Основы ФГОС ДО: вовлечение родителей в образовательную деятельность детского сада на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семей
статья на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №7
Общеобразовательного вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей
Основы ФГОС ДО: вовлечение родителей в образовательную деятельность детского сада на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семей
Исполнитель:
Хисамутдинова Гульнара Минзабировна
воспитатель
Основы ФГОС ДО: вовлечение родителей в образовательную деятельность детского сада на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семей
«От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».
В.А. Сухомлинский
При знакомстве родителей с ФГОС ДО я особо обратила внимание на пункт Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, в котором указывается, что должны быть созданы условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагающие: взаимодействие с родителями по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив.
Ни для кого не секрет, что в общении педагогов с родителями преобладает монологическая ориентация. От такого общения родитель мало идет на контакт с педагогом. Традиционные формы взаимодействия с семьей представлены: коллективными, индивидуальными и наглядно-информационными формами: родительские собрания, конференции, консультации, беседы, тематические выставки, посещение семей на дому.
Таким образом,совместно с родителямимы сделали вывод, что во ФГОС уделяется особое внимание по взаимодействию с родителями в вопросах образования и воспитания ребенка, признание государством приоритета семейного воспитания, требует иных взаимоотношений и образовательного учреждения и семьи, а именно сотрудничество, взаимодействие и доверительности. Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка.
Родители недоумевали, что они и так принимают участие в жизни группытеатральные представления, сопровождение детей во время прогулок, экскурсий и походов; участие в «Днях открытых дверей», « Днях здоровья», субботниках, выставках, совместных праздников и досугах, выпуск семейных газет, совместные проекты). Из беседы, родители сделали вывод, что инициатива всегда исходила от педагога и детей.
Совместно с родителями на родительском совете мы решали, как можно использовать потенциал семьи в образовательном процессе. Родители долго обсуждали данный вопрос и пришли к единому мнению, чтоинтересно было бы знакомить детей с увлечениями родителей и активно вовлекать детей непосредственно в данный процесс. Данную форму работы назвали «Учимся, развиваемся вместе». Основная идея данной деятельности – превратить интерес детского сада к образовательно-воспитательному процессу в интерес семейный, сплотить не только детскую группу, но и помочь родителям проявить свою инициативу.
Хочу отметить, что данная деятельность позволяет реализовать все основные культурные практики, такие как сюжетная игра, игра с правилами, продуктивная деятельность, познавательно- исследовательская деятельность. Каждый вид деятельности оставляет свой «предметный след», итогом становится конкретный игровой предмет, поделка.
Положительной стороной подобной формы является то, что участникам не навязывается готовая точка зрения, их вынуждают думать, искать собственный выход из сложившейся ситуации.
В дальнейшем родители приняли активное участие.
Одна из мам увлекается изготовлением изделий из фетра и ей хотелось познакомить детей с этим замечательным материалом. Она провела достаточно объемную работу, подготовив презентацию о фетре, принесла изделия, изготовляемые из фетра, подготовила собственную коллекцию поделок и провела мастер-класс с детьми по изготовлению браслета.
Другой маме тоже захотелось показать, чем они увлекаются вместе со своей дочерью, это выпечка различных кондитерских изделий. И мама хотела пригласить ребят поучаствовать в этой увлекательной деятельности. Она показала мастер-класс на примере изготовления песочного печенья. В ходе показа мама не только комментировала, из каких продуктов делается тесто, но и знакомила с происхождением и свойствами муки и теста.
Другая мама, узнав о проведении таких интересных мероприятий, тоже решила показать своё увлечение- изготовление кукол. Она провела мастер-класс со всеми мамами нашей группы. Познакомив в крации об истории возникновения кукол. Дети и родители были увлечены изготовлением кукол, и почти каждый нашёл сходство куклы со своим ребёнком.
Другая мама любит шить одежду своим детям, и предложив показать пример шитья одежды для кукол, провела интересный показ. При этом рассказав о процессе последовательных действий при шитье (снятие мерок, постройка чертежа выкройки, раскрой, скраивание, шитьё).Дети с большим интересом наблюдали за процессом и сама мама была в восторге от проведенной работы.
Когда в группе проводилась выставка кормушек, то один из пап предложил показать детям процесс изготовления кормушки, т.к папа любит в свободное время мастерить. Папа спрашивал, для чего нужны кормушки, рассказал из какого материала можно изготовить, и показал последовательность изготовление кормушки.
Ещё одной инициативой наших родителей было рассказать не только об их увлечениях, но и знакомить с увлечением их бабушек и дедушек, и с семейными традициями. Данную форму мы назвали «Этнографические экспедиции».
Этнографические экспедиции -это поездка семьи (взрослым вместе с детьми) к родственникам с целью сбора и записи информации о семейных традициях, обычаях, а также предметов быта.
Так одна из наших семей группы посещает свою прабабушку, и у них есть традиция устраивать по выходным чаепитие. Прабабушка рассказала о своём детстве, о своих родителях, о своих увлечениях. Прабабушка любит вязать носки и коврики и хотела бы, чтобы её правнучка тоже научилась этому ремеслу. Потом ребенок рассказал о своей прабабушке ребятам.
В процессе работы с родителями они понимают, что их вовлечение и заинтересованное участие в образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка и что дети также учатся гордиться своими родственниками.
Эти формы работы помогают не только решать воспитательные и образовательные задачи, но и выявлять лидеров среди родительского сообщества или людей компетентных, заинтересованных, активных и т. д.
На сегодняшний момент те формы, которые применяются у нас в детском саду, зарекомендовали себя положительно и дали хороший результат, видно что позиция родителей стала более гибкой. Теперь они ощущают себя более компетентными в управлении ДОУ и в воспитании детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
тридцать девять идей вовлечения родителей во взаимодействие с детским садом
Использование разнообразных видов деятельности создают возможности для сотрудничества родителей и воспитателей....
39 ИДЕЙ ДЛЯ ВОВЛЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ДЕТСКИМ САДОМ
Методические рекомендации для педагогов детского сада...
39 ИДЕЙ ДЛЯ ВОВЛЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ДЕТСКИМ САДОМ
Методические рекомендации для педагогов детского сада...
Вовлечение родителей в жизнь группы детского сада (старший возраст)
Взаимодействие воспитателей с родителями ,как заинтересовать их, чтобы они активно участвовали в воспитании своего ребенка, помогали воспитателям и детскому саду....
Вовлечение родителей в жизнь группы детского сада (старший возраст)
Взаимодействие воспитателей с родителями ,как заинтересовать их, чтобы они активно участвовали в воспитании своего ребенка, помогали воспитателям и детскому саду....
Особенности поддержки игры в образовательной деятельности детского сада.
Ребенок раннего возраста в игре в основном манипулирует с предметами, далее происходит использование предметов-заместителей в игре, появляется символическая игра, простые сюжеты, затем (начиная со вто...
Взаимодействие с родителями по образованию детей при непосредственном вовлечении их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных и
Пример плана работы с родителями в группе старшего дошкольного возраста...