Конспект занятия «Мир в капле воды» с детьми старшей группы с интеграцией образовательных областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Формирование у детей знаний о различных явлениях окружающей природы должно сочетаться с пониманием ценности природы для общества и человека, с овладением нормами поведения в природной среде. Это достигается путем решения задач воспитания экологической культуры дошкольников.
Воспитание экологической культуры – долгий путь формирования правильных способов взаимодействия с природой. Понимание элементарных связей, существующих в природе, чувство сопереживания всему, действенная готовность его созидать, восприятие красоты природы – вот составляющие экологической культуры. Детям необходимо прививать навыки экологически грамотного отношения в быту, научить бережно и экономно относиться к воде
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mir_v_kaple_vody.docx | 31.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия
«Мир в капле воды»
с детьми старшей группы с интеграцией образовательных областей
«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»,
«Физическое развитие»
Задачи:
Образовательные;
1. Познакомить с явлением «круговорот воды в природе»
1. Уточнить значение воды для всего живого.
2. Формировать систему знаний о воде ее признаках, свойствах, а так же связях и отношениях.
3. Расширять знания о проблеме утилизации мусора.
Развивающие
1. Развивать познавательное отношение к природе.
2. Развивать внимание, мышление, умение анализировать и обобщать, умение договариваться друг с другом.
3. Формировать навыки практического взаимодействия с мусором: умение сортировать мусор, уменьшать объем мусора;
4. Развивать интерес к экспериментированию.
5. Формировать и активизировать словарь (испаряется, просачивается, круговорот, глобус. круговорот).
Воспитательные
1. Воспитывать у детей экологическую грамотность и бережное отношение к воде.
2. Воспитывать желание соблюдать правила поведения на природе чувство доброты, желание помогать окружающим.
Здоровьесберегающие:
1. Удовлетворять потребность детей в движениях.
2. Осуществлять профилактику нарушения зрения.
3. Создать положительный эмоциональный настрой, снять психоэмоциональное напряжение
Использование современных образовательных технологий: моделирования, опытно-экспериментальная деятельность, здоровьесберегающих технологий, игровых технологий, ИКТ,
Материалы к занятию:
инвентарь для опытов: термос, зеркало, ёмкость с землёй, губки;
«аквариум» с письмом (сюрпризный момент)
Глобус
конверты с частями пазла
макет «Круговорот воды в природе»
телевизор, ноутбук
музыкальное сопровождение
игровой персонаж Капитошка
эмблемы «Лаборатория капельки»
символы «Тучка», «Солнышко»
д/игра «Сортируем мусор правильно»
Ход занятия:
1. Утренний круг «Друзья»
Собрались все дети в круг дети встают в круг
Я твой друг руки к груди
И ты мой друг протягивают руки друг к другу
Крепко за руки возьмёмся берутся за руки
И друг другу улыбнёмся улыбаются
2. Воспитатель: Ребята, посмотрите, на полу у нас какие-то мокрые следы, кто к нам приходил. Я предлагаю пройти по этим следам и может быть мы увидим, кто оставил такие. Ой, посмотрите, тут у нас появился аквариум, а в нём что-то лежит, от кого не понятно. А в аквариуме вместо рыбок плавает письмо. Что же это такое, посмотрим?
Воспитатель: Письмо от Волшебницы Воды, сейчас я прочитаю, что же она нам написала? «Здравствуйте, ребята! Спасите меня и моё водное царство. Так хочется веселиться и радоваться, но большая беда надвигается на всех. Исчезает куда-то моя вода, я её всё время контролировала, считала все капельки и поняла, что воды не хватает, часть воды драгоценной от последнего дождя пропала. Ничего не могу понять. Куда вода подевалась? Может, испарилась? А может сквозь землю провалилась? Нигде ни проливалась нигде, ни появлялась. Но куда-то же она подевалась? Я отправила свою помощницу капельку Капитошку искать воду, но и она не вернулась. Вот и решила я попросить у вас помощи»
Воспитатель: Вот какую задачу нам задала Волшебница Вода. А какой же чудесный предмет покажет насколько для всех важно водное царство? Поможет отгадать этот предмет загадка:
На ноге стоит одной крутит, вертит головой
Нам показывает страны реки, горы, океаны.
