Формы вовлечения родителей в образовательную деятельность ДОУ в условиях ФГОС ДО
консультация
консультация для педагогов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formy_vovlecheniya_roditeley_v_obrazovatelnuyu_deyatelnost_dou_v_usloviyah_fgos_do.docx | 19.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор: КОНОВАЛОВА НАТАЛЬЯ ВИКТОРОВНА
Формы вовлечения родителей в образовательную деятельность ДОУ в условиях ФГОС ДО
С введением в действие Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, который разработан на основе Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации с учётом Конвенции ООН о правах ребёнка.
В условиях реализации новых нормативно-содержательных подходов перед дошкольным образованием поставлены целевые ориентиры, предполагающие открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с родителями. Родители являются активными участниками образовательного процесса, а не просто сторонними наблюдателями.
- взаимодействия ДОУ с родителями являются установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника, объединение усилий для развития и воспитания детей; создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки, активизация и обогащение воспитательных умений родителей; поддержка их уверенности в собственных педагогических возможностях [2, ч. I п. п. п. 9].
Немаловажную роль в процессе становления открытости играют родители, которые являются основными социальными заказчиками ДОУ. И взаимодействие педагогов с ними просто невозможно без учета интересов и запросов семьи [1].
Проблема вовлечения родителей в единое пространство детского развития в ДОУ решается в трех направлениях:
- повышение педагогической культуры родителей,
- вовлечение родителей в деятельность ДОУ,
- совместная работа по обмену опытом.
Перед нами была поставлена цель: сделать родителей активными участниками педагогического процесса, оказав им помощь в реализации ответственности за воспитание и обучение детей.
В нашем ДОУ мы стараемся вести работу с родителями с дифференцированным подходом, учитываем социальный статус, микроклимат семьи, родительские запрос и степень заинтересованности родителей деятельностью дошкольным учреждением, повышаем культуру педагогической грамотности семьи [4].
Семья и детский сад тесно взаимосвязаны между собой, что даёт ребёнку определенный социальный опыт [3].
В своей работе мы применяем различные формы и методы взаимодействия с семьями воспитанников. Это «круглые столы», беседы, дискуссии, конкурсы, выставки, участие родителей в образовательной деятельности, кружки, встречи с интересными людьми, праздники и развлечения, дни открытых дверей, походы, мастер-классы, «семейные гостиные».
Непосредственно - образовательная деятельность – это вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада. Родители, члены семьи могут значительно разнообразить жизнь детей в дошкольном учреждении, внести свой вклад в образовательную работу. Это может быть эпизодическое мероприятие, которое по силам каждой семье: помочь в оснащении педагогического процесса.
Очень эффективная форма работы с родителями это конкурсы. Они не остаются равнодушными: собирают рисунки, фотографии, готовят вместе с детьми интересные поделки. Это помогает лучше узнать наших воспитанников. Регулярно проходят конкурсы: «Новогодняя игрушка», «Кормушек», «Герб моей семьи», «Рукавичка», «Снеговик», «Осенние фантазии» и др. Родители и дети не остаются без поощрения за каждый конкурс они имеют награду.
Взаимодействие с семьями воспитанников является одним из главных условий развития личности ребенка. И для того чтобы привлечь семью к участию в делах группы и детского сада, чтобы стать партнерами и единомышленниками в воспитании детей, использую разнообразные формы работы, например, привлечение родителей к участию проектов, таких как «Корабль», «Береза- символ России», «По безопасности» и другие.
В современных условиях детского сада трудно обойтись без поддержки родителей. Именно поэтому многое у нас сделано руками пап и мам наших детей. Они помогли нам изготовить пособия для занятий по обучению грамоте и математике, нарисовали красочные картины, помогли оформить прогулочные участки, принимают участие во всех мероприятиях детского сада и района.
Другая эффективная форма работы с родителями – семейный клуб. Мы создали «родительскую гостиную» целью, которой являлось формирование родительского коллектива в группе детского сада, получение позитивного опыта, интересного общения родителей и педагогов, создание хорошего микроклимата, снятие у родителей тревожности, устранение недосказанности и неопределённости среди родителей, применение необходимой методики для установления контакта с родителями.
Праздники, утренники, спортивные мероприятия. К данной группе форм относятся проведение педагогами нашего дошкольного учреждения таких традиционных совместных праздников- это «Встреча Нового года», «Масленица», «Праздник мам», «Лучший папа», «Папа, мама, я — дружная семья», «Праздник урожая» и др. Такие вечера помогают создать эмоциональный комфорт в группе, сблизить участников педагогического процесса. Родители могут проявить смекалку и фантазию в различных конкурсах. Они выступают в роли непосредственных участников: играют роли, читают стихотворения, рассказывают интересные истории и т. д.
На сегодняшний день в современных условиях для нас остаётся особо значимым воспитание культуры здоровья у детей: осознанного отношения к здоровью, умения его оберегать, поддерживать и сохранять; формирование компетентности, позволяющей самостоятельно и эффективно решать задачи ЗОЖ и безопасного поведения, а также привлечение родителей к решению этой проблемы.
