Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста в образовательной области «Познавательное развитие» Тема «Путешествие в бумажную страну» старшая группа (5-6 лет)
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему
Материал будет полезен для воспитателей детского сада
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puteshestvie_v_bumazhnuyu_stranu.doc | 54 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Теремок»
Каменского муниципального района Воронежской области
Непосредственно образовательная деятельность
с детьми старшего дошкольного возраста
в образовательной области «Познавательное развитие»
Тема «Путешествие в бумажную страну»
старшая группа (5-6 лет)
Воспитатель МКДОУ
«Детский сад «Теремок»
Старикова Татьяна Петровна
Цель: развивать познавательно-исследовательскую деятельность детей старшего дошкольного возраста
Задачи:
Образовательные:
- формировать познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности через экспериментирование в условиях здоровьесбережения и безопасности жизнедеятельности;
- расширять представления детей об истории возникновения, процессе производства, о свойствах и разновидностях бумаги.
Развивающие:
- развивать инициативу и самостоятельность на основе сотрудничества со взрослым и сверстниками в совместной образовательной деятельности;
- способствовать проявлению любознательности и познавательной мотивации.
Воспитательные:
- поддерживать интерес к познанию многообразия окружающего мира;
- содействовать воспитанию экологического правила и экологической культуры поведения;
- воспитывать взаимопомощь и умение выслушивать товарищей.
Предметно-пространственная среда
- презентация «Как делают бумагу»;
- презентация «История бумаги»;
- презентация «Бумага»;
- бумажный корабль «Мечта»;
- образцы бумаги: картон, бархатная, гофрированная, гигиеническая, альбомная, копировальная, газетная
- коллекции конфетных фантиков, открыток;
- выставка «Бумага, ножницы, картон»;
- схемы-карточки опытов;
- общая схема «Свойства бумаги»;
- расчески-гармошки;
- материал для продуктивной деятельности;
- магнитная доска.
Ожидаемые результаты
- проявляет инициативу и самостоятельность в познавательно-исследовательской деятельности;
- активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми в процессе экспериментирования;
- ребенок проявляет любознательность, пытается самостоятельно экспериментировать;
- может использовать речь для выражения своих мыслей, построения речевого высказывания в ситуации общения.
Пути достижения цели
Настроение у нас – отличное,
(показ сжатыми кулачками и поднятым вверх большим пальцем)
А улыбки – дело привычное,
(показ рисование улыбки на лице – указательными пальцами обеих рук)
Пожелаем друг другу добра,
(руки в стороны над головой и опустить вниз.)
Ведь играть начинать нам пора!
В путь-дорогу собираемся
В путешествие отправляемся.
- А на чем же можно отправиться в путешествие?.... (на корабле) Давайте подойдем и попробуем из чего он сделан.
Кораблик непрочный, кораблик бумажный
В потоке весеннем несётся отважно
К неведомым странам, в чужие места.
Кораблик бумажный с названьем – “Мечта”.
- Ребята, можно ли в настоящее путешествие отправиться на бумажном корабле?
- Давайте как можно больше узнаем о бумаге и сделаем правильный вывод.
Сейчас просто невозможно представить себе жизнь без бумаги.
(Чтение стихотворения на фоне сменяющихся слайдов)
Бумага бывает документом,
Плакатом, фантиком, конвертом,
Письмом, обоями, листовкой,
Альбомом, книгой, упаковкой,
Салфеткой, веером, талоном,
Неувядаемым пионом.
Она бывает и деньгами.
И многими другими прекрасными вещами.
Дидактическое упражнение «Что сделано у нас в группе из бумаги?»
- Давайте проведем исследование в нашей группе: а что у нас есть из бумаги?
(У нас в группе есть коллекции (открытки, фантики)
Выставка «Бумага, ножницы, картон»,…..)
История бумаги
-Как вы думаете, бумага была всегда? А на чем же люди писали раньше? Давайте вместе проведем экскурсию в историю. Посмотрим на слайды и вместе выясним на чем писали люди раньше.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ «История бумаги»
- Древние люди рисовали на камнях.
- Затем начали писать на сырых глиняных табличках. Наши далёкие предки сушили их на солнце или обжигали в огне.
