Пример индивидуального образовательного маршрута для ребенка дошкольного возраста с ОВЗ
учебно-методический материал по логопедии (подготовительная группа)
Процесс обучения и воспитания в основном, ориентируется на средний уровень развития ребенка, поэтому не каждый воспитанник может в полной мере реализовать свои потенциальные возможности. Это ставит перед воспитателями, логопедами, психологами дошкольного образовательного учреждения задачу по созданию оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей каждого воспитанника. Одним из решений в данной ситуации является составление и реализация индивидуального образовательного маршрута (далее – ИОМ).
Индивидуальный образовательный маршрут - это персональный путь реализации личностного потенциала ребенка (воспитанника) в образовании и обучении.
Основная цель составления индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) :
Это создание в детском саду условий, способствующих позитивной социализации дошкольников, их социально – личностного развития.
Задачи по социально - личностному развитию ребенка:
• Создать благоприятную предметно-развивающую среду для социального развития ребенка;
• Организовать единую систему работы администрации, педагогических сотрудников, медицинского персонала ДОУ и родителей по социально-личностному развитию ребенка;
• Совершенствовать стиль общения педагога с ребенком: придерживаться психологически-корректного стиля общения, добиваться уважения и доверия воспитанника;
• Создать условия для развития положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей;
• Формировать у ребенка чувство собственного достоинства, осознания своих прав и свобод (право иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать личное время)
Индивидуально-образовательный маршрут определяется:
государственным заказом;
потребностями и запросами родителей;
индивидуальными функциональными возможностями и уровнем развития воспитанников;
возможностями ДОУ;
Индивидуальные образовательные маршруты разрабатываются:
- для детей, не усваивающих основную общеобразовательную программу дошкольного образования;
- для детей, с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов.
-для детей с высоким интеллектуальным развитием.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iom.docx | 25.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №100 комбинированного вида Московского района
Индивидуальный образовательный маршрут с воспитанником ___ группы _____ направленности
ФИ ребенка
Учитель-логопед:
Воспитатели группы:
Санкт-Петербург
- Цель: создание благоприятных условий для развития ребенка с учетом его индивидуальных особенностей
- Заключение ТПМПК: относится к категории обучающихся с ОВЗ и нуждается в создании специальных условий для получения образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов в группе компенсирующей направленности.
Протокол № от
- Дата проведения диагностики уровня освоения ребенком образовательной программы 01.09.20__-30.09.20__
- Методы диагностики: наблюдение, беседа, проблемные ситуации, анализ продуктов детской деятельности, диагностические игровые ситуации.
- Результаты диагностики:
Направления реализации образовательной программы | Описание полученных результатов диагностики | |
Наличие знаний, умений и навыков | Отсутствие знаний, умений и навыков | |
Социально-коммуникативное развитие | -игровая деятельность в манипуляции с предметами; Сформированы понятия; -Общение строится по инициативе взрослого, | -отсутствие конструктивных способов взаимодействия с детьми и взрослыми; -не может планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели; -не включается в предложенную деятельность |
Познавательное развитие | -Количественный счет в пределах .. -соотносит цифру (0-10) и количество предметов; -знает последовательность всех дней недели; -различает и называет основные геометрические фигуры | -ориентировка в пространстве и на бумаге крайне затруднена |
Физическое развитие | -пользуется индивидуальным полотенцем; -способен самостоятельно одеваться и раздеваться; -навыки личной гигиены (мытье рук, умывание и т.п.) при помощи взрослого. | -испытывает трудности в выворачивании вещей; -не сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности; -не действует по словесной инструкции; -не развита мелкая моторика. |
Художественно-эстетическое развитие | -знает детские стихи четверостишья «Зайка», «Наша Таня громко плачет». | -навыки при рисовании, лепке, аппликации отсутствуют; -не воспринимает чтение художественных произведений взрослыми. |
Восприятие музыки | -умения, навыки и знания отсутствуют, боится громких звуков, музыка раздражает. | |
Музыкально-ритмические движения | Активно препятствует привлечению к танцевальной деятельности. | |
Пение | Активно препятствует привлечению к пению. | |
Музыкально-игровое творчество | Активно препятствует вовлечению его в игру. |
- План взаимодействия педагогов группы с воспитанником по освоению образовательной программы дошкольного образования с учетом его индивидуальных особенностей развития на 20..-20.. учебный год.