Что же это за предмет. Кто знает, что это?
Ответы детей
Воспитатель: Это глобус – маленькое изображение нашей Земля.
- Посмотрим на Землю. Если ее быстро вращать, то она покажется одноцветной – какого цвета? (голубой).
-А почему? Этой краски на глобусе больше, чем зеленой, коричневой, белой. Что на глобусе обозначает голубой цвет? Правильно, это вода. На нашей планете 4 океана, 30 морей и множество рек, озер. Когда космонавты летят над нашей планетой, то Земля представляется им голубым шариком (показываю картинку Земли из космоса). Нашу планету еще называют «Голубая планета»
Воспитатель: И вот Волшебница Вода думает, что вся вода потихоньку пропадает, она попросила у нас помощи
Воспитатель: Ну, что идём на помощь? Найдём помощницу Волшебницы Воды и найдём куда же пропадает вода.
Ответы детей
3. Логоритмическое упражнение «Дорога в страну воды»
«Мы к лесной лужайке вышли, поднимая ноги выше, (ходьба, высоко поднимая колени).
Через кустики и кочки, обойти «кустик», перешагнуть пенёк
Через ветви и пенёчки, бодро мы так все шагали -
Чуть споткнувшись, не упали»
Воспитатель: Ну вот мы и пришли в страну Волшебницы Воды, здравствуйте гости дорогие, посмотрите, сколько народу отдыхает на полянке! Но что-то тут не так. Что с этой полянкой не так?
Ответы детей (много мусора)
Воспитатель: Я поняла, ребята о каком бедствии говорила Волшебница Вода. Вот настоящее бедствие, из-за которого может заболеть вся наша планета и мы с вами.
Вопросы детям: - откуда берётся мусор на лесной полянке? (Люди приезжают и очень часто оставляют после себя мусор.)
- Почему вода становится грязная? (Этот мусор попадает в воду, и она становится очень грязная.)
Воспитатель: Ребята, можно оставлять мусор на земле? Что может получиться, если мы не будем убирать мусор? Представьте ребята, что получится, если люди не научаться убирать за собой мусор, к чему это может привести? А сколько будет за целый год? Даже подумать страшно! Целые горы старых ненужных вещей. (ответы детей)
(Ответы детей: Мусор содержит вредные вещества для здоровья человека и окружающей среды. Наиболее опасным для человека является стекло, особенно битое. Оно
ничем не растворяется и может пролежать в земле сотни лет. Пластиковые бутылки долго не разлагаются. Деревянные, картонные и бумажные предметы, разлагаются быстро, но их лучше закапывать, чтобы они не портили внешний вид природы).
Но прежде, чем выбросить что надо с ним сделать?
Воспитатель: Нужно собрать мусор и разложить его по контейнерам «Бумага», «Пластик», «Стекло», «Металл»
Воспитатель: а теперь, давайте рассортируем мусор по контейнерам.
Д/и «Сортировка мусора»
(После сортировки дети вытирают руки влажными салфетками и выбрасываем в контейнер для бумаги).
Воспитатель: а вот и награда нам от Волшебницы Воды за помощь полянке (часть пазла – конверт № 1)
Воспитатель: Молодцы ребята, полянку мы с вами очистили, но у нас главное задание Волшебницы, которая потеряла свою воду и свою помощницу Капитошку.
Воспитатель: Чтобы постараться решить эту проблему, мы с вами вспомним о том, что же такое ВОДА и как она важна для нашей жизни.
Воспитатель: Как мы с вами уже посмотрели на глобусе
-сколько вода занимает места на Земле?
- почему нашу планету называют «голубая планета»
- а теперь скажите: кому нужна вода на Земле?
Дети: Всему живому на Земле (животным, растениям, человеку).
Воспитатель: Да это правильно, для жизни всем нам необходима вода. Мы с вами немного отдохнём и вспомним кому нужна вода.
