“Создание условий для активного вовлечения родителей в образовательную деятельность ДОУ в соответствии с ФГОС”
статья
Семья и детский сад – два важных социальных института, при этом их воспитательные функции различны. Только в условиях грамотного сотрудничества педагогов и родителей возможно реализовать единые педагогические требования и принципы, которые помогут воспитать Личность. Совместная работа семьи и детского сада должна способствовать счастливому проживанию ребенком дошкольного детства, закладыванию основ будущего счастливого взрослого. Сотрудничество предполагает не только взаимные действия, но и взаимопонимание, взаимоуважение, взаимодоверие. Активная совместная работа педагогов и родителей позволяет лучше узнать друг друга, способствует более качественным взаимоотношениям.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №10 г. Азова
Управленческий проект
“Создание условий для активного вовлечения родителей в образовательную деятельность ДОУ в соответствии с ФГОС”
Автор: заведующий Е.В.Усенко
г. Азов
Содержание.
- Методический паспорт проекта стр. 3-5
- Актуальность, принципы стр. 6-8
- Содержание проекта стр. 9-16
- Заключение стр. 17
Методический паспорт проекта
Тема | “Создание условий для активного вовлечения родителей в образовательную деятельность ДОУ в соответствии с ФГОС” |
Адресация проекта | Заведующие и заместители заведующий дошкольных образовательных организаций, директора школ. |
Автор проекта | заведующий МБДОУ №10 г. Азова”, стаж в должности заведующего 13 лет, аттестована на соответствие занимаемой должности. |
Целевая аудитория | Педагоги, родители |
Типовые особенности проекта | Вид проекта : комплексный. Тип проекта : информационно – практико – ориентированный. Продолжительность: долгосрочный. |
Цель и задачи проекта | Цель проекта: создание условий для активного вовлечения родителей в образовательную деятельность ДОУ. Задачи:
|
Ресурсы проекта | – Требования к уровню компетенций педагогов, родителей – Доступ сети Интернет |
Планируемые результаты новой философии взаимодействия педагогов с родителями | Во-первых, это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей. Родители уверены в том, что ДОУ всегда поможет им в решении педагогических проблем и в то же время не навредит, так как будут учитываться мнения семьи и предложения по взаимодействию с ребенком. Педагоги заручаются пониманием и помощью со стороны родителей в решении проблем. Во – вторых, это учет индивидуальности ребенка. Педагог, постоянно поддерживая контакт с семьей, знает особенности, привычки своего воспитанника и учитывает их при работе, что, в свою очередь, ведет к повышению эффективности педагогического процесса. В – третьих, это возможность реализации единой программы развития ребенка в ДОУ и семье. В – четвертых, в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых и осуществляется данное взаимодействие. |
«От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».
В.А.Сухомлинский
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит перед детским садом задачу ” обеспечения психологической поддержки семьи и повышения компетентности родителей ( законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей”, ориентирует на тесное взаимодействие с семьями воспитанников и предполагает участие родителей в образовательной деятельности ДОУ.
Семья и детский сад – два важных социальных института, при этом их воспитательные функции различны. Только в условиях грамотного сотрудничества педагогов и родителей возможно реализовать единые педагогические требования и принципы, которые помогут воспитать Личность. Совместная работа семьи и детского сада должна способствовать счастливому проживанию ребенком дошкольного детства, закладыванию основ будущего счастливого взрослого. Сотрудничество предполагает не только взаимные действия, но и взаимопонимание, взаимоуважение, взаимодоверие. Активная совместная работа педагогов и родителей позволяет лучше узнать друг друга, способствует более качественным взаимоотношениям.
Принимая во внимание актуальность данной проблемы, исходя из существующих условий в ДОУ перед руководителем стоит задача создания коллектива единомышленников, который подчиняется формуле ” Детский сад + Семья = Счастливый Ребенок”. Современная дошкольная образовательная организация способна решить наиважнейшую задачу: уравнять потребности семьи в воспитании и образовании ребенка и возможности. Сняв тем самым противоречия в семье не имеющей нужных педагогических знаний. Для решения этой задачи необходим компетентный,”идущий в ногу” коллектив педагогов.
Анализ деятельности ДОУ и существующих в нем условий свидетельствует о необходимости нововведений в сотрудничество с родителями. Необходима разработка и внедрение системы работы для активного включения родителей в жизнь ДОУ. Все это позволило рассматривать работу с родителями в качестве одной из проблем деятельности МБДОУ ” Детский сад им. Ю.А.Гагарина” на современном этапе модернизации системы образования.
Данный проект дает возможность обеспечить не только общественный характер управления дошкольной организацией, но и создать партнерскую среду для родителей и педагогов обеспечивающую соответствие ФГОС ДО. Ребенок станет ведущим субъектом внимания, а взаимоотношения взрослых – эмоционально ровными, взаимно приемлемыми, свободными независимыми, но содружественно – конструктивными.
