Конспект открытого ОД "Пищеварительная система"
план-конспект занятия (старшая группа)

КАРЛЫШЕВА ОЛЬГА АЛЕКСАНДРОВНА

Занятие по ознакомлению с окружающим

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл olga_aleksandrovna.docx25.76 КБ

Предварительный просмотр:

Цель:

  • сформировать понятие, что такое пищеварительная система, закрепить знания из чего она состоит;
  • формировать у детей желание вести здоровый образ жизни.

Задачи:

Образовательные:

  • Познакомить детей с пищеварительным трактом и его основными отделами.
  • Рассказать о пути, который проходит пища в организме человека;
  • Закрепить представления о том, какая еда полезна, какая вредна для организма:
  • Учить наблюдать за процессами пищеварения в ходе предлагаемых опытов;
  • Учить делать соответствующие выводы, связывая процессы пищеварения протекающие в организме, с таковыми в ходе опытов;
  • Учить называть органы пищеварения.

Развивающие:

  • Развивать любознательность, стремление узнавать о строении человека, о функциях внутренних органов;
  • Развивать стремление бережно относиться к своему организму.

Воспитывающие:

  • Развивать здоровые принципы питания;

Словарная работа:

Расширить пассивный и активный словарь дошкольников

  • пищеварение;
  • пищевод;
  • желудок;
  • тонкий кишечник;
  • толстый кишечник;
  • рот

Методические приёмы:

  • Практический (опыты с шариками, водой, разной по вкусу);
  • Словесный (беседа о пищеварительной системе);
  • Наглядный  (показ презентации – иллюстраций по теме, а также небольшой видеоролик о пути, который проходит пища, плакаты по дидактической);
  • Игровой (обыгрывание «вопроса» о пищеводе, желудочном соке и желудке  со спортивным «тоннелем»);
  • Метод акцентирования на деталях (о тонком кишечнике);
  • Метод интеграции видов деятельности (познавательный, исследовательский);
  • Метод проблемного обучения («Пропал завтрак, который необходимо найти).

Оборудование: воздушные шарики, воронка, сухарики, вода, стакашки сахар, соль, спортивный «тоннель», канат, желтая ткань, слайд анатомический макет человека «Торс»

Ход занятия:

(Залетает Карлсон)

Карлсон: А вот и я!  Вы узнали меня? А может поздороваемся?

Доброе утро!

Собрались все дети в круг

Я твой друг и ты мой друг

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся

(Дети садятся  на стульчики, полукругом)

А вы уже позавтракали? (Да)

Вот и я позавтракал… Вот моя тарелка, вот ложка… А где еда??? (Начинает искать везде) Вы мне не подскажите, где мой завтрак?

( на случай если дети не ответят загадка)

Отгадайте загадку :

Все что мы положим в рот, попадает к нам в…..( живот)

Мой завтрак в животе, как в сундучке. В нем происходят чудесные превращения. А вы любите тайны? Я предлагаю вам стать моими помощниками и раскрыть тайну исчезнувшей пищи .

Нам нужно узнать о том, где побывал наш завтрак,  после того, как попал в рот. Значит, проникнув туда, мы найдем дорогу, по которой ушла пища.

Загадка

- Если б не было его, не сказал бы ничего (рот).

- Для чего нужен рот? (ответы детей).

Рот – является первым этапом пищеварительной системы. Во рту пища измельчается, смачивается слюной, перемешивается.

Что у нас находится во рту?

Дети: Язык, зубы.

Карлсон: Какую работу выполняет наш язык?

Дети: Язык помогает разговаривать, участвует в пищеварении, помогает проталкивать пищу.

Карлсон: Язык определяет вкус продукта, т. к. пища разная на вкус. Какого вкуса бывает пища?

Дети: Горькая, сладкая, кислая, солёная.

Карлсон: Каждый участок языка отвечает за свой вкус. Сегодня мы на опыте «Угадай на вкус» будем определять вкус пищи (карточка-символ – язык).

(Дети встают подходят к столу с опытом)

Опыт 1. «Кто в твой домик» в гости пришел?»  Посмотрите, у меня стаканчики с прозрачной водой, как вы думаете, одинаковая вода во всех стаканчиках? (ответы детей) Подойдите ко мне, возьмите по стаканчику вот с этого подноса (дети пробуют по глоточку соленую, сладкую, или кислую воду. Какая вода? (ответы детей) Чем же отличается вода в этих стаканчиках? (ответы детей) Правильно, вода разная на вкус - сладкая, соленая, кислая. Еще бывает горький вкус, очень неприятный.