Логоритмическое упражнение Давайте расскажем стихотворение про воду:
Вы слыхали о воде? Говорят, она везде! В луже, в море, в океане и в водопроводном кране, Как сосулька замерзает, в лес туманом заползает, На плите у нас кипит, паром чайника шипит. Без нее нам не умыться, не наесться, не напиться. Смею вам я доложить: без нее нам не прожить. | «Прислушиваемся», рука возле уха Разводим руки в стороны Руками показываем маленький круг, побольше и руки в стороны Соединить большой, указательный и средний палец вместе, «капаем» в ладошку Соединить ладошки, развести пальцы, сложить в замок Пальцы расставляем в стороны и поднимаем руки вверх, слегка дрожа ими Глубоко вдыхаем носом, на выдохе говорим «ш-ш-ш». Имитируем движения Указательным пальцем «грозим». |
Воспитатель: На Земле большие запасы воды, но не вся вода пригодна для употребления животными, растениями и человеком. Какая есть вода? (пресная и солёная)
Ответы детей
Воспитатель: Есть вода соленая и пресная. Ребята, а какая вода пресная, может вы, знаете?
Дети: пресная вода - это вода без соли.
Воспитатель: Где находиться пресная вода, а где солёная?
Ответы детей
Воспитатель: а как вы думаете, нам для жизни какая вода важнее? (пресная)
Ответы детей
Воспитатель: Правильно, пресная вода нужна нам для жизни. Где она находиться? (Она находится в реках, озерах, в ледниках.)
Воспитатель: Если мы будем бережно относится к природе, то вода не закончится и будет нас всегда радовать. Скажите, а как вода попадает к нам на Землю?
Ответы детей
Воспитатель: в природе происходит волшебное превращение воды, которое называется - круговорот воды в природе (на схеме «круговорот воды в природе», показываю наглядно).
Воспитатель: Мы сейчас с вами, посмотрим, что же такое круговорот воды в природе, но для этого мы оказались в лаборатории Волшебницы Воды (эмблемы лаборатории)
4. Экспериментальная деятельность «Круговорот воды в природе»
Опыт №1 Испарение воды
Воспитатель: Ребята смотрите что там, на столе стоит, скатертью волшебной прикрыто (дети поднимают скатерть, там термос).
Ух ты! Откуда здесь термосу взяться? Наверное, Волшебница Вода нам помогает. Интересно, а что же в нем может быть? Сейчас откроем и проверим.
Воспитатель: Это термос и значит в нем что- то горячее. Вы сможете его сами открыть? (ответы детей) Почему? (ответы детей)
Воспитатель: Правильно! Дети самостоятельно термос не должны открывать. Это могут делать только взрослые. Вы позволите мне его открыть? Я его открою, а вы внимательно наблюдайте, что будет происходить и мне скажете.
(Воспитатель открывает термос, чтобы дети увидели пар).
Воспитатель: А что это выходит из термоса? ответы детей
Откуда пар в термосе? вода при нагревании превратилась в пар
Воспитатель: вот так и в природе, солнце нагрело воду и она превращается в пар
Опыт №2 Капли на зеркале.
Воспитатель: А вдруг это не вода? У меня есть один способ это проверить.
(воспитатель подносит к струе пара зеркало, держит некоторое время над паром).
(Предлагает детям проверить, потрогать капли воды на зеркале)
Воспитатель: Точно! Капельки воды. Значит в термосе вода.
Горячая вода испаряется, в пар превращается. Выходит, может вода испаряться?
Воспитатель: Как вы думаете, во что превращается пар, когда поднимается вверх? ответы детей
Воспитатель: в облака, они парят легкие воздушные. Подул ветер-ветерок. Холодно-холодно. Облака собираются все вместе и превращаются в большую тучу
Капелькам-дождинкам скучно в тучке сидеть хотят они на мир посмотреть.
Из тучки идет дождик поливает землю
Воспитатель: Ребята! А вот и стаканчики с землей. Сейчас мы с вами проверим, куда денется вода после того, как дождик упадёт на землю
Опыт №3 С землей
Воспитатель: Подходите к столу. У нас на столе стаканчики с землей и губки, смоченные водой. Польем землю водой. Смотрим, что же получается? (дети отжимают воду из губки в землю)
Что происходит? Вода просачивается и земля становится влажной.
