конспект открытого занятия по познавательному развитию ( в технологии ситуация Петерсон Л.Г) в подготовительной группе «Планеты Солнечной системы»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Ашабокова Наталья Александровна

«Планеты Солнечной системы»     

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_planety_solnechnoy_planety.docx37.19 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Планеты Солнечной системы»        

Возрастная группа: подготовительная группа.        

Основные цели:

Цель: Формировать  у детей познавательный интерес к изучению космоса, Солнечной системы

       Задачи: Расширение системы знаний ребёнка путём включения в неё нового знания, формирование способности ребёнка к освоению нового способа действия.

Образовательные:  

  1. Дать представления о планетах Солнечной системы, их особенностях, расположении относительно Солнца, орбитах движения.
  2. Совершенствовать диалогическую речь.
  3. Обогащать словарный запас детей названиями планет, космических объектов.

Развивающая:

  1. Развивать умение ставить перед собой цель и находить пути её достижения, справляться с возникающими трудностями;
  2. самостоятельность, инициативность; навыки исследовательской  деятельности.

Воспитательная:

  1. Воспитывать партнерские взаимоотношения между детьми, умение работать в парах, группах, чувство сопереживания и желание помочь.

Дидактические материалы:

Демонстрационный: ковёр, таз с мукой, шарики разного диаметра, камни; макет Солнечной системы,  картинки планет и солнца с названиями на магнитах,  магнитная доска, костюм астронома, бейджик  «Астроном»,  емкости с сыпучим веществом (подкрашенный речной песок) 3 штуки, пустые емкости 3 шт., салфетки и металлические ржавые предметы,  магниты,  ситечки,  куски льда. видеокартинка «Смешарики в космосе»

Раздаточный: простые карандаши,  листы с изображением орбит и  планет Солнечной системы и задания, на каждого ребёнка картинка с изображением ракеты и цифр от одного до двадцати,  пиктограммы,

        Оборудование:  ноутбук, мультимедийный проектор и экран.

                

Ход образовательной ситуации:

  1. Введение в ситуацию

Воспитатель: Предлагаю поиграть и за мной всё повторять.

Мы сегодня – я и ты, путешествуем в ночи,

Посмотрите-ка направо,

В небе полная луна.

А теперь посмотрим влево -  

Ярко вспыхнула звезда

Вот комета пролетела,  

В атмосфере вся сгорела.

Посмотрите, кто-то там на ракете мчится к нам.

Поприветствуем скорей, долгожданных мы гостей.

Закрывайте-ка глаза, звёзды посчитать пора.

Я в ладоши буду хлопать.  Вы считать и отвечать.

Сколько звёзд зажглось на небе (хлопаю пять раз)

Сколько? (Дети: пять)

Посчитай, но не хитри (хлопаю три раза)

Сколько звёзд на небе? (дети: три)

И ещё разок попросим, сколько звёзд на небе? (хлопаю 8 раз)

Конечно - (Дети считают и отвечают: Восемь)

Открывайте-ка глаза, всё закончилась игра!

Воспитатель: Вы уже догадались, о чём мы сегодня будем говорить?

Дети высказывают свои предположения.

Воспитатель: Ребята, сегодня утром нам в группу прилетело видео сообщение из космоса.  (Внимание детей переключается на экран)

На экране появляется картинка Пина.

«Внимание! Внимание!

Мы отправились в межпланетную экспедицию, но бортовой компьютер сломался,  и мы не  знаем куда лететь и как вернуться на планету Земля. Катастрофа. Помогите  нам,  пожалуйста, проложить маршрут.  Отправляю вам фото Солнечной системы и наши координаты».

Воспитатель: Что произошло? (Ответы детей)

Что делать? (Ответы детей)

Воспитатель: А вы сможете?

Дети: Да!

2. Актуализация знаний

Воспитатель: Тогда не будем терять время, вот фото Солнечной системы  и задания в конверте.

Рассмотрите фотографии, что вы на них видите?

Дети:  Мы видим на фотографиях Солнце, планеты, Землю…

Воспитатель: Чтобы выполнить маршрут, выберите, кто в вашей команде будет читать задание, кто чертить, а кто помогать и проверять. Приступаем к выполнению задания – составлению маршрута  (дети пробуют проложить маршрут в соответствии с заданием).

