Проект «Государственные символы России»
проект (подготовительная группа)
Проект «Государственные символы России» неформальная символика ( медведь, береза, самовар, валенки и т.п.) Создание мини-музея.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proek_gosudarstvennyk_simvoly.docx | 29.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение
« Детский сад № 14»
Проект «Государственные символы России»
( подготовительная группа)
Подготовила: Воспитатель
Стручалина М.Ю.
С.Верхняя Верея 2024г
Актуальность проекта
Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, быту своего народа. Поэтому базой для формирования патриотизма являются глубинные чувства любви и привязанности к культуре своей страны и своему народу, к своей земле, воспринимаемой в качестве родной, естественной и привычной среды обитания человека.
В настоящее время усиленно внимание к решению задач патриотического воспитания со всех сторон развития, обучения и воспитания, в том числе, и в нашем ДОУ - что является одной из главных годовых задач уже не первый год.
Приобщение детей к Государственной символике РФ – одна из приоритетных задач, о которой говорится и в программе ДОУ. Невозможно воспитывать уважение и гордость к тому, о чем дети не имеют ни малейшего представления. Сама формулировка задач по патриотическому воспитанию дошкольников подразумевает более или менее глубокое знакомство детей – дошкольников с флагом, гербом и гимном. А в полной мере понять, осмыслить, запомнить историю происхождения, значение цветов и образов, их взаимное расположение и функции Государственных символов РФ – дело непростое даже для взрослых!
Паспорт проекта
Авторы проекта: Стручалина М..Ю.
Тема проекта: «Государственные символы России»
Сроки реализации, продолжительность проекта | Краткосрочный (2.11.- 6.11.2024) |
Тип проекта | Познавательный |
Участники проекта | Воспитатель, дети, родители |
Проблема значимая для детей, на решение которой направлен проект | На сегодняшний день проблема патриотизма приобретает все большую актуальность, так как мы живем в не информационном обществе, в веке коммуникационно - информационных технологий, где большинство детей уделяют значительную часть своего времени Интернету, компьютерным играм, телевизору и т. д. Все это способствует моральной и нравственной деградации личности. Дети не откликаются на просьбы родителей отвлечься от этих рутинных увлечений и заняться чем-то полезным. У сегодняшних дошкольников практически не развито представление о родной стране, Отчизне, малой родине, собственном городе. И это, пожалуй, является действительной проблемой. |
Актуальность | В настоящее время усиленно внимание к решению задач патриотического воспитания со всех сторон развития, обучения и воспитания, в том числе, и в нашем ДОУ - что является одной из главных годовых задач уже не первый год. Приобщение детей к Государственной символике РФ – одна из приоритетных задач, о которой говорится и в программе ДОУ. Невозможно воспитывать уважение и гордость к тому, о чем дети не имеют ни малейшего представления. Сама формулировка задач по патриотическому воспитанию дошкольников подразумевает более или менее глубокое знакомство детей – дошкольников с флагом, гербом и гимном. |
Цель проекта | Воспитывать уважение к своему народу, любовь к Родине, гордость за неё, уважительное отношение к Государственным символам РФ.
|
Задачи проекта | -систематизировать и обобщить знания детей о Государственной символике РФ; -формировать представления о происхождении, значениях, функциях флага, герба и гимна РФ; -уточнить и углубить знания и представления дошкольников о России как о государстве, в котором они живут; -развивать связную речь детей методом наглядного моделирования; -развивать творческие способности детей, воображение, внимание, память; -способствовать воспитанию любви к Родине, поддерживать интерес к истории своей страны и её культуре.
|
Итоговое мероприятие проекта | Сборник пословиц и поговорок о нашей планете, Сборник изображения «Моя столица», Сборник информационной – деловое оснащение «Наша Родина - Россия»; Сборник «Народы России»; Консультации «Народные традиции в воспитании детей»; Сборник истории «Мой любимый город Выкса», «История Выксы» |
Продукт проекта | Выставки детских работ «Герб нашей страны», «Герб нашей семьи» и создание Мини-музея по неформальной символике России |
Ожидаемые результаты по проекту | Дети должны знать Государственную символику РФ - уметь рассказать о символике образов, значении и функциях Государственных символов России; должны знать столицу России, её историческое происхождение; уметь выражать свой интерес, любовь и гордость за свою Родину. · |
Этапы реализации проекта:
1.Организационный этап
1.Подбор рассказов о Родине.
