сколько птиц в кормушке нашей
Прилетело мы расскажем:
Две синицы ,
Воробей ,
Шесть щеглов и голубей ,
Дятел в пёстрых пёрышках –
Всем хватило зёрнышек !
В.- Посмотрите , сколько птичек слетелось на нашу кормушку. Надо их подкормить.
(воспитатель достаёт коробку с кормом)
В.- Подойдите ко мне ,выберите корм , которым вы будете угощать наших птичек.
(дети подходят к воспитателю)
В.- Что даст …
Я дам … (ягоды, семечки, зёрнышки, кусочек сала, крупу) .
(повторение состава предложений )
В – Вот вы , какие заботливые и внимательные. Пусть кушают птички. Какой бы ни был мороз , птичка не замёрзнет ,
если будет сыта.
В.- Пока наши птицы осваивают корм , мы с вами превратимся в птичек с красными грудками - в снегирей. Кто хочет стать снегирём ?
Динамическая пауза . ( Физкультминутка « Снегири» )
Вот на ветках посмотри
В красных грудках снегири
Распушили пёрышки
Греются на солнышке.
Головой вертят , улететь хотят
За метелью , за метелью …
В. – И на веточки сели , а мы на стульчики.
В. – О каких птицах мы сегодня с вами позаботились ? Покормили?
Д. – Мы покормили…… (воробья, синичку, снегиря, голубя, ворону)
(повторение состава предложений)
(воспитатель ставит 2-ю кормушку , берёт птиц )
В.- Ребята, посмотрите , только я поставила 2-ю кормушку , ко мне на руку слетелось много птичек. Помогите мне , пожалуйста , посадить птиц в кормушку , но не по одной птице , а по две.
( показ …)
В.- В кормушку сели синица и голубь.
( Далее дети берут птичек , говорят предложение и ставят птиц в кормушку)
Д.- В кормушку сели …
В.- А остальных птиц я посажу под кормушку по трое.
( воспитатель говорит образец )
В.- В кормушку сели воробей , голубь и ворона.
В.- Вот какие молодцы ! Посмотрите сколько много птиц мы посадили в кормушку и накормили . Давайте посмотрим на них и расскажем о наших птицах.
( показ картинок вороны и синицы )
В. – Ворона большая , а синица какая ? ( маленькая )
У синицы хвост короткий , а у вороны какой ? ( длинный)
У вороны клюв длинный , а у синицы какой ? ( короткий)
Синица маленькая , а ворона какая ? (большая)
В.- Ребята , давайте подойдём к окну и посмотрим на нашу кормушку .Вы сейчас закроете глазки , я взмахну волшебной палочкой и на счёт 1 – 2 – 3 окажетесь на улице у нашей кормушки.
( воспитатель взмахивает палочкой 1- 2- 3 )
В.- Мы стоим очень тихо , не двигаясь , не шумя . Будем говорить тихо , чтобы не вспугнуть птиц.
Д/ И « Узнай , чей голос»
( кто - то каркает кар – кар )
В.- Кто это ?
Д.- Это ворона.
В.- Слушаем дальше.
( кто-то чирикает чирик - чирик )
В. – Кто это ?
Д. – Это воробей.
( кто - то воркует гу- гу –гу )
В. – Кто это ?
Д. – Это голубь.
( кто - то свистит цинь – цинь )
В.- Кто это ?
Д.- Это синица.
В. –Много птиц слетелось в зимнюю столовую . Птицы всё летят и летят. Всем им уже не поместиться в кормушке. И они оставили на снегу следы .Это след той птицы ,которая чирикает . Чей это след ? (показ)
Д.- Это след воробья.
В.- Воробей - маленькая птичка и лапки у него маленькие , поэтому следы на снегу остаются тоже какие ?
Д.- Маленькие.
В.- А это след той птицы , которая каркает . Чей это след ? ( показ )
Д.- Это след вороны.
В.- Ворона - большая птичка и лапки у неё большие ,поэтому следы на снегу остаются большие.
В.- Чем следы воробья отличаются от следов вороны ?
Д.- У вороны следы большие, а воробья маленькие.