- Более лёгким и надёжным материалом для письма стало дерево. Наши предки славяне наносили свои тексты на бересту – это кора дерева. Их называли берестяные грамоты.
- Писали и на шкурах животных. Этот материал называли пергамент.
-Люди, живущие на берегах реки Нил, нашли растение-папирус. Стебли папируса разрезали на тонкие полоски, смазывали клеем, сушили на солнце.
- Бумагу придумали в Китае две тысячи лет назад. Китайцы нашли способ делать бумагу из коры тутового дерева. Изобретателем бумаги считается Цай Лунь.
Бумагой восхищались все страны, но китайцы держали в тайне чудесный способ ее изобретения.
-А нам нужна бумага? Вспомнить, что бывает из бумаги нам поможет
игра: “Бывает, не бывает”.
Если я назову вам предмет, и он может быть выполнен из бумаги, вы хлопаете в ладоши. Если нет, приседаете. Будьте внимательными. (Слова: книга, стул, обувь, альбом, газета, зеркало, шкаф, яблоко, журнал).
Прошло много времени, пока все узнали, как делать это чудо - бумагу.
Слайды с этапами изготовления бумаги. Презентация
1. В наше время бумагу по китайской технологии изготавливают на специальных бумажных фабриках. (слайд № 1)
2. Основным сырьем для производства бумаги является древесная целлюлоза, которую получают, в основном, из сосны, ели, березы. (слайд №2)
3. На фабрике машины сдирают с них кору, измельчают в щепки. (слайд № 3)
4. Щепки сортируют по размеру на специальных ситах и отправляют в варку. (слайд № 3)
5. После этого бумагу окрашивают. (слайд № 4)
6. Бумажная масса попадает в бумагоделательную машину. (слайд № 5)
7. Сырая бумажная лента проходит через целый ряд валиков. (слайд № 6)
8. Наконец ровная белая лента выходит из машины и наматывается в огромный рулон. (слайд № 7)
Так, переходя из машины в машину, дерево превращается в белую и чистую бумагу. Мы с вами узнала, какой длинный путь проходит бумага пока попадет к нам. В изготовление каждого листочка бумаги вложен труд многих людей.
Представьте, что вы изготавливаете бумагу.
Лесорубы дерево срубили, (Имитация движение топора)
На станке на части разделили, (руками разводят в разные стороны)
Чурбачки на щепки порубили, (стучат ребром ладони о другую ладонь)
И в растворе долго их варили, (имитация движений поварешки)
А потом всю жидкость отжимают, (отжимают руками)
Валиком утюжат, сушат, гладят. ( имитация движений утюга)
Так выходит чистый лист бумаги (показ двух ладоней, поднятых вверх)
Для журнала, книги и тетради. («открывают» две сложенные ладони)
- Молодцы! А как вы думаете, бумага вся одинаковая?
- Убедиться в этом нам поможет игра “Найди такой же листочек, как я”. Сейчас, один из вас возьмет листочек бумаги в руки, назовет его, а мы все найдем такой же листочек у себя. Так мы будем играть пока все листочки бумаги не закончатся.
(Детям предлагается для игры бумага разных видов: цветная, газетная, картон, бархатная, гофрированная, гигиеническая, альбомная…).
- Мы с вами установили, что бумага бывает разных видов, встречается повсюду, из нее можно сделать много нужных, полезных, красивых вещей. И наш кораблик тоже сделан из бумаги. Но почему же мы не можем отправиться в настоящее путешествие на нашем корабле? (он непрочный)
- А как нам в этом убедиться?
-Проведём опыты с бумагой.
-А где мы их проводим? ( В нашем уголке «Почемучки») Прежде чем мы туда отправимся, вспомним правила безопасности. Нужно…. (надеть фартуки, нельзя бегать, баловаться, шуметь)
- Сейчас разделимся на пары и каждый из вас сделает свое открытие.
(У каждой пары на столе схема-карточка опыта)
Свойство 1. Мнется
Дети сминают листы.
Вывод: бумага мнется.
Свойство 2. Прочность.
Дети разрывают бумагу.
Вывод: можно разорвать, значит, она непрочная.
Свойство 3. Склеивается
Дети склеивают листы бумаги.
Вывод: бумага склеивается
Свойство 4. Водопроницаемость.
