Проект «Государственные символы России»
проект (подготовительная группа)

Стручалина Марина Юрьевна

Проект «Государственные символы России» неформальная символика ( медведь, береза, самовар, валенки и т.п.) Создание мини-музея.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proek_gosudarstvennyk_simvoly.docx29.87 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение

« Детский сад  № 14»

Проект «Государственные символы России»

( подготовительная группа)

 

 

 

 

Подготовила: Воспитатель

Стручалина М.Ю.

С.Верхняя Верея 2024г

Актуальность проекта

 

Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, быту своего народа. Поэтому базой для формирования патриотизма являются глубинные чувства любви и привязанности к культуре своей страны и своему народу, к своей земле, воспринимаемой в качестве родной, естественной и привычной среды обитания человека.

В настоящее время усиленно внимание к решению задач патриотического воспитания со всех сторон развития, обучения и воспитания, в том числе, и в нашем ДОУ - что является одной из главных годовых задач уже не первый год.

Приобщение детей к Государственной символике РФ – одна из приоритетных задач, о которой говорится и в программе ДОУ. Невозможно воспитывать уважение и гордость к тому, о чем дети не имеют ни малейшего представления. Сама формулировка задач по патриотическому воспитанию дошкольников подразумевает более или менее глубокое знакомство детей – дошкольников с флагом, гербом и гимном. А в полной мере понять, осмыслить, запомнить историю происхождения, значение цветов и образов, их взаимное расположение и функции Государственных символов РФ – дело непростое даже для взрослых!

Паспорт  проекта

Авторы проекта: Стручалина М..Ю.

Тема проекта: «Государственные символы России»

 

Сроки реализации, продолжительность проекта

Краткосрочный (2.11.- 6.11.2024)

Тип проекта

 Познавательный

Участники проекта

Воспитатель, дети,  родители

Проблема значимая для детей, на решение которой направлен проект

На сегодняшний день проблема патриотизма приобретает все большую актуальность, так как мы живем в не информационном обществе, в веке коммуникационно - информационных технологий, где большинство детей уделяют значительную часть своего времени Интернету, компьютерным играм, телевизору и т. д. Все это способствует моральной и нравственной деградации личности. Дети не откликаются на просьбы родителей отвлечься от этих рутинных увлечений и заняться чем-то полезным. У сегодняшних дошкольников практически не развито представление о родной стране, Отчизне, малой родине, собственном городе. И это, пожалуй, является действительной проблемой.

Актуальность

В настоящее время усиленно внимание к решению задач патриотического воспитания со всех сторон развития, обучения и воспитания, в том числе, и в нашем ДОУ - что является одной из главных годовых задач уже не первый год.

Приобщение детей к Государственной символике РФ – одна из приоритетных задач, о которой говорится и в программе ДОУ. Невозможно воспитывать уважение и гордость к тому, о чем дети не имеют ни малейшего представления. Сама формулировка задач по патриотическому воспитанию дошкольников подразумевает более или менее глубокое знакомство детей – дошкольников с флагом, гербом и гимном.

Цель проекта

Воспитывать уважение к своему народу, любовь к Родине, гордость за неё, уважительное отношение к Государственным символам РФ.

 

Задачи проекта

-систематизировать и обобщить знания детей о Государственной символике РФ;

-формировать представления о происхождении, значениях, функциях флага, герба и гимна РФ;

-уточнить и углубить знания и представления дошкольников о России как о государстве, в котором они живут;

 -развивать связную речь детей методом наглядного моделирования;

-развивать творческие способности детей, воображение, внимание, память;

-способствовать воспитанию любви к Родине, поддерживать интерес к истории своей страны и её культуре.