3. Затруднение в ситуации.    

Воспитатель: Смогли составить маршрут?

Дети: Нет.

Воспитатель: Приглашаю вас на наш островок знаний на совет (дети садятся  на ковёр). Что мы знаем о планетах?

Дети: Знаем планету Земля, Марс, Солнце. Что надо составить маршруты.

Воспитатель: Смогли выполнить?

Дети: Нет.

Воспитатель: Почему не смогли выполнить задание?

Дети:  Не знаем другие планеты и где они находятся.

Воспитатель: Значит, что нам нужно узнать?

Дети: Нам нужно узнать планеты.

4. Открытие нового знания.

Воспитатель: Орешек знаний твёрд, но мы не привыкли отступать, нам разгадать его поможет вопрос: Где это я могу узнать? Ваши предложения.

Дети:  Спросить у того, кто знает; посмотреть в книге, на плакате, в компьютере и др., придумать самому.

Воспитатель:  У кого мы можем узнать о планетах?

Дети: У  того кто знает планеты. У астронома

Воспитатель: Что б планеты нам узнать на белую линию надо встать и движенья выполнять.

Физкультминутка

Дидактическая задача: организовать активный отдых детей, внимание и ориентировку на себе.

Вправо повернёмся два раза сейчас,

правой рукой закроем правый глаз,

левой рукой закроем левый глаз,

 топнем левою ногой.

Топнем правою ногой.

Левая рука вперёд,

правая рука вперёд,

Хлопнем в ладоши 4 раза и откроем  оба глаза.

Теперь два раза налево повернись и в Космической обсерватории окажись.

(пока дети выполняют задания, переодеваюсь в астронома и выставляю атрибуты).

Астроном: Здравствуйте, мои друзья!  Я – астроном. Вы знаете, чем занимается астроном? Дети здороваются и высказывают свои предположения, если не скажут, сама рассказываю.

Дети: Астроном изучает планеты и проводит различные исследования в космической обсерватории.

Астроном: Зачем искали вы меня? (Дети рассказывают).

Астроном:  Хорошо помогу вам.  Нам понадобится макет Солнечной системы (открываю ширму, на столе макет).  Что такое Солнечная система?

(Ответы детей, если затрудняются, говорю: Вот об этом мы сейчас и поговорим)

Посмотрите на макет, что вы здесь  узнаёте?

Дети: Солнце.

Выставляю на магнитной  доске картинку Солнце.

Астроном: Что такое Солнце?

Дети: Это огромная звезда, очень горячая, к нему лучше не приближаться.

Астроном:  Спасибо за подробный ответ. Все планеты движутся вокруг Солнца, каждая по своему пути и называется этот путь – орбита. (показываю фото с космоса).

Самая первая планета от Солнца - Меркурий. Найдите её, сравните с другими планетами, что можно сказать про Меркурий.

Дети:  Планета Меркурий  самая маленькая.

Астроном: А ещё Меркурий  самая быстрая планета в Солнечной системе. Догадались почему?

Дети: Он движется по первой орбите вокруг Солнца. Орбита Меркурия самая короткая.

Астроном: Расположен Меркурий ближе всех к солнцу,  днем на планете жарко, а ночью бывает ледяной дождь, становится очень холодно,   поверхность покрыта кратерами, а  вы знаете почему?

(Предположения детей)

Астроном:  Предлагаю проверить. Проходите в космическую лабораторию.

Опыт: “Метеориты и метеоритные кратеры”

Астроном: Поверхность планеты Меркурий  мягкая, покрытая толстым слоем пыли. Представьте, что мука – это поверхность планеты, а камень - это метеорит. Возьмите «метеориты». Метеориты летят в космосе с огромной скоростью и ударяются о поверхность планеты (кидаем камни в таз с мукой). Посмотрите, что образовалось на поверхности планеты?

Дети: Образовались углубления, ямы, кратеры.

Астроном: Ребята, почему образовался кратер?

Дети: Метеорит тяжёлый, а поверхность планеты мягкая, поэтому образовался кратер.

Астроном: Как называется первая планета Солнечной системы?

