Проект «Государственные символы России»
проект

Науменкова Олеся Николаевна

Посвящён решению актуальной задачи организации работы с детьми старшего дошкольного возраста по формированию у них гражданских и патриотических чувств.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_gosudarstvennye_simvoly_rossii.docx30.91 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Государственные символы России» посвящён решению актуальной задачи организации работы с детьми старшего дошкольного возраста по формированию у них гражданских и патриотических чувств.

Содержание

1

Введение

4 - 5

2

Паспорт проекта

6 - 9

3

Заключение

10

4

Библиографический список

11

5

Приложение 1 Организация и проведение мониторинга достижения воспитанниками планируемых результатов

12 - 15

6

Приложение 2 Анкета для родителей

16

8

Приложение 3 Беседы

17- 20

9

Приложение 4 «Есть такая профессия – Родину защищать»

21 - 24

11

Приложение 5 Возложение цветов к мемориальным доскам МБОУ «СОШ №6 города Юрги»

25

12

Приложение 6 Аппликация «Российский флаг»

26 - 28

13

Приложение 7  Коллективная аппликация

«Пока мы едины – мы непобедимы»

29 - 31

14

Приложение 8 Мастер-класс «Герб Российской Федерации

32 - 35

15

Приложение 9 Дидактические игры

36 - 38

16

Приложение 10 Загадки о Родине

39 - 40

17

Приложение 11 Сюжетно-ролевые игры

41 - 42

Введение

«Мы должны строить своё будущее

на прочном фундаменте.

И такой фундамент – патриотизм».

Путин В.В.

Президент Российской Федерации В.В. Путин обращает особое внимание на воспитание патриотов нашей страны. В подписанном президентом Указе о совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания говорится: «Мы должны строить своё будущее на прочном фундаменте, и такой фундамент – это патриотизм». Это уважение к своей Родине и традициям, духовным ценностям наших народов. Это ответственность за свою страну и её будущее. Что дети видят, слышат, что они читают, во многом зависит морально-нравственный климат в обществе в целом.

Патриотизм – это проявление любви не только к сильной и красивой, великой и могучей стране, а также к стране, которая переживает не лучшие времена: непонимание, раздор и военные конфликты. Именно в наше время воспитание чувства патриотизма, гражданственности, ответственности за судьбу своей страны является одной из важнейших задач образования.

Герб, флаг и гимн – самые главные отличительные знаки государства. Они обозначают единство страны, равноправие её народов. В них сохраняется память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость.

В школах с начала учебного года, в рамках внеурочной деятельности,  проводится классный час «Разговоры о важном», на котором детям рассказывают об основных событиях, связанных с историей и культурой России. А также учебные недели в российских школах начинаются с церемонии поднятия флага и исполнения гимна.  

На кругу общения в беседе по теме патриотического воспитания дети поделились информацией об услышанном мероприятии (от старших братьев и сестёр учащихся в школе) о поднятии и спуске флага. Мы, педагоги, предложили  воспитанникам провести такую церемонию, увидели заинтересованность детей и решили продолжить работу по введению новой традиции – торжественному поднятию государственного флага под официальный гимн. И продолжить  эту традицию по преемственности с МБОУ «СОШ №6 города Юрги».

Именно в дошкольном возрасте закладывается основа личности: развивается целостное восприятие окружающего мира, непосредственное эмоциональное отношение к окружающим людям, сочувствие к их нуждам и переживаниям. Здесь начинают развиваться такие черты характера, которые закладывают в основу нравственного и патриотического воспитания: трудолюбие, милосердие, гуманность. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребёнок, чему он удивляется, что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Проект «Государственные символы России» разработан в соответствии с ФГОС ДО.  Направлен на создание условий  по воспитанию патриотических чувств дошкольников. В ходе реализации проекта у дошкольников формируются патриотические чувства и любовь к Родине, чувство гордости за свой народ и уважение к его традициям, воспитание уважительного отношения к государственным символам России. Все мероприятия апробированы и внедрены в практику ДОУ. Проект адресован педагогам дошкольных образовательных учреждений, а также всем, кто интересуется вопросами патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

ПАСПОРТ

проекта «Государственные символы России»

  1. Основные положения

Наименование проекта

«Государственные символы России»

Наименование направления

Патриотическое воспитание

Разработчики проекта

Калинкина Наталья Леонидовна, воспитатель, высшая квалификационная категория
Мазурина Наталья Александровна, воспитатель,  первая  квалификационная категория

Науменкова Олеся Николаевна, воспитатель, высшая квалификационная категория

Участники проекта

Дети старшего дошкольного возраста, родители, педагоги.

