.Конспект открытого занятия по познавательно-речевому развитию на тему: «Путешествие по планетам Солнечной системы». Возрастная группа: подготовительная к школе группа
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)

Жардимова Елена Дмитриевна

Конспект очень интересный, насыщенный. Использованы разнообразные методы и приёмы, способствующие развитию интереса детей к данной теме. Детям очень понравилось, они активно работали.Занятие прошло плодотворно.

Цель: углубление знаний о космосе, совершенствование грамматического строя речи.

Задачи:

Образовательные: уточнить и углубить знания детей о космосе, о планетах Солнечной     системы.

 Развивающие:  развивать диалогическую и монологическую речь, логическое и образное мышление; любознательность, воображение, слуховую и зрительную память, мелкую моторику, зрительно-моторную координацию.

Воспитательные: воспитывать чувство любви к Родине, чувство гордости за свою страну; формировать  чувство коллективизма; умение слушать товарищей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект

открытого занятия по познавательно-речевому развитию

на тему: «Путешествие по планетам Солнечной системы».

Возрастная группа:  подготовительная

Цель: совершенствование грамматического строя речи.

Задачи: 

Образовательные: уточнить и углубить знания детей о космосе, о планетах Солнечной     системы.

 Развивающие:  развивать диалогическую и монологическую речь, логическое и образное мышление; любознательность, воображение, слуховую и зрительную память, мелкую моторику, зрительно-моторную координацию.

Воспитательные: воспитывать чувство любви к Родине, чувство гордости за свою страну; формировать  чувство коллективизма; умение слушать товарищей.

Ход занятия.

Дети входят в зал под музыку. Встают полукругом.

Приветствие.

Здравствуй, небо!(Руки поднять вверх)

Здравствуй,солнце!(Руками над головой описать большой круг)

Здравствуй,планета Земля!(Описать большой круг перед собой)

Здравствуй, большая наша семья!(Все дети берутся за руки и поднимают их вверх)

Воспитатель: Дети, к нам сегодня на занятие пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.

  1. Основная часть.

Ребята, напомните мне какое сегодня число? (13 апреля)

А какое число было вчера? (12 Апреля)

А какой праздник отмечает вся страна 12 апреля? (День космонавтики.)

Почему именно этот день, 12 апреля считают праздником Днём космонавтики?
А что такое космос?
(слайд )

А кто такие космонавты? (Космонавты – это люди, которые летают в космос на космических кораблях)

Первый успешный полет в космос был совершён кем? (собачки Белка и Стрелка) . (слайд)

После того, как полет собачек прошел успешно, в космос полетел первый человек.

А как звали самого первого человека, побывавшего в космосе? (слайд)

- Ребята, послушайте стихотворение, которое называется: «Юрий Гагарин»
Ребёнок рассказывает стих-е

Сергей В.

В космической ракете
С названием «Восток»
Он первым на планете
Подняться к звёздам смог.
Поёт об этом песни
Весенняя капель:                                                                                                                                       Навеки будут вместе
Гагарин и апрель.

 Мы все гордимся, что именно российский гражданин первым в мире отправился в космос.

Упражнение «Подбери определение»

Дети, а как выдумаете, космос он какой? (холодный, тёмный, загадочный, бескрайний, страшный, удивительный и т. д.)

Каким же должен быть космонавт, который отправляется в космос? (сильным, смелым, мужественным, спортивным, умным и т.д.)

А вы хотите стать космонавтами и отправиться в увлекательное космическое путешествие по планетам Солнечной системы?  (слайд)

Тогда отправимся в путешествие, но не простое.

Пролетая мимо каждой  планеты,  нам нужно будет выполнить  определённое задание.  

Воспитатель: А отправимся мы с вами с нашей планеты. Как она называется? (Земля - слайд )

Сейчас, давайте мы наденем скафандры (имитируют движение надевания скафандра) и отправимся в путь.

Прошу всех занять свои места. ( Дети проходят  и  садятся на стулья))

Мы начинаем космическое путешествие.

Внимание! Внимание!

Пристегнуть ремни! (соединили кулачки)

Завести моторы (дети выполняют вращательные движения руками, сопровождая свои действия звуком «Р-р-р-р»)

Соединить контакты (быстрые касания кончиков пальцев  )

Приготовиться к запуску ракеты

Начинаем отсчет в обратном порядке (5,4,3,2,1)-загибают пальчики

Пуск! (руки тянутся вверх)

10 секунд - полет нормальный, 20 секунд - полет нормальный…( слайд с ракетой-музыка)

Первый этап нашего полета выполнен. Мы оторвались от Земли и летим в космос!

Итак, первая планета на которой мы побываем Меркурий(слайд) Что вы о ней знаете? (Ребёнок рассказывает-восп-ль добавляет)

Дима О.

- Меркурий- эта самая маленькая планета находится ближе всего к Солнцу. Почти все время она поворачивается к Солнцу одной стороной. Поэтому на одной стороне Меркурия очень жарко, а на другой очень холодно. Меркурий быстрее всех планет совершает оборот вокруг солнца.