 

Итоговое мероприятие проекта

Сборник пословиц и поговорок о нашей планете, Сборник  изображения «Моя столица», Сборник информационной – деловое оснащение «Наша Родина - Россия»; Сборник «Народы России»;  Консультации «Народные традиции в воспитании детей»; Сборник истории «Мой любимый город Выкса», «История Выксы»

Продукт проекта

Выставки детских работ «Герб нашей страны», «Герб нашей семьи» и создание Мини-музея по неформальной символике России

Ожидаемые результаты по проекту

Дети должны знать Государственную символику РФ - уметь рассказать о символике образов, значении и функциях Государственных символов России; должны знать столицу России, её историческое происхождение; уметь выражать свой интерес, любовь и гордость за свою Родину.

·          

 

Этапы реализации проекта:

 1.Организационный этап

1.Подбор рассказов о Родине.

2.Подбор стихов о Родине.

3.Подбор загадок, пословиц и поговорок о Родине, Москве; работа над пословицами и поговорками о Родине

4.Подготовка бесед о достопримечательностях столицы.

5. Подбор картинок, иллюстраций в книгах о Родине, природе, О Москве.

6. Подбор основного материала в уголок по патриотическому воспитанию в группе.

7. Подбор дидактических и настольно-печатных игр.

8.Подбор фильмов, презентаций по теме Государственная символика России.

11.Проведение информационно-просветительской работы среди родителей дошкольников.

2.Основной этап

 

План реализации проекта

 

Наименование мероприятия

2.11

- Прослушивание песен о Родине, гимна России.

- НОД по развитию речи: «Герб и флаг России»

- Чтение художественной литературы:

стихи о Родине, Москве - Гусев «Берегите Россию», Е. Аксельрод «Наш дом», В.Орлов «Родное»

- Ситуативные беседы и темы для рассуждения: «Где можно увидеть изображение флага РФ? герба РФ?», « Где можно услышать гимн РФ?»

- Просмотр видиофильма  «Россия».

3.11

-Словесно-дидактические игры и упражнения: «Назови главный город», «Белый- синий- красный». Составление рассказов по изображениям и картинкам, описывание изображений и образов символов РФ.

 -Чтение художественной литературы:

В. Степанов «Флаг России», И. Агеева «Флаг российский - триколор»,В. Степанов «Герб России», Т.Гусева «Глобус»,В. Степанов «Москва»,Н. Добронравов «Москва златоглавая».

- НОД ИЗО: «Герб Страны»

- Ситуативные беседы и темы для рассуждения: «В каких случаях украшают город, поселок государственными флагами?», «Для чего нужно знать государственные символы РФ?», «Какое значение имеет для вас флаг, герб и гимн России?»

5.11

- Словесно-дидактические игры и упражнения: «Над-под-между», «Сравни», «Найди и покажи», «Всё ли верно?», «Составь предложение с парой слов», «Зачеркни лишнее».

- Просмотр презентации: «Символика России»

- НОД Рисование «Герб семьи»

- Сюжетно-ролевые игры: «Экскурсия по городу».

6.11

- Словесно-дидактические игры и упражнения: «Обведи по точкам», «Составь герб России» и «Составь флаг России» (способом наложения).

-НОД Аппликация «Флаг»

- Заучивание стихотворения В. Гусев «Родное»

- создание мини-Музея
 

3.Заключительный этап

Выставка детских работ по проекту, создали мини-музей   по символике

Приложение 1.

Конспект занятия по речевому развитию «Герб и флаг России»

(подготовительная группа)

Тип НОД: занятие по закреплению полученных знаний

Вид НОД: тематическое занятие

Тема НОД: «Герб и флаг России»

Возрастная группа детей: 6-7 лет

Программное содержание:

1.Обучающие задачи:

-продолжать формировать у детей представления о российской символике; об истории происхождения и функциональном назначении герба и флага, о символическом назначении цветов и образов 

2. Развивающие задачи:

-развивать связную речь; расширять словарный запас;

-развивать умения рассказывать по представленному плану;

-развивать познавательный интерес детей, расширять кругозор; развивать у детей умение творчески подходить к замыслу.

3. Воспитывающие задачи:

-воспитывать у детей чувство патриотизма, уважительное отношение к гербу и флагу нашей страны.