2.Подбор стихов о Родине.
3.Подбор загадок, пословиц и поговорок о Родине, Москве; работа над пословицами и поговорками о Родине
4.Подготовка бесед о достопримечательностях столицы.
5. Подбор картинок, иллюстраций в книгах о Родине, природе, О Москве.
6. Подбор основного материала в уголок по патриотическому воспитанию в группе.
7. Подбор дидактических и настольно-печатных игр.
8.Подбор фильмов, презентаций по теме Государственная символика России.
11.Проведение информационно-просветительской работы среди родителей дошкольников.
2.Основной этап
План реализации проекта
| Наименование мероприятия | |||
2.11 | - Прослушивание песен о Родине, гимна России. - НОД по развитию речи: «Герб и флаг России» - Чтение художественной литературы: стихи о Родине, Москве - Гусев «Берегите Россию», Е. Аксельрод «Наш дом», В.Орлов «Родное» - Ситуативные беседы и темы для рассуждения: «Где можно увидеть изображение флага РФ? герба РФ?», « Где можно услышать гимн РФ?» - Просмотр видиофильма «Россия». | |||
3.11 | -Словесно-дидактические игры и упражнения: «Назови главный город», «Белый- синий- красный». Составление рассказов по изображениям и картинкам, описывание изображений и образов символов РФ. -Чтение художественной литературы: В. Степанов «Флаг России», И. Агеева «Флаг российский - триколор»,В. Степанов «Герб России», Т.Гусева «Глобус»,В. Степанов «Москва»,Н. Добронравов «Москва златоглавая». - НОД ИЗО: «Герб Страны» - Ситуативные беседы и темы для рассуждения: «В каких случаях украшают город, поселок государственными флагами?», «Для чего нужно знать государственные символы РФ?», «Какое значение имеет для вас флаг, герб и гимн России?» | |||
5.11 | - Словесно-дидактические игры и упражнения: «Над-под-между», «Сравни», «Найди и покажи», «Всё ли верно?», «Составь предложение с парой слов», «Зачеркни лишнее». - Просмотр презентации: «Символика России» - НОД Рисование «Герб семьи» - Сюжетно-ролевые игры: «Экскурсия по городу». | |||
6.11 | - Словесно-дидактические игры и упражнения: «Обведи по точкам», «Составь герб России» и «Составь флаг России» (способом наложения). -НОД Аппликация «Флаг» - Заучивание стихотворения В. Гусев «Родное» - создание мини-Музея | |||
3.Заключительный этап
Выставка детских работ по проекту, создали мини-музей по символике
Приложение 1.
Конспект занятия по речевому развитию «Герб и флаг России»
(подготовительная группа)
Тип НОД: занятие по закреплению полученных знаний
Вид НОД: тематическое занятие
Тема НОД: «Герб и флаг России»
Возрастная группа детей: 6-7 лет
Программное содержание:
1.Обучающие задачи:
-продолжать формировать у детей представления о российской символике; об истории происхождения и функциональном назначении герба и флага, о символическом назначении цветов и образов
2. Развивающие задачи:
-развивать связную речь; расширять словарный запас;
-развивать умения рассказывать по представленному плану;
-развивать познавательный интерес детей, расширять кругозор; развивать у детей умение творчески подходить к замыслу.
3. Воспитывающие задачи:
-воспитывать у детей чувство патриотизма, уважительное отношение к гербу и флагу нашей страны.
Словарная работа: Отчизна, патриот, скипетр, держава.