 Как вы определили вкус? На языке есть бугорочки которые определяют вкус продукта (это называется вкусовые почки языка).

Дети наклеивают на «Язык» картинки с разными вкусами продуктов.

Вывод: Язык определяет вкус продуктов. Нервные клетки живущие на кончике языка различают только сладкие продукты, на краях языка кислые, соленые, на корне языка горькие продукты.

Карлсон: А для чего нужны зубы?

Дети: Разжевывать и размельчать твердую пищу.

Карлсон: А как надо жевать пищу? Жевать надо тщательно, не торопится. Чем мельче будет пища, тем легче будет её дорога по организму. Есть такая поговорка «Кто долго жует, тот долго живет». И сейчас мы с вами в этом убедимся. Продолжим наше путешествие и узнаем тайну исчезновения пищи. Из ротика по тонкой трубочке - пищеводу она улетела в маленькую пещерку. Вот такую, как на этом макете.

Игровое упражнение и физкультминутка в тоже время:

Посмотрите, ребята, на пол. Сейчас мы все станем пищей, а этот тоннель будет пищеводом. Не расходитесь…Вы все оказались в этом кругу. Давайте подумаем, куда же, пройдя по пищеводу, попадает пища? (в желудок) Желудок у каждого человека расположен сразу под ребрами. Потрогайте рукой. Нашли свой желудок? И у меня есть желудок вот здесь. А у тебя где желудок? Правильно. (Сверху накидывается желтая прозрачная ткань) В желудке есть специальная жидкость. Она называется желудочный сок. Этот сок постепенно пропитывает пищу и растворяет даже ее твердые частички. Всё, еда растворилась, и вы можете занять свои места и посмотреть на экран. (Вот наш желудок) . Желудок- это мешочек с толстыми стенками. Когда мы голодны он какой?

Дети: Как спущенный воздушный шарик.

Сегодня мы на опыте убедимся «Как желудок наполняется и сокращается, переваривая пищу» (карточка-символ – воздушный шарик).

(дети подходят к столу)

Опыт 2. С воздушным шаром «Как желудок наполняется и сокращается, переваривая пищу».  

Здесь вы видите воздушные шарики. Представим, что этот шар и есть наш желудок. Сейчас разделимся на две группы, красные значки наполняют шары сухариками, а зеленые  наполняют шарики супчиком, бульоном (вода). Накидаем в него эти вредные, но такие вкусные сухарики. Потрогайте, каким стал желудок? (твердым, неровным, шероховатым) Трудно ему переваривать такую пищу??? (ещё как). А в этот шарики мы нальем воды, бульончика, супчика. Каким стал желудок??? (гладким, мягким) Ему легко?

(по использованию  шарики  положим   в чашку)

В желудке есть специальная жидкость - желудочный сок. Этот сок постепенно пропитывает пищу и растворяет её. Когда еда в желудок попадает хорошо пережёванная желудку легче с ней справиться.

Желудок начинает работать. Он своими стенками мнет, растирает и перемешивает пропитанную соком пищу, будто бы варит её. Вот поэтому этот процесс и называется пищеварением-варением пищи.

Вывод: Пищу всегда нужно тщательно всю пережёвывать. Плохо пережёванная пища плохо усваивается. Она может поранить стенки пищевода, желудка и кишечника.

 Карлсон: Когда пища хорошо переварится, она переходит в другой отдел пищеварительной системы, который называется кишечник. Сначала переваренная пища двигается по тонкому кишечнику, а потом по толстому кишечнику. Наш кишечник длинный, как этот канат. (достаю канат). Давайте  разложим его по группе. Вот какой длинный!!! (около 7 метров )

А как же он  помещается в животе? (ответы детей). Кишечник походит на змею, которая свернулась в несколько раз. Давайте попробуем свернуть канат как кишечник. Посмотрите на макет. Правильно мы сложили?

Остатки ненужной пищи или отходы выходят наружу. Вот какой умный наш организм! Ничего лишнего у себя не держит!

В кишечнике впитываются из пищи витамины и питательные вещества. Видите, как сложно всё устроено! Для того, чтобы всё работало правильно, надо заботиться о нашем пищеварении. Сегодня мы убедимся на опыте «Что происходит в желудке?» (карточка-символ – стакан).