Словарная работа: Отчизна, патриот, скипетр, держава.

Оборудование: Уголок патриотического воспитания в группе, ноутбук, проектор, магнитная доска, письмо с фотографиями достопримечательностей Лондона, бумажный голубь, запись гимна России

Демонстрационный материал: Флаг и герб России, рисунки детей, изображение герба Москвы; схема-план для составления рассказа о флаге и гербе России; презентация «Наша Родина-Россия», фотографии с достопримечательностями Москвы.

Раздаточный материал: цветные полосы Государственного флага России ( для конструирования), отдельные символы государственного герба России ( для конструирования), клей-карандаш, палочки.

Предшествующая работа: Рассматривание флагов разных стран, альбомов с гербами разных городов, старинными монетами. Беседы о гербе и флаге России, заучивание стихотворений, поговорок, пословиц о Родине. Наблюдение на улицах поселка и города, поиск изображений Государственных символов РФ. Чтение легенд и сказок о Родине. Ручной труд «Государственный флаг РФ». Русские народные игры

Индивидуальная работа: оказание помощи в налаживании контакта со сверстниками, оказание помощи в выполнении практической деятельности

Организация детей на НОД

Ход занятия

Дети в центре группы вместе с воспитателем.

Стук в дверь. Влетает бумажный голубь-почтальон.

Воспитатель:

-Ребята, посмотрите, вы знаете кто это?

Дети высказывают свои мнения. ( Голубь-почтальон)

-Интересно, что это он нам принес?( письмо)

-Давайте прочтем адрес на конверте и узнаем кому оно адресовано. И если оно для нас, то мы его прочтем.

Воспитатель читает письмо.

Здравствуйте, дорогие ребята! Мы живем в Англии, в столице страны –городе Лондоне. Англия – это наша Родина, которой мы очень гордимся и очень любим. Мы гордимся своими Государственными символами страны, гордимся знаменитыми достопримечательностями нашего города. Посылаем вам фотографии. Расскажите нам о своей Родине.

Дети и воспитатель располагают фотографии из письма на магнитной доске. Дети и воспитатель рассаживаются на стульчиках возле доски и рассматривают фотографии

Воспитатель подводит детей к ответу:

-Что вы поняли из письма? Что мы можем сделать ? Как будем делать?

(дети предлагают варианты решений, выбор подходящего решения)

- Как вы думаете, когда наши друзья получат письмо от нас, что они смогут узнать?

-Давайте вспомним, что мы уже знаем о нашей Родине.

-Как называется наша страна? Назовите столицу России.

-Как называются люди, живущие в нашей стране?

-На каком языке говорим мы - россияне?

Педагог обращает внимание детей на слайды презентации «Наша Родина-Россия».

Воспитатель:

-Посмотрите, как огромна и велика наша страна. Наша Россия занимает очень большую территорию на Земле. Она такая большая, что если мы захотим отправиться в путешествие от края до края, то дорога займет целую неделю на поезде, а на самолете - целый день. И прямо сейчас я предлагаю отправиться в путешествие на поезде по просторам нашей Родины!

Выполнение физминутки и пальчиковая гимнастика под музыку о Родине.

Столица нашей Родины – Москва

(руки поднять вверх, пальцами правой руки обхватить пальцы левой руки)

Ехать очень долго – дня два. 

(поднять указательный и средний пальцы правой руки вверх)

С высокой, главной башней, 

(подняться на носки, поднять)IMG_256

С курантами на ней 

(руки вверх, потянуться)

И с площадью огромной, 

(развести руки в стороны на уровне груди)

С названием скромным, 

(руки согнуть в локтях, вытянуть их вперёд)

Зовётся она Красной 

И смотрится прекрасно.

Музеев там не перечесть, 

(согнуть руки в локтях и растопырить все пальцы рук)

Театры, памятники есть. 

(загнуть левой рукой два пальца правой руки)

Поедим в гости мы к друзьям, 

(руки согнуть в локтях, поочерёдно выдвигая их вперёд, пальцы сжаты в кулаки)

Чтоб рассказать об этом вам. 

