конспект организованной образовательной деятельности в форме Виртуальная экскурсии в музей «Русская изба»
план-конспект занятия (средняя группа)

Оводкова Екатерина Александровна

конспект  организованной образовательной  деятельности в форме виртуальная экскурсии  в  музей  «Русская   изба»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspektvertualnaya_ekskursiya_russkaya_izba.docx172.42 КБ

Предварительный просмотр:

конспект  организованной образовательной  деятельности

 в форме

Виртуальная экскурсии  в  музей  «Русская   изба»

https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/1517245/8b681ad1-a9f8-422b-8fa6-533697c2054e/s1200?webp=false

подготовила и провела:

                                                                                      воспитатель Оводкова Е.А.

                                       

Цель: познакомить  детей с бытом русского народа.

Интеграция  образовательных областей:  «Речевое  развитие»,  «Музыкальное развитие»,  «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, музыкально-художественная, продуктивная.

Методы и приемы: наглядный, игра, показ, беседа.

Задачи:

Образовательные:

  1. Открыть детям  доступ к культуре своего народа, знакомя его с особенностями повседневного быта, обычаями, традициями, русской народной музыкой, играми, потешками.
  2.  Познакомить детей с избой – жилищем крестьянской семьи, русской печью. Обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, новыми словами (ухват, чугун, кочерга и т.д.).

Развивающие: Развить связную монологическую речь и коммуникативные умения при  помощи социо-игровых  подходов и народных игр.

Воспитывающие :

  1. Вызвать у детей интерес к русской старине и положительно воздействовать на их эмоции, развивать их фантазию, любознательность и творчество, формировать способность взаимодействовать друг с другом в игровых ситуациях.
  2. Вызвать у детей эмоциональную отзывчивость к русской народной музыке, воспитывать культуру слушания и зрительного восприятия.
  3.  Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства, интерес к русскому фольклору.

Словарная работа:  изба, печь, горнило, лежанка, подпечье,  ухват, люлька, кочерга, чугунок,  веретено, лапти, кудель,  самовар,  красный  угол, гребень.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций в книгах с изображением старинных предметов быта. Разучивание пословиц, поговорок о труде,  отгадывание загадок и  небылиц.  Чтение русских народных сказок.

Оборудование:   “Русская изба”, оснащённая  предметами  русского быта, клубочек, запись  русской   народной  мелодий «Барыня»,   колыбельной

 «Летят, сизы гуленьки»,  потешки  «Как у Сани дом на семи верстах», русский народные костюмы, атрибуты для д/и «Варим щи и овсяную кашу», самовар, шкатулка.

Ход занятия:

игра с лентой (в группе). 

Вышел Ваня погулять

Стал подружку выбирать,

Стал подружку выбирать,

Кому ленточку отдать,

Поклонись, поклонись,

Да за ленточку держись!

Воспитатель: ребята, вам понравилось  играть в   русскую народную  игру «Вышел  Ваня погулять»?  А в старину было очень  много интересного.  Вы хотите  отправиться в путешествие в старину ?    Поможет нам в этом виртуальная экскурсия.

Воспитатель: ребята, а Вы знаете, что такое виртуальная экскурсия?

Дети: виртуальная экскурсия – это экскурсия посредством дисплея компьютера, ноутбука, планшета или смартфона, с возможностью перемещаться в пространстве, например музей или выставка.

Воспитатель: А что такое экскурсия?

Дети: экскурсия -это индивидуальное или групповое посещение музея или парка.

А что такое музей?

Дети: Музей- это здание, где хранятся и выставляются для показа ценные произведения исскуства (картины и предметы)

Воспитатель: Раньше в старину, входя в избу, люди здоровались, делали низкий поклон.  Давайте и мы поздороваемся  (дети делают низкий поклон)  проходите  и присаживайтесь на скамеечки.  Давным - давно люди строили себе жилища из бревен,  такие дома называли избами. Сегодня мы узнаем много интересного о жилище и быте  наших прабабущек и прадедущек.  Ребята, а как вы думаете,  что же являлось главной частью русской избы?