Направление взаимодействия педагогов с ребенком | Цели | Формы взаимодействия |
Физическое развитие | -развитие движений кистей и пальцев рук; -развитие графических навыков: правильно держать карандаш; проводить прямые ломаные линии определенной длины в указанном направлении сначала пальцем, затем карандашом; -обведение по контуру предметов. | |
Художественно-эстетическое развитие | -развитие слухового внимания; -развитие чувства ритма. | |
Познавательное развитие | -развивать ориентировку в пространстве (в схеме собственного тела, по основным пространственным направлениям, ориентировка на листе бумаги)) | |
Речевое развитие | С воспитателями группы | |
-учить выполнять совместные действия по речевой инструкции с взрослыми, со сверстниками; -учить высказывать свои потребности в активной речи. | -индивидуальное взаимодействие в ходе образовательной и игровой деятельности, в ходе режимных моментов. | |
С учителем-логопедом группы | ||
-коррекция звукопроизношения | Постановка и дальнейшая автоматизация поставленных звуков в ходе индивидуальных занятий. |
- Рекомендации для родителей воспитанника
- Организация игр на развитие мелкой моторики: движение кистей и пальцев рук (закручивание лент, пробок, различные шнуровки, игры с сыпучими материалами, пальчиковая гимнастика), обрисовка по трафаретам и т.д.
- Регулярное посещение ребенком подгрупповых и индивидуальных коррекционных занятий с учителем-дефектологом и педагогом-психологом.
- Информирование педагогов детского сада о результатах взаимодействия ребенка с учителем-дефектологом и педагогом-психологом, рекомендациями данных специалистов с целью обеспечения возможности построения максимально эффективного образовательного маршрута воспитанника по реализации образовательной программы дошкольного образования с учетом его индивидуальных особенностей.
С индивидуальным учебным планом ознакомлен(а) _______________ __________________ . (подпись родителя) (расшифровка)
Дата ознакомления:
Отчет
По итогам реализации индивидуального учебного плана
воспитанника ___ группы ФИ ребенка
В соответствии с решением Педагогического совета проведена оценка динамики развития ребенка с учетом реализации индивидуального плана обучения ФИ ребенка в группе компенсирующей направленности в 20__-20__ учебном году.
Социально-коммуникативное развитие: отмечается положительная динамика. Вступает в разговор, отвечает на вопросы. Различает и называет специальные виды транспорта, понимает значение светофора.
КГН: мыть руки и вытирать их полотенцем, устранять непорядок в своем внешнем виде может по словесному указанию взрослого.
Познавательное развитие: присутствует динамика. Принимает участие в занятиях по конструированию (по своему представлению).
Физическое развитие: упражнения в ходе организации утренней гимнастики, занятий по физической культуре не выполняет ни по показу, ни по словесной инструкции. Ребенок неуправляем, положительная динамика за истекший период отсутствует.
Художественно-эстетическое развитие: упражнения в ходе организации музыкальных занятий не выполняет ни по показу, ни по словесной инструкции, положительной динамики за истекший период нет. Появилась динамика в развитии мелкой моторики (удерживает правильно карандаш и пытается изобразить по словесной инструкции фигуры).