(согнуть руки в локтях и вытянуть их вперёд, ладонями вверх)

Воспитатель вместе с детьми двигается по группе, имитируя езду на поезде, в руках атрибуты Государственной символики-флаги России.

Воспитатель:

-Ребята, мы прибываем на первую станцию под названием «Государственная» (Уголок патриотического воспитания в группе)

Рассаживаются на стульчиках на «Станции Государственной»

Беседа с детьми.

Воспитатель:

-Ребята, как называется наша Родина? (Россия)

-А как можно по-другому назвать нашу Родину? (Страна, Отчизна, Государство)

-А что такое Родина? (ответы детей)

-Вы любите свою Родину? Что значит «Любить свою Родину?» (ответы детей) А как называется человек, любящий свою Родину? ( патриот)

-Мы с вами знаем, что наша Россия – это государство, а каждое государство имеет свои отличительные знаки и символы.

-Какие Государственные символы России вы знаете? ( флаг, герб и гимн России)

-Что такое гимн страны? ( ответы детей) Для чего нужен гимн стране? ( предположения детей) Когда звучит гимн страны, что нужно сделать? Где можно услышать гимн России? Давайте вместе исполним первый куплет гимна РФ.

Все встают, исполняют гимн России под музыку.

-О каких Государственных символах России мы еще не говорили? ( о флаге и гербе России)

-Предлагаю задание-игру «Собери и наклей?»

Практическое задание. Для этого вам нужно разделиться на две команды и на столе собрать и наклеить изображение флага и герба России .

Выполняется практическое задание дошкольниками (групповая работа)

Выполняется физминутка

В нашей стране горы- высокие,

Реки глубокие,

Степи широкие,

Леса большие,

А мы - ребята вот такие!

Следующее задание для команд.

-Задание для первой команды «Составь рассказ о государственном флаге России» по плану, задание для второй команды «Составь рассказ о Государственном гербе России» по плану.

Воспитатель кладет на стол каждой команды план-схему для составления рассказа о флаге и гербе России. После подготовки один из детей из каждой команды рассказывает по своему плану о государственном символе России.

-Что мы можем приобрести на станции «Государственная» для наших друзей – англичан? ( предложения детей- можно взять изображения флага и герба России)

Воспитатель:

-Ребята, время остановки на этой станции заканчивается и нам нужно отправляться дальше. Занимайте свои места, поезд отправляется!

Воспитатель и дети двигаются по группе.

- Мы подъезжаем к следующей станции «Игровая» (Оформлена фотографиями достопримечательностей Москвы)

На этой станции, как вы уже догадались, мы отдохнем и поиграем.

Первая игра «Угадай и назови»

Дети встают полукругом и называют достопримечательности Москвы.

Вторая игра Русская народная игра «Золотые ворота». Вместе с воспитателем вспомнить слова игры: «Золотые ворота пропускают не всегда: первый раз прощается, второй - запрещается, а на третий раз не пропустим вас!»

После окончания игр, воспитатель спрашивает у детей:

-Что мы можем приобрести на станции «Игровая» для наших друзей – англичан?(предположения детей – фотографии с достопримечательностями)

-Ребята, время пребывания на станции «Игровая» закончилось и мы отправляемся с вами из далекого путешествия обратно в детский сад.

Воспитатель движется вместе с детьми по группе и возвращается обратно в центр группы.

-Ну вот мы и вернулись в родной детский сад! Мы путешествовали по просторам России. Мы много уже знаем о нашей Родине. А каким было для вас наше путешествие? ( дети делятся впечатлениями). Что бы вы рассказали своему другу или близкому человеку о своей Родине? ( ответы детей).

-Из путешествия мы привезли небольшие сувениры для своих друзей из-за границы. Давайте мы оформим конверт и отправим с почтовым голубем в Англию. Воспитатель вместе с детьми кладет Государственные символы России , достопримечательности Москвы и приветственное письмо в конверт и прикрепляет к голубю.