В основу разработки проекта положены следующие принципы:
– целенаправленность – необходимо наличие цели, которая представляет собой идеал взаимодействия семьи и детского сада и его предполагаемый результат;
– научность – выстраивание содержания проекта на научной основе ( труды других);
– последовательность – постепенное воздействие на родителей и педагогов с учетом индивидуальных особенностей;
– гуманизм– уважение всех участников проекта;
– систематичность– влияние на педагогов и родителей осуществляется через систему целей, методов, факторов.
Подходы :
– знаниевый подход, в котором главное внимание уделяется отбору используемых материалов;
– деятельностный, который дает возможность участникам проекта овладеть способами самостоятельного получения знаний и их применения ;
– культурологический, в котором приоритетным выступает конструирование содержания проекта на основе социального опыта его участников;
– компетентностный, предполагающий в качестве критерия отбора содержания проекта те знания, овладение которыми дает возможность участникам проекта решать актуальные для них социальные и жизненные проблемы, овладевать необходимыми практиками.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА
Этапы | Формы работы | Задачи | Срок реализации |
I этап – подготовительный | Изучение передового педагогического опыта детских садов Смоленской области, России | Сбор, анализ информации для разработки модели партнерского взаимодействия ДОУ с родителями воспитанников. | 2 половина 2022-2023 учебного года |
Анализ образовательного процесса с точки зрения современных требований; | Сбор, анализ информации для разработки модели партнерского взаимодействия ДОУ с родителями воспитанников. | 2 половина 2022-2023 учебного года | |
Изучение теории и практики использования новых форм взаимодействия с родителями в соответствии с требованиями ФГОС | Сбор, анализ информации для разработки модели партнерского взаимодействия ДОУ с родителями воспитанников. | 2 половина 2022-2023 учебного года | |
Формирование «Почты доверия» для выявления актуальных вопросов, волнующих родителей, по образованию детей . | Обеспечить родителям возможность делиться своими мыслями с педагогами в условиях нехватки времени. | 2 половина 2022-2023 учебного года | |
Подбор методической литературы по взаимодействию с родителями; | Обеспечить научно- методическую основу проекта. | 2 половина 2022-2023 учебного года | |
Переработка локальных актов ДОУ ( положений, инструкций и т.д.) | Обеспечить соблюдение законодательства в области образования в ДОУ. | 2 половина 2022-2023 учебного года | |
Разработка новых ( положение об Управляющем совете ДОУ, положение о взаимодействии с родителями ( законными представителями) ). | Обеспечить соблюдение законодательства в области образования в ДОУ. | 2 половина 2022-2023 учебного года | |
Утверждение локальных актов и согласование с соответствующими органами управления ДОО. | Обеспечить соблюдение законодательства в области образования в ДОО. | 2 половина 2022-2023 учебного года | |
I этап – практический | 1. Работа с педагогами.
| Повысить компетентность педагогов по вопросам взаимодействия с семьей. Разработать формы и методы взаимодействия с родителями. | 2022-2023учебный год |
2. Взаимодействие с родителями. – педагогический мониторинг, позволяющий выявить возможности участия каждого родителя в педагогическом процессе ДОО (анкетирование); – педагогическая поддержка родителей (организация лекций, дискуссий, открытой организованной образовательной деятельности, маршрутов выходного дня) ; – педагогическое образование родителей (организация клубов интересных встреч, творческих и исследовательских проектов, тематических встреч, библиотеки для родителей); – родительские собрания в форме диспутов, дискуссий, деловых игр; – организация родительских клубов по интересам ” Мое солнышко”, “Мы знаем как любить ребенка!”,” За здоровьем всей семьей!” и др. ; – организация совместных игровых тренингов ( родители + педагоги); – систематическое проведение дней открытых дверей для семей воспитанников (мамы, папы, бабушки, дедушки); – обобщение опыта участия родителей в жизнедеятельности детского сада; – организация и руководство совместной деятельности детей и родителей (конкурсы, досуги, акции) в соответствии с разработанной системой работы; – организованная образовательная деятельность, проводимая родителями ( под руководством педагога) ” Вхождение в профессию“; – руководство совместными проектами («Люди в белых халатах»), создание Леп-буков различной тематики (“Крошка-Картошка”,”Мой дедушка” и др.); – организация посещений семей на дому (по согласованию с родителями) ” Здравствуйте, я ВАША тетя!” – организация выставок детских работ, изготовленных вместе с родителями («Золотая осень»- нетрадиционные способы изодеятельности, «Новогодняя игрушка своими руками»); – участие родителей в экскурсиях (в библиотеку, к памятнику павшим воинам, парк и т.д.); – организация акций (“Птичий домик”, “Аллея славы” ” Память”) ; – обеспечение участия родителей в подготовке и проведении праздников, досугов; – руководство оформлением фотовыставок («Зимние забавы», ” Как мы провели лето!” и т.д.); – слайд-шоу «Наша жизнь в детском саду»; – стенгазеты («Мы вместе»); – контроль за содержанием информационных стендов в группах, информационные стенды в холлах ДОО; – организация “Умной почты”. 3.Совершенствование развивающей среды. – создание локальной сети Интернет, Wi-Fi, обеспечение педагогов компьютерами; – обновление стендов для размещения информации; – предоставление в необходимом объеме расходных материалов при проведении акций ” (“Лучшая территория группы”, ” Аллея славы” и т.д.); – приобретение методической и информационной литературы по проблеме взаимодействия. Анкетирование родителей по проблеме удовлетворенности работой ДОУ. |