Оборудование: Уголок патриотического воспитания в группе, ноутбук, проектор, магнитная доска, письмо с фотографиями достопримечательностей Лондона, бумажный голубь, запись гимна России
Демонстрационный материал: Флаг и герб России, рисунки детей, изображение герба Москвы; схема-план для составления рассказа о флаге и гербе России; презентация «Наша Родина-Россия», фотографии с достопримечательностями Москвы.
Раздаточный материал: цветные полосы Государственного флага России ( для конструирования), отдельные символы государственного герба России ( для конструирования), клей-карандаш, палочки.
Предшествующая работа: Рассматривание флагов разных стран, альбомов с гербами разных городов, старинными монетами. Беседы о гербе и флаге России, заучивание стихотворений, поговорок, пословиц о Родине. Наблюдение на улицах поселка и города, поиск изображений Государственных символов РФ. Чтение легенд и сказок о Родине. Ручной труд «Государственный флаг РФ». Русские народные игры
Индивидуальная работа: оказание помощи в налаживании контакта со сверстниками, оказание помощи в выполнении практической деятельности
Организация детей на НОД
Ход занятия
Дети в центре группы вместе с воспитателем.
Стук в дверь. Влетает бумажный голубь-почтальон.
Воспитатель:
-Ребята, посмотрите, вы знаете кто это?
Дети высказывают свои мнения. ( Голубь-почтальон)
-Интересно, что это он нам принес?( письмо)
-Давайте прочтем адрес на конверте и узнаем кому оно адресовано. И если оно для нас, то мы его прочтем.
Воспитатель читает письмо.
Здравствуйте, дорогие ребята! Мы живем в Англии, в столице страны –городе Лондоне. Англия – это наша Родина, которой мы очень гордимся и очень любим. Мы гордимся своими Государственными символами страны, гордимся знаменитыми достопримечательностями нашего города. Посылаем вам фотографии. Расскажите нам о своей Родине.
Дети и воспитатель располагают фотографии из письма на магнитной доске. Дети и воспитатель рассаживаются на стульчиках возле доски и рассматривают фотографии
Воспитатель подводит детей к ответу:
-Что вы поняли из письма? Что мы можем сделать ? Как будем делать?
(дети предлагают варианты решений, выбор подходящего решения)
- Как вы думаете, когда наши друзья получат письмо от нас, что они смогут узнать?
-Давайте вспомним, что мы уже знаем о нашей Родине.
-Как называется наша страна? Назовите столицу России.
-Как называются люди, живущие в нашей стране?
-На каком языке говорим мы - россияне?
Педагог обращает внимание детей на слайды презентации «Наша Родина-Россия».
Воспитатель:
-Посмотрите, как огромна и велика наша страна. Наша Россия занимает очень большую территорию на Земле. Она такая большая, что если мы захотим отправиться в путешествие от края до края, то дорога займет целую неделю на поезде, а на самолете - целый день. И прямо сейчас я предлагаю отправиться в путешествие на поезде по просторам нашей Родины!
Выполнение физминутки и пальчиковая гимнастика под музыку о Родине.
Столица нашей Родины – Москва
(руки поднять вверх, пальцами правой руки обхватить пальцы левой руки)
Ехать очень долго – дня два.
(поднять указательный и средний пальцы правой руки вверх)
С высокой, главной башней,
(подняться на носки, поднять)
С курантами на ней
(руки вверх, потянуться)
И с площадью огромной,
(развести руки в стороны на уровне груди)
С названием скромным,
(руки согнуть в локтях, вытянуть их вперёд)
Зовётся она Красной
И смотрится прекрасно.
Музеев там не перечесть,
(согнуть руки в локтях и растопырить все пальцы рук)
Театры, памятники есть.
(загнуть левой рукой два пальца правой руки)
Поедим в гости мы к друзьям,
(руки согнуть в локтях, поочерёдно выдвигая их вперёд, пальцы сжаты в кулаки)
Чтоб рассказать об этом вам.