(Дети подходят к столу)

3. Опыт: «Что происходит в желудке»? Давайте посмотрим на опыте,

Опустим в ёмкость ложку соли. Что произошло? Растворилось!

А теперь ложку сахара. Что произошло? Растворился?

А раствориться ли грязь с немытых рук или яблок в желудке (высыпаю в свою емкость ложку грязи (перец)) грязь осталась.

А теперь давайте посмотрим, как желудок впитает такую еду. Вместо желудка у нас будут сегодня поролоновая губка. А что случится, если вылить на поролон грязную воду? Выливаю, что произошло? Жидкость впиталась, а грязь осталась на стенках желудка. Поэтому, чтобы в желудок не попала грязь, что нужно делать перед едой?

Вывод: Если не мыть руки, грязь остается на стенках желудка и может привести к болезни. Поэтому следить, чтобы и продукты, которые мы употребляем, были чистыми.

Дидактическая игра

Карлсон: Предлогаю, вам поиграть в игру «Да - нет», для этого поделитесь на 2 команды по цвету ваших значков на груди: команда красных и команда зеленых. Команда зеленых работает с деревом, команда красных с мусорным ведром. Слушайте задание - если продукт, который вам покажу полезный, значит, команда зеленых его забирает и размещает на своем чудо-дереве, если же продукт вредный, команда красных помещает его в мусорное ведро.

Карлсон: Ребята, хотелось бы вам, чтобы ваш желудок был, как мусорное ведро? (Дети: нет!) А хотите быть большими и сильными, как дерево? (Дети: да!) Значит, какие продукты нужно употреблять в пищу?

Вывод: нужно есть только полезные продукты!

Картинка  «Часы»

Карлсон: Что она означает? Почему полезно кушать в определенные часы?

Дети: в это время работает желудок.

Карлсон: Как называется первый утренний прием пищи? А днем? А вечером? (завтрак, обед, ужин)

Вывод: принимать пищу нужно в определенное время.

Итог проведенного занятия:

Карлсон: Ребята, давайте вспомним, какой путь проделывает пища, попадая к нам в организм, про какие этапы мы говорили? Какие новые слова узнали?

Дети: Рот, пищевод, желудок, тонкий кишечник, толстый кишечник.

Карлсон: Что мы сегодня с вами проводили? Зачем и почему мы это делали?

Дети: Узнали, как переваривается пища, какого вкуса она бывает и где располагаются внутренние органы человека.

Карлсон: Как одним словом можно назвать эту систему?

Дети: Система пищеварения.

Рефлексия:

- Что интересного вы сегодня узнали?

- Что больше всего понравилось?

- Что было тяжело?

- А что было легко ?

Молодцы! Вы все отлично справились. Хотите ещё со мной открывать тайны нашего тела? Тогда до следующих встреч!

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого мероприятия на семинаре для начинающих заведующих «Система оздоровительной работы с детьми»

Научить детей подражать движениям и звукам птиц, двигаться, не мешая друг другу....

Конспект открытой НОД в старшей группе «Путешествие по планетам солнечной системы».

Рассказать детям о Солнечной системе, дать характеристику Солнцу как огромному светилу (звезде), назвать и показать (на слайдах) все планеты нашей Солнечной системы, особо остановиться на планете Земл...

Описание системы работы "ДОУ как открытая социальная система"

Одним из путей повышения качества дошкольного образования мы видим в установлении прочных связей с социумом, как одного из главного акцентного направления дошкольного образования. Идея социального пар...

Конспект открытого логопедического занятия " Космос.Речевая система"

На занятии уточняются понятия детей о космосе, о речи. На наглядном материале разбирается из чего строится наша речь, проводится сопоставление с  космической системой.Цель: закрепить знания детей...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ПО ТЕМЕ: Интегрированная ООД по познавательному и речевому развитию «Планеты Солнечной системы. Звезды. Созвездия. Кометы.»

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙВ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ПО ТЕМЕ:Интегрированная ООД по познавательному и речевому развитию«Планеты Солнечной системы.Звезды. Созвездия. Кометы.»...

.Конспект открытого занятия по познавательно-речевому развитию на тему: «Путешествие по планетам Солнечной системы». Возрастная группа: подготовительная к школе группа

Конспект очень интересный, насыщенный. Использованы разнообразные методы и приёмы, способствующие развитию интереса детей к данной теме. Детям очень понравилось, они активно работали.Занятие прошло пл...