В.- А сейчас вы закроете глазки , я взмахну волшебной палочкой и на счёт 1-2-3 мы снова окажемся в садике.(дети закрыли глазки). Итак . 1-2-3 ,снова в садике. ( дети открыли глазки )
В.- Давайте подойдём к столу. Посмотрим , что случилось с кусочками корма , которые не смогла съесть наша синичка ( показ блюдца ). Что вы видите ?
Д.- Хлеб и воду.
В.- Что случилось с нашим кормом ?
Д.- Он оттаял.
В.- Хлеб у нас был замёрзший , а когда растаял , появилась вода.
В.- Почему кусочки хлеба замёрзли ?
Д.- Нельзя класть в кормушку сырой корм , иначе он превратится в лёд .Птицы его не смогут есть и останутся голодными.
В.- Как вы думаете , что нам нужно поставить в нашу кормушку . чтобы снег не попадал в неё и корм не намокал ?
Д.- Нужно установить крышу.
В.- Давайте поставим крышу в нашей кормушке.
( воспитатель совместно с детьми устанавливают крышу на кормушке)
В.- А теперь , ребята , послушайте стихотворение :
Чтение стихотворения « Покормите птиц зимой»)
Покормите птиц зимой ,
Пусть со всех концов
К вам слетятся , как домой
Стайки на крыльцо.
Небогаты их корма ,
Горсть одна нужна ,
Горсть одна - и не страшна
Будет им зима.
В.- О чём это стихотворение ?
( ответы детей )
В.- Да , надо заботиться о птицах , чтобы им легче перенести холод. Если мы позаботимся о птицах зимой ,летом птицы позаботятся о наших садах , лесах , парках.
Итог занятия:
В.- Ребята , а чему мы сегодня научились ?
Д.- Мы учились правильно выбирать кормушку. У кормушки обязательно должна быть крыша ,чтобы корм не намокал и мы могли покормить птиц. Учились правильно подбирать корм.
В.- Ребята , посмотрите , наша синица отогрелась в тепле. Она благодарит вас , дети , за заботу и внимание к своим друзьям птицам. Мы возьмём с собой синичку , на прогулке развесим наши кормушки на деревья . Будем постоянно кормить птичек и за ними наблюдать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЦЕЛОСТНОЙ КАРТИНЫ МИРА В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «ОТКУДА ХЛЕБ ПРИШЁЛ НА СТОЛ»
Уточнить и расширить представления детей о происхождении хлеба и его появлении на столе; объяснить, что хлеб пекут из муки, муку получают из зерна, зерно вырастает в поле и т. д.; воспитывать бережное...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию целостной картины мира и речи в средней логопедической группе. «В гостях у русской народной сказки «Репка»
Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию целостной картины мира и речи в средней логопедической группе. «В гостях у русской народной сказки «Репка»...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию целостной картины мира, речевому развитию, социально - коммуникативному и художественно - эстетическому развитию для детей второй младшей группы "Вода - водица".
Детям очень нравится такое занятие, оно очень необычное и очень познавательное....
Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию целостной картины мира с учетом НРК и использованием УМК по изучению татарского языка в старшей группе Тема: «Что мы Родиной зовем?»
Цель: Воспитание патриотических чувств – любви к Родине, интереса к изучению татарского языка, уважения к символике России, Татарстана. Задачи: 1. Дать детям представление, что такое страна, Роди...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по Формированию целостной картины мира в средней группе с использованием интерактивной доски "Зимние забавы"
Конспект непосредственной образовательной деятельности по Формированию целостной картины мира в средней групп...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию целостной картины мира, образовательная область «Познавательное развитие» в средней группе «Домашние животные»
Цель: развитие познавательного интереса к окружающему миру, формирование представлений о домашних животных.Задачи:· Учить выделять и называть характерн...
Конспект непосредственно- образовательной деятельности по формированию целостной картины мира и развитию речи «В мире профессий»
Цель: вызвать у детей к окружающему миру; расширять знания и представления детей о профессиях.Задачи: Образовательные: формировать у детей представления о разных профессиях, показать значимость каждой...