Воспитатель: На ней нет воздуха и воды. Поверхность Меркурия покрыта кратерами.

Воспитатель: Дети, что такое кратер? (слайд ) (яма, углубление, которое образуется за счет удара метеорита.

-А что такое метеориты? (слайд ) (небесные тела, состоящие из камня и железа).

Хотите посмотреть, как образуются кратеры? Тогда, выходите в другой отсек  ракеты - в нашу мини лабораторию.

Опыт:“Метеориты и метеоритные кратеры”

 Представьте, что мука – это поверхность планеты, а шар- это метеорит. Метеорит ударяется о поверхность планеты. Посмотрите, что образовалось на поверхности планеты – углубление, ямы, кратеры. Ребята, почему образовался кратер? (метеорит тяжёлый, а поверхность планеты мягкая, покрытая толстым слоем пыли, поэтому образовался кратер)

Воспитатель: Уважаемые космонавты,прошу всех занять свои места.

Мы держим курс на следующую планету – на Венеру. Дети, а что вы знаете о Венере (слайд) (ребёнок рассказывает)

Сергей В.

Венера- вторая планета от Солнца. На ней, как и на Земле есть атмосфера, это такая воздушная оболочка. Только в отличие от нашей земной, состоит не из кислорода, а  из углекислого газа. Поэтому дышать на Венере невозможно, и на её поверхности очень-очень жарко. Там нет ни растений, ни животных, ни бактерий.

Воспитатель: Люди зовут её Вечерней или Утренней звездой. Венера – планета бурь и гроз.

Задание:  «Обведи пунктирную линию. Помоги ракетам добраться до планет». (напомнить детям, как правильно держать карандаш , линию вести, не отрывая карандаша от листа бумаги)

 

Но прежде чем приступить работе, мы проведём разминку для наших ладоней и пальцев.

Дети выполняют упражнение с карандашом (Карандаш  зажат между ладоней  в горизонтальном положении. Перемещать ладони вперед-назад, совершая энергичные плавающие движения от начала ладони до кончиков пальцев - 5 раз с ориентировкой на ведущую руку).

Молодцы! Задание выполнено отлично. Сложите свои карты на середину стола. А теперь дальше в путь!                                                                                                                                    

Мы направляем наш корабль на Марс! Что вы знаете о Марсе? (слайд )

Полина В.

Марс-маленькая планета, четвертая по счету. Поверхность Марса твёрдая и покрыта оранжево – красным песком, поэтому Марс называют «Красной планетой».

На ней очень мало кислорода, почти нет. Также почти нет воды, хотя учёные предполагают , что много-много лет назад на Марсе воды было очень много. Но потом что-то случилось, и вода исчезла. Эту тайну ещё предстоит разгадать.

Воспитатель: Назвали эту планету  в честь бога войны – Марса.

Задание: вписать пропущенные буквы в названия планет.

(дети рабиваются на группы, выполняют задание, а затем меняются местами и проверяют  правильность выполнения задания друг у друга)

ВЕН...РА

ЮП...ТЕР

МА...С

...ЛУТОН

НЕПТ...Н

УР…Н и т.д.

Воспитатель: Молодцы справились, летим дальше.

Следующая планета - Юпитер. Что вы знаете об этой планете? (слайд)

Рита П.

Юпитер-самая большая, пятая планета Солнечной системы. Юпитер состоит из газа, его и называют газовый гигант. Она огромных размеров, во много раз больше нашей планеты Земля. На его поверхности постоянно происходят бури и вихри ветров, а сама планета, несмотря на размеры, очень быстро вращается вокруг своей оси, как волчок.

Задание: Давайте посмотрим, какую космическую еду нам приготовили ученые и врачи. В условиях невесомости трудно принимать пищу, чтобы она не улетела, не растеклась по кораблю, еду хранят в тюбиках. 
На тюбиках нарисованы 1, 2 или 3 полоски. Вы должны разложить пищу, в названии которой 1, 2 или 3 слога в соответствующие тюбики (работа по определению слогов в словах: суп, мясо, котлета, вода, и т.д.) (команда 1- слова из одного слога, команда 2- слова с двумя слогами, команда 3- слова с тремя слогами)

Воспитатель: С заданием справились, молодцы! Дальше мы держим курс на планету Сатурн.  Что вы знаете об этой планете?(слайд)

Варя Т.

Сатурн

Красивая и необычная планета, шестая от Солнца. Её удивительная особенность, которую можно увидеть с Земли в телескоп – это кольцо вокруг планеты. Выглядит кольцо, как диск, только на самом деле это  тысячи-тысячи мелких камней,  осколков астероидов и пыли.

Воспитатель: каменистые обломки, составляющие кольца Сатурна, могут  достигать  размеров шестиэтажного дома.Сатурн – газовая планета, самая легкая в Солнечной системе .