Дети: Первая планета Солнечной системы называется Меркурий.

Астроном: На какую по счёту орбиту надо установить картинку с планетой Меркурий?.(дети называют,  устанавливают на магнитной доске картинку,  вместе проговариваем:  Один - Меркурий)

Астроном:  Найдите на макете вторую планету Солнечной системы, с какой планетой она  похожа по размеру?

Дети: С планетой Земля.

Астроном: У планеты Земля есть планета сестра.

Это злая планета –  её называют планетой бурь, там бушуют ветры, сверкают молнии и очень жарко, это самая жаркая планета Солнечной Системы. Смешарики прислали нам свои координаты, их корабль находится в опасной близости с этой планетой. Только сложив правильно слоги можно узнать название этой планеты  и спасти Смешариков. Вы сможете?

Дети: Да, сможем.

( Дидактическая игра  «Сложи слоги»).

Астроном: Все справились, молодцы. Как называется вторая планета от Солнца?

Дети: Вторая планета от Солнца называется Венера.

Астроном: На какой по счёту орбите от Солнца находится планета Венера?

 Дети:  Планета Венера находится на второй орбите от Солнца  (дети выставляют на доске картинку, все считаем: Один - Меркурий, два - Венера).

Астроном: Рассмотрите фото, найдите третью планету от Солнца.  Узнаёте эту планету? (Дети высказывают предположения). Что вы можете рассказать о планете Земля?( Дети рассказывают)

 Прекрасно, мои юные астрономы. На какой по счёту орбите от Солнца находится планета Земля?

Дети: Планета Земля находится на третьей орбите от Солнца (дети устанавливают картинку, все считаем, Один - Меркурий, два – Венера, три-Земля)

Астроном: Найдите на макете четвёртую планету от Солнца. Как называется четвёртая планета?

Дети: Четвёртая планета называется Марс.

Астроном: Как вы её узнали?

Дети: По красному цвету.

Астроном: Марс покрыт  красно-оранжевым песком, внутри планеты лёд, там холодно и дуют сильные ветры, на поверхности есть горы, кратеры,  вулканы,

Космический зонд  привез образцы  космического грунта с планеты Марс (Показываю красный песок).  

Как узнать состав грунта?

Дети: Провести исследования.

Астроном: Замечательное предложение, проходите в лабораторию (На 3 столах расположены ёмкости с песком, пустые ёмкости,  на отдельном столе магниты, ситечки, ложки, воронки, лупы)

Вспомним правила исследования сыпучих веществ.

Дети рассказывают правила.

Астроном: Выберите предметы, которые помогут вам провести исследование грунта. Приступаем к работе.

( Работа в подгруппах. Дети выбирают предметы, проводят исследования)

Астроном: Проведя  многогодовые исследования учены обнаружили в грунте большое количество железа и льда (показываю ржавые металлические предметы и лёд). Возьмите салфетки и потрите их о железо, что получилось?

Дети: салфетки стали красными.

Астроном: Почему?

Дети:  Металлические предметы от воды и льда  ржавеют.

Астроном: Вы догадались, почему Марс называют красной планетой?

Дети: Поверхность Марса  становится красной от ржавчины.

Астроном: Чудесно,  юные астрономы вы удивляете меня!   Грунт  с какой планеты мы с вами исследовали?

Дети: Мы исследовали грунт с планеты Марс.

Астроном: На какой по счёту орбите от Солнца  находится планета Марс?

Дети: Она находится на четвёртой от Солнца орбите.

(Дети выставляют  картинку на доску. Считаем: Один – Меркурий, Два – Венера, Три – Земля, четыре – Марс.)

Астроном:  Посмотрите на макет и найдите пятую планету Солнечной системы.  Называется эта планета Юпитер. Про  неё мы узнаем, если расшифруем пиктограммы.  Юные астрономы работаем в парах, возьмите пиктограммы, присаживайтесь на островок Знаний и приступаем к расшифровке.

(работа в парах, дети разгадывают пиктограммы и рассказывают)

Пиктограммы: 1 самая большая планета в Солнечной системе. 2.На планете нет твёрдой поверхности. 3.Там гремят сильные грозы, 4.она состоит из ядовитых газов, 5. жить там невозможно.