Листы опускают в ёмкости с водой.
Вывод: листы впитывают воду.
Свойство 5. Горение.
Ребята, мы с вами хорошо знаем правило – ты бумагу и огонь никогда один не тронь. Почему?
Значит каким свойством обладает еще бумага?
Вывод: бумага горит.
(Результаты экспериментов заносятся в общую таблицу, наклеиваются смайлики)
- Ребята, какие же свойства бумаги вы узнали. (Бумага мнется, рвется, намокает, склеивается, горит.)
Итак, бумага материал прочный или нет?
Так сможем мы отправиться в настоящее путешествие на бумажном корабле?
Воспитатель. Что ж, ребята, работу в нашем уголке «Почемучки» мы завершили.
Я вам хочу сказать, что когда ученые заканчивают свои исследования, узнают все, что им хотелось, они очень радуются своим открытиям – поют песни, кричат - ура! Давайте и мы с вами порадуемся нашими открытиям и сыграем на гармошках, которые тоже сделаны при помощи бумаги.
Продуктивная деятельность
Во время проведения наших опытов, мы бумагу рвали и клеили, а выбрасывать в мусор ее будем? А куда?
А как же быть с бумагой, которую мы смяли? Может ей еще можно найти применение? Что можно из нее сделать?
У нашего кораблика была мечта: отправиться в путешествие в неведомые страны. Мы выяснили, что в настоящее путешествие по-настоящему морю кораблику плыть нельзя. Как же нам помочь ему? (сделаем море из бумаги)
Пальчиковая гимнастика
Мы бумагу мяли, мяли,
Мы бумагу рвали, рвали
Так, что пальчики устали
Мы немножко отдохнём
Применение ей найдем.
- Наше бумажное море готово. Что можно пожелать кораблику?
Вы узнали, какой длинный путь проходит бумага пока попадет к нам. Скоро вы пойдете в школу и будете читать не только сказки, рассказы, но и разные учебники, из которых узнаете много интересного. Вы будете не только рисовать, но и писать. Никогда не забывайте, сколько людей трудилось, чтобы у вас были книги, тетради. Относитесь к ним бережно.
А наше путешествие подошло к концу.
-Понравилось? У вас на столах лежат смайлики. Покажите ваше отношение к проделанной работе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект образовательной деятельности «познавательное развитие» Тема: «Путешествие в математическую галактику» (старший дошкольный возраст)
Тематическое занятие в виде игры-путешествия, направленное на формирование математических способностей в старшей группе....
Непосредственно образовательная деятельность с детьми младшего дошкольного возраста в образовательной области «Познавательное развитие» «Как цыпленок маму искал» II младшая группа (3-4 года)
Непосредственно образовательная деятельность с детьми 3-4 лет в образовательной области "Познавательное развитие". Материал будет полезен для воспитателей детского сада....
Конспект непосредственной образовательной деятельности. Образовательная область "Познавательное развитие". Тема "Путешествие по волшебному Крыму" ( Подготовительная группа)
Данный материал может использоваться воспитателями подготовительных групп при проведении НОД по краеведению. Использован интересный материал о Крыме, о его достопримечательностях. Имеется интересная и...
Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста по образовательной области «Познавательное развитие»
Образовательная область: «Познавательное развитие»Возрастная группа: средний дошкольный возраст Тема: «Поговорим о здоровье». Цель: способствовать становлению интерес...
Образовательная деятельность с детьми среднего дошкольного возраста по образовательной области "Познавательное развитие" на тему: "Путешествие в лес"
Цель: Обобщить представления у детей о первичных математических представлениях, используя игры математического содержания.Задачи:Образовательные:1. Формировать умения выделять цвет, форму, размер, сра...
Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми подготовительного дошкольного возраста по реализации ОО «Познавательное развитие» и ОО «Речевое развитие» «Тайна Третьей планеты»» (с использованием информационно-коммуникационных технологий,
Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми подготовительного дошкольного возраста по реализации ОО «Познавательное развитие» и ОО «Речевое ...
Конспект совместной деятельности педагога с детьми по образовательной области «Познавательное развитие» Тема: викторина «Витаминки из корзинки». Старший дошкольный возраст.
Обобщить и систематизировать знания детей о фруктах...