Конспект образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста в образовательной области познавательное развитие. Тема «Птицы»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 11
Конспект образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста в образовательной области
Познавательное развитие.
Тема «Птицы»
Воспитатель: Здравствуйте дети! Я очень рада вас видеть. У меня хорошее настроение и я хочу, чтобы у вас оно было таким же. Подойдите ко мне и встаньте в круг.
Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг,
Крепко за руки возьмемся,
И друг, другу улыбнемся.
Возьмитесь за руки, подарите друг другу улыбку. Молодцы! (руки опустить)
Воспитатель: - Ребята, скажите, а вы любите путешествовать? Куда можно отправиться в путешествие?
Дети: - в лес, на озеро, в другой город, другую страну, горы…
Воспитатель: Молодцы ребята! Я вам предлагаю отправиться в удивительное путешествие в мир природы. Хотите? У нашей матушки природы есть несколько царств. Назовите их. (ответы детей: царство растений, царство животных, царство воды).
Воспитатель: - Давайте заглянем в царство животных, где есть мир птиц. И сейчас мы отправимся с вами в путешествие вокруг земного шара. Вот макет планеты Земля или земного шара. Путешествуя по планете мы узнаем много интересного о птицах. Поможет нам в этом путешествии волшебный глобус (работа с глобусом).
Воспитатель: Ребята, вам понравилось путешествие вокруг земного шара? (ответы детей). Скажите, какое сейчас время года?
Дети: Весна!
Воспитатель: Назовите мне весенние месяцы. Какой сейчас идет месяц? (ответы детей)
Воспитатель: Очень яркие краски у матушки природы весной и чтобы лучше их рассмотреть мы потренируем наши глазки. Давайте внимательно следить глазками за тем, что происходит на экране (гимнастика для глаз).
(После звучат голоса птиц)
(Заставка леса)
Воспитатель: - Вот мы и в лесу, где живут много разных птиц. Ребята в лесу мы гости и должны правильно себя вести. Давайте вспомним правила поведения в лесу (дети называют правила по знакам – символам).
- Нельзя забирать птиц из леса. Это их дом. Они разучатся самостоятельно добывать себе пищу и могут погибнуть в неволе.
- Нельзя ломать ветки деревьев. На ветках деревьев вьют гнезда птицы.
- Берегите насекомых. Они опыляют растения и ими кормятся птицы.
- Нельзя дотрагиваться до птичьих яиц и птенцов. Птица - мать может бросить это гнездо.
- Костер в лесу может привести к лесному пожару и гибели животных и птиц.
Воспитатель: Молодцы ребята. Правила поведения в лесу вы знаете, поэтому птицы будут в безопасности. Пальчики разомнем и птиц мы назовем.
Пальчиковая гимнастика «Перелетные птицы»
Тили-тели, тили-тели -
С юга птицы прилетели!
Соединяют большие пальцы, машут ладошками.
Прилетел к нам скворушка -
Серенькое перышко.
Жаворонок, соловей
Торопились: кто скорей?
Цапля, лебедь, утка, стриж,
Аист, ласточка и чиж -
Поочередно сгибают пальцы на обеих руках, начиная с мизинца левой руки.
Все вернулись, прилетели,
Снова, соединяют большие пальцы, машут ладошками.
Песни звонкие запели!
Указательным и большим пальцами делают клюв - «птицы поют».
Воспитатель: - Ребята, как вы думаете, чем отличаются птицы, животные и насекомые? (ответы детей)
Воспитатель: Как вы считаете, какую роль играют перья для птиц? Давайте попробуем найти ответ. Для этого нам надо пройти в лабораторию к профессору Знайке (символ Сова) и исследовать, как устроено перо.
(Дети усаживаются за столами).
Воспитатель: Ребята, профессор Знайка приготовил для вас все что нужно для исследования пера. Смотрите, это самое длинное перо. Это перо называется «маховое». Эти перья расположены по краям крыльев у птиц.
Давайте рассмотрим его:
- Потрогайте перо. Какое оно? (плотное, жесткое, большое)
Обследуем пальчиками перо.
- Интересно, легкое оно или тяжелое?
Давайте возьмем в одну руку перо, а в другую – камень.
Делаем вывод (легкое).
- Подбросьте перо впереди себя. Что вы видите? Как падает перо?
(Падает медленно, плавно кружась).
Теперь давайте посмотрим перо через лупу.
- Видите, на бороздках пера есть выступы и крючочки, которые прочно и легко соединяются, застегивая поверхность пера как молния чтобы летать, а если они расцепляются, то птица клювом соединяет их чтобы не упасть. Попробуйте провести пальчиками волосики пера сверху вниз и наоборот, а я буду делать это на молнии (Опыт с молнией делает воспитатель).