Астроном:  На какой по счёту  орбите от Солнца находится планета Юпитер?

Дети: Юпитер находится на пятой орбите от Солнца. (выставляют картинку и считаем: Один – Меркурий, Два – Венера, Три – Земля, четыре – Марс, пять –Юпитер)

5. Включение нового знания (способа действия)  в систему знаний и умений ребенка.

Астроном: О, мои юные астрономы.

Пять планет узнали с вами

Остальные узнаете сами. Как вы думаете,  теперь сможете помочь  Смешарикам?

Дети: Да

Астроном: Мне с вами надо прощаться, вам в детский сад возвращаться. До свидания!

А, чтобы в детский сад попасть, на белую полоску надо встать

(Дети выполняют соответствующие движения, в это время снимаю костюм астронома)

Физкультминутка:

 Вправо повернёмся два раза сейчас,

правой рукой закроем правый глаз,

левой рукой закроем левый раз,

 топнем левою ногой.

Топнем правою ногой.

Левая рука вперёд,

 правая рука вперёд,

Хлопнем в ладоши 4 раза и откроем оба  глаза.

Теперь два раза налево повернись и в группе «Умнички» окажись.

Воспитатель: Я очень рада снова видеть вас. Где вы были?

Дети: Мы были в космической лаборатории…

Воспитатель: Что вы узнали?

Дети: Мы узнали планеты.

Воспитатель: Что сейчас будете делать?

Дети: Выполнять задание.

Воспитатель: Как вы будете его выполнять?

Дети объясняют.

Воспитатель: Приступаем к выполнению маршрута. (дети коллективно на макете выкладывают планеты Солнечной системы по порядку)

Воспитатель: Справились с заданием?

Дети: Да.

Воспитатель: Я сфотографирую вашу карту и отправлю ее Смешарикам.

(фотографирую). Присядьте на нашем островке знаний, отдохните.

Приглашаю всех на  Островок знаний (ковёр).

На экране появляются Смешарики:

Спасибо, ребята! Мы получили ваши фотографии с маршрутами. Вы нам очень помогли, продолжаем нашу космическую экспедицию, держим курс на Марс!

6. Осмысление

Дидактические задачи:

восстановить в памяти детей то, что делали, что узнали, создать ситуацию успеха.

Воспитатель: Чем мы занимались? Ответы детей.

Воспитатель: Кому  мы помогли? Ответы детей.

Воспитатель: Почему сумели помочь Смешарикам?

Дети:  Потому что мы узнали о планетах.

Воспитатель: Что вам больше всего запомнилось?

Где вы испытывали затруднения? Ответы детей

Воспитатель: Вы смогли помочь Смешарикам, потому что, были внимательными, дружными, получили новые знания о планетах Солнечной системы.  

Орешек знаний твёрд, но мы не привыкли отступать.

Нам разгадать его поможет: желанье новое  узнать!

Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группе с использованием здоровьесберегающих технологий на тему: «ЗЕМЛЯ — ПЛАНЕТА, НА КОТОРОЙ МЫ ЖИВЕМ»

Цели:—                закрепить понятие «Солнечная система», уточнить знания детей о планетах Солнечной системы, их осо­бенно...

Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию с элементами экспериментирования «По страницам Сказки» в подготовительной группе

Конспект интегрированного занятияпо познавательному развитию с элементами экспериментирования «По страницам Сказки»в подготовительной группе...

Конспект непосредственно образовательной деятельности ( в технологии ситуация Петерсон Л.Г) в подготовительной группе «Как попасть в страну математики?»

Конспект  непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе  «Путешествие в страну знаний»...

Конспект НОД интегрированного занятия в подготовительной группе «Планеты Солнечной системы»

Интегрированное занятие познавательного развития в подготовительной группе "Планеты Солнечной системы"...

Конспект открытого НОД по познавательному развитию с элементами опытно- экспериментальной деятельности с детьми подготовительной группы «О чем поспорили Кока-кола и Вода»

Конспект открытого НОД по познавательному развитию с элементами опытно- экспериментальной деятельности с детьми подготовительной группы «О чем поспорили Кока-кола и Вода»....