(согнуть руки в локтях и вытянуть их вперёд, ладонями вверх)
Воспитатель вместе с детьми двигается по группе, имитируя езду на поезде, в руках атрибуты Государственной символики-флаги России.
Воспитатель:
-Ребята, мы прибываем на первую станцию под названием «Государственная» (Уголок патриотического воспитания в группе)
Рассаживаются на стульчиках на «Станции Государственной»
Беседа с детьми.
Воспитатель:
-Ребята, как называется наша Родина? (Россия)
-А как можно по-другому назвать нашу Родину? (Страна, Отчизна, Государство)
-А что такое Родина? (ответы детей)
-Вы любите свою Родину? Что значит «Любить свою Родину?» (ответы детей) А как называется человек, любящий свою Родину? ( патриот)
-Мы с вами знаем, что наша Россия – это государство, а каждое государство имеет свои отличительные знаки и символы.
-Какие Государственные символы России вы знаете? ( флаг, герб и гимн России)
-Что такое гимн страны? ( ответы детей) Для чего нужен гимн стране? ( предположения детей) Когда звучит гимн страны, что нужно сделать? Где можно услышать гимн России? Давайте вместе исполним первый куплет гимна РФ.
Все встают, исполняют гимн России под музыку.
-О каких Государственных символах России мы еще не говорили? ( о флаге и гербе России)
-Предлагаю задание-игру «Собери и наклей?»
Практическое задание. Для этого вам нужно разделиться на две команды и на столе собрать и наклеить изображение флага и герба России .
Выполняется практическое задание дошкольниками (групповая работа)
Выполняется физминутка
В нашей стране горы- высокие,
Реки глубокие,
Степи широкие,
Леса большие,
А мы - ребята вот такие!
Следующее задание для команд.
-Задание для первой команды «Составь рассказ о государственном флаге России» по плану, задание для второй команды «Составь рассказ о Государственном гербе России» по плану.
Воспитатель кладет на стол каждой команды план-схему для составления рассказа о флаге и гербе России. После подготовки один из детей из каждой команды рассказывает по своему плану о государственном символе России.
-Что мы можем приобрести на станции «Государственная» для наших друзей – англичан? ( предложения детей- можно взять изображения флага и герба России)
Воспитатель:
-Ребята, время остановки на этой станции заканчивается и нам нужно отправляться дальше. Занимайте свои места, поезд отправляется!
Воспитатель и дети двигаются по группе.
- Мы подъезжаем к следующей станции «Игровая» (Оформлена фотографиями достопримечательностей Москвы)
На этой станции, как вы уже догадались, мы отдохнем и поиграем.
Первая игра «Угадай и назови»
Дети встают полукругом и называют достопримечательности Москвы.
Вторая игра Русская народная игра «Золотые ворота». Вместе с воспитателем вспомнить слова игры: «Золотые ворота пропускают не всегда: первый раз прощается, второй - запрещается, а на третий раз не пропустим вас!»
После окончания игр, воспитатель спрашивает у детей:
-Что мы можем приобрести на станции «Игровая» для наших друзей – англичан?(предположения детей – фотографии с достопримечательностями)
-Ребята, время пребывания на станции «Игровая» закончилось и мы отправляемся с вами из далекого путешествия обратно в детский сад.
Воспитатель движется вместе с детьми по группе и возвращается обратно в центр группы.
-Ну вот мы и вернулись в родной детский сад! Мы путешествовали по просторам России. Мы много уже знаем о нашей Родине. А каким было для вас наше путешествие? ( дети делятся впечатлениями). Что бы вы рассказали своему другу или близкому человеку о своей Родине? ( ответы детей).
-Из путешествия мы привезли небольшие сувениры для своих друзей из-за границы. Давайте мы оформим конверт и отправим с почтовым голубем в Англию. Воспитатель вместе с детьми кладет Государственные символы России , достопримечательности Москвы и приветственное письмо в конверт и прикрепляет к голубю.
