Проект "Государственные символы России"
методическая разработка (подготовительная группа)
Познавательный, творческий проект для детей старшего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект "Государственные символы России" | 42.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Детский сад «Березка»,
филиал Автономного учреждения дошкольного образования муниципального образования Заводоуковский городской округ «Центр развития ребенка – детский сад «Светлячок»
(Детский сад «Березка», филиал Детского сада «Светлячок»)
Проект на тему: «Государственные символы России»
(дети старшего дошкольного возраста)
Подготовила и провела
музыкальный руководитель
Детского сада «Берёзка»: Васичева О. Н.
Заводоуковск, 2023
Паспорт проекта «Государственные символы России»
Вид проекта: познавательный, творческий
Продолжительность проекта: краткосрочный
Сроки реализации: с 14 августа 2023 по 22 августа 2023г.
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели групп, музыкальный руководитель, родители.
Образовательная область: интеграция областей: речевое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическая, физическое развитие, социально-коммуникативное.
Актуальность:
«К патриотизму нельзя только призывать,
его нужно заботливо воспитывать»
Лихачев Д.С.
«Создание условий для формирования и развития у воспитанников ценностей патриотизма, социокультурных ценностей и традиций» - одна из главных задач нашего ДОУ. Именно в период дошкольного образования происходит формирование духовно-нравственной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, социальная адаптация в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. В этом возрасте образы воспитания очень яркие и сильные, поэтому они остаются в памяти ребенка надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании гражданственности и патриотизма. Невозможно воспитывать уважение и гордость к тому, о чём дети не знают. Поэтому было решено познакомить детей старшего дошкольного возраста с государственными символами России. Понять, осмыслить, запомнить историю происхождения, значение цветов на российском флаге, функции государственных символов.
Цель:
формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о важнейших нравственных ценностях российского народа через знакомство с государственными символами России.
Задачи:
- Познакомить детей с государственными символами России – флаг, гимн, герб.
- Закрепить знания детей о символическом значении цветов государственного флага.
- Формировать уважительное отношение к государственным символам России.
Ожидаемый результат:
- сформирован устойчивый интерес к государственным символам России;
- узнают и отличают символы России среди символов других стран;
- имеют представления о цветовом значении российского флага;
- заложены основы уважения к государственным символам страны.
Материально-техническое обеспечение: развивающая среда, дидактические игры, настольно – печатные игры, научно-познавательная литература, ноутбук, проектор, уголок патриотического воспитания в группе, художественная литература, картинки с изображением символики РФ и других стран мира, флажки (белые, синие, красные), флаг РФ, музыкальные произведения (гимн России и других стран).
Этапы реализации проекта
Подготовительный этап проекта
- подбор рассказов о Родине;
- подбор стихов о Родине, обсуждение, заучивание наизусть;
- прослушивание песен о Родине, гимна России.
- подбор загадок, пословиц и поговорок о Родине.
- подготовка бесед о достопримечательностях столицы, рассматривание фотографий.
- подбор картинок, иллюстраций в книгах о Родине.
- подбор основного материала в уголок по патриотическому воспитанию в группе.
- подбор дидактических и настольно-печатных игр.
- повторение символики РФ.
- выявление субъективного опыта детей: что мы знаем? Что хотим узнать?
- ознакомление родителей с темой проекта, участие родителей в проекте.
Основной этап проекта
ОО «Речевое развитие»
- НОД: «Герб и флаг России» (с использованием наглядного материала); «Малые фольклорные формы» (пословицы, поговорки, скороговорки о Родине);
- словесно-дидактические игры и упражнения: «Найди слова с заданным звуком», «Кого назвали-отвечает», «Я начну, а вы продолжите», «Объясни словечко», «Назови главный город», «Белый-синий-красный», «Обведи по точкам», «Сравни», «Найди и покажи», «Всё ли верно?», «Зачеркни лишнее», «Составь герб России» и «Составь флаг России»;
- составление рассказов по изображениям и картинкам, описывание изображений и образов символов РФ.
Чтение художественной литературы:
Стихи о Родине, Москве - Гусев «Берегите Россию», Е. Аксельрод «Наш дом», В.Орлов «Родное», В. Степанов «Флаг России», И. Агеева «Флаг российский - триколор», В. Степанов «Герб России», Т. Гусева «Глобус», В. Степанов «Москва», Н. Добронравов «Москва златоглавая», И. Токмакова «Красная площадь», произведения русских поэтов и писателей о природе России С. Есенина, А. Толстого, А. Пушкина;
рассказы - из книги С.В. Новикова «Родная история»- «Наши предки-славяне»; К.Д. Ушинского «Наше Отечество»;
«Социально-коммуникативное развитие»
Ситуативные беседы и темы для рассуждения: «Где можно увидеть изображение флага РФ? Герба РФ?», « Где можно услышать гимн РФ?», «В каких случаях украшают город государственными флагами?», «Для чего нужно знать государственные символы РФ?»;
Сюжетно-ролевые игры: «Стадион», «Экскурсия по городу», «Детский сад».
