Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшей группы «Удивительные вещества » Образовательная область: познавательное развитие
план-конспект занятия (старшая группа)
Эксперименты положительно влияют на эмоциональную сферу ребёнка, на развитие его творческих способностей, они дают детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребёнка – детский сад «Светлячок»
с. Владимиро-Александровское Партизанского муниципального района
(МБДОУ «ЦРР – детский сад «Светлячок» с. Владимиро- Александровское)
Конспект занятия
по познавательно-исследовательской деятельности
с детьми старшей группы
«Удивительные вещества »
Образовательная область: познавательное развитие
Подготовила:
воспитатель Куприянова Ирина Николаевна
2023г
Цель: создание условий для развития пытливости ума, знакомить со свойствами веществ, через экспериментальную деятельность.
Задачи:
Образовательные:
- Упражнять детей в элементарном экспериментировании с содой.
- Анализировать, проводить несложные опыты с использованием подручных средств и предметов.
Развивающие:
- Развивать познавательную активность, любознательность, воображение, мышление.
- Развивать умение слушать воспитателя и сверстников.
- Развивать способность сравнивать, сопоставлять, делать выводы.
Воспитывающие:
- Воспитывать эмоциональную отзывчивость, доброжелательность, умение работать в коллективе, согласовывать свои действия с действиями товарищей.
- Воспитывать интерес детей к экспериментальной деятельности.
Интеграция образовательных областей:
- Познавательное развитие;
- Речевое развитие;
- Социально-коммуникативное развитие;
- Физическое развитие.
Виды деятельности: познавательно-исследовательский
Возраст детей: дошкольники 5 - 6 лет
Оборудование: стаканчики, мерные ложечки, сода, баночки, лимонная кислота, средство для мытья посуды, краситель, песок.
Методы и приёмы: детское экспериментирование, игровой, наглядный, практический, словесный.
Организация детей на образовательной деятельности:
Индивидуальная работа: помощь детям, которые затрудняются в выполнении того или иного опыта, словесные инструкции.
Предполагается следующий результат:
- повышение детского интереса к экспериментированию;
- проявление любознательности, умение задавать вопросы взрослым, умение выделять причинно-следственные связи, умение слушать, обсуждать;
- совместное обдумывание и обсуждение, самодисциплина.
Актуальность:
Эксперименты положительно влияют на эмоциональную сферу ребёнка, на развитие его творческих способностей, они дают детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
Ход ОД
1. Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап)
2. Основная часть (содержательный, деятельностный этап)
3. Заключительная часть (рефлективный этап)
Мотивационная часть.
Воспитатель: Здравствуйте! Маленькие и взрослые, веселые и серьезные, тихие и шумные, красивые и умные.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Сегодня я буду вашим воспитателем. зовут меня Ирина Николаевна! А чтобы познакомиться с вами , предлагаю поиграть. Сейчас я буду называть имена, а вы, если услышите свое имя, выполните задание:
- Саши, Юли и Кириллы– покажись! (ручки выше)
- Юли, Даши и Полины - улыбнись!
- Киры, Софьи и Никиты – поклонись!
- Кати, Оли и Настёны – по хлопайте!
- А Артемы и Алеши – по топайте!
ПРО КОГО НЕ СКАЗАЛА, крикнем громко: «Я»!
Воспитатель: Отлично, вот мы с вами и познакомились!
Воспитатель: Круг широкий вижу я,
Встали все мои друзья
Мы сейчас пойдем направо
А теперь пойдем налево
В центр круга соберемся
И на место все вернемся
Все друг другу улыбнемся.
Утро доброе начнется!
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько у нас гостей, давайте поздороваемся.
Воспитатель:
КАК ВЫ ДУМАЕТЕ ПОЧЕМУ МЫ ТАК ИНТЕРЕСНО ОДЕТЫ?
ФИКСИКИ ПЕРЕДАЛИ нам рюкзачок-помогатор. Ну, что ж, давайте откроем и узнаем, что же там лежит!
Воспитатель: воспитатель достает из рюкзачка предметы: белый порошок , кристаллы, что это может быть, краситель, моющее средство. Дети дают свои объяснения, ответы). Дети вместе с воспитателем рассматривают содержимое, рассуждают о том, для чего они нужны.
Воспитатель: Я приглашаю вас в лабораторию Фиксиков. А кто работает в лабораториях? (ученые). Сегодня мы тоже будем учёными.
Воспитатель: В лабораторию пойдём
И чудо – опыт проведём
Воспитатель: Прежде, чем начать нам необходимо вспомнить правила, так как мы будем проводить настоящие лабораторные опыты. Подумайте….
- работать только на своем рабочем месте
- Брать только нужный материал.
- Аккуратно пользоваться емкостями. Во время опыта не разбрасывать материал
- пробовать на вкус только с разрешения.
- Своевременно поддерживать порядок на рабочем месте
- Соблюдать тишину.
Воспитатель: сегодня я познакомлю вас с пищевой содой. (Показ соды). ЧТО ВЫ ЗНАЕТЕ О СОДЕ, ГДЕ ЕЕ ПРИМЕНЯЮТ. Рассмотрите соду в лупу.