Задание: Составить из слогов слова. (та-ке-ра; скоп-ле-те; ты-не-пла; ном-тро-ас; мо-кос-навт; да-звез; ник-спут и т.д) (дети рабиваются на группы, выполняют задание, а затем меняются местами и проверяют  правильность выполнения задания друг у друга)

Воспитатель:

Ребята, на каких планетах мы с вами еще не побывали? ( Уран, Нептун и Плутон) (слайды)

Что вы знаете об этих планетах? (дети  рассказывают- воспит-ль дополняет)

Ирина К.

Уран

Таинственная планета, седьмая по счету, которая по непонятным причинам лежит на боку и вращается совсем не так, как другие планеты. Эта планета находится далеко от солнца. Её называют ледяным гигантом, потому что она покрыта снегом и льдами. У Урана необычный синий цвет и он выглядит, как круглый с ровной поверхностью мячик.

Воспитатель: Уран – интересная планета– период лета длится 1 очень длинный день на протяжении 42 лет! А период обращения вокруг Солнца – 84 года.

 Егор М.

Нептун

Ледяная очень холодная планета, восьмая по счету, находится очень далеко от Солнца, поэтому солнечные лучи почти не достигают поверхности этой синей планеты. На Нептуне дуют сильнейшие ветра и поэтому погода на ней такая  холодная, что все на ней, даже газ превращается в лёд.

Воспитатель: Планета названа в честь морского бога – Нептуна.  Эту планету открыл французский астроном Урбен Леверье, не наблюдая за небом, а путем математический вычислений. И только потом она была обнаружена в небе.

Амир Г.

Плутон

Когда-то эта планета была девятой по счету и входила в Солнечную систему, но оказалось, что она слишком мала для звания планеты и её теперь называют карликовой планетой .

(ребёнок рассказывает- воспит-ль дополняет)

На этих трёх планетах очень- очень холодно. Чтобы нам не замерзнуть и не заболеть мы на них долго задерживаться не будем, а отправимся  домой. На какую планету мы полетим?

Ребёнок загадывает загадку:

Здесь леса, моря и горы,

Люди разные живут,

На других же на планетах

Жизнь, пока что, не найдут. (Земля) (Слайд)

Ребята, мы с вами увидели сегодня все планеты Солнечной системы , а сейчас я предлагаю вам рассказать  о нашей любимой планете . А помогут нам в этом подсказки-мнемотаблицы. (дети составляют рассказ).

Пришло время возвращаться домой, займите свои места (звучит космическая музыка) начинаем отсчет 10,9,8,7…… Вот мы и вернулись из  путешествия по Солнечной системе.

 

Итог. Рефлексия.

Понравилось ли вам наше путешествие?

Что вам особенно понравилось?

Планета Земля, на которой мы живем – самая главная, самая красивая, потому что является нашим домом.

Юрий Алексеевич Гагарин сказал такие слова: «Облетев Землю в корабле-спутнике, я увидел, как прекрасна наша планета. Люди, будем хранить и приумножать эту красоту, а не разрушать ее!» Давайте всегда помнить его слова и беречь нашу чудесную планету. (вручение медалей)

 


 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД "Планеты Солнечной системы" для детей подготовительной к школе группы

Данный материал поможет в формировании у детей элементарных представлений о Вселенной и закрепит знания о планетах Солнечной системы. Главная цель - это развитие связной речи....

Конспект открытого занятия по познавательно-речевому развитию в подготовительной группе «Поможем первокласснику Вове собрать рюкзак в школу»

    Разработка интегрированного занятия по познавательно-речевому развитию детей подготовительной группы с использованием информационно - коммуникативных технологий Сегодня педаг...

Конспект открытого занятия по познавательно-речевому развитию в подготовительной группе «Путешествие в город бытовой техники»

Конспект открытого занятия по познавательно-речевому развитию в подготовительной группе«Путешествие в город бытовой техники»Программное содержание:Образовательные задачи:Познание:1....

Конспект открытого занятия по познавательно-речевому развитию в подготовительной группе«Путешествие в город бытовой техники»

Образовательные задачи:Обобщить знания детей о видах и назначении электроприборов, используемых человеком в быту, о их значении в жизни человека, расширить представления об их устройстве.Формировать п...

Конспект открытого занятия по познавательно речевому развитию на тему «Я в мире человек».

Цель:Формирование представление детей сходства куклы с человеком. Ознакомление детей с основными органами человеческого организма ( сердце, легкие, желудок, печень, кишки ), их названиями, расположени...

Тема образовательной деятельности: «Планеты солнечной системы» Возрастная группа: подготовительная группа

Тема  образовательной деятельности: «Планеты солнечной системы»     Возрастная группа: подготовительная группаВид деятельности: коммуникативная, познавательн...

Конспект открытого занятия деятельности по (речевому развитию) На тему: «Путешествие в страну Красивой речи » для детей подготовительной группы.

Цель: Обогащать словарный запас, развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, мышление, память.Задачи:1.Образовательные- Расширять словарный запас через участие в словесно-речевых играх.- Упр...