Воспитатель пишет под диктовку детей письмо.

   

Приложение 2.

Дидактический материал по теме проекта

Задания на формирование лексико-грамматических категорий

и обогащение словаря

1.Как мы называем Россию? Почему? (составление синонимического ряда)

Россия- Родина- Родина - матушка- Отечество- Отчизна

2.Какие народы живут в России?

3. Закончи предложение:

Щит – это вооружение древнего воина, предназначенное для…

Копье – это вооружение древнего воина, предназначенное для…

Корона – это…

4.Рассмтривание монет достоинством 5, 10, 50 копеек.

- Как называются эти монеты? Кто на них изображен? Почему они так называются?

- Рассмотри монеты достоинством 1,2,5 рублей. Что изображено на них?

5.Что ты знаешь о…? Подбери слова, наиболее точно характеризующие предмет (лицо). Например: Орел- гордый, свободный…

6. Какие предметы белого, синего, красного цвета ты знаешь?

Белый (-ое,-ая)-…, синий (-ее, -яя)-…, красное (-ое, -ая)…

7. Что мы называем красным?

8. Какие слова выражают любовь к Родине?

Любимая, священная, бескрайняя, родная, могучая, великая, свободная.

9. Выбери правильный ответ.

-Как называется наша страна? (Германия, Россия, Латвия)

-Как называется столица нашего государства? (Москва, Париж, Киев, Тула)

-Как называется твой родной город? (Москва, Печора, Санкт-Петербург)

-Назови главную площадь, реку, улицу своего города.

10. Составь предложение с парами слов.

Георгий Победоносец-копье.

Герб-эмблема.

11. Слова рассыпались. Составь предложения.

Георгий, паразить, Победоносец, змей, черный.

Небо, парить, орел, свободно, в.

Жить, Москва, в, москвичи.

12.»Объясни словечко»

Победоносец, белокаменный, златоглавый, двуглавый, драконоборец.

Тексты для чтения и заучивания наизусть

Я - русский человек, и русская природа

   Любезна мне, и я ее пою.

   Я - русский человек, сын своего народа,

   Я с гордостью гляжу на Родину свою.

В. Гусев

Родное

Я узнал, что у меня 
Есть огромная семья — 
И тропинка, и лесок, 
В поле каждый колосок! 

Речка, небо голубое — 
Это все моё, родное! 
Это Родина моя! 
Всех люблю на свете я! 

В. Орлов

Родина

Если скажут слово “Родина”,
Сразу в памяти встаёт
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.

У реки берёзка-скромница
И ромашковый бугор…
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной московский двор…

В лужах первые кораблики,
Над скакалкой топот ног
И большой соседней фабрики
Громкий радостный гудок.

Или степь от маков красная,
Золотая целина…
Родина бывает разная,
Но у всех она одна!

З.Александрова

Флаг России – триколор,
Три полоски ловит взор.
И у каждой новый цвет,
А у цвета свой секрет.

Снизу красный – самый яркий,
Цвет побед в сраженьях жарких,
Русской кровью что добыты
И народом не забыты.

В середине флага – синий,
Словно Волга по равнине...
Синеву родимых рек
Любит русский человек.

Сверху, словно облака,
Цвет снегов и молока.
Чистый белый – мира цвет,
Говорит он – войнам нет!

Агеева И.

« Наша столица зовется Москвой!

 Наша столица — город-герой!

 Было немало врагов у Москвы,

 Всех отбивала страна от Москвы!

 Было немало друзей у Москвы!

 Больше их стало у нашей Москвы».

Т.Ходаков

В некотором царстве-государстве случилось великое несчастье, напал на него лютый змей-дракон. Поселился он в темной пещере на берегу моря. Огнем жег он землю, разрушал дома. Взмолились жители того царства-государства. Змей же потребовал, чтобы каждый день кормили его досыта свежим мясом. Но чудовище было прожорливым, и вскоре не осталось ни у кого ни овец, ни коров, ни коз – все съел змей. Тогда велел змей приводить к нему каждый день человека на съедение. Бросили жребий, и выпало идти царской дочери. Привели ее на берег морской и оставили там. В это время проезжал храбрый Егорий (Георгий) на своем добром белом коне. Не мог он оставить царевну в беде, сразился со змеем и поразил того своим копьем, победил его.