Речевое развитие:
За данный период обучения ребенок дал определенную динамику:
Навыки фонематического восприятия:
- Сформирован ряд навыков фонематического анализа; - Умение выделять из слова начальный ударный гласный звук, умение выделять из слова начальный согласный звук; - Начата работа по развитию умений выделять из слова конечный гласный и согласный звуки; - Проведена работа по закреплению умения дифференцировать гласные и согласные звуки с опорой на тактильный анализатор, обозначать их цветом. ( Справляется с выполнением заданий только совместно со взрослым). – Сформировать умение определять место заданного звука в слове не удалось. - Сформировать умение выделять из слова конечный гласный и согласный звуки не удалось. – Сформировать навыки фонематического синтеза не удалось. – В области фонематический представлений научился подбирать слова с заданным звуком из числа предложенных совместно со взрослым при положении звука в начальной позиции. Самостоятельно с заданием не справляется. Работа по формированию и дальнейшему развитию навыков фонематического восприятия требует продолжения.
Лексико-грамматический строй речи:
- Проведена работа по расширению количественного и коррекции качественного поля словаря. Объем активного словаря значительно отстает от возрастной нормы. – Проведена работа по развитию навыков словоизменения (изменение существительных по числам, согласование прилагательных и существительных, существительных и числительных на материале грамматически простых слов). Имеют место выраженные трудности при построении конструкций с предлогами. – Проведена работа по развитию функции словообразования. Имеют место выраженные затруднения при образовании прилагательных от существительных, глаголов с помощью приставок, глаголов совершенного вида.
Звукопроизношение:
- Достигнута некоторая положительная динамика в работе по коррекции состояния звукопроизношения. – Продолжена работа по постановке и дальнейшей автоматизации поставленных звуков _____ в словах, словосочетаниях, предложениях. Уровень самоконтроля за правильностью произношения крайне низкий. Реакция на замечания со стороны взрослого и желание исправить ошибку в произношении звука отсутствует. – Сформировать правильное произношение шипящих, аффрикат и соноров не удалось.
Навыки связной речи:
- Проведена работа по развитию умения составлять предложения по картинке, серии картинок, схеме слова с опорными словами и без них, развитию умения распространять заданное предложение. Динамика незначительная. – Навык пересказывания текста с опорой на наглядность и навык самостоятельного рассказывания сформировать не удалось.
Самостоятельная речь ребенка – элементарная фраза из двух, реже трех слов. На вопросы отвечает однословно. Навык развернутого ответа сформировать не удалось. На занятиях пассивен, в результате деятельности не заинтересован, быстро утомляется, не проявляет интерес к предлагаемой деятельности. Для относительно успешного выполнения задания необходима стимуляция со стороны взрослого, либо совместное со взрослым выполнение задания.
В течении всего дня держит игрушку с подвижными деталями и ходит по группе.
За период обучения отсутствовал в группе ____ дней.
Дата составления отчета _________
Воспитатели: Учитель-логопед: Музыкальный руководитель: Воспитатель по физической культуре:
Итоги реализации индивидуального учебного плана
воспитанника ____ группы ФИ
В соответствии с решением Педагогического совета проведена оценка динамики развития ребенка с учетом реализации индивидуального плана обучения ФИ за полугодие 20__-20__
Сравниваем план и фактическое состояние ребенка на сегодняшний день, указываем реальные продвижения по направлениям.
Социально-коммуникативное развитие: динамики нет.
КГН: мыть руки и вытирать их полотенцем самостоятельно не способен (только с помощью взрослого).
Познавательное развитие: динамики нет.
Физическое развитие: упражнения в ходе организации утренней гимнастики, занятий по физической культуре не выполняет ни по показу, ни по словесной инструкции. Ребенок неуправляем, положительная динамика за истекший период отсутствует.
Художественно-эстетическое развитие: упражнения в ходе организации музыкальных занятий не выполняет ни по показу, ни по словесной инструкции, на занятиях поведение неконтролируемое, ребенок неуправляем, положительной динамики за истекший период нет. Появилась динамика в развитии мелкой моторики (удерживает правильно карандаш и пытается изобразить по словесной инструкции фигуры).
Речевое развитие:
За первый период обучения ребенок дал определенную динамику:
Навыки фонематического восприятия:
- Сформировано умение выделять из слова начальный ударный гласный звук; - Сформировано умение выделять из слова начальный согласный звук; - Начата работа по развитию умений выделять из слова конечный гласный и согласный звуки; - Начата работа по развитию умения определять место заданного звука в слове, соотносить его со схемой; - Начата работа по формированию и дальнейшему развитию фонематических представлений – умения подбирать слова с заданным звуком из числа предложенных при положении звука в начале слова, самостоятельно подбирать слова с заданным звуком с опорой на контекстные подсказки. Работа связана с выраженными трудностями.