«Познавательное развитие»
- НОД «Наша Родина-Россия», «Символы Российской Федерации», « Герб РФ»;
- НОД по конструированию из бумаги и картина «Флаг России», из конструктора «Здания с флагом»;
- прогулка: наблюдение на улицах города, поиск изображений государственных символов России.
«Художественно-эстетическое развитие»
НОД по изобразительной деятельности «Рисование флага России».
НОД по изобразительной деятельности «Выбери и раскрась государственный герб».
«Физическое развитие»
- НОД «Мы - спортсмены России»;
- утренняя гимнастика (комплекс ОРУ);
- беседы о здоровом образе жизни, о здоровье нации.
Заключительный этап проекта
- оформление выставки совместного творчества детей и родителей «Российский флаг – державы символ»;
- создание и защита герба группы (совместная работа воспитателей и детей);
- заключительное мероприятие квест-игра «В поисках флага».
Результативность
- дошкольники знают и различают символы России (гимн, флаг, герб);
- понимают, осмысливают символы, их происхождение, значение, образы и функции;
- проявляют познавательную активность и интерес к истории своего государства.
Список используемой литературы
Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду. О.Н. Баранникова. Практическое пособие. – М.:АРКТИ, 2007.
Родная история. С.В. Новиков. – М.:Эксмо, 2004
Герб, флаг России: знакомим дошкольников и младших школьников с Государственными символами.- М.:АРКТИ, 2002.
Приложение 1
Конспект НОД «Государственные символы России»
Цель: формирование системных представлений о государственной символике родной страны у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи.
Образовательные:
- познакомить детей с государственными символами России: флаг, герб, гимн;
- уточнить представление детей о России как о государстве, в котором они живут.
Развивающие:
- развивать познавательный интерес к историческому наследию России, эмоционально – патриотического воспитания символики России, чувства любви и гордости к Отечеству;
- развитие слухового и зрительного восприятия, памяти, развитие гражданского самосознания.
Воспитательные:
- воспитывать любовь к Родине, чувство любви и уважения к своей многонациональной стране, гордости за свою страну - Россию.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, чтение стихов и рассказов о России, загадки о символики России, прослушивание аудиозаписи гимна, рассматривание карточек с символикой России.
Материалы и оборудование: слайды о символике России, ноутбук, карточки с символикой: флаг, герб, фонограмма гимна России и других стран, флажки (белые, синие, красные) по количеству детей.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие».
Методы и приемы: словесный, наглядный, игровой, практический
ХОД ЗАНЯТИЯ.
Дети входят в зал. Музыкальное приветствие.
Музыкальный руководитель.
Посмотрите, ребята, как оформлен наш зал. Что интересного, необычного вы заметили? (рассмотреть флаг, герб, березку, балалайку, матрешку). Как между собой связаны эти предметы? (например, что связывает между собой флаг РФ и балалайку? Или герб и березка?)
Как вы думаете, о чем мы сегодня с вами будем беседовать?
При затруднении воспитатель задает наводящие вопросы, чтоб подвести к теме.
Все эти предметы являются символом России. А для нас с вами, чем является Россия? (Родиной) Сегодня мы с вами будем беседовать о символах России – Родины нашей. (Россия – Родина наша!)
У каждого листочка, у каждого ручья
Есть главное на свете – есть Родина своя.
А там, где мы родились, где радостно живём,
Края свои родные мы Родиной зовём.
Как вы думаете, что я держу в руках? (ответы детей).
Я в руках держу модель Земли – глобус. Посмотрите, как много на нашем земном шаре разных стран. Какие страны вы знаете?
Но есть на нем лишь одна страна, которую зовем своей Родиной.
Ребята, а как эта страна называется? (Россия).
Вот как много места занимает территория нашей Родины.
А что такое Родина? (Родина – это мой дом, мой город, в котором я живу).
Верно. Родина – это место, где ты родился. Но человек не всегда остается в том месте, где родился, поэтому Родина – это твой город, дом, в котором ты живешь, твой двор, улица, детский сад. Это твоя страна.
Ребята, у каждого государства есть свои символы. Какие символы России вы знаете? (флаг, герб, гимн).
Рассматривают флаг России
Российский флаг состоит из трех полос. Назовите цвета Российского флага. Что обозначает каждый цвет? (ответы детей) Верхняя полоса – белая как чистый снег обозначает мир, средняя синяя – как небо – обозначает верность, красная как солнышко – сила.
Флаг – это главный отличительный знак страны, т. е. символ. Защищать честь флага, значит защищать честь Родины, Отчизны.