(одновременно дети с воспитателем поливают землю)
Воспитатель: Ну и как? может вода сквозь землю просочиться? дети проговаривают
Воспитатель: Вода сквозь землю просочилась. А дальше что? Так там под землей и останется?
5. Мультимедийная зрительная гимнастика «Ходит капелька по кругу»
Воспитатель: А куда дальше денется вода, мы с вами посмотрим и заодно наши глазки отдохнут.
* Солнышко греет, вода нагревается, из реки испаряется, паром вверх поднимается.
* В облака собирается.
* Облака по небу плывут. Легкие воздушные.
* Ветерок их подгоняет.
* Облака в тучку собираются, тучка дождик несет.
* А как станет тяжело нести, на землю прольет.
* Дождинки все польют и цветочки, и грибочки, а самые любопытные капельки сквозь землю просочатся.
* В реки подземные попадут и потекут не спеша.
* А как к земле пробьются, родником обернутся.
* Ручейками по земле потекут.
* А ручейки в озёра, реки впадают.
* Погуляет капелька, попутешествует по кругу да к Водяному вернется.
* А путешествие такое круговоротом называется. Кружится капелька по кругу как белка в колесе.
Воспитатель: а вот и Капитошка, здравствуй, тебя потеряла Волшебница Вода
Капитошка: Здравствуйте, ребята, а я не куда не терялась, я всегда тут. Вы же видели по какому кругу мы с моими подружками капельками всегда летаем.
Воспитатель: Эксперимент мы провели, Капитошку нашли.
Воспитатель: Ты Капитошка оставайся со своими подружками капельками, но к Волшебнице Воде обязательно приходи.
Теперь можно выходить из лаборатории.
Капитошка: а я свами пойду
«Раз, два, три повернись – на полянке окажись»
Воспитатель: Давайте вспомним, какая бывает вода? Во что превращается? (пар, дождь, ручеёк, озеро)
Ответы детей
Воспитатель: Молодцы, правильно вы запомнили, а вот и награда нам за то, что мы нашли воду и Капитошку (часть пазла – конверт № 2)
Воспитатель: Вот так происходит и в природе, каждый день жаркое солнце нагревает воду в морях, реках и озёрах, как только что она нагрелась в нашем чайнике. Вода превращается в пар. Крошечные, невидимые капельки влаги поднимаются в воздух. У поверхности Земли воздух всегда теплее. Чем выше поднимается водяной пар, тем холоднее становится воздух. Пар снова превращается в воду. Образуются облака. Когда капелек воды набирается много, они становятся слишком тяжёлыми для облака и выпадают дождём на землю.
Весь этот процесс называется КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ.
6. Подвижная игра «Капельки и тучка»
Воспитатель: ну, а сейчас мы с вами поиграем в игру «Тучка и капельки», мы превратимся с солнышко, тучку и капельки.
Капитошка: Вы знаете такую игру, вот здорово.
Ход игры: Маленькие капельки, отпросились у мамы- тучки на Землю, погулять: подул ветер капельки полетели (звучит шум дождя), напоили капельки все живое на Земле, заскучали, объединились в ручейки (бегут змейкой друг за другом, звучит шум ручейка). Захотелось им посмотреть, кто живет в речке (бегут змейкой под шум речки), вместе с водами речки попадают в море, (встают в круг). А в это время мама-тучка заскучала, просит солнышко помочь вернуть ее деток. Солнышко, пригрело своими лучами море, капельки нагрелись, стали подниматься на небо к маме-тучке (встают, поднимают руки, звучит легкая, спокойная музыка). Игра закончена.
Воспитатель: Вот так ребята в природе происходит круговорот воды, и в игре мы свами повторили путешествие капельки Капитошки (часть пазла – конверт № 3)
Воспитатель: Ребята как вы думаете, нашли мы пропавшую воду?
ответы детей
Нам нужно Волшебнице Воде объяснить, что вода никуда не денется. попутешествует и назад вернется.