Воспитатель: что такое лимонная кислота? ЧТО ВЫ ЗНАЕТЕ О НЕЙ, ГДЕ ЕЕ ПРИМЕНЯЮТ. Рассмотрите ЛИМОННУЮ КИСЛОТУ в лупу.
Воспитатель: сода очень интересное вещество, соединяя её с другими веществами, с ней происходят различные реакции. И сейчас мы свами это увидим. Предлагаю отгадать загадку о природном явлении:
Он-огромная гора,
Он опасен иногда.
Лава, пепел, дым и смог,
Все он это отдает.
А ТЕПЕРЬ СМОТРИМ НА ЭКРАН ПРЕЗЕНТАЦИЯ про вулкан
Опыт №1. «Извержение вулкана»
Воспитатель: - Опыт называется «Извержение вулкана».
Воспитатель: Для этого нам нужны вещества: сода, пищевой краситель, жидкость для мытья посуды, и лимонная кислоты.
Воспитатель: Начинаем наше исследование. Смотрим внимательно. В жерло нашего «вулкана» насыпаем соду. Добавим пищевой краситель и лимонную кислоту, жидкость для мытья посуды. Вливаем воду, размешиваем палочкой. (Приметить технологическую карту)
- Что вы увидели?
- Как вы думаете, почему? (Версии ответов детей)
Вывод: этот опыт показывает взаимодействие соды и лимонной кислоты. Сода, лимонная кислота жидкость для мытья посуды соединились вместе, и получилась такая реакция, похожая на извержение вулкана. образовались– пена, он выделяется в виде пузырьков и бурлит.
Воспитатель: А сейчас в нашей лаборатории - переменка. Предлагаю разминку.
Физминутка «Фиксики»
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, можно организовать игру с песком в группе?»
Воспитатель сообщает детям о том, что прогресс на месте не стоит и ученые изобрели такой песок, которым можно играть не только на улице, но и в помещении. Этот песок не простой, а волшебный. Песок не сухой, не мокрый, а как будто живой. Называется он кинетический песок. (Показ магазинного песка)
Не забывайте правила проведения опытов.
Опыт «Кинетический песок»
Воспитатель: Многим известно, что кинетический песок предоставляет возможность создавать самые разнообразные фигурки, строить красивые башни и другие конструкции. Мы можем сами приготовить этот состав и вы его заберете себе
Для создания кинетического песка из соды нам потребуется:
- моющее средство для посуды;
- сода пищевая;
- ложечка и пиала.
Готовится масса для игр очень просто. В СОДУ ДОБАВЬТЕ МОЮЩЕЕ СРЕДСТВО И ХОРОШО ПЕРЕМЕШИВАЕМ. Теперь, когда получилась однородная масса попробуйте лепить. Свою массу вы можете забрать домой и научить делать её своих друзей.
Рефлексия
Воспитатель: -Ну -вот, ребята, на сегодня обучение в нашей «Лаборатории Фиксиков» окончено. Теперь, когда вы стали настоящими учеными, я приглашаю вас на научный совет. Вспомните опыты, и скажите, что вам больше всего понравилось? (Ответы детей записать на маркерной доске).
А может у вас в чем- то были затруднения? А в группе вы нарисуйте то, что больше всего вам запомнилось. И из ваших рисунков Вы вместе соберете книгу «Лаборатория Фиксиков».
Воспитатель: - Ребята, благодаря исследовательской деятельности, мы сегодня узнали, что сода и лимонная кислота, действительно не только необходимый продукт, но и интересный материал для опытов. Хочу вам вручить памятки и сказать спасибо за научную работу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект совместной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы по реализации образовательной области познавательное развитие " Спасение птиц"
Итоговое занятие по ФЭМП в подготовительной группе с использованием игровых технологий.Занятие построено в форме путешествия на корабле в поиске птиц,которых заточила в замке Зима.В процессе занятия д...
Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми средней группы Тема: «Снеговик» Образовательная область: «Познавательное развитие: формирование элементарных математических представлений»
Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми средней группы Тема: «Снеговик» Образовательная область: «Познавательное развитие: формирование элементарных математических пр...
Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста в образовательной области «Познавательное развитие» Тема «Путешествие в бумажную страну» старшая группа (5-6 лет)
Материал будет полезен для воспитателей детского сада...
Конспект образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста в образовательной области познавательное развитие. Тема «Птицы»
Конспект образовательной деятельности...
КОНСПЕКТ непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной группы (6-7лет) Образовательная область «Познавательное развитие» Тема: «Путешествие по зимнем лесу»
Тема: «Путешествие по зимнем лесу»Задачи:-Уточнение, расширение и активизация словаря по теме « Зима», «Дикие животные»;-Упражнять детей в образовании и практ...
Организованная образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста по образовательной области познавательное развитие «Сравнение белого и бурого медведей»
Организованная образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста по образовательной области познавательное развитие«Сравнение белого и бурого медведей»...
Конспект занятия «Мир в капле воды» с детьми старшей группы с интеграцией образовательных областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие»
Формирование у детей знаний о различных явлениях окружающей природы должно сочетаться с пониманием ценности природы для общества и человека, с овладением нормами поведения в природной среде. Это дости...