Нормативные и стратегические документы

1. Конституция Российской Федерации (статья 13,14,17,19)

2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 06.02.2020) «Об образовании в Российской Федерации»

3. В соответствии с частью 5 статьи 12, пунктом 6 части 3 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», письмом Минпросвещения от 15.04.2022 № СК-295/06 «Об использовании государственных символов Российской Федерации»

4. Федеральный закон от 30.12.2020 № 489-ФЗ «О молодёжной политике в Российской Федерации, Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 года, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р, Основ государственной молодёжной политики РФ на период до 2025 года, утверждённых распоряжением Правительства РФ от 29.11.2014 года № 2403-р, иных нормативных правовых актах РФ, а также нормативных правовых актах Кемеровской области - Кузбасса

5. Приказ Минобрнауки РФ от 17.10.2013 № 1155 (ред. от 21.01.2019) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

6. Постановление Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000г. № 551 «О военно-патриотических молодёжных и детских объединениях»

7. План мероприятий по реализации стратегии развития воспитания в 2021 – 2025гг. (распоряжение Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2020 г. № 2945-р)

Ресурсное обеспечение проекта (информационное обеспечение, материально-техническое обеспечение)

Патриотический уголок, флагшток, дидактический материал, наглядный и демонстрационный материал, аудио и видео аппаратура, интернет-ресурсы, методическая литература, папки-передвижки, анкета для родителей, мультимидийные презентации

Продукт проекта

Методические рекомендации для педагогов дошкольных учреждении «Регламент проведения церемонии поднятия (спуска) Государственного флага РФ в МБДОУ «ДСКВ № 31 «Берёзка»

  1. Цель и задачи проекта

Цель: Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста, формирование нравственных ценностей. Воспитание уважения и гордости к главным символам государства.

№п/п

Наименование задачи

Ожидаемые результаты

1

Формировать у детей представления о России, как о родной стране, о государственном гимне, гербе, флаге.

Формируются представления о родной стране, её истории; дети знают официальные символы современной России:

- Государственный флаг РФ это знак (символ) свободы, независимости и самостоятельности государства. На государственном флаге нашей родины – три цветные полосы, одинаковые по размеру.

Белый цвет – означает мир и чистоту совести.  Синий цвет – означает небо, верность и правду.

Красный цвет – означает отвагу, мужество и героизм.

- Государственный гимн – торжественная патриотическая музыкальная композиция, слова С. Михалкова, музыка А. Александрова. Вызывает гордость и уважение к истории страны, отражает традиции и борьбу её народа.  Присутствующие выслушивают его стоя, мужчины -  без головных уборов. А при поднятии флага РФ присутствующие поворачиваются лицом к нему.

- Герб России представляет собой золотого двуглавого орла на красном фоне. Орёл символизирует власть, господство.

Воспитанники знают, что государственная символика отличает одно государство от другого. Она воплощает историю страны и её настоящее, выражает патриотизм граждан.  

2

Развивать познавательную активность детей, связную речь, обогатить знания детей через изучение государственной символики России.

Развивается познавательная активность детей к истории своего государства; связная речь, обогащаются знания об  официальных символах России.

3

Воспитывать чувство патриотизма, уважительное и бережное отношение к своей стране, гордость за принадлежность к гражданам России.        

У дошкольников формируется уважения к могуществу Российской державы, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну, желание быть патриотом своей Родины.

  1. Актуальность проекта

Мы живём в веке коммуникационно-информационных технологий, где большинство детей уделяют значительную часть своего времени Интернету, компьютерным играм, телевизору и т, д,  Дети всё больше становятся ориентированы на западную культуру и традиции, предпочитают зарубежные мультфильмы, телепередачи и игры отечественным. Растеряна русская культура и традиции. Всё это способствует моральной и нравственной деградации личности.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Воспитание патриотических чувств необходимо начинать с дошкольного возраста, потому что именно на данном этапе формируется личность ребёнка.

Патриотическое воспитание дошкольников – актуальная проблема в условиях современной России. Изменилась не только жизнь, но и мы сами. В течение последних десятилетий радикально переосмыслено само понятие патриотического воспитания дошкольников, его содержание, цели и задачи. Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств  без него человек ущербен, не ощущает своих корней. А почувствует ли он привязанность к родной земле или отдалится от неё, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания.

  1. Целевые группы

№п/п

Наименование группы

Характеристика проблемы

1

Дети подготовительной группы компенсирующей направленности  (6-7 лет)

Дети не имеют достаточного представления о родной стране, о её государственных символах.

2

Родители воспитанников

Недостаточно сформирована система работы с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье. Родители недостаточно компетентны в вопросах воспитания патриотических чувств у дошкольников, не понимают важность развития нравственности в дошкольном детстве.

3

Педагоги ДОО

Самосовершенствование профессионального мастерства, включённого в новую деятельность и введение его в практику работы детского сада.

  1. План реализации проекта

Этапы

Мероприятия реализации

Первый этап –

1 - 15 сентября 2022г.