Воспитатель: А чтобы успокоить Волшебницу Воду, мы с вами составим картинку, на которой покажем, как путешествует вода.
Пазл «Круговорот воды в природе»
Воспитатель: Молодцы, справились с заданием! Посмотрите, какая замечательная картина у вас получилась. Эту картинку мы отправим Волшебнице Воде, которую ей отнесёт Капитошка.
Воспитатель: а скажите мне, пожалуйста:
1. Как капельки воды оказываются высоко в небе? (Вода с земли испаряется, превращается в пар, он лёгкий и поднимается, как воздушный шар высоко в небо. Там пар остывает и снова превращается в капельки воды, которые сливаются друг с другом и образуют облака).
2. Если из тучи падают капли воды, как называется это явление природы? (дождь).
3. Что происходит с каплями дождя, когда они упадут на землю? (Одни капли уходят в землю, другие образуют лужи, а третьи – превращаются в ручейки).
4. Куда текут ручьи? (в реки и озёра).
5. Куда исчезают лужи? (Высыхают, вода из лужи опять превращается в пар, поднимается в небо и снова образуется облако. У нас получился круговорот воды: пар поднимается в небо - образуется туча - из тучи идёт дождь - дождь падает на землю и образует лужи, мочит землю лужи и земля высыхают и снова образуется пар.)
6. Что нам необходимо делать, чтобы вода ы вся наша земля была чистая? (не разбрасывать мусор, сортировать по разным контейнерам беречь природу.
Воспитатель: Вы все запомнили, вы молодцы!
Капитошка: Какие же вы молодцы, но чтобы вы не забыли, как важна вода и как мы капельки бегаем по кругу, я подарю вам вот такой подарок, «Книжку про мои путешествия»
Рефлексия
Что вы запомнили в нашем путешествии? Что узнали? Что вызвало затруднения? (ответы детей).
Воспитатель: а теперь мы ещё немного поиграем, если путешествие было интересное, то возьмите голубые капельки и положите в баночку, если не интересное, то возьмите тёмные капельки
Воспитатель: а теперь нам надо возвращаться назад, для этого мы закроем глазки, и как капельки повернёмся вокруг себя и окажемся в детском саду.
Капитошка: До свидания, ребята!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственной образовательной деятельности с учетом интеграции образовательных областей: « Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие»Тема: «Воздушное путешествие"
Занятие с использованием экспериментальной деятельности по закреплению ранее пройденого материала на тему "Воздух"...
Конспект непосредственно-образовательный деятельности в подготовительной группе по теме «Отважные пожарные» Интеграция образовательных областей «Познавательное развитие», «Физическое развитие» «Социально - коммуникативное развитие», «Речевое развитие» Цел
Конспект непосредственно-образовательный деятельности в подготовительной группе по теме «Отважные пожарные»Интеграция образовательных областей «Познавательное развитие», «...
Перспективное планирование по образовательным областям: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие Старшая группа, 2018 / 2017 учебный год
Перспективное планирование по образовательным областям: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие Старшая ...
Перспективное планирование по образовательным областям: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Перспективное планирование по образовательным областям: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.по прогр...
КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ: «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ, РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ, СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ, ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ» Тема: «Поможем Буратино»
Цель: Обобщение и закрепление знаний полученных в течение года.Задачи:Образовательные задачи: Закрепить знание детей о последовательности дней недели, времени года, месяцев; закрепить в памяти де...
Конспект непосредственной образовательной деятельности с учетом интеграции образовательных областей: « Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие»Тема: «Воздушное путешествие"
Занятие с использованием экспериментальной деятельности по закреплению ранее пройденого материала на тему "Воздух"...
Методическая разработка совместной образовательной деятельности «Божья коровка» с детьми младшего возраста с интеграцией образовательных областей «Познавательное развитие» «Речевое развитие» «Социально-коммуникативное развитие» (с использованием здор
Конспект СОД «Божья коровка»Задачи:образовательные:расширять и обогащать знания детей о насекомых: уточнить названия, внешние признаки;познакомить детей с внешним видом и образом жиз...