Давайте вспомним, где мы часто встречаем флаги?
ИГРА «ЧЕЙ ЦВЕТ БЫСТРЕЕ СОБЕРЁТСЯ»
Дети маршируют с флажками. Когда музыка закончится, нужно собраться в группы по цветам и прокричать «Ура!»
Музыкальный руководитель.
Еще у каждой страны есть отличительный знак (слайд). Что это такое? (ответы детей. Рассматривают герб)
Что изображено на гербе?
У России величавой
На груди орел двуглавый,
Чтоб на запад на восток
Он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый он и гордый.
Он – России дух свободный.
Орел на гербе обозначает силу. Это значит, что государство наше сильное, непобедимое. На груди орла красный щит. На нем изображен всадник.
Это Святой Георгий Победоносец – защитник нашего отечества. Он сидит на белом коне. За его плечами развевается синий плащ. В руке у него серебряное копье, которое помогло победить дракона. Конь топчет дракона. В этом гербе отразилась борьба добра и зла.
Ребята, а для чего нужен герб государству? (Чтобы отличить одно государство от другого).
Итак, первый отличительный знак страны – (ответ детей) флаг. Второй отличительный знак – это (ответ детей) герб. А есть еще третий отличительный знак, кто знает какой? (Гимн).
А что такое гимн? (Это главная песня страны). Это песня о нашей стране, о том, как мы ее любим.
А кто знает, как надо слушать гимн? Когда играет гимн, то нужно встать и слушать ее стоя.
ПРОСЛУШИВАНИЕ ГИМНА.
Ребята, у каждой страны есть гимн. Сейчас прозвучат гимны разных стран, когда вы услышите гимн России, то нужно встать.
Ребята, мы с вами поговорили о государственной символике. Давайте вспомним, о каких символах России мы говорили?
Приложение 2
Квест-игра « В ПОИСКАХ ФЛАГА»
Сценарий праздника ко Дню флага
Цель: формирование у детей понимания сущности и значения государственных символов Российской Федерации.
Задачи:
- создавать условия для закрепления знаний о символах России;
- популяризация государственных символов РФ, воспитание патриотизма и гражданственности у детей дошкольного возраста.
- развитие познавательного интереса у воспитанников.
Дети строятся на площадке перед центральным входом
Звучат песни о России . Выход Забавы
Забава.
Здравствуйте, детишки! Девчонки и мальчишки.
Я Забавушка – девица в русских сказках я живу, очень умною слыву.
В славный Праздник - День флага, Вам подарок принесла.
Ромашка – символ России, русской природы.
По народному преданию, ромашка вырастает там, где упадет с неба звезда.
Ромашка моя не простая, на ее лепестках загадки о главных символах России. Вы знаете эти символы?
Дети.
Да
Забава.
Тогда лепесточек отрываем, о России все узнаем!
Загадки:
1. Где раньше в праздник всем народом
В деревне хоровод водили?
Такие танцы у народа
В стране по имени … (Россия.)
2. Раскинулся на семи холмах
Широкими кольцами чудо-град
На Кремле алая звезда
Город-Столица России …! (Москва.)
3. На свете много песен разных,
Но эта нам важней всего,
Она, как символ государства,
Все стоя слушают ее! (Гимн.)
4. Символ мудрости и власти.
Отгоняющий напасти,
Он дополняет гимн и флаг,
Любой страны то главный знак.
У России он особый,
Ты назвать его попробуй. (ГЕРБ.)
5. У него названий много:
Триколор, трёхцветный стяг -
С ветром гонит прочь тревоги
Бело-сине-красный ... (ФЛАГ.)
Забава.
Молодцы, ребята. Все загадки отгадали. (показывает флаг России)
Посмотрите, что за радуга на небе?
Красный, синий, белый цвет.
Это флаг моей России.
Красивее флага нет!
Снизу красный – цвет Побед.
В середине – синий.
Это цвет великих рек,
Что текут в России.
Ну а сверху – белый цвет.
Это всякий знает,
Что душевной чистотой
Русь гостей встречает.
А сейчас, я хочу проверить как вы знаете цвета флага России.
ИГРА « ЦВЕТА ФЛАГА»
Забава показывает флажки белого, синего или красного цвета.
Белый цвет – хлопают, синий – топают, а красный – кричат «Ура!»
Забава.
Сегодня в честь праздника мы поднимем флаг России.
А где же флаг? Никто не видел? Пропал!
Голос Бабы Яги.
Ха – ха…Я Бабулечка – Ягулечка, меня на праздник не позвали, сильно на вас осерчала. И спрятала ваш флаг на территории вашего детского сада. Пройдете испытания – получите назад свой флаг. Если же не найдете – не видать вам никакого праздника! Ха – ха…
Забава.