Теоретико-методологический и подготовительно-организационный этап

-  Научно-практическое обоснование

-  Анализ кадрового или материально технического обеспечения

- Диагностика

- Анкетирование родителей

Второй этап –

16 сентября – 25 ноября 2022 г.

Практический этап

Организация и модернизация деятельности:

- Беседы с детьми и родителями

- Дидактические игры:

«Герб России», «Официальные символы России», «Неофициальные символы России», «Флаг России», «Профессии», «Кому,  что нужно для работы», «Русские матрёшки»

- Сюжетно-ролевые игры:

«Моряки», «Пограничники», «Мы солдаты»

- Аппликация «Российский флаг», коллективная работа «Пока мы едины – мы непобедимы»

- Гражданско-патриотическая акция «Мой флаг»

- Встреча с офицером ……….

- Экскурсия в МБОУ «СОШ №6 города Юрги». – Проведение мониторинга

Разработка:

Методические рекомендации для педагогов ДОУ и регламент поднятия флага в ДОУ.

Третий этап –

26 – 30 ноября 2022г.

Обобщающий этап

Систематизация материалов по патриотической направленности

Представление и распространение

опыта:

-МБДОУ «ДСКВ №31 «Берёзка»

- Муниципальный конкурс «Лучший педагогический проект»

Заключение

Сегодня вопросы патриотического воспитания дошкольников снова становятся актуальными и приоритетными, их основой служит преемственность поколений и национальная культура.

Постепенно благодаря систематической, целенаправленной работе дошкольники приобщаются к тому, что поможет им стать людьми ответственными, с активной жизненной позицией, чувствующими причастность к своей Родине, её истории, традициям, уважающими Отечество, готовыми к выполнению своих гражданских обязанностей.

Во многом этому способствовало взаимодействие с родителями. Свою работу с ними мы строили на основе сотрудничества и доверия. По результатам анкетирования родителей отмечается, что они осознали актуальность нравственно-патриотического воспитания.

Итоги проведённой работы позволяют сказать, что у нас создана и внедрена в педагогическую деятельность в МБДОУ «ДСКВ №31 «Берёзка» система работы по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста. В результате этого у детей повысилась познавательная активность, были сформированы представления о своей Родине, о её государственных символах.  Планируется выучить с детьми гимн РФ.

Считаем, что реализация проекта «Государственные символы России» результативна, поэтому на этом работа по воспитанию патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста не заканчивается, она будет продолжаться в работе с семьёй, потому что любовь к Родине начинается с семьи. А также, пополняя данный проект новыми технологиями, методами и педагогическими приёмами, в перспективе дальнейшего развития  проекта передаём традицию по поднятию и спуска государственного флага РФ  воспитанникам старшего возраста.

Библиографический список

  1. Васильевой М.А., Гербовой В.В., Комаровой Т.С. Комплексная диагностика уровней освоения «Программы воспитания и обучения в детском саду»: диагностический журнал. Подготовительная группа / авт.-сост. Н.Б. Вершинина. – Волгоград: Учитель, 2014.-40 с.
  2. Ветохина А.Я., Дмитриенко З.С. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов. – СПб.: «ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2021. – 192 с.
  3. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. (Подготовительная группа.) – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2011.-96с.
  4. Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников: методическое пособие – М.: ТЦ Сфера, 2016. – 124 с.
  5. Новицкая М.Ю. Мониторинг патриотического воспитания в детском саду и начальной школе: методическое пособие – М.: Дрофа, 2016. – 260 с.
  6. Поздняковой Е.А. «Гражданское воспитание в дошкольном образовательном учреждении: планирование, разработки занятий и мероприятий» / авт.-сост. Е.А. Позднякова. - Волгоград: Учитель, 2008.- 148 с.

Электронные ресурсы

  1. Источник https://www.maam.ru/detskijsad/patrioticheskii-proekt-simvoly-rosi-dlja-detei-starshego-doshkolnogo-vozrasta.html
  2. http://doshkolnik.ru/patriotizm/19086-pedagogicheskiiy-proekt-gosudarstvennaya-simvolika-rossii.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект в подготовительной группе "Государственные символы России"

В проект включена диагностика, НОД по теме проекта, дидактический материал, фототчет по проделанной работе...

проект "Государственные символы России"

Проект "Государственные символы России" посвящен проблеме формирования у детей чувства патриотизма, любви и преданности своей Родине....

Проект «Государственные символы России»

laquo;Патриотизм — это нравственная категория, которая ставит личность на более высокий уровень существования...

Проект "Государственные символы России"

Познавательный, творческий проект для детей старшего дошкольного возраста...

Педагогический проект "Государственные символы России"

Цель проектаВоспитывать уважение к своему народу, любовь к Родине, гордость за неё, уважительное отношение к Государственным символам РФ.                ...