Лексико-грамматический строй речи:
- Проведена работа по расширению количественного и коррекции качественного поля словаря. Объем активного словаря значительно отстает от возрастной нормы; - Проведена работа по развитию навыков словоизменения (изменение существительных по числам, согласование прилагательных и существительных, существительных и числительных на материале грамматически простых слов). Имеют место выраженные трудности при построении конструкций с предлогами;
– Проведена работа по развитию функции словообразования. Имеют место выраженные затруднения при образовании прилагательных от существительных, глаголов с помощью приставок, глаголов совершенного вида.
Звукопроизношение:
Достигнута некоторая положительная динамика в работе по коррекции состояния звукопроизношения.
- Поставлены ____ звуки. Проведена работа по их автоматизации изолированно, в слогах, словах. Начата работа по автоматизации поставленных звуков в словосочетаниях и предложениях, выработке навыка самоконтроля правильности произношения звуков в самостоятельной речи. Уровень самоконтроля недостаточный. – Начата работа по постановке ____ звуков.
Навыки связной речи:
- Проведена работа по развитию умения составлять предложения по картинке, серии картинок, схеме слова с опорными словами и без них, развитию умения распространять заданное предложение. Динамика незначительная. – Навык пересказывания текста с опорой на наглядность и навык самостоятельного рассказывания сформировать не удалось.
На занятиях пассивен, в результате деятельности не заинтересован, быстро утомляется, не проявляет интерес к предлагаемой деятельности. Для относительно успешного выполнения задания необходима стимуляция со стороны взрослого, либо совместное со взрослым выполнение задания.
В период с сентября по декабрь 20__ года ребенок присутствовал в группе __ дней из __ по плану, из них по болезни __, по решению родителей на основании их заявления – отсутствовал __ дней.
В течении всего дня держит игрушку с подвижными деталями и ходит по группе, называя себя различными животными.
По итогам диагностики индивидуального развития, проведенного педагогами в начале учебного года, родителям воспитанника было рекомендовано обратиться к специалистам (к дефектологу, детскому психологу) за консультацией по вопросу оказания ребенку необходимой помощи с учетом особенностей его развития.
Документы, подтверждающие обращение родителей к вышеуказанным специалистам (рекомендации, выписки и т.д.), которые могли бы способствовать обеспечению преемственности в работе педагогов по оказанию помощи ребенку, в детский сад для ознакомления предоставлены (заключения специалистов (ФИО, место)).
Дата составления отчета: ___
Воспитатели: Учитель-логопед: Музыкальный руководитель: Воспитатель по физической культуре:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План индивидуального образовательного маршрута детей старшего дошкольного возраста по развитию интеллектуальных способностей.
Цель данного маршрута повышение уровня интеллектуальных и творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста....
Индивидуальный образовательный маршрут развития ребенка раннего возраста.
Задержка речевого развития....
План индивидуального образовательного маршрута детей старшего дошкольного возраста по развитию интеллектуальных способностей
Повышать уровень интеллектуальных и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста....
Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка дошкольного возраста с ОВЗ
В разработке отражены разделы и содержание ИОМ...
Индивидуальный образовательный маршрут для детей дошкольного возраста с ОВЗ
Индивидуальный маршрут обучения детей с ОВЗ – это институциональный документ, который регламентирует и определяет содержание коррекционной развивающей деятельности, направленной на помощь ребенк...
Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка дошкольного возраста с задержкой психического развития.
ИОМ для дошкольника с ЗПР....
Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка дошкольного возраста с ОВЗ
Индивидуальный образовательный маршрут-это персональный путь реализации личностного потенциала воспитанника в образовании и учении. Основная цель составления индивидуального образовательного маршрута-...