Воспитатель: Дорогие мои Знайки сядьте удобно, подумайте и скажите, так зачем птицам перья?
(Ответы детей: помогают взлететь, держаться на воздухе, предохраняют от ушибов, пересыхания, намокания).
Воспитатель: - Умницы!
- А как вы думаете, почему у гусей или уток перья не намокают? (Потому что, у них есть специальная жировая железа и птицы сами клювом смазывают перья).
Воспитатель: Давайте проведем эксперимент.
- У вас бумажное перо, нанесем кисточкой на него жировую смазку (растительное масло), а теперь пипеткой капните воду. Что вы видите?
(Вода скатывается)
Воспитатель: Вот так и с перьев птиц скатывается вода. Не зря говорит пословица «Как с гуся вода».
- Ребята, а что может случиться с птицами, если произойдет непредвиденное загрязнение водоемов, рек, морей нефтью. Это вязкое, густое, черное горючее. Его перевозят на больших кораблях в емкостях и случаются аварии и нефть разливается по воде. Как вы думаете, что может случится с птицами?
(Они могут погибнуть)
Воспитатель: - Проведем эксперимент. Возьмите свои перья в руки и подойдите к большому водоему, по которому разливается нефть. (Разливаем нефть в емкость с водой (растительное масло, покрашенное в черный цвет)
Бросаем перья. Что мы видим? Перо стало тяжелое, слиплись волоски.
Таким образом, птицы попавшие в нефтяное пятно загрязняют себе перья и погибают.
Какой ребята мы сделаем вывод из этого эксперимента? Можно загрязнять водоемы? (Надо беречь природу, чтобы птицы не попадали в такую ситуацию).
Молодцы ребята, вы стали настоящими исследователями, опыты и эксперименты у вас получились.
Знаете, что с пером можно не только экспериментировать, а с его помощью создавать красивые сувениры на память. Вот такие сувениры мы сейчас с вами сделаем в нашей творческой лабораторий профессора Знайки.
Отправляемся в путь.
Я иду и ты идешь — раз, два, три. (Шагаем)
Я пою и ты поешь — раз, два, три. (Хлопаем в ладоши.)
Мы идем и мы поем — раз, два, три. (Шагаем.)
Очень дружно мы живем — раз, два, три. (Шагаем на месте.)
Воспитатель: Дорогие ребята мы находимся с вами в творческой лаборатории. Садитесь поудобнее и посмотрите какой сувенир мы сегодня будем делать с вами. Перед вами есть весь необходимый материал для того чтобы изготовить поделку. Приступаем к работе.
О птицах много знаем мы,
И в то же время мало,
И нужно всем: и вам и нам,
Чтоб их побольше стало.
Для этого побережем
Своих друзей пернатых,
Иначе, мы к нулю сведем
Певцов наших крылатых,
Съедят деревья и плоды
Личинки насекомых.
И поредеют все сады
Без наших птиц знакомых.
Ребята, наше путешествие закончилось. Понравилось ли вам путешествовать? А что понравилось больше всего? Что вы нового узнали для себя? (ответы детей). А на память о нашем путешествии вы можете забрать свои работы и рассказать своим друзьям о том, как можно сделать такие красивые сувениры. А еще от профессора Знайки у меня есть для вас сюрприз, он дарит вам «Раскраски о птицах».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по образовательной области «Коммуникация» по теме «В стране сказок».
План-конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по образовательной области «Коммуникация» (старшая группа) по теме «В стране сказок»...
Методическая разработка НОД с детьми старшего дошкольного возраста по образовательной области «Познавательное развитие» Тема: «Домашние животные»
В результате НОД воспитанники обогатят своё представление о жизни домашних животных, закрепят ранее полученные знания....
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по образовательной области "Речевое развитие" на тему: "Домашние животные".
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по образовательной области "Речевое развитие" на тему: "Домашние животные" с использованием информационно-к...
Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста в образовательной области «Познавательное развитие» Тема «Путешествие в бумажную страну» старшая группа (5-6 лет)
Материал будет полезен для воспитателей детского сада...
Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста по образовательной области «Познавательное развитие»
Образовательная область: «Познавательное развитие»Возрастная группа: средний дошкольный возраст Тема: «Поговорим о здоровье». Цель: способствовать становлению интерес...
Образовательная деятельность с детьми среднего дошкольного возраста по образовательной области "Познавательное развитие" на тему: "Путешествие в лес"
Цель: Обобщить представления у детей о первичных математических представлениях, используя игры математического содержания.Задачи:Образовательные:1. Формировать умения выделять цвет, форму, размер, сра...
Организованная образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста по образовательной области познавательное развитие «Сравнение белого и бурого медведей»
Организованная образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста по образовательной области познавательное развитие«Сравнение белого и бурого медведей»...