Воспитатель пишет под диктовку детей письмо.
Приложение 2.
Дидактический материал по теме проекта
Задания на формирование лексико-грамматических категорий
и обогащение словаря
1.Как мы называем Россию? Почему? (составление синонимического ряда)
Россия- Родина- Родина - матушка- Отечество- Отчизна
2.Какие народы живут в России?
3. Закончи предложение:
Щит – это вооружение древнего воина, предназначенное для…
Копье – это вооружение древнего воина, предназначенное для…
Корона – это…
4.Рассмтривание монет достоинством 5, 10, 50 копеек.
- Как называются эти монеты? Кто на них изображен? Почему они так называются?
- Рассмотри монеты достоинством 1,2,5 рублей. Что изображено на них?
5.Что ты знаешь о…? Подбери слова, наиболее точно характеризующие предмет (лицо). Например: Орел- гордый, свободный…
6. Какие предметы белого, синего, красного цвета ты знаешь?
Белый (-ое,-ая)-…, синий (-ее, -яя)-…, красное (-ое, -ая)…
7. Что мы называем красным?
8. Какие слова выражают любовь к Родине?
Любимая, священная, бескрайняя, родная, могучая, великая, свободная.
9. Выбери правильный ответ.
-Как называется наша страна? (Германия, Россия, Латвия)
-Как называется столица нашего государства? (Москва, Париж, Киев, Тула)
-Как называется твой родной город? (Москва, Печора, Санкт-Петербург)
-Назови главную площадь, реку, улицу своего города.
10. Составь предложение с парами слов.
Георгий Победоносец-копье.
Герб-эмблема.
11. Слова рассыпались. Составь предложения.
Георгий, паразить, Победоносец, змей, черный.
Небо, парить, орел, свободно, в.
Жить, Москва, в, москвичи.
12.»Объясни словечко»
Победоносец, белокаменный, златоглавый, двуглавый, драконоборец.
Тексты для чтения и заучивания наизусть
Я - русский человек, и русская природа
Любезна мне, и я ее пою.
Я - русский человек, сын своего народа,
Я с гордостью гляжу на Родину свою.
В. Гусев
Родное
Я узнал, что у меня
Есть огромная семья —
И тропинка, и лесок,
В поле каждый колосок!
Речка, небо голубое —
Это все моё, родное!
Это Родина моя!
Всех люблю на свете я!
В. Орлов
Родина
Если скажут слово “Родина”,
Сразу в памяти встаёт
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.
У реки берёзка-скромница
И ромашковый бугор…
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной московский двор…
В лужах первые кораблики,
Над скакалкой топот ног
И большой соседней фабрики
Громкий радостный гудок.
Или степь от маков красная,
Золотая целина…
Родина бывает разная,
Но у всех она одна!
З.Александрова
Флаг России – триколор,
Три полоски ловит взор.
И у каждой новый цвет,
А у цвета свой секрет.
Снизу красный – самый яркий,
Цвет побед в сраженьях жарких,
Русской кровью что добыты
И народом не забыты.
В середине флага – синий,
Словно Волга по равнине...
Синеву родимых рек
Любит русский человек.
Сверху, словно облака,
Цвет снегов и молока.
Чистый белый – мира цвет,
Говорит он – войнам нет!
Агеева И.
« Наша столица зовется Москвой!
Наша столица — город-герой!
Было немало врагов у Москвы,
Всех отбивала страна от Москвы!
Было немало друзей у Москвы!
Больше их стало у нашей Москвы».
Т.Ходаков
В некотором царстве-государстве случилось великое несчастье, напал на него лютый змей-дракон. Поселился он в темной пещере на берегу моря. Огнем жег он землю, разрушал дома. Взмолились жители того царства-государства. Змей же потребовал, чтобы каждый день кормили его досыта свежим мясом. Но чудовище было прожорливым, и вскоре не осталось ни у кого ни овец, ни коров, ни коз – все съел змей. Тогда велел змей приводить к нему каждый день человека на съедение. Бросили жребий, и выпало идти царской дочери. Привели ее на берег морской и оставили там. В это время проезжал храбрый Егорий (Георгий) на своем добром белом коне. Не мог он оставить царевну в беде, сразился со змеем и поразил того своим копьем, победил его.