 Дети: печка!

 Ребята, самое главное  в деревенской избе - это печь. Она находилась в центре избы. Русская печь  была массивной  и надолго сохраняла  тепло.   Затрещит мороз на дворе, завоет ветер в трубе, а у печки и светло  и уютно. Русскую печь  по праву считали гордостью русского народа.

Воспитатель: ребята,  а еще,  для чего нужна была  печка?

Дети: чтобы еду готовить, спать на ней, для обогрева   дома.

 Воспитатель:  печь служила  местом  приготовления пищи. Очаг печки назывался горнило, в нем  разводили  огонь и готовили еду. Разогретое горнило часами хранило  тепло, в нём  готовили русские блюда (щи, каши, пекли хлеб, пироги и  блины).

Каша, блины и  щи, приготовленные в такой печи, были очень вкусными, ароматными и полезными.

Поверху горнила в русской печи располагалась - лежанка.

  Дети, как вы думаете, для чего служило это место?

Дети:  для  отдыха и сна людей. 

Воспитатель: правильно,  на печке спали. Там было очень  тепло, на печи   также изгоняли хворь (простудные заболевания),сушили  одежду ( валенки, носки и чулки).

 

Физминутка

Дети ( имитируют движения)

За дровами в лес пойдем

И пилу с собой возьмем,

Вместе пилим мы бревно

Очень толстое оно,

Чтоб дрова пролезли в печку,

Разогрели бы мы печку!

Ребята, а какие дрова вы знаете? (берёзовые, дубовые, липовые, еловые).

В лес за дровами мы сходили, устали, проголодались, пора и обед готовить!!!

Послушайте загадку и скажите, в чем хозяйка готовила  еду  в русской  избе.

Он как круглая кастрюля,

Он чумазый, не чистюля,

Где, там в печке уголек

Кашу сварит….

 

Дети: чугунок

Воспитатель: чугунок был незаменим в хозяйстве, был вместо кастрюли. По весу он тяжелый, т. к. сделан из чугуна. Чугун - это особый вид металла, который выдерживал  любой огонь, и никогда не бился.

А мы будем , в русской печи, готовит вкусные  щи и ароматную  кашу!

Игра «Варим щи»

Воспитатель:  Раньше, в старину, ребята, не было кроваток, колясок и малышей укачивали в люльках. Люльку подвешивали к потолку, возле печки, где теплее. А как успокоить малыша?

Дети: Покачать, спеть колыбельную.

Дети  (поют колыбельную)

Люли, люли, люленьки,

Летят  сизы гуленьки,

Летят гули вон, вон,

Несут Ване сон, сон!

Будут Вани ворковать,

Будет Ваня крепко спать;

Будут гули говорить,

Чем Ванюшу накормить;

Полетят они в лесок и найдут там колосок

Станут кашу варить, станут Ваню кормить,

Белой кашкой с молочком и румяным пирожком.

Люли, люли, люленьки,

Летят  сизы гуленьки,

Летят гули вон, вон,

Несут Ване сон, сон!

Воспитатель:  ребята, а еще в каждой избе был «красный угол». Красный- значит, главный, красивый! В этом углу висела икона, накрытая вышитым полотенцем. Стояли лавки, стол, а на столе стоял выпуская жаркий пар древний чайник.

Дети:  самовар.

 Воспитатель: да, любили люди из самовара чай попить. Самовар - был символом семейного уюта и дружеского общения. Ой, ребятки,  шкатулка стоит на столе. Как же я ее сразу не заметила. Вам интересно посмотреть, что в ней? Посмотрим!

 игра « Что стало – что было»

Я называю, что стало, а вы - что было.

В. Кастрюля. Д. Чугунок.

В. Плита. Д. Печь.

В. Туфли . Д. Лапти.