Ехал великий князь Юрий, по прозвищу Долгорукий, со своею дружиною из славного города Киева в город Владимир. Дорога шла через дремучие леса, топкие болота. Вдруг увидел князь посреди болот огромного зверя. Было у него три головы, шерсть пестрая многих цветов. В изумлении остановились князь и его спутники, глядя на это чудо. А зверь, явившись людям, исчез, словно растаял в тумане. Вместе с великим князем ехал ученый грек-предсказатель. И спросил его Юрий Долгорукий… Что знаменует собой явление чудесного зверя?

Предсказатель растолковал это так:

Встанет поблизости сих мест град превелик, треуголен, и распространится вокруг него царство великое. А пестроты шкуры звериной значат, что сойдутся сюда народы разные и сбудется явление ныне тебе знамение.

Это сказка, но с большим смыслом. Ведь сбылось знамение – вырос великий город – Москва.

Тексты для пересказа

Наше Отечество

К.Д.Ушинский

Наше отечество, наша родина — матушка Россия.

Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши.

Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились. В ней говорят родным нам языком, и всё в ней для нас родное; а матерью — потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать она защищает и бережёт нас от всяких врагов.

Велика наша Родина-мать — святорусская земля! От запада к востоку тянется она почти на одиннадцать тысяч вёрст; а от севера к югу на четыре с половиною.

Не в одной, а в двух частях света раскинулась Русь: в Европе и в Азии...

Много есть на свете, и кроме России, всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать — одна у него и родина.

Москва

По Е. Осетрову

«Москва — всем городам голова...» Не перечислить пословиц, поговорок, присловий, песен о Москве-столице.

Москва — столица России, живет в сердце каждого. Если соединить все улицы столицы в одну, то она протянулась бы через всю Россию. Сердце Москвы — Кремль, Красная площадь                                                                         

Приложение 3

Развитие связной речи. Составление рассказов

1.     Составь рассказ о своем любимом городе по плану:

-Как называется твой любимый город?

-Кем и когда он был основан?

-Главная площадь, улица, река в твоем городе.

-Главные достопримечательности твоего города.

_-Твое отношение к городу.

2.Составь рассказ о Государственном флаге РФ по плану:

- Как называется этот флаг?

-Что обозначает Государственный флаг России?

-Какой он формы?

-Сколько цветов в Российском Флаге?

-Что обозначает красный (синий, белый) цвет?

-В каком порядке расположены полосы и почему?

-Где можно увидеть Государственный флаг РФ?

3.Составь описательный рассказ о Государственном гербе России.

- Герб какого государства изображен на картине?

-На какой предмет по форме похож герб?

-Что расположено в центре герба и почему?

-Кто изображен в центре герба и почему?

-Кто изображен на гербе Москвы и что он делает?

-Какие еще предметы изображены на гербе РФ?

-Где можно увидеть изображение герба России?

-Что символизирует герб России?

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект "Государственные символы России"

Проект "Государственные символы России" посвящен проблеме формирования у детей чувства патриотизма, любви и преданности своей Родине....

Проект «Государственные символы России»

laquo;Патриотизм — это нравственная категория, которая ставит личность на более высокий уровень существования...

Проект «Государственные символы России»

Посвящён решению актуальной задачи организации работы с детьми старшего дошкольного возраста по формированию у них гражданских и патриотических чувств....

Проект "Государственные символы России"

Познавательный, творческий проект для детей старшего дошкольного возраста...

Педагогический проект "Государственные символы России"

Цель проектаВоспитывать уважение к своему народу, любовь к Родине, гордость за неё, уважительное отношение к Государственным символам РФ.                ...