Ребята, нужно найти флаг России!
Находят маршруты, и проходят испытания в соответствии со своим маршрутом.
1 СТАНЦИЯ «МОЯ РОДИНА – РОССИЯ»
Вам нужно ответить на вопросы. Готовы?
1) Как называется наша страна? (Россия)
2) Как называют жителей нашей страны? (Россияне)
3) Назовите столицу нашей Родины России? (Москва)
4)Кто является главой нашего государства? (Президент)
5) Назовите Президента России? (Владимир Владимирович Путин)
6) Какие символы страны вы знаете? ( Флаг, герб, гимн)
7)Как называется город в котором мы живем? (Заводоуковск)
8) Какое дерево является символом России? (Берёза)
9) Самая популярная в мире русская игрушка ? (Матрёшка)
2 СТАНЦИЯ «СКАТЕРТЬ – САМОБРАНКА»
Россия гостеприимная страна, всех рада видеть у себя в гостях.
Выберите продукты, которыми вы гостей угостите, да и сами поедите.
(ребята стелют скатерть, и накрывают на стол).
Поочередно берут из корзины съедобные предметы и ставят на поднос.
3 СТАНЦИЯ «РУССКАЯ МАТРЁШКА»
( 3 комплекта матрешек в разобранном виде)
Вот мы с вами и на станции « Русская матрешка», посмотрите перед нами традиционная русская народная игрушка, но кажется, они перепутались между собой, необходимо их собрать.
Ах, матрешечка-матрешка.
Хороша, не рассказать!
Очень любят с тобой детки
В нашем садике играть.
4 СТАНЦИЯ «САПОГИ – СКОРОХОДЫ»
Нужно встать в две колонки. Каждой группе дается по сапогу. Дети передают по цепочке сапог из рук в руки, чья команда быстрей доставит сапог до финиша, чтобы была пара. Можно усложнять передавать над головой, между ног.
5 СТАНЦИЯ «ЗОЛОТЫЕ ВОРОТА»
Под русской берёзкой часто водили хороводы и играли в игры. Давайте и мы сейчас поиграем в русскую народную игру «Золотые ворота».
ИГРА «ЗОЛОТЫЕ ВОРОТА»
После прохождения всех испытаний, дети собираются у центрального входа.
Голос Бабы Яги
Ребята, я и подумать не могла, что вы так быстро и легко справитесь с задачей! Я убедилась, что вы настоящие патриоты своей Родины и очень ее любите. Обещаю, что больше не буду вредничать и красть ваш флаг. В знак нашего примирения поздравляю вас с праздником – с Днём Флага! Ищите его под деревом.
Дети находят под деревом флаг, и возвращают его на место
Ведущий.
Салют, Россия! В будни или в праздник,
Над нами гордо реет полотно;
Всего – три цвета: белый, синий, красный,
А сколько в тех цветах заключено!
Белый цвет – свобода, гордость, слава,
Синий цвет – покров родной страны,
Красный цвет – могучая держава,
Все вместе мы – едины и сильны!
ПЕСНЯ «БЕЛЫЙ, СИНИЙ, КРАСНЫЙ»
Исполняют дети подготовительных групп
Ведущий.
Мы вслед идем за нашими отцами,
Россию славим мы во всех краях.
Российский флаг колышется над нами,
Российский флаг – наш лоцман и маяк!
ФЛЕШ-МОБ «РОССИЙСКИЙ РОДНОЙ ТРИКОЛОР»
(танцуют воспитатели)
Ведущий.
А сейчас в честь праздника мы устроим забег на самокатах вокруг сада.
Дети едут на самокатах, на которых прикреплены российские флажки
Забава. Вот и подошел наш праздник концу. Еще раз поздравляем всех с Днём российского флага!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Родные символы или неофициальные символы России как средство развития представлений о Родине у детей старшего дошкольного возраста ".
Детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.[[{"...
ПРОЕКТ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ «В символах Россию открываю, в символах Россию познаю» Номинация: «Символика России» для детей 4-6 лет
Проект в старшей группе по патриотическому воспитанию ( символы государственности : флаг, герб, гимн)...
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Берёза — символ русской природы и символ России»
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Берёза — символ русской природы и символ России»...
Терренкур «Символы России» как средство формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о символах России.
Патриотическое воспитание детей через игру. Формирование у детей патриотических чувств и любви к своей Родине. Физическое развитие....
Проект "В символах России открываю, в символах России познаю"
Ознакомление с государственными символами....
Проект по познавательному развитию «В символах Россию открываю, в символах Россию познаю»
Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образования. Именно в этот период происходит формирование духовно-нравственной основы ребенка, эмоций,...
ПРОЕКТ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ «В символах Россию открываю, в символах Россию познаю"
Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образования. Именно в этот период происходит формирование духовно-нравственной осно...