Выявить возможности участия каждого родителя в педагогическом процессе ДОУ. Повысить педагогическую компетентность родителей. Реклама деятельности ДОУ, педагогическое просвещение родителей. Вовлечение родителей в процесс образования детей согласно задачам учреждения, применяя различные принципы, методы и формы. Предоставить родителям возможность погрузиться в работу педагога; способствовать повышению престижа профессии педагога ДОУ. Объединить усилия родителей и педагогов Снизить тревожность при адаптации детей, повысить доверие родителей к педагогу , соблюдать единый подход к созданию развивающей среды дома и в ДОУ; Укрепление контакта детей и родителей. Объединить усилия родителей и педагогов. Родителям как активным участникам, предоставляется возможность показать ребёнку личный пример положительного отношения к природе, памяти подвига дедов и т. д. Привлекать родителей качестве актеров, костюмеров, режиссеров, сценаристов. Реклама работы коллектива ДОУ. На них отражаются наиболее важные события – праздники и развлечения, дни рождения детей, походы и экскурсии, встречи гостей, интересные занятия, конкурсы, продукты коллективного детского творчества, сочинения детей. При необходимости эти стенды легко превращаются в тематические: «Что такое безопасность?», «Еще раз о правах ребенка» и т. п. С помощью сети Интернет педагоги имеют возможность по запросу родителей сообщать им тематику занятий в группе и рекомендовать литературу для детей не посещающих ДОУ по какой- либо причине . В результате не нарушается систематичность образовательного процесса. Обеспечить педагогам и родителям возможность использования сети Интернет для взаимодействия. Обеспечить доступность наглядной информации. Создать условия для участия родителей в совершенствовании развивающей среды. Пополнить библиотечный фонд ДОУ. Подвести итоги реализации проекта | 2022-2023 учебный год |
III этап – аналитический | |||
Экспресс-диагностика применяемая сразу после проведения того или иного мероприятия. | Подвести промежуточные итоги реализации проекта | 2022-2023учебный год | |
Книги отзывов. | Подвести промежуточные итоги реализации проекта | 2022-2023 учебный год | |
Изучение материалов самоанализа педагогов. | Подвести итоги реализации проекта | Апрель-май 2023 года | |
Организация тематической проверки групп по проблеме взаимодействия педагогов с родителями | Подвести итоги реализации проекта | Май 2023г. |
Заключение.
Взаимодействие ДОУ и семьи будет конструктивным, если оно опирается на результаты изучения потребностей и интересов семьи. Ключевой идеей представленных в проекте форм и методов создания условий для организации полноценного и плодотворного взаимодействия ДОУ и родителей является объединение детей, родителей и педагогов в одно целое. В МБДОУ ” В МБДОУ 3 10 г. Азова получен высокий результат в итоге реализации данного проекта. Можно констатировать полное взаимодействие педагогов и родителей в образовательном процессе ДОУ ( по данным внутри садового мониторинга и Независимой оценки качества образования 98% родителей являются активными участниками образовательного процесса в ДОУ).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формы вовлечения родителей в образовательную деятельность ДОУ в условиях ФГОС
Основной целью является вовлечение семьи в единое образовательное пространство. Мы работаем над решением следующих задач: - установить партнерские отношения, учитывая личностно -ориентированный подход...
Создание условий для активного вовлечения родителей в образовательную деятельность ДОО
Одной из задач, на решение которой направлен Стандарт, является обеспечение психолого- педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития...
«Создание условий для активного вовлечения родителей в образовательную деятельность»
laquo;Создание условий для активного вовлечения родителей в образовательную деятельность»...
Доклад "Создание условий для активного вовлечения родителей в образовательную деятельность ДОУ"
Доклад на педсовете....
Паспорт управленческого проекта «Создание условий для активного вовлечения родителей в образовательную деятельность ДОУ»
Цель реализации проекта: создание и внедрение эффективной модели взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с родителями как средство повышения качества образования.Основные задачи:1. Разр...