В систему физкультурно-оздоровительных мероприятий включили «День здоровья», как эффективную и активную форму работы с детьми и, что очень важно, с их родителями. Мы приглашаем родителей принять участие в спортивных соревнованиях таких как, «Папа, мама, я - спортивная семья», «Веселый Клепа», «Весёлые старты».
Эмоции, возникающие при проведении мероприятия, воспоминание о нём, объединяет больших и маленьких. Происходит приобщение к здоровому образу жизни; осуществляется индивидуальный подход к каждому ребёнку; привлекаются родители к совместным усилиям по оздоровлению детей.
- с родителями мы организуем экскурсии и походы в лес. У них появляется возможность побыть с ребёнком в необычной среде, завлечь, заинтересовать личным примером. Поход заключается не только в посещении леса и знакомства с окружающей природой, но и в знакомстве с приготовлением пищи на костре, такой как брусничный чай из самовара и печеной картошки. Из этих походов дети возвращаются обогащенными новыми впечатлениями о природе, о насекомых, о своём крае. Затем увлечённо рисуют, делают поделки из природного материала.
Ближние и дальние прогулки, походы, экскурсии расширяют кругозор ребенка, воспитывают любовь к природе и родному краю, укрепляют здоровье ребенка, развивают его физические силы, стимулируют находчивость и смекалку.
Дискуссию по проблеме умственного воспитания детей хорошо провести с родителями подготовительной группы, заранее пригласив специалистов: учителей начальных классов, психолога, воспитателей подготовительной группы. В нашей группе проводила беседу бабушка одного из воспитанников – Крюкова Валентина Васильевна, которая является педагогом с большим стажем. Она подробно познакомила, какие программы в школе существуют или как игры способствуют умственному развитию детей, воспитывают их нравственные качества, заинтересовывают неусидчивых детей, помогают в подготовке к школе, ответив на вопросы каждого из родителей.
«Мастер-классы для родителей» - одна из наиболее эффективных форм работы с семьёй, которая позволяет реализовать потребность в установлении взаимопонимания между педагогами и родителями в пространстве ДОУ, обмениваться эмоциями, знаниями, опытом так, чтобы воспитатель не навязывал свою точку зрения, а давал возможность каждому родителю принять активное участие в обсуждении актуальных проблем. Положительный эффект дает мастер-класс, проводимый самими родителями. Огромную инициативу проявила одна из родительниц – Николаева Оксана Александровна, которая на протяжении нескольких лет прививает эстетический вкус и умение делать различные поделки из любого материала.
Активно с родителями принимаем участие в акции «Посади дерево» , которая приобщена к празднику Победы Великой Отечественной войны, что развивает в детях трепетное отношение к героям войны , природе , и развивает чувство патриотизма.
Работа по внедрению инновационных форм взаимодействия с семьей в педагогический процесс на данный момент еще не закончена, но мы уже видим результаты: дети начинают с гордостью и уважением относиться к своим родным, а родители благодаря взаимодействию с воспитателями и участию в жизни детского сада приобретают опыт сотрудничества, как со своим ребёнком, так и с коллективом педагогов и родителей ДОУ. А мы, воспитатели, получаем бесценную информацию о детско- родительских отношениях в семье, в которых кроются причины многих детских проблем. Семья и детский сад не могут заменить друг друга; у каждого из них свои функции свои методы воспитания. Им надо научиться взаимодействовать в интересах ребенка. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение мы должны помочь родителям не допустить ошибок в нелегком труде - в воспитании детей.
Список использованной литературы
#1041;ерезина В.А, Виноградова Л.И. Волжина О.И. Педагогическое сопровождение семейного воспитания: Программы родительского всеобуча. С.-Пб.: Каро, 2005 .
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
#1052;ихайлова-Свирская Л.В.Работа с родителями. - М.;Просвещение,#1089;
4. Дронь А. В., Данилюк О. Л. Взаимодействие ДОУ с родителями
дошкольников. Санкт-Петербург. Детство-Пресс, 2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Основы ФГОС ДО: вовлечение родителей в образовательную деятельность детского сада на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семей
Работа с родителями...
Формы вовлечения родителей в образовательную деятельность ДОУ в условиях ФГОС
Основной целью является вовлечение семьи в единое образовательное пространство. Мы работаем над решением следующих задач: - установить партнерские отношения, учитывая личностно -ориентированный подход...
Создание условий для активного вовлечения родителей в образовательную деятельность ДОО
Одной из задач, на решение которой направлен Стандарт, является обеспечение психолого- педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития...
«Создание условий для активного вовлечения родителей в образовательную деятельность»
laquo;Создание условий для активного вовлечения родителей в образовательную деятельность»...
Вовлечение родителей в образовательную деятельность через нетрадиционные формы взаимодействия с семьей
Задачи, стоящие сегодня перед системой образования, повышают ответственность родителей за результативность учебно-воспитательного процесса в каждом ДОУ, так как именно родительская общественность непо...
Проектная деятельность как форма вовлечения родителей в образовательный процесс детского сада
Детский сад – первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение....
“Создание условий для активного вовлечения родителей в образовательную деятельность ДОУ в соответствии с ФГОС”
Семья и детский сад – два важных социальных института, при этом их воспитательные функции различны. Только в условиях грамотного сотрудничества педагогов и родителей возможно реализовать единые...