В. Чайник . Д. Самовар.

В. Шкаф. Д. Сундук.

В. Дом. Д. Изба.

Воспитатель: раньше в старину людям приходилось много трудиться, почти все делали своими руками. Как выдумаете,   какую работу выполняли прабабушки и прадедушки?

Дети: ответы детей.

 Воспитатель: русский народ очень трудолюбивый. Летом в поле, в огородах трудились. Зимой пряли, шили, вязали, из дерева вырезали, рукодельничали, да лапти плели.

Воспитатель: женщины и девушки пряли пряжу вот на таких прялках. Клали кудель ( шерсть, лен) и пряли с помощью веретена. Здесь же стояли гребни для чесания волокон шерсти. Женщины пряли пряжу да приговаривали:

Ты помощница моя, прялочка родная,

Напряди ты пряжи мне, что не видно края.

Воспитатель:   ребятки, а для чего пряжа нужна была?

Дети: чтобы вязать носки, одежду.

Воспитатель:   хозяин плел лапти. Такая обувь была в старину.

  Ребята, а какие пословицы и поговорки о труде вы знаете?  

После  тяжелой трудовой недели наступала долгожданная,  

Барыня  – Субботинушка (выходной  день). Русский народ  плясал, играл в потешные игры, пел песни, хороводы водил!  И Барыня  - Субботинушка пожаловала к нам со своими подружками - веселушками, будем тешиться – танцевать, выходные деньки встречать!

 Русский народный танец  « БАРЫНЯ - СУДАРЫНЯ»

Воспитатель: ребята, вам  понравилась виртуальна экскурсия в музей русской избы?

А что большего всего вам понравилось?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированной непосредственной образовательнойдеятельности с детьми средней группы по реализации на тему: «Путешествие в зимний лес»

Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности с детьми средней группы по реализации образовательной области «Познание» «Физическая культура». «Музыкальное развитие»: « с иннов...

«Гостеприимная русская изба» организация детско-родительского творчества, как форма взаимодействия музея детского сада «Русская изба» и семьи

Не так давно воспитанники нашего детского сада стали посещать музей «Русская изба», нет, им не приходиться ездить за город в «Ангарскую деревню», дело в том, что музей находится совсем рядом – на втор...

Конспект организованной образовательнойдеятельности "Земля - наш общий дом"

Интегрированное занятие по познавательному развитию старших дошкольников с ОВЗ (математика и экология)...

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙДЕЯТЕЛЬНОСТИ по пожарной безопасности в старшей группе «Огонь-доуг,огонь-враг». ПОДГОТОВИЛА ВОСПИТАТЕЛЬ МБДОУ ДС № 31 «ГОЛУБАЯ СТРЕЛА» Г. ТУАПСЕ. ПОПОВА АКСИНЬЯ

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙДЕЯТЕЛЬНОСТИ по пожарной безопасности в старшей группе «Огонь-доуг,огонь-враг». ПОДГОТОВИЛА ВОСПИТАТЕЛЬ МБДОУ ДС № 31 «ГОЛУБАЯ СТРЕЛ...

Конспект образовательной познавательной деятельности в форме виртуальной экскурсии в старшей группе «Воображаемая прогулка по достопримечательностям Полтавки»

Формирование патриотических чувств детей на основе закреплений представлений  о достопримечательностях Полтавки  с использованием воображаемых ситуаций....

Памятка для воспитателей Как правильно формулировать задачи образовательнойдеятельности при составлении конспектов НОД

Задачи должны быть трех типов: образовательные, развивающиие и воспитательные. Примерные формулировки  всех трех типов задач. Этапы образовательной деятельности.  На что обращать внимание пр...

Виртуальная экскурсия в школьный музей "Русская изба"

Такие виртуальные прогулки по музеям набирают большую популярность, именно поэтому мы тоже решили сделать такую экскурсию.https://www.youtube.com/watch?v=5KIWVJUDQ7I...