Ехал великий князь Юрий, по прозвищу Долгорукий, со своею дружиною из славного города Киева в город Владимир. Дорога шла через дремучие леса, топкие болота. Вдруг увидел князь посреди болот огромного зверя. Было у него три головы, шерсть пестрая многих цветов. В изумлении остановились князь и его спутники, глядя на это чудо. А зверь, явившись людям, исчез, словно растаял в тумане. Вместе с великим князем ехал ученый грек-предсказатель. И спросил его Юрий Долгорукий… Что знаменует собой явление чудесного зверя?
Предсказатель растолковал это так:
Встанет поблизости сих мест град превелик, треуголен, и распространится вокруг него царство великое. А пестроты шкуры звериной значат, что сойдутся сюда народы разные и сбудется явление ныне тебе знамение.
Это сказка, но с большим смыслом. Ведь сбылось знамение – вырос великий город – Москва.
Тексты для пересказа
Наше Отечество
К.Д.Ушинский
Наше отечество, наша родина — матушка Россия.
Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши.
Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились. В ней говорят родным нам языком, и всё в ней для нас родное; а матерью — потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать она защищает и бережёт нас от всяких врагов.
Велика наша Родина-мать — святорусская земля! От запада к востоку тянется она почти на одиннадцать тысяч вёрст; а от севера к югу на четыре с половиною.
Не в одной, а в двух частях света раскинулась Русь: в Европе и в Азии...
Много есть на свете, и кроме России, всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать — одна у него и родина.
Москва
По Е. Осетрову
«Москва — всем городам голова...» Не перечислить пословиц, поговорок, присловий, песен о Москве-столице.
Москва — столица России, живет в сердце каждого. Если соединить все улицы столицы в одну, то она протянулась бы через всю Россию. Сердце Москвы — Кремль, Красная площадь
Приложение 3
Развитие связной речи. Составление рассказов
1. Составь рассказ о своем любимом городе по плану:
-Как называется твой любимый город?
-Кем и когда он был основан?
-Главная площадь, улица, река в твоем городе.
-Главные достопримечательности твоего города.
_-Твое отношение к городу.
2.Составь рассказ о Государственном флаге РФ по плану:
- Как называется этот флаг?
-Что обозначает Государственный флаг России?
-Какой он формы?
-Сколько цветов в Российском Флаге?
-Что обозначает красный (синий, белый) цвет?
-В каком порядке расположены полосы и почему?
-Где можно увидеть Государственный флаг РФ?
3.Составь описательный рассказ о Государственном гербе России.
- Герб какого государства изображен на картине?
-На какой предмет по форме похож герб?
-Что расположено в центре герба и почему?
-Кто изображен в центре герба и почему?
-Кто изображен на гербе Москвы и что он делает?
-Какие еще предметы изображены на гербе РФ?
-Где можно увидеть изображение герба России?
-Что символизирует герб России?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
проект "Государственные символы России"
Проект "Государственные символы России" посвящен проблеме формирования у детей чувства патриотизма, любви и преданности своей Родине....
Проект "Государственные символы России!
Проект по краеведению...
Проект «Государственные символы России»
laquo;Патриотизм — это нравственная категория, которая ставит личность на более высокий уровень существования...
Проект «Государственные символы России»
Посвящён решению актуальной задачи организации работы с детьми старшего дошкольного возраста по формированию у них гражданских и патриотических чувств....
Проект "Государственные символы России"
Познавательный, творческий проект для детей старшего дошкольного возраста...
Педагогический проект "Государственные символы России"
Цель проектаВоспитывать уважение к своему народу, любовь к Родине, гордость за неё, уважительное отношение к Государственным символам РФ. ...